Генри Форд в своей книге «Моя жизнь, мои достижения» описывает ситуацию, когда рабочие предложили оптимизацию производственного процесса, которая позволила увеличить срок службы некоторых деталей. Даже тогда, в эпоху полной власти конвейера над людьми, уже высоко ценились рационализаторские предложения и нужны были сотрудники с творческим потенциалом.
Тем не менее, долгое время креативность считалась прерогативой исключительно творческих профессий, а в бизнесе само понятие «креативный подход» звучало обычно в контексте маркетинга, рекламы и PR. Сегодня ситуация резко изменилась. Ведущие мировые компании понимают, что без постоянного поиска новых решений, беспрерывного внедрения инновационных методов работы невозможно долго удерживать лидерские позиции на рынке.
Клаус Шваб, основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума в Давосе, в своей книге «Четвертая промышленная революция» подчеркивает, что сегодня происходят фундаментальные изменения в том, как мы живем, работаем и общаемся друг с другом. Нынешняя цифровая революция по масштабу, объему и сложности не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества. Искусственный интеллект, роботехника, Интернет вещей, автономный транспорт, 3D-печать, нанотехнологии, материаловедение, новые батареи, квантовые компьютеры, – все эти особенности новой промышленной модели ведут к тому, что в скором времени многие процессы просто исчезнут, а с ними – и рабочие места.
Избегнуть автоматизации смогут только те профессии (а значит, и сотрудники!), которые требуют наличия социальных, творческих и коммуникативных навыков, недоступных компьютерам.
«Талантизм» vs «капитализм»?
Важнейшим фактором конкурентоспособности компании сегодня становится talentism, или ориентация на творческие кадры. «Талантизм» как новая экономическая концепция, приходящая на смену капитализму, не ограничивается хорошо известной нам войной за таланты на открытом рынке труда, но требует от компаний готовности вкладывать силы и ресурсы в развитие у сотрудников креативного подхода к решению задач. На первый план выходят такие компетенции, как принятие решений в условиях неопределенности, разработка новаторских идей, способность к адаптации, быстрое усвоение новых навыков, умение ориентироваться в разнообразных бизнес-контекстах.
Компаниям необходимо совершенствовать свои навыки инновационной деятельности и при этом существовать в режиме бета-версии, то есть в ситуации постоянного развития, которая влечет за собой повышенную неопределенность. Без творческого подхода и креативных решений, то есть без сотрудников, обладающих соответствующими компетенциями, удерживать свои позиции в новых рыночных условиях скоро будет невозможно.
Креативность пока еще не входит в топ приоритетных для российских компаний компетенций, как показало последнее исследование, проведенное CEB SHL Russia&CIS. Как отдельная самостоятельная компетенция креативность находится на сегодняшний день в середине рейтинга, но это совсем не означает ее низкую важность для бизнеса: она является составной частью других ключевых компетенций – таких, как адаптивность или инновативность.
Еще более важным аргументом в пользу растущей значимости этой компетенции является позиция наших клиентов: все больше компаний, стремящихся сохранять лидерство на рынке, сегодня уделяют особое внимание программам развития креативности среди своих сотрудников.
Опыт наших клиентов
Наша компания организует программы по развитию креативности в бизнесе уже несколько лет. Под креативностью мы понимаем способность порождать идеи, умение отклоняться от традиционных схем, быстрее разрешать проблемные ситуации. Мы видим, что креативные сотрудники становятся инициаторами инноваций в компаниях: они не только приносят колоссальную прибыль, но позволяют компаниям сделать огромный рывок вперед в своем развитии.
Мы решили подробно расспросить наших клиентов о том, что они вкладывают в понятие «креативность» и чего ожидают от своих креативных сотрудников.
Креатив в рамках
По словам Марии Березиной, менеджера по маркетинговым коммуникациям компании «Эмерсон», понятие «креативность» за последние два года очень сильно изменилось: «Раньше считалось, что «креативить» должны специалисты по маркетингу, а остальных сотрудников это не касается. Сегодня, в условиях дефицита ресурсов, необходимо создавать нестандартные решения на каждом рабочем месте: бухгалтеру – подготовить один отчет из двух разных систем, менеджеру по работе с клиентами – найти решение для сложного нового запроса, инженеру – разработать прибор с лучшими техническими характеристиками без увеличения стоимости. Креативность для нашей компании сегодня означает гибко изменять способ действия, не меняя цель. Нам важно достижение результата за счет отказа от экстенсивных действий, то есть не через увеличение затрачиваемых ресурсов, а за счет поиска новых путей».
По мнению Марии, для производственной компании достаточно иметь 20% креативных сотрудников, которые будут форсировать творческий подход в своих подразделениях: практически по принципу Парето. Для «Эмерсон», как для крупной компании, важно, чтобы творческий процесс происходил в определенных рамках. «Процедуры ограждают компании от ошибок, они экономят ресурсы и энергию, но мы приветствуем поиск новых путей для достижения цели», – резюмирует итоги Мария Березина.
Раздвигая границы
«Бытует мнение, что креативные люди – это люди без рамок. Для нас это не совсем так: у креативных людей есть границы, но компания умеет эти границы передвигать», – говорит руководитель отдела по подбору и организационному развитию одной из ведущих компаний в сфере российской luxury-индустрии. – Мы проверяем креативность в каждом сотруднике, которого берем на работу, потому что для нашей компании эта компетенция важна на каждом рабочем месте. На этапе отбора мы предлагаем бизнес-кейсы, которые помогают проверить, насколько далеко человек зашел в смежные области, насколько он способен привнести что-то новое в уже известное. Креативность для нас – это проактивное поведение. Это то, как сотрудник реагирует на неожиданную ситуацию и как он ищет решения возникающих проблем. Мы хотим, чтобы сотрудники подходили к своим обязанностям неформально, что стало даже особенно важно для компании в последние два года».
Креативные люди постоянно находятся в состоянии творчества. Одна из сотрудниц коммерческого отдела во время креативной сессии отметила, что всегда берет с собой в отпуск блокнот и записывает те моменты, которые ее впечатлили. Она знает: они могут впоследствии стать источником вдохновения в работе.
Креативные сотрудники – источник инноваций
«Инновации сегодня для нас на первом месте», – отмечает Наталья Шумкова, директор Академии Danone в России и СНГ. – Для нас принципиально важно, чтобы сотрудники изобретали новые вещи, предлагали прорывные идеи. В целом, традиционный подход в наши дни претерпевает изменения, а скорость распространения информации становится просто космической. Стало еще труднее соответствовать потребителю и крайне сложно предугадывать его пожелания, поэтому компании должны быть готовы при необходимости оперативно перестраивать свои бизнес-модели. Креативные сотрудники – это те, кто слышат потребителей и опережают время».
Креативных сотрудников, по мнению Натальи, сейчас в компании не больше 10-20%, и, конечно, это соотношение должно увеличиваться. «Креативность – это готовность создавать абсолютно новые продукты ради клиента или функциональные технологии, позволяющие быстрее обмениваться информацией, принимать решения или действовать»,– завершает Наталья Шумкова.
Можно ли развить творческий подход?
Уже сегодня передовые компании на территории России включают развитие креативности в программы обучения персонала. К приглашению сотрудников на такие семинары компании подходят по-разному: есть программы для целых департаментов – в первую очередь, для отделов маркетинга, центров исследований и разработок, есть отдельные «креативные блоки», включенные в индивидуальные планы обучения отдельных специалистов.
Можно ли развить креативность? Конечно, да. В нашей программе «Креативность в бизнесе» мы, во-первых, работаем над ошибочной установкой, что креативность – это удел избранных, а во-вторых, даем вполне конкретный инструментарий. Например, берем несколько задач, стоящих сейчас перед отделом или компанией, и показываем, как можно «сгенерить» варианты решений с помощью разнообразных методов, как групповых, так и индивидуальных. Мозговой штурм (прямой или оппозиционный), метод работы с аналогиями, использование триггеров, применение синектического подхода к поиску новых решений, тренировка дивергентного мышления и ассоциативных механизмов, – сегодня в нашем распоряжении множество действительно работающих инструментов.
Внедрение программ по развитию креативности приносят абсолютно видимые, конкретные результаты. Один из наших клиентов сообщил, что после тренинга «Креативность» в компании была проведена модернизация уже существовавшего продукта. Другая компания ввела новый способ коммуникации между сотрудниками, а один из руководителей отметил, что применение изученных на тренинге креативных методик позволило значительно сократить время рабочих совещаний!
Креативность действительно перестает быть компетенцией, обязательной только для творческих профессий: в эпоху цифровой революции каждый специалист, если он хочет и в будущем быть востребованным динамичным рынком, должен развивать в себе творческий подход к работе. Новая экономическая реальность меняет само отношение бизнеса к креативности: успешные компании постепенно перестают с особым трепетом относиться к «творческому классу» и ждут креативного подхода от каждого сотрудника.
"Новая экономическая реальность требует творчества от бухгалтеров, продавцов, инженеров" И РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОМПАНИЙ !
Странная фраза. Знает ли автор, что означает слово "инженер" в изначальном смысле? Почему автор считает, что "старая" экономическая реальность творчества от инженера не требовала, а теперь - вынь, да положь?
Как-то в статье всё смешалось: творчество, креативность, сообразительность, инициативность.
Креативность конечно весьма ценное качество для многих сотрудников, но мне кажется, что в большинстве случаев прежде чем самим изобретать велосипед не мешало бы ознакомиться с чужим успешным опытом. Чаще всего, для того чтобы сделать работу лучше, людям элементарно не хватает знаний или мотивации.
Вспоминаю свой опыт 10 лет назад когда стал руководителем сервиса в российской компании. У меня тогда было много интересных идей, многое получилось реализовать на практике и были хорошие результаты. Но когда я стал руководителем уже в международной компании, то увидел, что многие решения, казавшиеся мне оригинальными, давно и успешно используются, причем они отточены до мельчайших деталей и транслируются из центрального офиса по всем филиалам. Там не шла речь о креативе, скорее это был налаженный механизм, хотя какие-то полезные изменения приветствовались и тут же использовались в разных странах. И я тогда подумал, сколько же времени и денег, я мог бы сэкономить если бы была возможность получить эти знания сразу, не экспериментируя на реальном бизнесе. И еще, управление компанией, где даже бухгалтер -" креативщик" мне кажется крайне непростой задачей.
Анатолий, спасибо за комментарий! Возможно у Вас много примеров, когда в компаниях инженер занимается только "изобретательством". Я исходила из своего опыта (12 лет сотрудничества с разными компаниями) и опыт коллег, экспертов, когда писала про Новую экономическую реальность. Что касается последнего комментария..., то Креативность от англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий; а сообразительность, инициативность - необходимые характеристики (но, конечно, недостаточные).
Максим, в "самую точку" про успешный опыт! Есть экспериментально установленные факты о связи между КРЕАТИВНОСТЬЮ и ОСОБЕННОСТЯМИ ОПЫТА человека. Нужно накопить не менее 50-55 тысяч фрагментов разнообразного опыта, прежде чем человек будет способен находить нетривиальные идеи