В середине апреля США ввели санкции из-за «вредоносной внешней деятельности» правительства России. Они связаны с вмешательством в выборы президента США 2020 года, кибератакой на государственные ведомства США и сговором с талибами против американцев в Афганистане.
В списке ограничений: санкции в отношении 6 российских технологических компаний; санкции в отношении 32 физических и юридических лиц, которых США обвиняют во вмешательстве в американские выборы и проведении кампаний по дезинформации; санкции в отношении пяти физических и трех юридических лиц из-за присоединения Крыма к России; высылку десятерых сотрудников российской дипломатической миссии в Вашингтоне; ограничения на операции с российским госдолгом: с 14 июня американским инвесторам будет запрещено покупать на первичном рынке российские гособлигации. Россия в ответ выслала 10 сотрудников посольства США в Москве.
29 апреля Европарламент принял резолюцию с призывом отключить Россию от SWIFT (международной организации, контролирующей крупнейшую межбанковскую систему обмена информацией) и отказаться от импорта российских нефти и газа в случае вторжения российской армии на украинскую территорию. В резолюции подчеркивается, что в таком случае Евросоюзу необходимо также заморозить активы связанных с Кремлем олигархов и аннулировать действие выданных им виз.
Россия — один из самых активных участников SWIFT: российские банки стоят на втором месте (после американских) по количеству операций, и на 15-м — по объему. Отключение от SWIFT может привести к финансовой изоляции, потому что на ней завязана мировая банковская система. За всю историю только две страны были отключены от SWIFT – Иран и КНДР.
Насколько серьезны все эти санкции и угрозы? И что делать российскому бизнесу уже сейчас, чтобы подготовиться?
Как от новых санкций может пострадать российский бизнес
Бизнес не способен противостоять политике иностранных государств
Наталья Сахарчук, руководитель программы МВА Института мировой экономики и бизнеса РУДН
Стоит отметить, что речь идет о крупном бизнесе, потому что малые и средние предприятия, как правило, сконцентрированы на внутреннем рынке, как с точки зрения сбыта своей продукции, так и с точки зрения получения финансирования.
Для крупного бизнеса эти проблемы актуальны, потому что санкции направлены, с одной стороны, на вытеснение наших компаний с международных рынков, прежде всего нефтегазового и оружейного, а также на сокращение возможностей получения финансирования от зарубежных источников. Например, американская санкционная кампания по противодействию проекту «Газпрома» «Северный поток-2» или жесткие требования США к Турции: отказаться от приобретения российской системы ПВО С-400.
Бизнес априори не способен противостоять политике иностранных государств – это задача российского государства, именно оно должно ответить на враждебные действия США и ЕС. Меры в этом направлении не только декларируются, но и уже предприняты. В частности, резко сокращена доля американских государственных облигаций в структуре золотовалютных резервов России. Декларирован постепенный отход от использования доллара в торгово-экономических отношениях с зарубежными странами. В частности, значительные объемы российско-китайской торговли уже номинируются в рублях и юанях, и этот процесс имеет тенденцию к расширению.
Учитывая неоднократно декларировавшиеся угрозы отключить Россию от системы международных банковских расчетов SWIFT, политическое руководство страны в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова заявило о том, что Россия подготовила альтернативную систему банковских расчетов на случай введения западных санкций. Составной частью превентивных мер является интенсификация контактов с теми политическими и экономическими силами на западе, которые настроены по отношению к России, если не дружественно, то прагматично и готовы развивать политические и экономические отношения на основе взаимной выгоды. В частности, ситуация с проектом «Северный поток-2» достаточно ярко иллюстрирует этот тезис. Несмотря на многочисленные разногласия между Россией и ФРГ, германское руководство успешно противостоит агрессивному давлению США и активно поддерживает национальные компании, связанные с реализацией проекта и рискующие попасть под американские санкции.
И самое важное, что может сделать российское государство, чтобы бизнес был готов к этим санкциям – создать условия для развития внутреннего рынка, импортозамещения и поддержки отечественного товаропроизводителя.
Санкции – это некий жест «мы вами недовольны»
Михаил Королюк, начальник доверительного управления ИФК «Солид»
Серьезных проблем для Москвы новые санкции США пока не создали. Государство накопило финансовые резервы, а низкая потребность в заимствованиях позволит справиться с негативными последствиями, отмечается в обзоре Moody's. Был выбран максимально мягкий вариант санкций – по большому счету это некий жест «мы вами недовольны». Ограничение не распространяется на заимствования компаний со значительным госучастием.
По факту, американским банкам запретили участвовать в первичном размещении госбумаг, номинированных в рублях – для тех бумаг, что номинированы в долларах такой запрет действует уже два года. При этом желающие вполне могут покупать выпущенные бумаги на вторичном рынке. Поэтому ничего страшного не произошло.
Санкции приведут к поиску новых источников пополнения госбюджета внутри страны
Марат Бисенгалиев, директор, филиал «Афая», эксперт Executive.ru
Тут варианты в общем не новые – рост курса валюты, перебои с поставками тех или иных товаров и технологий, прямые запреты с любой стороны – это прямое следствие. Косвенное – падение доходов бюджета РФ и, соответственно, поиск новых источников его наполнения внутри страны. Явно это не приведет к сокращению доходов топ-менеджмента госкорпораций.
Поговаривают об отключении от SWIFT, но поскольку к этому готовятся уже давно, вряд ли какие-то тяжелые последствия наступят. А вот совсем грубое эмбарго на торговлю и финансовые транзакции с РФ, что, к сожалению, совершенно не исключено в нашем «дивном новом мире» может быть крайне болезненно. У США и стран ЕС слишком много всяких бед в результате катастрофически бездарного государственного управления, и им срочно нужно искать виноватого в этих бедах. Судя по всему, таким виноватым они планируют назначить Россию. Спасти их конечно такое «решение» не сможет, но крови нам попортят, это факт.
Что стоит делать бизнесу сейчас, чтобы подготовиться к новым санкциям
Не планировать новых проектов
Михаил Боднарук, CEO «Leader of Future», эксперт Executive.ru
Бизнесу для нормальной работы необходимо только одно условие – предсказуемость. Нет стабильности, нельзя строить долгосрочные планы, а значит нельзя инвестировать. Именно поэтому бизнес пытается быть «вне политики».
Новые санкции, хотя они и касаются ограниченного числа фирм, уже внесли новую напряженность, а то, что под санкции попал достаточно крупный интегратор Positive Technologies, только усугубили эту ситуацию.
В этой ситуации, я бы рекомендовал бизнесу использовать «тактику опоссумов»: замереть и пока не планировать новых проектов, а сосредоточиться на эффективности старых. Новое сейчас может убить бизнес.
Задать правильные вопросы
Павел Андреев, специалист по системному мышлению и системным рискам, эксперт Executive.ru
Как всегда, все достаточно просто и сложно одновременно. Надо задать правильные вопросы, чтобы мысль заработала в правильном направлении, а именно:
1. Что нам надо изменить, чтобы кризис нас сделал сильнее? Например, мифологическая гидра: когда ей срубали голову (кризис), отрастало две новых, она становилась сильнее.
2. Нужна ли нам новая стратегия или нужно найти и выкинуть (в том числе из головы) весь ненужный, неактуальный хлам?
Или поставить вопрос руководителям: наступил жесточайший кризис, вызванный самыми жесткими санкциями из возможных, мы вот-вот рухнем – ваши действия? А потом претворить ответ в жизнь, не дожидаясь кризиса. Здесь нужны смелость, политическая воля и последовательность.
3. Какие негативные побочные эффекты вызовет кризис?
Нужно расширить границы системы: наши поставщики – наш бизнес – наши клиенты. Нужно принять в расчет поставщиков наших поставщиков, клиентов наших клиентов, банк, дающий межбанковский кредит нашему банку и т.д. и т.п.
4. Как мы можем экстренно сократить бремя кредитов и бремя дебиторской задолженности? Реализовать сейчас, а не когда начнется кризис.
5. Где в системе с ее подсистемами существуют узкие места, влияющие на нашу жизнестойкость? Найти, ослабить влияние или устранить, искать новые.
Начать можно с любого вопроса. Бизнес — это система и вы в любом случае придете к остальным вопросам.
Решение этих пяти вопросов потребует от топ-менеджеров недюжего мужества и дисциплины.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru со ссылкой на профиль участника Сообщества.
Читайте также:
Согласен со всеми, кроме призывающих замереть и ничего не делать. Это пораженческая и вредительская позиция. Страна уже пожила под этими "благими" мантрами в 90-00х. Нужно работать и работать на себя, развивать своё. Очень важна и полит.смелость и полит.воля задать самим себе правильные вопросы и принять правильные ответы, сформировать правильные решения. Очень важно, вернуть наши млрд.$ (сколько их там уже осталось) и пустить их в экономику страны именно на внутренний рынок, в оборот и на поддержку МСБ, через реально дешёвые и посильные кредиты. Для импортозамещения создать условия и дотации, преференции при создании и при покупке. Для крупного бизнеса создать условия гос.поддержки. закупить необходимые технологии и оборудование и применив свои наработки, создать своё. Применять чисто прагматичный подход и работать точечно в рамках двусторонних отношений с теми, кто хочет. Истеричек и вредителей оставить без внимания и без нашего рынка. А, в целом, нужно поменять парадигму в головах властьимущих, что экономика для человека, а не человек для экономики. А, лучше, вместо экономики -- народное хозяйство, в которое эта экономика входит, но не главная там. И, многое изменится от перемены этой основной настройки.
Это как?
Но что это значит, и как это можно сделать? Есть примеры?
Примеры?)))) Самый актуальный пример -- экономика России 90-00х вплоть до недавних времён, навязанная и рассматриваемая лишь, как бизнес-проект по обогащению запада, а не система, призванная содержать государство и граждан страны. Девиз же и отношение ко всему известно:"всё , что не выгодно, экономически не выгодно, то не должно существовать" С этим подходом и под это мерило пропали многие наши производства, да и суверенитет некоторых стран. Сейчас, хоть как-то понемногу начало меняться отношение. Но, к сожалению, не принципиально.
Таких примеров достаточно - если не 100%.
Вопрос был о примере предлагаемого Вами подхода. Такое где-то в мире есть? Или было? Или планируется?
Такое впечатление, что нынешние санкции администрации США были введены, так сказать, для галочки. Компании, которые попали в новый список только лишнюю рекламу получили. Их вляияние на экономику незначительное. Кстати, санкции во времена "своего в доску" Трампа были куда серьезнее. От таких санкций даже "официальные представители адресата" приуныли: так хотели "списать" на данные санкции все проблемы в стране, а тут на тебе. Хотя, все же надежда на более жесткие санкции оставалась. Однако сначала Байден высказался нейтрально по поводу строительства Северного Потока 2, а теперь и Псаки высказалась о том, что США не заинтересованы в ухудшении отношений с Россией.
Может быть и есть возможность у Запада ввести более жесткие санкции в отношении России. Например, отключить нашу страну от СВИФТ как это было с тем же Ираном. Но вот только основной центр принятия решений находится не в США, а в Великобритании. А последняя выступает против. Потому что считает Россию вассальной территорией, начиная со времён Александра 1.
Вопрос был не о примере предлагаемого подхода, а о смене именно, что парадигмы . Что есть экономика и, что есть народное хозяйство? Сейчас во главе экономика, т.е. как управляющая и контролирующая народное хозяйство. Народное хозяйство — это способ обеспечить средства существования для населения: продукты питания, пром.товары, услуги и т.п. И, в этом, мое личное мнение, и есть основной перекос. Да, экономика должна быть. Но, не в роли только лишь экономического мерила и контролёра в виде одних показателей. Жизнь и существование человека нельзя и вредно загонять в рамки показателей. Тем более, с точки зрения : выгодно/невыгодно. Иначе, вообще, содержать человека экономически не выгодно. А, сейчас именно так. Под этим лозунгом и показателем экономической выгоды, многое закрыли. Многих выкинули на обочину и людям элементарно тяжело выживать, нет доступа к средствам существования. Лишь немногие живут и потребляют блага в полной мере. Это, если о западном понимание экономики и её роли в хозяйстве страны и человека. Т.е. есть деньги, то ты человек, нет денег, отойди в сторону. Про роскошь я не говорю. А, обеспечение средствами существования человека должно быть первостепенное для государства. И, здесь должна быть экономика на службе. И, получается совсем другое, что всё народное хозяйство, т.е. обеспечение средствами существования зависит от экономики, понимаемой, не как управляющей, созданной и используемой человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования. Есть ли, где-то это я не знаю. Скорее всего, что нет. А, должно быть. Имено, что должно, я об этом, если вы поняли?
Есть - например, КНДР. А вообще-то, экономика и хозяйство имеют одну этимологию.
Я не про словообразование и даже не истинный смысл этих слов, а про современные смысловую нагрузку и вытекающие идеологические установки.