Сейчас слова «ментор», «наставник» и «тренер» звучат в бизнес-среде все чаще. Это связано с растущим спросом на профессиональное развитие предпринимателей и сотрудников. Менторы, наставники и тренеры помогают осваивать новые навыки и достигать амбициозных целей. Но не все до конца понимают, в чем между ними разница, и какого специалиста искать в той или иной ситуации. Разберемся, чем отличаются эти специалисты и как выбрать того, кто поможет именно вам.
Кто такой ментор
Человек, у которого можно перенять его жизненный и профессиональный опыт. Он делится своим видением, стратегическим мышлением, направляет, помогает расширить границы восприятия. Важно, что ментор на основе своего опыта подсказывает именно направление для развития, а не конкретные шаги.
Например, он может сказать: «Я бы на твоем месте занялся боевыми искусствами, потому что это полезно для здоровья и дисциплины». Но конкретно, куда пойти — в джиу-джитсу или каратэ — он решать не будет. Он может рассказать, как спорт помог ему развить самодисциплину и уверенность, но выбор остается за учеником.
Предпринимателю ментор может посоветовать задуматься о международном рынке и расскажет, как он сам выходил на глобальную арену. Но не подскажет, какие страны выбрать, или с кем сотрудничать — это бизнесмену нужно будет выяснять самостоятельно.
Кто такой наставник
У наставника, в отличие от ментора, есть специализация. Он помогает осваивать конкретную область: фитнес, продажи, управление командой. Например, наставник по бизнесу может помочь масштабировать компанию, выйти на новые рынки, организовать работу с подрядчиками. Наставник уже глубже погружается в задачи ученика и помогает детально выстроить тактику достижения целей.
Например, есть цель отточить навык публичных выступлений. Наставник в рамках своей работы не просто посоветуем практиковаться и чаще выступать — он поможет подготовить речь, разберет с вами ошибки, порекомендует эффективные техники и расскажет, как управлять вниманием аудитории.
Кто такой тренер
Это еще более узкий специалист, который работает с конкретными навыками. Например, тренер по продажам научит писать скрипты, обрабатывать возражения и вести переговоры, а тренер по презентациям — делать структурированные и убедительные выступления. Этот специалист, который даст четкие инструкции, что и как делать.
Если необходимо, например, подтянуть навык переговоров, тренер будет разбирать с вами конкретные ситуации, ставить перед вами ролевые задачи, исправлять ошибки и давать упражнения, которые приведут к нужному результату.
Найти тренера легче, потому что запрос к нему понятен. При этом на наставнике или менторе куда больше ответственность, и ценность их помощи выше. Поэтому важно уделить особое внимание их поиску и подбору.
Как найти ментора или наставника
Несколько советов, как найти «своего» ментора или наставника, и как наладить с ним контакт.
- Опирайтесь на результаты. Выбирайте людей, которые уже добились того, к чему вы только стремитесь. Исследуйте их карьерный путь, подход к жизни, профессиональные решения.
- Находите точки соприкосновения. Я знал, что ментор, к которому я хотел попасть, любит баскетбол и занимается им. Поэтому я нашел место, где он играет, и пришел туда тренироваться. Со временем удалось наладить контакт. Также работает и с другими сферами: вы можете посещать конференции, профессиональные встречи, онлайн-форумы, где могут быть интересные вам специалисты.
- Будьте полезными. Помогайте ментору или наставнику и находите, чем можешь быть ценным для него: предложите помощь в проектах, поделитесь полезными материалами или сведите его с нужными людьми.
- Не бойтесь обращаться напрямую. Часто люди недооценивают, насколько успешные профессионалы готовы делиться знаниями. А в случае поиска ментора риск дело благородное: напишите ему сообщение, выразите восхищение его работой и задайте конкретный вопрос. Это может стать началом долгосрочного общения.
Какие ошибки мешают в работе с ментором и наставником
После того, как вы нашли «своего» старшего товарища, важно удержать с ним контакт и не допустить ошибок.
Менторы — это люди высокого уровня, и если к ним подходить к ним с позицией «дай мне», это не работает. Важно предложить им что-то взамен: помощь, сотрудничество, полезные знакомства. Тогда взаимодействие будет взаимовыгодным.
Таким людям важно видеть, что человек понимает свою цель и двигается в определенном направлении. Приходить с запросом «не знаю, чего хочу» — ошибка. Наставнику проще помочь, если есть хотя бы приблизительное понимание желаемого результата.
При этом не стоит ожидать, что ментор или наставник все сделают за тебя. Они могут направить, подсказать, но реализация — полностью ваша зона ответственности.
Подведем итоги
Чтобы выстроить продуктивные отношения с ментором, наставником и тренером, важно понимать их роль, формулировать четкие запросы и предлагать что-то взамен.
- Ментор помогает определить общее направление развития.
- Наставник сопровождает в процессе движения к цели и помогает разрабатывать тактику.
- Тренер обучает конкретным навыкам и доводит их до автоматизма.
Находите своего специалиста, и тогда взаимодействие будет действительно эффективным и приведет к желаемым результатам.
Читайте также:
Да нет никакой разницы.
Еще есть -- тьютор, коуч, фасилитатор, модератор стратегических сессий, мотивационный спикер, трансформационный лидер. Есть и такие прям с изюминкой -- астропсихолог, бизнес-таролог. Имя им легион.
Инфоцыганство многолико.
Бэкграунд
У инфоцыган, как правило, нет ни профессионального образования в предметной сфере, ни сколь-нибудь продолжительного и результативного опыта в найме или бизнесе (инфоцыганство как бизнес под личиной чего бы то ни было не в счёт).
Отсутствие реальных навыков и ноу-хау. Всегда апеллируют к различным популярным и ненаучным книгам-бестселлерам каких-любо инфлюэнсеров.
Не ведут в настоящем никакой другой деятельности кроме консультирования.
В большинстве своём они фрилансеры, не нашедшие себе места в жизни, внезапно прозревшие и ушедшие учить.
Кейсы и цифры
У инфоцыган нет собственных конкретных кейсов, кроме ссылок на общеизвестных или безликих персонажей.
Слабы в фактах и всегда голословны.
Никогда не озвучивают или не выражают результативность своей "работы".
Продают время (по таксе), а не результат (% с профита, который приносит их участие).
В качестве основного аргумента говорят про количество подписчиков и кичатся именами компаний для которых что-то делали.
Харизма, позитивное мышление, осознанность
Делают упор на личный бренд, популистский сленг, внешний вид и позитивное мышление. Но при этом могут заметно плавать в профессиональных понятиях.
Основной тезис о быстром успехе без существенных инвестиций времени и сил. Концепция волшебной кнопки.
На большинстве фото активно размахивают руками и что-то малюют на флипчартах.
Часто именуют себя коучами, фасилитаторами, менторами, тьюторами, модераторами стратегических сессий, трансформационными лидерами, мотивационными спикерами, итп.
Закрытость к общению
Нервно реагируют на каверзные и нестандартные вопросы. Дают чрезвычайно общие ответы. Не настроены на глубокий разбор ситуаций.
Часто проявляют авторитарность и подавление по отношению к людям с критическим мышлением или, если те возражают или оказываются не удовлетворены их ответами.
Ну, сколько можно продавать позапрошлогодний снег?
Придумайте уже что-нибудь новенькое, свежее и хрустящее.
В принципе все правильно написано. Но самое забавное, Сергей... Что почти все вышеперичисленное можно отнести и к Вам. Только очень прошу рассматривайте мои коменты исключтьельно как
С уважением.
Ну много их, конечно. Но они же пользу, все, приносят ! Отжимают ресурсы у слабых и кодируют сильных на успешность !
Вообще ни по одному пункту. Или обоснуйте.
Михаил, и поменьше думайте обо мне.
Неужели такие тренеры, коучи, фасилитаторы умудряются кому-то что-то впарить?
Запросто! Достаточно взглянуть на некоторые персоны здесь из разряда
самых популярных авторов.
Чтобы избежать охмурения ксёндзами надо обладать незаурядной волей, хорошим жизненным опытом и критическим взглядом.
Даже чутьём, хотя можно просто прислушаться к советам - как увидите, или услышите слова "инфлюэнсер, сторителлинг, амбассадор", "Примус! Признание Америки! Москвошвея! Примус! Пивная! Ещё парочку!", бегите!
Метафора родовспоможения – метафора Сократа:
у человека есть знание, которое он не может осознать сам и ему нужен помощник, наставник, помогающий̆ родить это знание. )
Да-да, я, говорит, как собака - все понимаю, но ничего сказать не могу ))
А если серьезно, то ведь спрос на услуги такого рода есть, есть и предложение соответствующее. Даже на эзотерику вон спрос растет - на днях только здесь же данные приводили. А тут - гуру! ))
Критическое мышление по факту свойственно далеко не всем. Видим же, как просто по телефонным звонкам люди все деньги свои отдают абсолютно незнакомым проходимцам, еще и кредиты берут. А тут коучи и т.д. и т.п.
Ведь правда же любопытно - на работу взять рядового специалиста - организуется суперконкурс с перечнем требований по профильному образованию, опыту работы, достижениям, тесты и прочие проверки и собеседования - много раз детально обсуждали. И при этом весь свой бизнес доверить и советы по жизни получать - нужен ментор или наставник, которых никто нигде в вузах не готовит, а все советы нужно принять на веру. Религия, однако. Ну или диагноз ))
Тут сложный вопрос, думаю ) даже при наличии критического мышления человек как сложное существо иногда впадает в ступор и не знает – в какую сторону шаг сделать ) Иногда помогает взгляд со стороны. Мы все по себе это знаем. Чего стоит одна фраза – "как же я об этом не подумал!", которую каждый, наверное, в своей жизни произносил ) Да и знание само делится на осознанное и неосознанное.
Обосновывать лень. Теперь по законам жанра жду от вас вызова на разборку. Если вызова не последует, позаконам этого жанра общаться с вами - зашквар.
Вообще феномен инфоциганства нужен обществу. Дураки должны быть наказаны, хотя бы таким - мягким образом. Я думаю, что и Средний тоже инфоциган, правда лишенный большой трибуны. Так что и он тоже выполняет свою роль.
Прошу только не...
хотябы в этот раз.