Как работать с ментором: 4 обязательных этапа

Трендом этого года становится работа ментором и с ментором. Широким массам кажется, что менторы гребут деньги сетями и являются самыми счастливыми людьми на свете. Правильнее сказать квази-менторскую работу втискивают везде, где еще несколько лет назад обитали наставники, консультанты, коучи и трекеры.  Навязывают ее, в том числе в работу со студентами, не понимая, что от замены слова «наставник» на слово «ментор» суть происходящего не изменится, но досадная подмена смыслов произойдет обязательно.

Кто такой ментор

Давайте разберемся, чем ментор отличается от остальных, упомянутых выше помогателей.

  • Наставник – старший товарищ, который помогает товарищу младшему узнать, познать, научиться новым навыкам. Его личный опыт желателен.
  • Консультант. В реальном бизнесе это скорее аутсорсер бизнес-функций. В тренерском бизнесе консультант – это человек, который хорошо знает и может пересказать 15-20 книжек по менеджменту мировых и местечковых авторов.
  • Коуч, ровно как и бизнес-психолог, и технолог НЛП, норовит залезть в ваше подсознание. Иногда это помогает. 20 техник работы с подсознанием – вот их основной инструмент.
  • Трекер. Это термин придуман в России по разным сведениям в 2003 или 2007 годах, даже называют разные имена его авторов. В любом случае, техника новая, на широких статистических данных не апробированная, в отличие от остальных, некоторые из которых насчитывают не одну тысячу лет.

Сократу приписывают следующую мысль: «Если хочешь посоветоваться с кем-то по поводу своих дел, посмотри сначала, как этот человек управляется с собственными».

Если это так, то Сократ точно имел в виду ментора.

  • Ментор не лезет в душу.
  • Ментор не пересказывает книжки.
  • Ментор не занимает «позицию сверху».
  • Ментор – всегда равный товарищ. Но товарищ, который знает немного больше, чем его менти. В этом и сходство, и отличие ментора от наставника. Если хотите разобраться в сути ваших отношений, разверните ситуацию на 180 градусов: если менти и ментор могут поменяться местами, то у вас менторинг. Если нет – наставничество.

Менти платит ментору за эффективный инструмент, которым ментор заведомо хорошо владеет, позволяющий решить его проблему здесь и сейчас. Если вы решили заниматься разработкой стратегии, то, скорее всего, у вас не менторинг, а консалтинг.

Менти приходит к ментору просьбой: расскажи мне, научи меня, как решить вот эту конкретную проблему в бизнесе. Именно поэтому ментор работает только по тем темам, в которых сам разбирается профессионально. Я ничего не знаю про логистику, поэтому я не смогу помочь решить логистические проблемы, сколько и каких бы хороших книжек я не прочел. Но я хорошо разбираюсь в дебиторке, поэтому тут я точно буду полезен.

Иногда говорят, что ментор должен быть узким специалистом в какой-то сфере бизнеса. Про логистику я уже говорил. Поговорим про производство. Производство банковских сейфов и кондитерских изделий с заварным кремом – совершенно разные бизнесы, хотя и то, и это производство. Так же как производство мороженого и хлебобулочных изделий – бизнесы совершенно разные. Но логистика у производителей мороженого и замороженной рыбы может быть в чем-то схожей.

Работа с дебиторской задолженностью практически одинакова у сельхозпроизводителей, продавцов на маркет-плейсах и производителей сложных приборов – поэтому все они могут пригласить одного и того же ментора, и если у него богатый опыт, польза точно будет. Но в этом вопросе не будет пользы ни от трекера, ни от коуча, ни от консультанта – нужен человек имеющий практический, положительный и личный опыт. Задача ментора только одна – помощь в тонкой настройке бизнеса.

Как выглядит работа ментора на практике

Работа с ментором всегда состоит из четырех обязательных этапов. Что-то упустить нельзя, а добавить не разумно.

 1. Подготовка = диагностика+прогноз+рекомендации

Первое и самое главное на этапе подготовки – адекватная диагностика, результаты которой оформлены в виде экспертного заключения. Адекватная – это:

  • проведенная по известным и проверенным методикам;
  • с индикаторами, цифрами, графиками, обоснованиями и разъяснениями;
  • изложенная на бумаге и подписанная собственноручно экспертом.

Милая часовая беседа в кафе или даже в офисе – это не подготовка, а первое знакомство.

Прогноз делается на основе экспертного заключения по результатам диагностики тем же экспертом, который проводил диагностику. И так же, как и экспертное заключение, прогноз делается только и исключительно на бумаге и с подписью. Согласитесь, слова к делу не подошьешь.

После того как сделаны диагностика и прогноз, естественно дать рекомендации по тому, как исправлять ситуацию и надо ли ее вообще исправлять. И опять все – на бумаге и с подписью.

На этом первый этап сотрудничества с ментором может быть закончен.

Первый этап относительно недорог. От 100-150 тыс. руб. или даже меньше – это зависит от объема работы. Я рекомендую до перехода на второй этап сотрудничества с ментором заказать диагностику, прогноз и рекомендации у двух-трех разных экспертов, чтобы у вас был обоснованный и ответственный выбор. И полная и объективная картина происходящего на вашем предприятии. Не пожалейте на это денег, потому как «врачебная ошибка» может стоить пациенту жизни. На одной чаше весов будет судьба вашего бизнеса стоимостью несколько десятков или даже сотен миллионов рублей, а на другой – полмиллиона рублей. Решение принимать вам.

2. Разработка детального плана исправления ситуации

Если по итогам первого этапа принято решение об исправлении ситуации, логично разработать детальный план дальнейших действий. Этот план должен составляться с учетом всех особенностей проектного управления в классическом его понимании: сроки – ресурсы – результат. План исправления ситуации будет основываться на прогнозе и рекомендациях. Поэтому логично, что план необходимо заказать тем же экспертам, которых вы привлекали на первом этапе.

План должен быть составлен по такой схеме:

  • текущее состояние;
  • желаемое состояние;
  • мероприятия, которые исправят ситуацию;
  • обоснование, почему именно эти мероприятия исправят ситуацию, и как они это сделают.

3. Реализация плана

Это самый ответственный и самый сложный этап, потому что придется многое менять в работе предприятия – начиная от локальных нормативных актов и заканчивая кадрами.

4. Завершение настройки бизнеса

Суть последнего этапа – закрепление результатов, полученных на третьем этапе. Смысл закрепления – сохранение новых отношений/регламентов/бизнес-процессов на предприятии на дальнюю перспективу, хотя бы на 3-5 лет, до следующего этапа обновления.

Постскриптум

«Ментор» и «ментор бизнеса» – синонимы. Ментор без бизнеса – кто угодно, но только не ментор.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Нижний Новгород

Любопытная игра в терминологию, в погоне за целью отстроиться от конкурентов) и заработать побольше)

Генеральный директор, Нижний Новгород
Ирина Плотникова пишет:
Любопытная игра в терминологию, в погоне за целью отстроиться от конкурентов) и заработать побольше)

Ну для начала покажите мне консалтера, который скажет - не, я не хочу заработать побольше, хочу поменьше))

Конкуренцию я тут вижу только финансовую. То есть за часть бюджета клиента.
Ни о какой конкуренции даже по форме речь не идет. Проблема, которую может решить ментор, не решат все остальные, которые тут перечислены. 

Александр, спасибо за статью! Тот редкий случай, котгда она мне не просто вовремя и кстати, но и настолько, что положила в закладки и утащила ссылкой)
Думаю вы знаете ресурс, где она могла бы найти более живой и благодарный отклик)

Консультант, Новосибирск

Самый широкий в этой области термин - "советник".

Введение более узких терминов, на мой взгляд, обедняет работу специалиста, который ситуативно может выступить "ментором", "консультантом", "коучем" и далее по списку (но не психотерапевтом - там требуется образование).

Это примерно как введение бесконечного числа именований повседневной одежды "квалифицированными потребителями".

Руководитель, Владивосток

Сократу приписывают следующую мысль: «Если хочешь посоветоваться с кем-то по поводу своих дел, посмотри сначала, как этот человек управляется с собственными»

-А теперь давайте посмотрим, как сам Сократ управился со своими делами - его судили и казнили. Психологам давно известен "феномен третьей позиции", когда человек одну и ту же проблему совершенно по разному решает, исходя из позиция "Я" или "Он". "Чужую беду рукой разведу" - это правда, которая работает. Или, говоря по другому "Каждый мнит себя героем, видя бой издалека" - нравится нам это или нет, этично это или нет, но так оно есть. 

Консультант, Нижний Новгород
Елена Рыжкова пишет:
Ирина Плотникова пишет:
Любопытная игра в терминологию, в погоне за целью отстроиться от конкурентов) и заработать побольше)

Ну для начала покажите мне консалтера, который скажет - не, я не хочу заработать побольше, хочу поменьше))

Конкуренцию я тут вижу только финансовую. То есть за часть бюджета клиента.
Ни о какой конкуренции даже по форме речь не идет. Проблема, которую может решить ментор, не решат все остальные, которые тут перечислены. 

Александр, спасибо за статью! Тот редкий случай, котгда она мне не просто вовремя и кстати, но и настолько, что положила в закладки и утащила ссылкой)
Думаю вы знаете ресурс, где она могла бы найти более живой и благодарный отклик)

Стремиться к финансовому успеху не есть плохо) точно, Елена.

А вот так искуственно отделять ментора от наставника не есть хорошо)  

Для того, чтобы понять, что с лингвистической т. з. оба термина обозначают одно и то же в разных языках, достаточно посмотреть дефиниции в словарях, почитать историю возникновния менторства в Америке,  историю наставничества в России и хотя бы пяток исследований из сотни по диагонали просмотреть, какое бывает менторство) и что это такое,  прежде чем писать статью) 

И попутно про коучинг )) чтобы не записывать Сократа, на методе кот. построен соврменный коучинг, в менторы.

А заодно и про бизнес-консультантов )

Генеральный директор, Санкт-Петербург

не важно КАК работает ментор, важно изучить его прошлые результаты в ЦИФРАХ - кому и на сколько миллионов он действительно помог!!!

Управляющий партнер, Москва

Вот внимательно прочитал названия 4-х этапов работы с ментором.
Потом перечитал.
Задал себе вопрос.
Если опираться на названия этапов можно ли увидеть разницу между ментором, консультантов, коучем, трекром и тд,
Для себя я ответил, что НЕт!

Вот разницу между токарем и сварщиком я вижу, потому что у них принцпиально разный инструмент и задачи.

Если точка приложения усилий множества бизнес-консультантов, бизнес-тренеров, бизнес-коучей,  бизнес-наставников, менторов и тд в конце концов человек, то может ли их инструментарий принципиально отличаться?

На мой взгляд, попытки резко дифференцировать/ сформировать устойчивые методические отличия для всех перечисленных позиций практически невозможно.

Разница будет только в одном: в том как конкретный человек в своей работе применяет  этот инструментарий.

Генеральный директор, Москва

Кто-то понял, почему для решения производственных или логистических проблем компании (как в примерах в тексте статьи) нельзя пригласить консультантов, у которых есть соответствующая экспертиза? Это было бы нормально для B2B. Но их не называют менторами.

Готовится контракт - совершенно обычным образом, предоставляются и собираются необходимые данные, проводятся указанные в контракте работы, предварительные и окончательные результаты обсуждаются и оформляются.

Но в статье есть и противоречия. Сравним 

Прогноз делается на основе экспертного заключения по результатам диагностики тем же экспертом, который проводил диагностику.

и

Если по итогам первого этапа принято решение об исправлении ситуации, логично разработать детальный план дальнейших действий. Этот план должен составляться с учетом всех особенностей проектного управления в классическом его понимании: сроки – ресурсы – результат. План исправления ситуации будет основываться на прогнозе и рекомендациях. Поэтому логично, что план необходимо заказать тем же экспертам, которых вы привлекали на первом этапе.

Сколько же человек принимает участие в работе на каждом этапе, есть ли среди них ментор, и кто в итоге несет ответственность за результат.

Или

3. Реализация плана

Это самый ответственный и самый сложный этап, потому что придется многое менять в работе предприятия – начиная от локальных нормативных актов и заканчивая кадрами.

и 

4. Завершение настройки бизнеса

Суть последнего этапа – закрепление результатов, полученных на третьем этапе. Смысл закрепления – сохранение новых отношений/регламентов/бизнес-процессов на предприятии на дальнюю перспективу, хотя бы на 3-5 лет, до следующего этапа обновления.

Вряд ли настолько крупномасштабные изменения на уровне организации с фиксацией процессов на 3-5 лет имеет смысл называть тонкой настройкой бизнеса.

Даже не говоря о том, что результаты третьего этапа (указанных масштабах) будут видны далеко не в первый день.

---

Я бы сказал, что нам предложили неформально поговорить на тему Change Management, используя для этого нестандартные термины. Но кто-то может попробовать. В конце концов,

Первый этап относительно недорог. От 100-150 тыс. руб. или даже меньше – это зависит от объема работы. 

Хороший ужин в хорошем месте на несколько человек. Почему нет.

Генеральный директор, Москва
Ирина Плотникова пишет:

Любопытная игра в терминологию, в погоне за целью отстроиться от конкурентов) и заработать побольше)

Но подмена понятий - это не игра.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Ну раз Автора нет, а мне в кои-то веки местная статья в кассу, то постою уж на раздаче)

Сергей Корчанов пишет:
Самый широкий в этой области термин - "советник".

Абсолтно верно!

Сергей Корчанов пишет:
Введение более узких терминов, на мой взгляд, обедняет работу специалиста, который ситуативно может выступить "ментором", "консультантом", "коучем"

Не обедняет, а ноборот конкретизирует и помогает легче и доступнее донести суть деятельности, когда она подается как реальная услуга.
Все эти термины нужны ведь не для бла-бла-бла, а ради дела.
То есть
чтобы поствщики услуг могли быстро показать их ценность, а вероятные покупатели примерить эту ценность на себя.

Любой профи, обладающий знаниями и опытом, которые в его предметной области выше средних по рынку, может выступать во всех этих качествах.
Другое дело - захочет ли этим заниматься на практике. Потому что у каждого вида деятельности свой набор составляющих.
При этом менторинг, к примеру, включает в себя все сразу. Поэтому он самый сложный. 
И к слову, понять это можно на  практике именно на собственной шкуре и именно ментору) Потому что для менти все это будет само собой разумеющимся.

Меня в системный менторинг загнали сами клиенты этим летом. До этого всё что у меня было похожее - несистемное, потому что решались разные задачи. 
И там все эти сущности остро не проявлялись)
А тут все в одном менторском проекте расцветает пышным цветом - и консультантом поработаешь, и трекером, и наставником, и даже коучем свят-свят-свят))) 

Сергей Корчанов пишет:
Это примерно как введение бесконечного числа именований повседневной одежды "квалифицированными потребителями".

Тут тоже жизнь заставила) Ввели и пользуются потому что надо) На покупку нужной одежды в интернете уходило бы гораздо больше веремени, если не было четких терминологических разделений. Всякие худи со свитшотами ведь относительно недавно появились. Раньше за все про все была "олимпийка" и особо не страдал никто)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.