Как опыт Ирана можно спроецировать на будущее России

По количеству различных санкций (более 16 тыс.) Россия обогнала Иран (более 3600). Впрочем, природа санкций исходит из одного «коллективного» недружественного источника, поэтому для начала проведем impact-анализ на иранских исторических данных, а затем спроецируем их на будущее российской реальности и нового развития экономики в стране.

Стратегии выживания для иранского бизнеса

Обратимся к недавнему исследованию, которое проводилось в Иране. В Академическом центре образования, культуры и исследований (ACECR) при Университете Тарбиат Модарес (Тегеран) провели опрос руководителей ММСП. Проект был поддержан Организацией по планированию и бюджету Ирана. На базе исследования был создан уникальный набор данных – это основной источник информации для моей статьи.

Руководителей разных компаний попросили уточнить, как санкции повлияли на их бизнес. Ответы были сгруппированы на три категории: вызвало рост бизнеса, вызвало спад, это не имело никакого эффекта на бизнес. В исследовании основной фокус уделялся неэффективности санкций. Анализировались и определялись факторы, которые могли повлиять на вероятность слабых санкционных воздействий в отношении различных отраслевых предприятий Ирана.

Результаты показали, что такие стратегии, как сокращение расходов на маркетинг, на исследования и разработки (НИОКР), накладных расходов, а также увеличение инвестиций в IT, могут повысить устойчивость фирмы к санкциям. И наоборот, сокращение производства, урезание или замораживание заработной платы персонала в этом сценарии развития не помогают компаниям.

Также на способность фирм противостоять санкциям влияют следующие факторы: наличие надежного (недекларативного) бизнес-плана, доступ к финансам и технологиям, образованные владельцы, умеющие выстраивать гибкие бизнес модели, ориентация на экспорт (как бы это парадоксально не звучало) и партнерства с другими предприятиями.

Некоторые стратегии, например, сокращение затрат на НИОКР, имеют долгосрочные негативные последствия для расширения бизнеса и устойчивого развития страны. Иранцы ощутили это на собственном опыте, особенно в период 2012-2016 года (основные волны сильных санкций).

О чем гласит опрос иранских компаний

Полученные результаты исследования показывают, что иранские компании могут увеличить свои шансы на выживание в условиях воздействия тотальных экономических санкций, используя следующие подходы:

  • Сокращать или не сокращать расходы на маркетинг и продвижение своей товарной группы, сервисов.
  • Сокращать расходы на НИОКР.
  • Инвестировать в IT и новые технологии,
  • Сокращать фиксированные /накладные расходы.

Напротив, в период основных санкционных волн практики по сокращению/замораживанию производства и заработной платы создавали отложенные проблемы у большинства участников опроса и угрожали устойчивости бизнеса в 3-5-летний период. В условиях санкционного кризиса наиболее устойчивыми оказались небольшие фирмы даже при ограниченных собственных средствах развития, ограниченном доступе к сырью, и бизнеса, завязанного только на местных рынках. Кроме того, можно сказать, что возраст предприятия оказывает значительное и положительное влияние на устойчивость, поскольку у «старых» фирм больше санкционного опыта работы под давлением и возможностей во время «пиковых» экономических трудностей.

«Устаканится» ли санкционное давление?

Длительным санкционным давлением западное сообщество под руководством США показало Ирану «игру вдолгую» и свое единство. Однако для самого Ирана последствия санкций проявились следующим образом: расширились и укрепились возможности существующего управления в стране, ослабив при этом умеренных или прозападных иранцев, которые могли бы быть союзниками западной коалиции США в будущем. В условиях тотальных и долгих ограничений иранцы поняли: новую экономику развития нельзя выстраивать без четкой и главное строгой своей политической основы, без оглядки на западный мир.

Парадоксально, но экономические трудности позволили правительству Ирана взять еще больший контроль над экономикой и использовать свое право контроля, отраслевого «покровительства» и другие инструменты поддержки, чтобы защитить ключевые отрасли от боли санкций. Сильнее всего пострадал от санкций тот бизнес, который в противном случае поддержал бы более умеренное правительство в Иране и благосклонно относится к США.

Санкции в отношении Ирана представляют собой сложный, перекрывающийся набор различных мер. И даже при определенных условиях или торге, для достижения компромисса, самим американцам будет трудно отменить эти меры своевременно и последовательно. И эта негибкость санкций, оказывающих давление на Иран за последние 11 лет, фактически помножила на ноль ценность американских обещаний снять ограничения в качестве инструмента торга при переговорах с Ираном. Вывод из этого исторического опыта простой в отношении и к России: не стоит рассчитывать на торг или на то, что все «устаканится».

Обход санкций через третьи стороны

Иран смог компенсировать часть своих потерь в доходах от нефти за счет ее продажи через посредников с использованием платежной системы «хавала». Фактически страна положилась на выстроенные контрабандные сети или «параллельные поставки». Раньше Иран использовал Дубай в качестве посредника для получения доступа к американским потребительским товарам. Но в последние годы переориентировался на торговлю с Азией – это позволило минимизировать эффекты санкционных влияний на уровне бытовых товарных групп, которые проще возить из Азии.

На основании этого опыта мы можем полностью оценить все исторические эффекты и на модели иранских «схем» построить свой российский, но прозрачный для государственного контроля, цифровой аналог «хавалы». При этом важно выстроить более эффективную, динамическую модель защиты от первичных и вторичных санкций.

Санкции против России: параллели с мерами против Ирана

Начало СВО вызвало цунами серьезных санкций со стороны правительств США, ЕС и других стран, направленных против широкого круга экономической деятельности России. Текущую ситуацию в РФ можно сравнивать с периодом начала 2000-х по 2015 год, когда санкции ввели против Ирана. И хотя мы имеем значительные различия, такие как размер и глобальная взаимосвязанность-встраиваемость российской экономики в западную экономику, есть и сходства.

Последовательность и тактика, использованные при развертывании новых пакетов санкций, указывают на то, что уроки последних введенных санкций против Ирана были реализованы и применены уже к Российской Федерации. Это указывает на то, что условный запад не ставит особого различия между Россией и Ираном.

Текущая скорость и широта новых санкционных мер действительно беспрецедентны, при этом в них присутствуют все основные составляющие предыдущих иранских санкций. Санкции против России были введены одновременно, а не разделены по времени, как это было в случае с Ираном. И нацелены они не только на конкретные российские финансовые учреждения, но и идут в тандеме с ограничениями корреспондентских банковских операций, такими как нацеливание на Центральный банк и отключение всех целевых российских финансовых учреждений от системы SWIFT. А значит, нет времени, чтобы российской финансовой системе приспособиться к новым условиям.

В этом и отличия: санкции против иранской финансовой системы вводились постепенно, давление усиливалось по нарастающей, а не одномоментно. Например, решение об отключении иранской финансовой системы от SWIFT было принято ЕС в 2012 году, но только через несколько лет ЕС начал усиливать санкционное давление на Иран.

Выводы

Пора готовиться играть вдолгую, учиться использовать многолетний иранский опыт, выстраивать на имеющихся данных прогнозы, какое влияние санкции окажут по широкому перечню вопросов в экономике, отраслевом, финансовом секторах, и вырабатывать коллегиальные меры для их уменьшения. Маловероятно, что текущая ситуация с санкциями в сторону России изменится в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Напомню, что сами иранцы в настоящее время делают ставки на развитие трех стратегических направлений своего экономического роста. Это применение новых технологических решений в промышленном секторе, обеспечение кибербезопасности и цифровизацию государственных услуг. Своих технологических решений у Ирана немного. В основном модернизируются старые разработки западных стран или приобретают их нелегальным путем.

Для тех, кто не работал в Иране, не знает внутреннюю бизнес-кухню и проецирует российский или прозападный опыт на местный рынок, стоит напомнить, что в Иране Корпус стражей исламской революции (КСИР) контролирует фактически 2/3 иранской экономики. Стражи не заинтересованы в массовом притоке инвестиций из-за рубежа. Например, с помощью бюрократических барьеров, да и банально при помощи прямого политического вмешательства, они будут блокировать иностранные инвестиции в телекоммуникации и авиацию, поскольку такие вложения считаются угрозой национальной безопасности. А вот в нефтяной, горнодобывающей промышленности, транспорте КСИР может снизойти и дать отмашку привлечь ограниченные объемы иностранных инвестиций для технологической модернизации своих предприятий. Это касается и военно-технического сотрудничества, которое выглядит перспективным направлением в партнерстве.

В остальном можно достаточно скептически относиться к тому, насколько далеко может пойти развитие торговли между Ираном и Россией, поскольку экономики обеих стран основаны на сырьевых товарах и производят аналогичные продукты. Несомненно, Иран стремится развивать торговлю, но рассчитывать, что это всерьез поможет российской экономике справиться с санкциями, увы, не приходится, а глубокий внутриполитический кризис затрудняет реализацию любых договоренностей с иранским руководством.

Реализовать масштабные российские госпроекты в Иране тоже будет непросто. Слабым и проблемным местом остается вопрос рентабельности вложений. Тегеран испытывает нехватку валюты, и год от года борется с дефицитом бюджета. Это уже создавало для нас проблемы в прошлом. Ирану еще очень далеко до показателей таких стран, как Турция, торговля с которой составляет около $30 млрд в год. Иными словами, компенсировать выпадающие из-за западных санкций доходы иранское направление неспособно. Политический и военный союзник – да, проводник в историю схем, моделей иранского параллельного опыта – да, интеграция в российскую финансовую систему – да, но в области торгового оборота, как говорится, «будем посмотреть».

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Сотрудничество с отсталой во всех отношениях страной третьего мира, которая уже давно под санкциями? Вы серьезно? Вы готовы жить как в Иране на задворках цивилизации и средневековыми технологиями?

Руководитель проекта, Москва

Как говорится, дожили, мы уже обсуждаем и применириваем на себя опыт мировых изгоев Ирана, так и до идеала Северной Кореи не далеко.

Вы до сих пор считаете, что нам нужен особый путь или проще работать с нормальными цивилизованными странами и быть такими же.

Чувствую, что мы уже начинаем клеить обои в том месте куда попали. Может не стоит?

Аналитик, Москва
Дмитрий Карусев пишет:

Сотрудничество с отсталой во всех отношениях страной третьего мира, которая уже давно под санкциями? Вы серьезно? Вы готовы жить как в Иране на задворках цивилизации и средневековыми технологиями?

Ну, это Вы зря, конечно. Один из ведущих производителей и экспортёров нефти. Номинальный ВВП - 49 место в мире(на уровне Португалии). Реальный ВВП - 21 место (на уровне Польши). Такая разница говорит о том, что курс иранской нацвалюты искусственно занижен, так как страна имеет экспортноориентирванную экономику. Так или иначе, стран в мире 256. Соответственно, речь идёт не об отсталой стране третьего мира, а о достаточно благополучной стране с довольно высоким потенциалом экономического роста. Притом, речь идёт о стране, которая перманентно находится под экономическими санкциями. А если бы санкций не было, то был бы ещё более лучший расклад. Не стоит также забывать, что на территории Ирана сосредоточены чуть ли не самые большие запасы природного газа в мире. Чем не веский повод сотрудничать с Ираном уже только поэтому. Большой сферой для сотрудничества является сельское хозяйство. Например, зимой и ранней весной, когда у нас несезон у аграриев, в российских магазинах можно увидеть иранские баклажаны, кабачки, перец, салат и т.д. Есть возможности в плане развития туризма. Я даже не говорю про транспорт, атомную энергетику, а также параллельный импорт всего и вся из ОАЭ транзитом через Иран.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Константин Комшуков пишет:
Ну, это Вы зря, конечно

Ну извините )) Как гражданин России, я бы предпочел, чтобы моя страна дружила с развитыми западными странами, а не с мировыми изгоями. 

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Михаил Боднарук пишет:
Чувствую, что мы уже начинаем клеить обои в том месте куда попали. Может не стоит?

Вот именно! Может проще снять санкции, чем обустраиваться жить в землянке?

Аналитик, Москва
Дмитрий Карусев пишет:
Константин Комшуков пишет:
Ну, это Вы зря, конечно

Ну извините )) Как гражданин России, я бы предпочел, чтобы моя страна дружила с развитыми западными странами, а не с мировыми изгоями. 

А это развитые страны на самом деле. Просто их пытаются сделать козлами отпущения. Так или иначе, в экономике надо уметь играть на разных барабанах. В том смысле, что должен быть широкий спектр стран-партнеров на разных континентах, чтобы повысить устойчивость национальной экономики. Практика показала, что если бы мы должным образом сотрудничали со странами Азии, Африки  и Латинской Америки, то были бы гораздо менее чувствительны к текущим санкциям.

Кстати, наш коллега Сергей Капустянский бывал в Иране. Очень хорошо отзывался. 

Генеральный директор, Москва

Пора готовиться играть вдолгую, учиться использовать многолетний иранский опыт, выстраивать на имеющихся данных прогнозы, какое влияние санкции окажут по широкому перечню вопросов в экономике, отраслевом, финансовом секторах, и вырабатывать коллегиальные меры для их уменьшения.

Когда встречаешь такой глубокомудрый призыв "Пора готовиться играть вдолгую", "выстраивать на имеющихся данных прогнозы", а также "вырабатывать коллегиальные меры", остается только найти в публикации ответы на эти лозунги, засучить рукава, начать работать "для их уменьшения". А там уж как получится. Но ответа нет. Неизвестно, как мы дошли до жизни такой, как попали в 3 или 4 мир, кто завел в дикое болото, как и в какую сторону выбираться, что делать потом, на столько десятилетий отстанем и кого будем догонять, если выйдем на сушу... 

Эх, птица-тройка, куда ты мчишься, дай ответ - не дает ответа, уже 1,5 года молчит, а с учетом 2014 года, скоро 10 лет молчаливой скачки в обратную сторону.

Николаю Васильевичу не дала ответ, и автору тоже, что, впрочем, почетно...

Руководитель группы, Москва

А в чем смысл всех этих санкций? Перемещать российское сырье в дружественных странах из одной емкости в другую и перепродавать в недружественные страны дальше? А чего не хватает российской экономике, компенсировать заказами в "собственных филиалах" в дружественных странах от недружественных стран?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Дмитрий Карусев пишет:

Ну извините )) Как гражданин России, я бы предпочел, чтобы моя страна дружила с развитыми западными странами, а не с мировыми изгоями. 

Развитость этих стран сильно преувеличена. Обычные паразиты. И у России уже был опыт дружбы с этими самыми развитыми странами. Ничем полезным это не закончилось. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.