Вступление
О креативности написано множество книг (в конце текста мы подскажем названия некоторых из них), но эти книги редко приносят ощутимую пользу.
Почему? Как правило, мало кто дает себе труд действительно выполнять приведенные в них упражнения. Вы говорите: «Да, я читал эту книгу, понравилась, интересная». Или: «Да, я читал эту книгу, ерунда, не помогло».
И все.
В то же время тренинги по развитию креативности дают очень большой эффект.
Однако большинство руководителей относятся к ним более чем скептически, они говорят: «мне не нужны креативные сотрудники, мне нужны сотрудники, которые выполняют свою работу».
Мало кто готов вкладывать деньги в то, чтобы его сотрудники стали эффективнее думать (поэтому мы проводим тренинг развития креативности «Сессия решения актуальных задач» в основном, в комплексе больших консалтинговых программ, например, когда в компании формируется рабочая группа по созданию программы лояльности – для того, чтобы эта группа была максимально эффективной).
Чтобы вы получили максимум пользы, мы решили построить эту статью как заочный мини-тренинг, который поможет тем из вас, кто действительно хочет достичь результата.
Вы можете сделать это, не пробираясь через «многобукв» в толстой книге, а лишь поняв основные, важнейшие моменты и использовав это понимание.
Итак, дальше читают те, кто готов не только читать, но и выполнять упражнения и развиваться.
Договорились?
Начали!
Ваша задача
(Задание 1, 10 минут на выполнение)
Первое, что мы попросим вас сделать – сформулировать Задачу, над которой вы будете работать, читая эту статью (участвуя в этом заочном мини-тренинге).
Задача должна быть:
а) актуальная – чтобы ее решения принесли вам действительную пользу;
б) достаточно сложная – чтобы вы смогли по достоинству оценить эту пользу;
и при этом
в) достаточно реалистичная – чтобы ее решения в принципе могли быть найдены (например, задача «найти пути удвоения прибыли для моей компании» вполне подходит, а задача «заработать за завтра сто миллионов долларов» подходит не совсем, если, конечно, вы не Уоррен Бафет. Если вы это он – срочно свяжитесь с авторами статьи!);
г) озвучиваемая – для того, чтобы вы могли, закончив работать, похвастаться в комментариях тем, что у вас получилось;
Теперь сделайте небольшой перерыв и сформулируйте свою Задачу.
Обязательно запишите ее в том виде, в котором сформулировали.
(Развивая свою креативность, всегда держите рядом листок и ручку. Все мысли, которые будут приходить вам в голову, нужно сохранять!).
Препятствия и их уничтожение
У всех людей в той или иной степени в голове существуют препятствия, которые мешают им быть творческими, не дают им раскрыть свой креативный потенциал (а он огромен у каждого человека. Мы проверяли!).
Эти препятствия для наглядности можно отобразить в виде «коробки», в которой находится человек, безуспешно пытающийся творчески мыслить. Коробка имеет шесть сторон, каждой из которых соответствует препятствие или барьер на пути к вашей креативности:
Вот эти стороны:
Шаблонное мышление
Что это такое? Общество годами приучает нас мыслить и действовать шаблонно, однообразно, раз и навсегда принятым способом.
Это хорошо, потому, что экономит силы и время на раздумья – представьте, что получится, начни вы каждый раз глубоко задумываться перед тем, как зашнуровать ботинки.
Это плохо, потому что в ситуациях, когда вы испытываете затруднения, вы привычно ищете подходящий к ситуации «шаблон». И в результате ведете себя так же, как вели в подобном случае в прошлый раз. Вне зависимости от того, насколько эффективным было такое поведение. Особенно характерен такой подход для организаций. Многие неудавшиеся «мозговые штурмы» начинались со слов: «давайте вспомним, что в подобной ситуации делали мы или другие компании».
Как побороть?
(Упражнение 1, 10-15 минут на выполнение)
«А что сделал бы Бэтмэн?» – Самый простой способ для борьбы с этим препятствием. Озвучьте свою Задачу и спросите себя, а что сделал бы в этом случае ___________________ (подставьте имя нереального персонажа, кого-то «из совсем другой оперы», того, кто наверняка никогда не решал эту Задачу).
Заставьте «бэтмэна» найти минимум шесть оригинальных решений.
Упражнение отлично помогает научиться отключать шаблоны.
Боязнь сказать глупость
Боязнь сказать глупость – боязнь показаться «неправильным». Люди – существа социальные, что означает «общественные». Находясь в обществе, большинство старается не выделяться из общества, для того, чтобы не пострадать. Закладывается это в раннем детстве поучениями «будь как все», «не выделяйся», «не высовывайся» и т.д.
Это хорошо, потому что, не высовываясь из коллектива, ты снижаешь риск оказаться «крайним», подвергнуться критике (см. ниже п. 6), или даже наказанию.
Это плохо, потому что коллектив, полностью состоящий из «невысовывающихся» людей крайне малоэффективен в XXI веке.
Как побороть?
(Упражнение 2, 5-10 минут на выполнение)
В группе это упражнение выполняется очень легко. Мы просим всех участников по кругу говорить вслух очевидные глупости. Всегда начинаем сами.
В случае, когда рядом с вами нет группы единомышленников, борющихся за свою креативность, вы можете просто написать в столбик пять однозначно глупых решений вашей Задачи. Попробуйте. Скорее всего, вам понравится.
Одна точка зрения
Мы привыкли мыслить, основываясь на собственную точку зрения, как на единственно верную. Мы постоянно забываем о том, что наша точка зрения не может быть объективной, и не может отражать всей картины целиком, а только ту ее часть, которая видна нам.
Мы отвыкаем интересоваться чужим мнением, а если и интересуемся им, то только с точки зрения «насколько оно противоречит нашему, и как нам быстрее переубедить оппонента»
Это хорошо, потому что экономит нам время на обдумывание и принятие решения.
Это плохо, потому что мешает нам получить полную, а иногда и правильную картину ситуации.
Как побороть?
(Упражнение 3, время на выполнение от 15 минут до суток – как получится)
Самый лучший вариант борьбы с этой помехой в творческом мышлении – спросить других людей. Прямо сейчас возьмите свою Задачу, переформулируйте (если не можете или не хотите озвучивать ее в «полном» виде) и спросите пятерых знакомых, что они думают по этому поводу. Если в помещении рядом с вами никого нет, спросите в соцсети, по электронной почте или SMS. Попросите их отвечать первое, что придет им в голову. Соберите ответы и задайте себе вопрос: «что они увидели такого, чего не увидел или забыл я?»
Подумайте над этим.
Привычка к правильным ответам
Эта привычка в нашей стране и в нашей системе образования закладывается еще в начальной школе, а то и в детском саду: «Кто знает правильный ответ, поднимите руку! Молодец, Вова, иди к доске». И после того, как Вова у доски получил за правильный ответ «пятерку», Петя уже не сможет получить за другой ответ ничего, кроме «двойки».
Однако жизнь далеко не исчерпывается задачами типа «сколько будет два умножить на пять?» или «Найдите производную функции y(x) =1/x».
В жизни подходящих ответов может быть и, как правило, бывает несколько, а их «правильность» может меняться в течение времени.
Это хорошо, потому что на выходе из школы и ВУЗов все мы умеем решать простые и однозначные задачи.
Это плохо, потому что решать сложные и жизненные задачи мы, как правило, не просто не умеем, но и боимся.
Как побороть?
(Задание №2, 15 минут на выполнение)
Задайте в поиске Google или Яндекс: История о решении задач, креативности и барометре: «Барометр и «правильные ответы», прочитайте найденную историю.
Она вам понравится.
Привычка критиковать других и себя
Когда у вас появляется новая идея, скорее всего, первое, что вы услышите, это то, почему это идея не сработает или что вам нужно ее продумать лучше. И даже, если у вас не окажется рядом подходящего критика, в его роли с готовностью выступит ваш собственный внутренний голос. Почему? Это тоже одна из «привычек».
Это хорошо, потому что мы это делаем из лучших побуждений, пытаемся оградить себя и других от глупых и необдуманных ситуаций и поступков, от просчетов и ошибок.
Это плохо, потому что благодаря критике и критикам мы теряем огромный потенциал собственного мышления и возникновения новых идей. Чтобы идея развилась во что-то стоящее ее нужно «покрутить» и «развить», обдумать, а когда мы сами или кто-то ее ругает в самом начале, она просто теряется и уходит «в мусор».
Как побороть?
(Задание 3, вы будете выполнять его всю оставшуюся жизнь)
Сознательно отслеживайте и останавливайте критику. Сначала обдумывайте, крутите, записывайте идею, потом смотрите на ее сильные стороны. Эта идея может привести к еще одной, более потрясающей идее. И только тогда смотрите на нее критично, когда вы уже увидели все ее плюсы и извлекли всю пользу из нее, как из «ступеньки» для возникновения новых идей.
Незнание методов
Эта «стенка коробки» разрушается просто – изучением эффективных методов и полезных техник, которые помогут развитию нашей креативности. Эти техники вы узнаете и начнете применять уже в следующей части статьи.
Как побороть?
Эту коробку необходимо разрушить полностью.
Давайте сразу сейчас этим и займемся.
Практика
Вы ведь помните вашу Задачу, которую сформулировали перед тем, как приступить к борьбе с препятствиями?
Посмотрите на листок, на котором она записана. Может быть, вам захочется переформулировать Задачу. Уточнить ее, что-то к ней добавить, а что-то убрать.
Но не заменяйте эту Задачу на другую. Будьте последовательны и настойчивы.
Техника №1 «Стимул-реакция»
(по 30 минут на выполнение в первые несколько раз, впоследствии вы выберете свою, удобную для вас скорость).
Это базовая техника, которая позволяет вам поднять вашу креативность на новую высоту за считанные минуты. Она основана на том, что наш мозг, если он настроен на решение конкретной задачи, все, что «встречает на пути», примеряет к тому, как можно эту задачу решить.
Владелец небольшого продуктового магазина Сильван Гольдман постоянно думал о том, как повысить удобство его магазина для покупателей. Однажды, прохаживаясь по торговому залу, он увидел женщину, которая устав таскать корзинку с продуктами, поставила ее на игрушечную машинку своего сына и потащила за веревочку позади себя. Эврика!
Мозг Гольдмана сложил задачу «сделать магазин лучше для покупателя» и стимул «корзинка с продуктами на детской машинке» и выдал реакцию: уже через несколько дней в торговом зале появились тележки на колесиках и с ручками.
Впоследствии Сильван Гольдман основал процветающую компанию, производящую тележки для магазинов. Кстати, популярную сегодня тележку с детским автомобильчиком внизу, где ребенок сидит под корзиной с продуктами – тоже он придумал. Сразу. Тогда же.
Как выполнять упражнение?
Купите в киоске несколько (2-3) журналов по тематике, совершенно не соответствующей вашей Задаче. Что-нибудь по архитектуре, астрологии, домашним зверушкам, моде, чему угодно, лишь бы ваша Задача была о другом. Положите перед собой формулировку Задачи. Прочитайте ее вслух. Потом закройте глаза и повторите.
Начинайте читать журнал. Всякий раз, перелистывая страницу, перечитывайте вашу Задачу.
Обязательно держите рядом листы бумаги и ручки или карандаши, чтобы записывать приходящие на ум решения вашей Задачи.
Важно: решения могут казаться бредовыми, нереалистичными, неподходящими и т.д.
Записывайте все, что придет в голову. Чаще всего бывает так, что цепочка стимулов состоит более чем из одного элемента. И глядя потом на ваши записи, оттолкнувшись от того, что записали во время просмотра, вы придумаете что-то, что не записывали, читая «посторонний журнал».
Вскоре после того, как вы научитесь выполнять это упражнение, стимулы начнут встречаться вам везде и всегда. Вы будете находить решения своих задач по дороге на работу, при просмотре фильма, во время ужина с друзьями...
Да, вы правильно подумали: начиная с сегодня, вам имеет смысл всегда носить с собой блокнот и ручку. Диктофон подходит для этой цели не идеально. Забивать в смартфон или иное электронное устройство тоже хуже для креативности, чем записывать рукой на бумагу.
Вторая прикладная техника, которой мы хотим вас научить, носит имя знаменитого мультипликатора Уолта Диснея. Среди части психологов ходит легенда, что именно таким образом он и творил. Нам не удалось найти подтверждения, что это действительно так и было, но в любом случае Уолт Дисней – отличный Бэтмэн (см. упражнение 1) , и нет никакой необходимости спорить по поводу названия техники.
Итак.
Техника «Стратегия творчества имени Уолта Диснея»
(на выполнение в первый раз от 30 минут до часа, впоследствии быстрее).
Вам потребуются три стула или кресла. Поставьте их в круг, насколько это возможно, «лицом» друг к другу. Эти три кресла будут местами, которые вы поочередно будете занимать во время выполнения техники. На этих креслах вы будете сидеть, играя разные роли. Их три: Мечтатель, Реалист, Критик. Можете пометить кресла листами бумаги с названиями этих трех ролей.
Все эти роли необходимы в процессе творческого мышления. Но, к сожалению, как правило, в нашем сознании они смешиваются и мешают одна другой. Мы начинаем мечтать, тут же кидаемся критиковать мечту, потом говорим, что в реальности воплощение мечты требует таких-то действий, не спланировав их, снова пытаемся мечтать и так далее... Что характерно, ни одну из трех функций при этом мы не выполняем в полную силу.
Для того чтобы при решении какой-то творческой задачи получить максимальную пользу от устройства, расположенного между вашими ушами, затылком и глазами, эта техника подходит как нельзя лучше.
Вот описание каждой роли.
Мечтатель – его работа... правильно, мечтать! Причем, мечтая, он не ограничивает себя реальностью, не критикует мечты, потому что знает, что есть двое других мыслительных специалистов, которые сделают все как надо. Он понимает, что его цель – оттянуться на полную, намечтать что-то такое, что действительно будет «ух!». Ну, или «о-го-го!». Он отвечает на вопрос «Чего хочу?».
Реалист – его работа в том, чтобы, получив мечты от Мечтателя, примерить их к реальности и обдумать, как можно их реализовать максимально полно. Он составляет план воплощения мечты. При этом Реалист не заморачивается по поводу того, что может помешать реализации фантазий Мечтателя. Реалист знает, что препятствиями на пути реализации его планов чуть позже профессионально займется Критик. Он же отвечает только на вопрос «Как это сделать?».
Критик – как вы уже поняли, его работа – подвергнуть критике. Но не фантазии Мечтателя, а планы Реалиста, в которые превратились фантазии. На самом деле он концентрируется на возможных препятствиях к реализации планов. Он выявляет возможные ошибки в этих планах и показывает на слабые места. И, конечно, он бережно относится к своим «коллегам», ведь его цель – не обидеть их, а помочь им достичь общей цели. Он отвечает на вопрос «Что может помешать?».
Есть еще четвертая роль, она называется «Наблюдатель». Его работа в том, чтобы кратко сформулировать сказанное Мечтателем, Реалистом и Критиком. Он смотрит на все как бы «со стороны», не высказывает никаких суждений и только резюмирует и обобщает.
Как выполняется техника?
- Возьмите свою Задачу. Прочитайте ее еще раз, лучше вслух.
- Сядьте в кресло Мечтателя и полностью отдайтесь фантазиям и мечтам. Не ограничивайте себя ничем. Когда нафантазируете все, что хотели, встаньте и займите место за креслом Мечтателя.
- Теперь из позиции Наблюдателя, подведите итог фантазий, обобщите для Реалиста все, что сказал Мечтатель. Скажите это, может быть, более кратко и конкретно, но не добавляйте ничего. Просто перескажите.
- Займите кресло Реалиста. Подумайте, как следует, составьте план и расскажите, что нужно сделать для того, чтобы воплотить мечты Мечтателя. Когда все скажете, встаньте и займите место за креслом Реалиста.
- Теперь из позиции Наблюдателя, сформулируйте план кратко, обобщите для Критика и все, что сказал Реалист. Просто кратко перескажите.
- Займите кресло Критика. Сосредоточьтесь на возможных трудностях и препятствиях на пути осуществления плана, о котором рассказал Реалист. Не критикуйте Реалиста, критикуйте его план.
- Старайтесь избегать оценок, слов типа «плохо», «непродуманно», «глупо» и т.д. Ваша работа сейчас – выявить слабые места. Когда все выскажете, встаньте и займите место за креслом Критика.
- Теперь из позиции Наблюдателя кратко сформулируйте список всех возможных трудностей и препятствий, выявленных Критиком.
- Вернитесь к этапу 1. Вы – снова Мечтатель. Но теперь, рассказывая о Мечте, измените ее с учетом всей полученной от Реалиста и Критика информации. Продолжайте выполнять по кругу этапы 1-6 до тех пор, пока Критик не скажет, что возражений у него больше нет.
- После этого посидите по одной-две минуты в каждом из кресел в том же порядке, что и раньше, просто прислушиваясь к своим ощущениям в каждой из трех ролей, которые вы играли. Но теперь, вставая с кресла, не оставляйте в нем Мечтателя, Реалиста и Критика, а «соберите в себе» последовательно все эти три роли.
- Теперь самое время составить план дальнейших действий. Вероятно, вам осталось только записать его и начать воплощать в жизнь.
Послесловие
Итак, уважаемый читатель, мы с вами прошли весь запланированный на сегодня курс заочного мини-тренинга. Конечно, это не все, что можно (а, может быть, и нужно) было сделать. За скобками осталась такая важная часть, как «творческая работа в коллективе». Хорошо было бы попрактиковаться в том, что называется «мозговым штурмом», но в условиях, когда нас с вами разделяет экран монитора или лист бумаги, это невозможно. По крайней мере, пока.
Тем не менее, мы знаем, и вы согласитесь с утверждением, что ваша способность к творчеству сегодня стала выше, чем была вчера. Если, конечно, вы не просто прочитали текст, для того, чтобы составить о нем впечатление, а выполнили все упражнения и как следует вдумались во все, что прочитали.
Мы вас порадуем: процесс запущен и теперь вы не сможете остановиться. Вы будете всюду замечать стимулы, которые помогут вам решать актуальные задачи. Вы перестанете критиковать и свои идеи (уже совсем скоро) и чужие – чуть позже, но тоже скоро. Вы научитесь помнить, что кроме вашей точки зрения, существуют и другие, возможно, не менее правильные. Вы сможете в любой момент, когда посчитаете нужным, использовать стратегию им. У.Диснея – и получать потрясающие результаты.... Много чего еще интересного и важного с вами произойдет, и мы надеемся, что вы нам об этом расскажете – в комментариях к статье или в письме, или по телефону.
Мы желаем вам успеха в вашем бизнесе!
Приложение А.
Список литературы
В начале статьи мы обещали рассказать о книгах, которые стоит почитать людям, интересующимся развитием своего творческого мышления. Вот краткий список рекомендованной литературы:
В нем всего три книги. Первая предложит вам множество методик и приемов творческого мышления, вторая научит настраиваться на «волну», которая вынесет к победе, а третья – применять ваши новые замечательные идеи к бизнесу.
- Jump Start Your Brain by by Doug Hall (В русском издании «Стань Первым», автор Даг Холл).
- Flow, by Mihay Csikszentmihaly (В русском издании «Поток. Психология оптимального переживания», автор Михай Чиксентмихайи).
- Think and Grow Rich by Napoleon Hill (В русском издании «Думай и богатей», автор Наполеонн Хилл).
При желании, этот список можно пополнять до бесконечности, наверняка, каждый, читавший что-то по этой теме, захочет добавить в него свою любимую книгу или доказать, что она чем-то лучше предложенных нами. Но если ваша цель – не изучить как можно больше книг по креативности, а творить, создавать новое, этих трех книг вам будет вполне достаточно.
Приложение Б.
Ответы на вопросы.
После мастер-класса «Think Outside The Box» мы обещали ответить на вопросы, которые получим от его участников. В этом приложении – ответы на те вопросы, которые касались именно темы мастер-класса и, соответственно, относятся к теме этой статьи.
1. Мой вопрос: при генерировании идей на какую-то тему, как понять границу между новаторством (действительно стоящей совершенно новой идеей) и глупостью? Вы рекомендовали снижать критичность, но это же может привести к отрыву от реальности.
Ответ: Снижение (а лучше отбрасывание) всякой критики очень важно на этапе генерирования идей. Если начать критиковать на этом этапе, то идеи, которые можно было бы записать, рассмотреть подробнее, развить, использовать, как «ступеньку» для еще более блестящих идей – теряются в самом начале и не используются.
Существенным здесь является умение отделить процесс генерации идей от процесса дальнейшего их развития.
Разницу между блестящей идеей и глупостью можно будет увидеть на этапе «примерки» вашей идеи к реальности, ее детальной проработки.
Разделение на эти этапы хорошо организовано в предложенной выше «стратегии творчества имени Уолта Диснея».
Вопрос: Шаблонное мышление – одна из стенок той коробки, из которой мы учились выбираться. Вопрос: как отличить шаблоны и стереотипы от «правильных» убеждений и существуют ли они (эти «правильные» убеждения)?
Ответ: Шаблоны и стереотипы – и есть наши «правильные» убеждения, независимо от того, «общественные/социальные» ли они или собственные. «Правильные» убеждения – это приобретенные нами опыт и знания, обобщенные в неприкосновенные истины, которые мы стараемся соблюдать. С одной стороны набор этих истин и составляет наш характер и личность, с другой стороны это тот балласт, который мешает нам быть максимально открытыми к новой информации и эффективными. Мы чаще всего не помним, почему именно это убеждение мы считаем «правильным», наверняка, когда-то оно помогло нам в решении какой-то задачи или кто-то сказал, что ему помогло, поэтому мы взяли его за аксиому.
Но полезно время от времени пересматривать эти убеждения, особенно самые неприкосновенные и точные, потому что меняетесь не только вы, но и мир вокруг, и ситуации оказываются не такими уж схожими при детальном рассмотрении, и еще вчера правильное убеждение, может оказаться совсем неэффективным сегодня.
Вам спасибо, Наталья.
Со стульями - гораздо эффективнее. В десятки раз.
А начинать лучше всё-таки, с тех упражнений, которые в начале. И дальше - по порядку.
Иначе получится как во втором абзаце статьи :)