Верблюда не будет. Контора Кука, та самая компания, которая «Если вас одолеет скука… / Или прикажет подать самолет / Или верблюда за вами пришлет», приказала долго жить. Британская Thomas Cook, воспетая Самуилом Маршаком в поэме «Мистер Твистер», пережила пару мировых войн, несколько глобальных кризисов, но не смогла пережить уберизацию. 22 сентября 2019 года агентство Reuters сообщило, что одна из крупнейших туристических фирм мира прекратила деятельность.
Что будет с многотысячным международным персоналом фирмы – пока неизвестно. Только в Британии Thomas Cook, действовавшая как туроператор и авиаперевозчик, имела 563 офиса, в которых работало 9 тыс. сотрудников, и еще около 11 тыс. работников в других странах.
В условиях, когда любой пользователь может с помощью онлайн-сервисов самостоятельно заказать каюту на корабле, место в самолете или на спине верблюда, услуги Thomas Cook стали не нужны. Даже пенсионеры овладели искусством бронирования гостиниц самостоятельно, после чего у Thomas Cook остался один выход – вон с рынка.
Что такое уберизация? Цифровая трансформация отрасли, процесс, в ходе которого традиционный посредник между покупателем и продавцом уступает место онлайн-платформе. Термин происходит от названия компании Uber, которая предложила сервис, позволяющий пассажиру и водителю найти друг друга без помощи человека-диспетчера.
Какие отрасли в ближайшие пять лет охватит уберизация? С этим вопросом редакция Executive.ru обратилась к экспертам.
Фото в анонсе: pixabay.com
- Грузоперевозки
- Бытовые сервисы
- Ресторанный бизнес
- Ритейл, индустрия красоты
- Образование
- ЖКХ
- Курьерские услуги
- Продажа недвижимости
- Аренда недвижимости
- Юридические услуги
- Продажа билетов на шоу
- Доставка дронами
- Ремонт квартир
- Рекрутинг
- Продажа контента
- Туризм
- Госуслуги
Огромный объем рынка, максимальная доля «серых» услуг, непонятные механизмы подбора поставщиков, стандартные запросы потребителей – все это поддерживает благоприятную среду для уберизации. Крупнейшие участники, такие как X5 Retail, уже создают свои маркетплейсы услуг грузоперевозки (GoCargo), чтобы остаться на рынке после уберизации.
Александр Борисов, Co-Founder, Chief Product Officer, CarCoin.ru, эксперт Executive.ru
В ближайшие пять лет уберизация если и не уничтожит, то существенно изменит все сферы, связанные с курьерскими услугами, строительством, ремонтом, уборкой, помощью по хозяйству, ремонтом машин, мото- и велотехники, репетиторством и обучением, красотой и здоровьем, юридической помощью, установкой и ремонтом бытовой техники, подбором персонала, поиском исполнителей работ и услуг.
Александр Жириков, генеральный директор, «Мега», эксперт Executive.ru
В ближайшие пять лет будут существенно меняться многие рынки, в том числе ресторанный бизнес, на котором будут действовать частные кулинары с доставкой блюд. Это уже существует на Западе и, по принципу заимствования существующих решений из развитых стран и расширения рынка западными компаниями, это придет к нам, как это получилось с Uber.
Алексей Морозов, генеральный директор, «Три Т», эксперт Executive.ru
Определенно это будет ритейл. С развитием виртуальных примерочных многие магазины одежды перестанут быть необходимостью. Благодаря AR я уже могу примерить кроссовки через приложение. Изменится рынок косметических услуг. Мастеров по маникюру, педикюру, косметологов и массажистов можно будет заказывать в приложении на удобное время к себе домой.
Азгануш Мисакян, основатель, Fundora, эксперт Executive.ru
Неспособность традиционных посредников в образовании (университетов и колледжей) к быстрым изменениям, развитие дистанционного обучения, простота создания онлайн-курсов для преподавателей – это предпосылки для появления и развития маркетплейсов «преподаватель-ученик». В настоящий момент этот рынок представлен репетиторами (Profi, Preply) и языковыми курсами (SkyEng, EnglishDom), и испытывает бурный рост.
Александр Борисов, Co-Founder, Chief Product Officer, CarCoin.ru, эксперт Executive.ru
Дворник является прекрасным кандидатом-пользователем Uber-приложений. Их огромное количество в мегаполисах даст возможность создать здоровую конкуренцию при назначении исполнителя заказа по уборке определенного участка. Жители этой территории станут поставщиками рейтинга для него. Мы придем к обязательному объединению подобных Uber-проектов, особенно в области ЖКХ, в экосистему на базе блокчейна.
Михаил Кузнецов, эксперт Executive.ru
Проще всего поддаются уберизации сферы деятельности, где исполнителем выступает один человек. Работа курьера отлично подходит под автоматизацию, что видно на практике. Уже есть масса мобильных приложений, с помощью которых можно заказать доставку чего угодно – ресторанной еды, продуктов из супермаркетов, одежды, товаров из онлайн-магазинов.
Александр Сапов, руководитель, GetTransfer.com
Посредники на рынке недвижимости существуют только потому, что сделка по купле-продаже является совокупностью действий, в которых весьма велик риск ошибки, а для физических лиц он просто непереносим. Поэтому огромное количество людей все еще хотят видеть кого-то, кто, называясь профессионалом рынка, будет находиться «на их стороне». ИИ вытеснит с рынка риелторов и других посредников. Их заменят платформы.
Павел Смирнов, директор по маркетингу, Apsis Globe, эксперт Executive.ru
Посредники на этом рынке – почти атавизм. Люди вполне могут найти помещение сами, договориться с собственником и решить все свои проблемы. И если на рынке коммерческой недвижимости агентские услуги будут еще востребованы какое-то время (слишком много факторов выбора помещения), то на рынке аренды жилья уберизация в ближайшее время станет значительной силой.
Алексей Васильев, руководитель маркетингового направления, Smart Success Group
За весь рынок переживать не стоит, но его часть, связанная с выполнением рутинных и повторяющихся задач, ждет серьезная трансформация. К примеру, речь идет о подаче обращений во властные органы и даже исков в арбитражные суды. В этих категориях дел стоит ожидать автоматизации и сопровождающего ее снижения стоимости услуг. Освобожденные от решения легко автоматизируемых задач специалисты займутся более сложными и неординарными вопросами.
Александр Сапов, руководитель, GetTransfer.com
Все больше билетов на мероприятия (спектакли, концерты) продается на собственных сайтах. Безусловно, используются «Яндекс.Билеты», «Кассир», но также появляются самописные системы продажи билетов. Таким образом, зрителям не нужно что-то искать на сайте-агрегаторе. Они зашли на сайт артиста и прямо там купили билеты. Без комиссии агрегатору.
Алексей Васильев, руководитель маркетингового направления, Smart Success Group
Взаимодействие между заказчиком и перевозчиком на основе IT-платформы позволяет всем участникам ускорить реакцию, сократить издержки на содержание персонала. Пока степень внедрения таких технологий остается низкой, этот вопрос решится в ближайшем десятилетии. Уже сейчас идут испытания беспилотных транспортных средств. Доверие к такому виду транспорта слишком низкое, но правильная работа по обеспечению безопасности и ликбез населения позволят разрушить этот барьер.
Владимир Сердюков, основатель и СЕО, Lima
У нас было несколько клиентов, которые разрабатывали программное обеспечение для автоматизации ремонта. Клиент может выбрать типовой ремонт для типовой квартиры и через фиксированное время за фиксированную сумму получить готовый результат под ключ (в некоторых случаях даже с мебелью). Это полностью изменит рынок организации ремонта и сильно усложнит заработок прорабов и прочих «менеджеров» в этой сфере.
Алексей Васильев, руководитель маркетингового направления, Smart Success Group
Рынок рекрутинга будет далее развиваться на принципах уберизации. Но надо понимать, что этот рынок в первую очередь обслуживает крупные корпорации, в том числе с государственным управлением. И направление развития HR-рынка будут задавать они, а не середнячки и малыши.
Михаил Кузнецов, эксперт Executive.ru
Платформы по распространению цифрового контента, типа Steam, Origin, iTunes – отличный пример изменившегося благодаря уберизации рынка. Классический пример, когда разработчик взаимодействует напрямую с потребителем с помощью платформы посредника. Именно эта история практически убила рынок розничной торговли цифровыми продуктами offline.
Алексей Васильев, руководитель маркетингового направления, Smart Success Group
Турагентская деятельность и чуть позже туроперэйтинг – даже младенец уже может сам заказать гостиницу, удобный перелет, подать документы на визу. Пакетные туры будут жить до тех пор, пока не умрет поколение слабых пользователей интернета и не снизятся тарифы на авиаперелет до уровня цен в пакете услуг.
Юлия Белозерова, к.э.н доцент, заведующий кафедрой продюсерского мастерства, Институт кино и телевидения ГИТР
В нашей стране, с ее многочисленными госслужбами с их раздутым аппаратом, уберизация может и должна проникнуть в святая святых. Например, в Пенсионный фонд, где инструктор мог бы обслуживать в своем районе пенсионеров на основании своих внешних и внутренних рейтингов. В госструктурах при внедрении уберизации любому участнику, даже работнику back-офиса, необходимо получить минимально возможный внутренний рейтинг, подтверждающий квалификацию.
Михаил Кузнецов, эксперт Executive.ru
Сегодня создать убер-платформу возможно практически в любом сегменте экономики. Уберизация формирует экономику будущего, делая её (а) добровольной, (б) абсолютно рыночной, (в) беспрецедентно открытой, (г) работающей исключительно на системе саморегуляции, (д) исключая ненужных посредников в лице чиновников, бюрократии и неповоротливой государственной машины.
Яндекс постепенно влезает на некоторые рынки и, думаю что будет "убивать" конкурентов. Яндекс. Такси, проглотил юбер. Совсем недавно появился Яндекс. Доставка -- мелкие курьерской перевозки и Яндекс.Грузовой -- доставка грузов до 1т, а это уже прямая конкуренция Грузовичкову, Газелькину. Яндекс давит пиаром и ценами.
Так же, появляются сервисные службы по доставке еды. За последний год их кол-во только увеличилось. Думаю, что и здесь будет развитие, а значит и конкурентная борьба.
ЖКХ. Вряд ли))) и, при чём на долгие годы)) причина, думаю что понятна всем -- деньги, распила, мухлежи, не законное оформление низших чинов( дворников).
Аренда. Чего-либо -- да. Есть платформа арендодателей, есть арендаторов. Пож-та смотрите, встречайтесь оформляйте. Агенты и посредники не нужны.
Операции с недвижимостью. Возможно, но если операции будут не сложные, без многоступенчатых схем. Для этого надо бы, для начала, разобраться со всеми базами данных или уже дойти до создания единой базы. Для операции с кпулей-продажей участникам важно убедиться в легитимности друг друга, всех документов, того же но вируса и получение законного док-та о совершение действия, уплаты пошлины и расходов. Если будут такие базы, приподаче заявки, напримерина продажу, и сервис в течение нескольких секунд выдаст весь расклад и историю объекта, то да. Он будет востребован и многие риелторов останутся не у дел. Сложные сделки всё равно без специалиста не обойдутся.
Госуслуги. Оооо)))) тут будет война))) бюджеты, бюджеты)))) хотя, если всё будет на автомате и через эл сервис, то безспорно, будет только лучше.
Вообще, это можно внедрить где угодно. И, подобие таких юбер платформ уже давно есть, их надо дорабатывать. Например ипотечные и кредитные калькуляторы. Первичный фильтр, но можно доработать. Заказ продуктов из магазина. Заказ еды из ресторана. Запись к врачу и т п. Оно, конечно же скоро придёт и массово. Это же очевидно.
Но, здесь возникает очень важный и скользкий вопрос -- ответственность платформы и гарантии. За, что отвечает и, что гарантирует платформа?! Сервис -- да, а последствия? Например, получая документ в гос.учреждение вы уверены и гос-вотгврантирукт отсутствие последствий,. Например то, что он не фальшивый и у вас его примут везде. А, платформа по аренде, например. Прошла сделка и, потом начинается.....А тех.поддержка этой платформы вам ответит, что легитимность арендодателя проверила сканом паспорта, св-вом о собственности и онлайн фото. К ней вопросов нет.
Ещё один важный и уже организ.вопоос -- тех.поддержка. тут ведь важна скорость реакции, адекватная и полная проф.консультация спеца, а не чат с ботами.
Рассуждения, конечно, правдоподобные, но честное слово, если есть необходимость вынести на помойку старый диван, то совершенно не хочется искать через какой-то сервис не понятно кого, оставлять свои данные и вообще контактировать с незнакомыми людьми.
Использование IT технологий в сервисе позволяет получить +20% к прибыли. Или же снизить цену на услуги и получить новых клиентов при сохранении маржинальности. Был у нас такой проект в проработке, очень интересно получалось. Но инвестиции показались собственникам бизнеса слишком большими. https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1986110-stat-uber-pochemu-eto-vazhno-ne-tolko-na-rynke-taksi
И снова про Нью-Васюки...
Да, я и члены моей семьи пользуемся онлайн-сервисами бронирования, заказов и в девяти случаях из десяти путешествуем самостоятельно, но в путешествии ещё есть потребность отдельные сервисы и услуги замкнуть в цепочку последовательностей, а это иногда превращает отдых в серьёзную работу...
Поэтому как ГРАМОТНО организованные путешествия, закрывающие потребности целевых групп, готовых ходить летать стайкой и ходить стадом, так и самостоятельные путешаествия с заранее проработанными маршрутами и заказанными необходимыми сервисами - имеют право на существование и своих приверженцев, не всё так однозначно...
Мы уже проходили нечто подобное и с нашими российскими туроператорами, тут удивляет только то, что "Имя" не стали беречь и выбросили на свалку истории...
Да, для посредников типа "купи-продай" условия теперь жёстче, востребованы услуги "купи- оптимизируй под клиента- продай", а для желающих полной самостоятельности в тех же путешествиях хочется дать совет, основанный на собственном ОПЫТЕ - сначала подумайте, готовы ли вы на отдыхе РАБОТАТЬ на себя, решая нетиповые для вас проблемы, неизбежные в неизведанных меcтах с другой культурой и традициями?
может я чего то не понимаю так поправьте меня
услуга - может быть продана только если есть потребитель (домохозяйства в которой пропорция Энгеля действует), если на рынке потребителей услуг очень мало, то что уберизовывать?
убер - методологически это агентство, любое агентство занимается связыванием потребителя и поставщика при автоматизации и улучшении юзабилити (или проблемах с юзабилити) с достаточностью поставщиков услуг или их существенным избытком - большое агентство агрегатор с одной стороны слышит плач слишком большого количества поставщиков услуги (цена падает) с другой стороны рыдания потребителей - плохой интерфейс, сбои, рекламации на качество - и стандартизует все типы транзакций в платформу и автоматизирует
денги на эту работу есть очевидно там где много достаточно богатых для потребления услуг потребителей и поставщиков и количество транзакций стремится к максимуму - интересно какой максимум транзакций достигается на таких рынках
потом готовая платформа масштабируется на экспорт, но там мало потребителей и много поставщиков и возникает шаткая ситуация с поддержкой платформы (за чей счет?)
по обе стороны от агентства - платформы массы не организованы и плачут и боятся друг друга
убер на рынке где домохозяйства богатеют - тут потребление растет
убер на рынке где у домохозяйств доходов не хватает на услуги - это какой то другой убер
Думаю посредники уйдут там, где их присутствие не создаёт дополнительных выгод для клиента, поэтому он Точно остануться:
в покупке недвижимости, есть страх обмана,
в салоне красоты, это место, где человек расслабляется, звать домой чужого человека не каждый захочет, да и в чем тогда релакс?
в ресторанах и кафе, куда люди ходят за насротением, а не поесть
в юридических вопросах, важен человек напротив, а не робот,
в образовании, важен не один человек, целая система и online обучение никогда не заменит непосредственного общения и групповой динамики.
Во всем другом такого точно не нужно и там уберизация вполне возможна.
Знаете как вымирали динозавры?
Мелкие млекопитающие ночью подбегали и начинали жевать хвост динозавра.
Так как ночью он заторможен, то пока до него доходило - у него уже был откусан изрядный кусок.
Потом динозавр погибал от кровотечения и его доедали.
Точно такая картина с крупными компаниями. Кто не смог адаптироваться - тот вымирает.
есть свидетельства очевидцев?
Только экономическая теория и практика нам говорят об обратном. Большие всегда едят маленьких.
А вот это всё: «свободная конкурентная среда», «равные условия», «здоровая конкуренция» и прочее-это из разряда ванильных мечтаний адептов либертарианства.