Как владельцам бизнесов балансировать в многополярном мире

В предыдущей статье «Многополярный мир: 4 сценария развития IT-отрасли» я рассказывал о сценариях развития бизнеса в многополярном мире. А сегодня поделюсь своим видением, как владельцы IT-решений и бизнеса могут сбалансировать и сочетать свои локальные потребности и глобальную эффективность в многополярном мире с дружественными и нейтральными к России странами.

Глобальные и локальные компромиссы для бизнеса и IT

Прежде чем организовывать новую модель, IT и бизнес должны прийти к общему пониманию стратегических бизнес-приоритетов и ограничений своей компании, а также определить вероятностные компромиссы между стандартизацией и дифференциацией, исходя из условий, описанных в первой части сценарного планирования.

Движущие силы глобальной стандартизации все еще будут продолжать держать вектор на сохранение единого подхода и включать в себя:

  • Эффекты масштаба и экономическую эффективность. Бум цифровых «аборигенов» уже продемонстрировал, как предприятия, основанные на единой глобальной платформе, могут масштабироваться с минимальными предельными затратами. Несмотря на восходящий тренд деглобализации, IT-продукты все же будут стараться удерживаться на старых бизнес-экономических правилах.
  • Упрощение. Неважно, в каком блоке ваш бизнес находится или взаимодействует в сетевом и прочих сценариях. Придерживаться стандартизации – значит помогать локальным организациям упростить или интегрировать процессы, продукты, связывающие внутренние операции в разных регионах.

К примеру, внедряя отечественные IT-продукты, стоит помнить, что российский IT-бизнес приходит в Азию на конкурентный рынок и возможной целью вытеснить текущих западных конкурентов с локального рынка, но не на замещение, как это происходит на российском рынке. Любой рынок даже в дружественном блоке всегда будет смотреть в сторону конкуренции со стороны враждебного России блока. И здесь как раз придется учитывать унификацию, легкую адаптацию, бесшовную интеграцию и простоту использования с позиции клиентского опыта.

  • Последовательность. Предоставление единых IT-решений в разных странах может повысить ценность для конечных клиентов или бенефициаров. Даже при «межблоковом» развитии экономическую деятельность никто не отменит, поэтому покупки в Интернете и финансовые услуги должны становится проще, доступней и удобнее всем пользовательским группам, и не важно, в каком регионе они находятся. Перемещение людей никто не отменял, и они не захотят приспосабливаться к другому пользовательскому интерфейсу, когда «переезжают» с одной IT-экосистемы в другую в новой географической локации. Это нужно в первую очередь учитывать российским IT-компаниям.
  • Регулирование. К примеру, компании в строго регулируемых отраслях, таких как страхование и банковское дело, а также в других жизненно важных экономических субъектах, должны будут еще жестче соблюдать национальные или региональные правила и обеспечивать связь систем регулирующих органов со своими собственными системами.

К примеру, законы о конфиденциальности и безопасности данных, такие как Общий регламент ЕС по защите данных (GDPR) или закон Китая о безопасности данных, применяются ко всем отраслям и могут включать требования-ограничения, затрагивающие местную инфраструктуру, такую ​​как облачные провайдеры, механизмы управления потоками данных, изолированные средства контроля доступа и т.д.

  • Ожидания и поведение клиентов. Для российских IT-провайдеров и владельцев решений потребуется адаптировать пользовательские интерфейсы, чтобы дать возможность выбора. К примеру, использование привычных местных платежных или коммуникационных решений (таких как AliPay или WeChat) или же предложить бесшовную интеграцию с местными экосистемами (такими как Grab в Сингапуре или Gojek в Индонезии), а также системами сторонних поставщиков услуг и другими поставщиками.
  • Риск. Глобальные операционные модели в настоящее время будут еще более уязвимы не только с позиции крупномасштабных сбоев из-за единых точек отказа. Но и с позиции давления санкционной составляющей (вторичные санкции, финансовые ограничения/усиленный контроль) и регуляторов блоков. Для российского IT экспортного бизнеса уже «вчера» необходимо было принимать меры по расширению базы поставщиков из различных стран, не привязываясь к единой локации. Увеличивать число местных и региональных поставщиков, перепроектировать сетевое взаимодействие с ними из учета угроз вторичных санкций, а также увеличивать целевые и резервные запасы. Это поможет повысить устойчивость развития бизнеса и снизить риски.

Во времена геополитического «развода» и разделения систем вводить быстрые бизнес-изменения на локальном рынке могут в основном крупные IT-бизнесы с мощным GR как со стороны России, Китая, так и со стороны западного бизнеса. Российский экспортный IT здесь выглядит менее устойчивым и подвержен большим рискам. Стоит напомнить, что западный IT-бизнес будет более агрессивно вести себя не только напрямую, но и через «локальных друзей» и местное правительство даже в 100% дружественных для России странах.

  • Различия в размере рынка и зрелости. Стоит напомнить, что глобальные системы и процессы могут быть не самым экономичным выбором для компаний, работающих на весьма несопоставимом наборе бизнес-атрибутов и ценовых моделях, присущих конкретному рынку. Меньшие по размеру и менее зрелые рынки могут лучше обслуживаться за счет местных альтернатив.

Например, российская страховая компания с сотнями сотрудников отдела продаж на своем основном рынке может нуждаться в сложной системе управления эффективностью. Но развертывание той же системы для управления местным отделом продаж из дюжины человек в другой стране не имеет смысла как с позиции ценообразования, так и с позиции бизнес-формата предлагаемого решения. То есть стоит учитывать аксиому: что хорошо на российском рынке, не означает что это будет принято на новом рынке даже из учета ограничения функционала к вашей системе или решению.

Как реорганизовать бизнес и IT-модель

Можно долго дискутировать о том, как далеко следует стандартизировать и насколько дифференцировать продукты, сервисы, решения компании, ведь в конечном итоге они могут легко затеряться в «процессных» сорняках или стать чрезмерно упрощенными и «несъедобными» на заявленном рынке.

Чтобы избежать этих бизнес-засад, компании могут составить карту возможностей на конечном рынке, а не карту своих желаний, как делают некоторые компании до сих пор. Основная цель создания карты – это предоставление абстрактного обзора отдельных бизнес-доменов, проведенных через сито гипотез и фактов, использующих схожие бизнес-возможности.

При правильном составлении такая карта поможет руководителям и владельцам визуализировать бизнес-аспекты и связанные с ними IT-услуги как единый бизнес-комплекс. А также определить, какой уровень бизнес-настройки необходим для их целевой системной архитектуры предлагаемого решения и учета операционной локальной модели. Необходимо реорганиовать бизнес и IT-модель вокруг локальных возможностей рынка, чтобы отразить согласованные целевые стратегические компромиссы компании.

Используйте локальную карту возможностей

Используйте карту возможностей того региона, в котором вы собираетесь зарабатывать для построения IT-архитектуры и операционной модели. К примеру, предлагаем интегрированную к текущему азиатскому локальному рынку e-gov, российскую цифровую платформу, построенную на гибкой архитектуре с заявкой на масштабирование в других странах и регионах. Платформа состоит из трех компонентов:

  • Платформа взаимодействия с клиентом, которая охватывает сквозной клиентский опыт. Такой, как, например, открытие счета или проверка с помощью корзины товаров по аналогии с Ozon. Платформа может состоять из продуктов с функциональностью, которую можно легко комбинировать или адаптировать в соответствии с конкретными потребностями клиентов в конкретном регионе или сегменте.
  • Платформа бизнес-возможностей, которая предлагает бизнес-функции, поддерживающие пути клиентов, такие как управление заказами или платежами. Эта платформа состоит из модульных компонентов, которые могут удовлетворить потребности отдельных стран, регионов или бизнес-подразделений.
  • Стандартизированная и масштабируемая облачная платформа «IT для IT», в которой могут использоваться самые современные технологии, обеспечивающих взаимодействие клиентов или бизнес-возможности по модели «как услуга». Эта платформа может размещаться в инфраструктурном слое и управляться центральной IT-командой, находящейся в стране присутствия в зависимости от локальных требований регулятора. А группы владельцев решений, архитекторов или инженеров, которые помогают клиентским и бизнес-платформам поддерживать создание согласованных решений, могут находиться в модели юридического российского ближнешоринга, если возникают опасения вторичных санкций со стороны западного блока. Это позволит быстро развертывать выпуски бизнес-релизов, а отдельные IT-компоненты использовать как повторно, так и использовать их независимо друг от друга в разных направлениях бизнеса для разных стран и локаций.

С помощью таких компонентов, например локальный IT-отдел или гибридный с российским продуктовым бэк-офисом может дать возможность локальным командам адаптировать свои технологические потребности и нивелировать отсутствие локального опыта и компетенций.

При этом стоит напомнить, что какими бы суперполезными не были эти возможности локализации, они не будут работать максимально эффективно, если местные команды не будут иметь достаточную автономию и компетенции.

Например, в некоторых компаниях местные команды в Китае принимают решения только через их центральный штаб, что является основным препятствием для темпов развития продукта и инноваций. При этом, не имея необходимых компетенций, в итоге выносят на рынок действительно недорогие, но порой некачественные решения, от которых уже весь ЮВА, включая и Африканский континент, мягко говоря, далеко не в восторге. И здесь российским IT-компаниям предстоит зайти на поляну клиентского недоверия, которую создали китайцы, и при этом, предлагая решения за более высокие ценовые модели, чем наши друзья из КНДР.

Если хочется «откусить» у китайцев и у западных IT-вендоров ниши и рынки в ЮВА и прочих странах, то стоит уже заранее проработать и инвестироваться в создание самим или на локальной партнерской базы местных компетенций, предоставлять локальным командам определенные права, учить их быть ответственными за продуктовый функционал и принимать самостоятельные решения в соответствии с едиными инструкциями к проекту-продукту. Кроме того поддерживать их, предоставляя при этом необходимые возможности для расширения локального рынка в виде российских IT-специалистов и привлеченных специалистов из других стран через свои HR.

Базовые ключевые ошибки, которых стоит избегать

Если IT-компания решила выстраивать новую единую архитектуру и операционную модель для ЮВА рынков, ей необходимо изначально избегать общих проблем, которые просто не дадут реализовать экспортную стратегию по продвижению IT-продуктов и услуг. Ниже приведены некоторые важные элементы, о которых следует всегда помнить:

  • Предоставьте местным командам четкие права принятия решений (учите, прививайте и интегрируйтесь с ними). Руководителям бизнес-подразделений, владельцам продукта или услуги, совету директоров необходимо обращаться к карте возможностей и «сверять часы» при принятии решений, предоставлять местным командам четкие и понятные полномочия, а также автономию для принятия решений. Наладьте двустороннюю ментальную связь между своей штаб-квартирой, странами и бизнес-подразделениями.

Помните, что, например, формальное во время ВКС соглашение с вами по принятию конкретного решения и кивание в одобрение головой не означает понимание единой задачи с вами. Банально это может оказаться только актом вежливости со стороны местного специалиста, а не принятия им ответственности. Увиливание от нее в принятии решения, особенно владельцем продукта на локальном рынке, это национальная черта многих стран в ЮВА и тем более в Африке.

  • Подумайте о долгосрочной стратегии за пределами одного года, желательно пары тройки лет. Гибкость современных IT-архитектур, разумеется, позволяет компаниям вносить масштабные изменения в достаточно короткие сроки. Однако некоторые фундаментальные решения, особенно те, которые касаются моделей данных и организации доменов, должны оставаться стабильными в течение трех-пяти лет.
  • Создайте карту возможностей, которая ломает исторические российские привычки и ограничения. Если новая карта возможностей для конкретной страны должна служить надежной основой для выявления критических компромиссов и формирования новой IT-модели, она не должна определяться вашими историческими решениями (российским опытом), существующими функциональными границами и ограничениями текущего релиза решения или используемых вами технологий.
  • Сбалансируйте строгие стандарты с достаточной и необходимой гибкостью. Стандартизация — это не двоичная история про все или ничего; хитрость будет заключаться в том, чтобы принимать каждое решение на соответствующем уровне детализации и при этом в «чужой» стране, имеющей свою ментальность и местные привычки ведения бизнеса.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Системный аналитик, Екатеринбург

Увидим ли мы какой-нибудь наш jira-заменитель за пределами РФ?)

Типа тот же Kaiten в какой-нибудь Кении/ЮАР и т.д.?

Руководитель проекта, Украина

Или автор думает о чем то своем. Или не до конца систематизировал свои собственные мысли. Большой неструктурированный текст. Некогда вникать. 

Knowledge manager, Пермь

Благодарю за интересный взгляд на ситуацию!

Если пока отложить в сторону все теоретические возможности, которые сулит нам будущее и взять за основу заголовок, то по большому счету как у владельцев ИТ-бизнесов, так и традиционных бизнесов намечается тренд контроля за их деятельностью.

С одной стороны это может нести много плюсов, так как упрощается возможность получения более выгодного финансирования для более "прозрачных" компаний и другие "бонусы."

С другой стороны есть много проблем связанных с интеграцией уже имеющихся систем управления с новыми "леджерами - бухгалтерскими книгами".

Вероятно некоторые цифровые платформы могут предоставлять возможность достаточно простого подключения к ним, но менеджмент и собственники могут пока быть не готовы к "полной прозрачности".

К тому же и государства могут быть против прозрачности всех компаний и государственных и окологосударственных структур для "заокеанских" платформ.

В связи с этим, к перечисленным Андреем возможностям можно смело добавить тренд стремления бизнесов к DeFi(децентрализованным финансам). 

Конфиденциальность нужна также членам семей как государственных деятелей, так и "хозяевам денег".

Так что вероятнее всего балансирование будет между контролем со стороны государств и его плюсами и децентрализованными финансами с их плюсами.

То есть мы обязательно будем интегрированы со всем миром и постараемся стать "незаметными" для всех - вот такая противоречивая задача! Способны ли мы ее решить?

Россия может занять уникальное место в мире, как "запасной аэродром" в связи со своей многонациональной культурой и уважением людей друг к другу.

А "облачное" управление данными должно иметь определенное "заземление". Таких мест на планете может быть несколько, но Россия, благодаря своим ресурсам и сложившимся уважительным отношением людей уникальна!

События в Махачкале "роняют тень" на равенство народов - мы проходим проверку на надежность.

Руководитель, Владивосток

У меня один вопрос - кто ЦА этой статьи?

Если бизнес - зачем так много воды и канцеляритов? Если гос.структуры - зачем им про бизне? Форма и содержание статьи не совпадают, не соответствуют друг другу. Вот и хочу понять - кто ЦА?

IT-консультант, Москва
Борис Яровой пишет:

 кто ЦА ?

 Вот и хочу понять - кто ЦА?

Да, товарищи(господа), кто тут ца? Ну что так и будем молчать, кто цаца я спрррашиваю?

Управляющий партнер, Новосибирск
Олег Катасонов пишет:
Борис Яровой пишет:

 кто ЦА ?

 Вот и хочу понять - кто ЦА?

Да, товарищи(господа), кто тут ца? Ну что так и будем молчать, кто цаца я спрррашиваю?

Здесь ЦА - это сам автор, его величие))) набор всем известных труизмов без выводов и плана действий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.