Почему разочаровывают семинары и тренинги

Не ждите попутного ветра, если не знаете куда плыть

Я часто слышу вопросы: «Чем отличаются семинары, курсы от индивидуального обучения, консультирования, коучинга? Как понять, что лучше выбрать?» Все зависит от того, что нужно вам, какова ваша цель.

Если вы хотите узнать что-то интересное, познакомиться с новой информацией, конкретным автором, приятно провести время – вперед на лекцию или семинар. Это в какой-то мере заменитель книги, фильма, информации из интернета, когда хочется выйти из дома, себя показать и на других посмотреть, приятно и более-менее полезно провести время.

Если вам нужен конкретный результат – тогда индивидуальная консультация + личные усилия. И, конечно, для достижения цели придется потратить больше времени и денег.

Во время любого семинара или мастер-класса дается пакет теоретических знаний и определенных инструментов, учитывающий общие потребности людей, которые интересуются той или иной темой. А консультирование – это создание вашей личной, индивидуальной программы и работа над достижением вами конкретного результата.

Тренер нужен профессионалу, любителю – нет

В зависимости от того, чего вы хотите, сколько усилий планируете инвестировать, вы выбираете один или другой уровень развития. Назовем их условно «любитель», «профессиональный любитель», «профессионал».

Уровень «любителя» — тематические семинары, лекции. Это в большей мере теоретический, ознакомительный формат, который помогает расширить кругозор по какой-то теме. Может быть, если ведущий семинара будет любезен и компетентен, вы получите какие-то реально полезные рекомендации.

Уровень «профессионального любителя» — это обучающие тренинги, мастер-классы. Это 50% теории + 50% практики. Такие тренинги подходят для обучения какому-то навыку или для получения нужного диплома (когда «бумажка» нужна), но вы не можете рассчитывать на индивидуальный подход. Ваши результаты, ваши успехи – это ваше личное дело. Вы сами используете полученные знания и навыки так, как вы их поняли и освоили.

Уровень «профессионала» — это формат индивидуальной работы. Вас не только знакомят с тематической информацией, но и обучают, как ею пользоваться, что и как конкретно делать. Все адаптируется под вас, внимание уделяется только вам, вашим личным обстоятельствам, свойствам, запросам. Это работа на результат. По крайней мере, так должно быть.

Но не питайте иллюзий, что если вы обратитесь за индивидуальной консультацией и закажите индивидуальную программу, все будет сделано за вас. Если вы рассчитываете именно на это, тогда не теряйте зря ни времени, ни денег: такого не будет. У профессионального боксера есть тренер, но машет он своими кулаками, он прилагает много усилий к том, чтобы стать чемпионом.

И еще. Индивидуальное консультирование это не мотивирование! Если у вас нет мотивации, значит, вы не знаете, чего вы вообще хотите, зачем вам эти знания и навыки, значит, у вас отсутствуют два основные критерии, активизирующие мотивацию – «интересно» и «хочу». И очень важно определиться с этим.

Цена и ценность

Естественно, разные форматы информационных услуг определяют разницу в их стоимости. Индивидуальная работа, причем в любой сфере, всегда была и будет значительно дороже.

Представим, что продолжительность консультации – один час, но для того, чтобы эксперт предоставил вам нужную информацию, помощь, он должен посвятить годы личному обучению, профессиональной практике и постоянному повышению квалификации. И если все эти ресурсы, все внимание и время уделяются конкретному человеку, его конкретной проблеме, это должно оцениваться адекватно, должен быть равноценный обмен.

Поэтому полезно изменить направление своих мыслей. Ценность продукта или услуги стоит мерить не в соответствии со своим личным доходом или приоритетом, а соответственно конечному результату: что мы получам, какие реальные изменения происходят в нашей жизни. Сколько стоит подъем финансового положения, улучшение здоровья, гармонизация отношений?

В будущем спрос на информационные услуги будет только расти, и цена на них – тоже. И дело не только в том, что мы живем в информационное время. Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией: так было всегда. И всегда можно найти альтернативу дорогостоящей консультации, если она тебе не по карману: например, использовать книги, интернет, сарафанное радио.

Главные критерии качества

Когда, наконец-то, удается определиться с форматом услуг, возникает другой вопрос – к кому обратиться, куда пойти. На самом деле сориентироваться очень легко. Основной, точнее единственный критерий качества услуг – результаты. Они должны быть конкретными.

Если мы говорим об информационных услугах, о консалтинге, обучении, результатом является изменения. Человек пришел с конкретным вопросом, проблемой, желанием и он это получил – это результат.

Формулирование целей — это не результат, это процесс, начальный этап, и то, если вы хорошо знаете себя, свои личные способности и возможности. В противном случае не факт, что поставленные вами цели истинные.

Было интересно и приятно; очень понравился спикер; много нового узнал; много мыслей появилось; чувствую себя окрыленным, — все это тоже не результат. Это отзывы, описание эмоционального состояния, впечатление «здесь и сейчас».

Речь идет о знаковом, долгосрочном, стабильном, прогнозируемом результате, о том, чего раньше не было в жизни человека, коллектива, предприятия. Никаких случайностей и счастливых совпадений! Путь к результату должен быть фиксируемым и объяснимым на основании причинно-следственных связей и конкретных критериев. Иначе можно манипулировать человеком и утверждать, что перемены связаны с семинаром, консультацией, применением методики, хотя на самом деле это не так.

Следующий критерий – коэффициент результативности. Например, на тренинг пришло 50 слушателей. Сколько из них получили конкретные, реальные результаты. Эти результаты стабильные, их можно повторить? Смысл говорить об эффективности есть только в случае, если вы ответите «да».

Не поддавайтесь манипуляторам!

Люди часто хитрят и «инвестируют» не в свое развитие, самопознание, а в лотерею под названием «тренинги успешного успеха». И каждый раз их ждет разочарование. Невозможно купить успех, «сделать» лидера, миллионера или самому им стать, если для этого не имеется природных ресурсов, свойств. Как правило, по-настоящему успешные люди не нуждаются в подобных чудо-тренингах.

Внедрение чуждых нам по менталитету западных технологий чаще всего обусловлено провалом. Могу это подтвердить на основе личного опыта, так как долгое время жила в Литве, еще в советское время, а затем переехала в Норвегию, где работаю с людьми из разных стран и разных национальностей.

Не нужно играть в «верю-не верю» или в лотерею и потом винить организаторов, если не повезло. Нужно менять ориентацию. Спрос и неграмотность всегда формируют нишу для ищущих выгоды разного рода «бизнесменов-гуру» и «тренеров успеха». Но это не ставит под сомнение полезность тренингов как таковых. Некомпетентность, недобросовестность, работа исключительно «по расчету», а не «по любви» есть и в политике, и в медицине, и в образовании, – везде, где есть люди с их проблемами и слабостями.

Если вы хотите результатов, нужно работать, начать с познания себя. Спросите себя, какие ваши личные ресурсы, таланты, проблемы, ущербы. Понимание этого – должно быть одной из ваших целей. А финансовое благополучие, любовь, здоровье – это уже результаты, награда за ваши личные усилия и компетентность эксперта.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Украина

"Почему разочаровывают семинары и тренинги"? - заглавие статьи.

В первую очередь потому, что подавляющее большинство тех, кто их проводит, сами не профессионалы, не имеют достаточной квалификацией для успешной работы в реальном бизнесе, а берутся учить других.

Именно поэтому в этой среде очень много "клоунов" - несколько лет назад на этом ресурсе было приведено исследование, в котором их число было оценено в 95% . Не думаю, что эта цифра сегодня существенно изменилась. Как при этом результаты семинаров и тренингов не будут разочаровывать клиентов?

Researcher, Москва

Редкая по качеству и полезности для аудитории сайта статья. Изложен честный, несмотря что автор - консультант, взгляд на проблему.

Изложу в контексте статьи и свою, директора, точку зрения.

Важные цитаты:
"Не ждите попутного ветра, если не знаете куда плыть"
"Все зависит от того, что нужно вам, какова ваша цель."

(Для сокращения места буду использовать термин "Услуги" для обозначения семинаров, тренингов, консультаций и т.д.)

Я бы предложил разделить Услуги с точки зрения целей. Всего две градации. Цели развития компании и цели саморазвития.

Если оплата из средств компании, то только - развитие компании. Все остальное - есть воровство средств у владельцев.

Конечно есть что-то типа "инвестирование" в персонал с надеждой на "счастье" в будущем. Лично я в такое не верю и не делаю, но решение на уровне владельца компании (или ГенДира).

Цитата:
"Но не питайте иллюзий, что, если вы обратитесь за индивидуальной консультацией и закажите индивидуальную программу, все будет сделано за вас. Если вы рассчитываете именно на это, тогда не теряйте зря ни времени, ни денег: такого не будет."

Не согласен…. Это взгляд "серийного консультанта" . Часто встречаются такие кто учит и тренируют всё, от "супа до стратегии".

Мы, в силу, возможно, специфики бизнеса, используем (в терминах автора) индивидуальные консультации. И ВСЕГДА по индивидуальной программе. Все вопросы согласовываются до…

О цене.

Цитата:
"Ценность продукта или услуги стоит мерить не в соответствии со своим личным доходом или приоритетом, а соответственно конечному результату: что мы получаем, какие реальные изменения происходят в нашей жизни…"

Это мечта консультанта как бы участвовать в прибыли.

Фиг-вам!!

Не верно. Не консультант делает прибыль, а персонал (менеджмент) компании.

Консультант "дает" инструмент, например, лопату. Я ею могу "копать" золото и чистить туалет в деревне. С какого результата и чем платить? Из добытого в туалете?

Я не обязан и не оплачиваю его, консультанта, обучение и подготовку. Это его инвестиции в себя. И окупаемость зависит от его качества работы и востребовательности, рыночной цены человеко/часа.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Почти все консультанты учат чужие руки тому, что свои не делали. И потому их обучающие мероприятия разочаровывают.

Но, с другой стороны, консультанты водятся-непереводятся. Значит, на чём-то кормятся. Наиболее вероятно, на спросе от НР-служб.

Есть еще одна деятельность, которая кормит их прямо от парты – это сбыт нематериальной продукции. В этом они мало чем отличаются от коробейников.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Если вы хотите узнать что-то интересное, познакомиться с новой информацией, конкретным автором, приятно провести время вперед на лекцию или семинар. Это в какой-то мере заменитель книги, фильма, информации из интернета, когда хочется выйти из дома, себя показать и на других посмотреть, приятно и более-менее полезно провести время.

Прикольно. Я вот тут решил "на других посмотреть и приятно провести время" - посетил несколько лекций по социальной психологии, которые предоставляет проект Открытое образование.

Книги у меня по теме есть, я провожу тренинги по командообразованию (социальная психология малых групп - составная часть моей темы). Однако:

ни на кого посмотреть мне не удалось, а вот польза для меня была весьма большая. То есть - многое зависит не от формы - а от многих других факторов: цели/мотивации, уровня слушателя, уровня лектора, на книгу это мало похоже (вспоминаю, когда учился у Гандпаса - думал, что он будет пересказывать свою книгу (Камасутру), нет - это было полезное дополнение, и совсем другой эффект). Кстати после лекций (у того же Гандапаса) могут быть домашки - выполнение их изменяет ситуацию еще более кардинально.

Пока, не скрою, я приятно провел время, когда читал начало текста автора, стоит, пожалуй, продолжить.

Менеджер, Москва
Владимир Зонзов пишет:
Почти все консультанты учат чужие руки тому, что свои не делали. И потому их обучающие мероприятия разочаровывают.

Вот это самое страшное, тем более что очень часто теория расходится с практикой и вот тут наступает момент когда все зависит только от тебя и от того насколько оперативно ты способен принимать правильные решения

Управляющий партнер, Москва
Валерий Овсий пишет:
Фиг-вам!!Не верно. Не консультант делает прибыль, а персонал (менеджмент) компании.Консультант "дает" инструмент, например, лопату. Я ею могу "копать" золото и чистить туалет в деревне. С какого результата и чем платить? Из добытого в туалете?

Согласен полностью, что в конечном итоге прибыль компании - это результат деятельности персонала компании. Поэтому для консультанта единственная возможность получить доход от результата есть только одна: стать на временной основе менеджером проекта с ограниченным сроком и четко описанным результатом. Во всех остальных случаях это иллюзии.

Если консультантов все же нанимают на работу, значит признают их полезность (не будем говорить о массе консультантов. Пусть будет меньшая часть рынка, однако их полезность признается) В этом случае в чем заключается вклад/ценность консультанта? В передаче информации - так ее можно найти и без него. Опыт использования каких-то инструментов (скорость их освоения)? Новые идеи, принесенные с других рынков? Или что-то еще?

Слушатель MBA, EMBA, Москва

"Тренер нужен профессионалу, любителю – нет"

Послушаешь такого "тренера" и вспоминаешь вечное: "Не учите меня жить! Лучше помогите материально..."

Ильма, это не про Вас. Это про "тренеров".

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Уровень «профессионального любителя» — это обучающие тренинги, мастер-классы. Это 50% теории + 50% практики. Такие тренинги подходят для обучения какому-то навыку

Ну здесь выскажусь уже не как слушатель, а как тренер.

Поскольку на тренинге новых привычек не возникает (возможна только проба действовать по новому), то лучше сказать, что тренинг дает возможность попробовать. Обучить навыку на тренинге невозможно. Его можно выработать только при многочисленных повторениях. Именно потому у нас тренеров по продажам во много раз больше, чем продавцов, применяющих те инструменты продаж, с которыми продавцы познакомились на тренингах (вернее примерно равно - тренеры же также продают свои услуги). А продавцы, в большинстве своем, после тренингов продолжают неэффективно впаривать продукты своей фирмы - старые навыки остались.


Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Цена и ценность Естественно, разные форматы информационных услуг определяют разницу в их стоимости. Индивидуальная работа, причем в любой сфере, всегда была и будет значительно дороже. Представим, что продолжительность консультации – один час, но для того, чтобы эксперт предоставил вам нужную информацию, помощь, он должен посвятить годы личному обучению, профессиональной практике и постоянному повышению квалификации. И если все эти ресурсы, все внимание и время уделяются конкретному человеку, его конкретной проблеме, это должно оцениваться адекватно, должен быть равноценный обмен.

Есть цена для покупателя и цена для тренера. При индивидуальной консультации больше платит клиент, при групповой (тренинг) – больше зарабатывает тренер.

Что касается «годы» - то при чем тут индивидуальная консультация? И при групповой работе тренер «годы занимался проблематикой», еще, быть может, дополнительные годы – чтобы научиться работать с группой. А в группе – не только минусы, но и свои плюсы групповой работы.

Поэтому данный параграф не ясен – что хотел подчеркнуть автор для индивидуальной работы по части цены? Или ценности?

Выступая в роли консультанта конкретной фирмы – само собой разумеется, консультант имеет дело со спецификой и больше в нее погружается. И что?

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Как в спорте, не бывает выдающихся тренеров, которые получали свои навыки только по книжкам. Сегодня очень много тренеров - консультантов, не имеющих за плечами реальной практики и личных практических достижений. в Этом и причина низкой эффективности.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.

Владелец Rostic's выкупил рестораны российского франчайзи KFC

Заведения сменят названия до весны 2025 года.

Минцифры планирует привлечь 700 тысяч разработчиков до 2030 года

Минцифры уже в два раза увеличило число бюджетных мест на профильные специальности.

Сервис такси Yandex Go заработал в Турции

Это первый турецкий город для Yandex Go.