Почему хорошие ученики не становятся хорошими сотрудниками

Если ты, действительно, хочешь быть успешным и счастливым,
относись к работе, как к цели.
Когда обладаешь целью, тогда весь мир – это твой офис.
Роберт Холден

Как только речь заходит о бизнесе и о проблемах, которые возникают по вине сотрудников, то каждый раз мы слышим один и тот же летальный диагноз: это национальная культура. Судите сами:

  • Улыбаться клиентам? Этого нет в нашей культуре.
  • Говорить открыто правду в лицо? У нас так не принято.
  • Работать больше? Ни за что! Лень – национальная черта.
  • Говорить без мата? Так люди другой язык не понимают.

И на этих выводах основана еще одна наша специфическая российская черта – фатализм и безынициативность, комфортная привычка объяснять собственную неспособность к развитию иллюзорной и метафизической силой, называемой национальным характером.

Получается, что люди, живущие на одной шестой части суши нашей планеты, навечно приговорены быть негативными, ленивыми, безынициативными и понимать обращенные к ним слова только тогда, когда с ними говорят по-плохому. Единственный способ избежать подобного культурного проклятия – это родиться вне границ этого периметра. Впрочем, так как родиться обратно невозможно, мы все обречены до последнего вдоха верить в это сказочное заблуждение и жить соответственно, передавая своим детям и внукам в наследство культурную эстафету. Снова фатализм.

В силу того, что подобные убеждения, по моему мнению, являются крайне вредными, если не сказать вредительскими, следует как можно скорее с ними распрощаться. Достаточно долгое время я со всей въедливостью, какая только есть у меня, исследовал существенные различия между нашей и западной национальными культурами. Мне хотелось узнать, в какой момент одновременно родившиеся два одинаковых человечка начинают думать и вести себя по-разному.

Как мы учимся – так и работаем

Оказалось, что еще лет 30-40 назад все «проклятия» национальной культуры, перечисленные в начале статьи, были также свойственны нашим соседям. Так, например, в фильме «О, счастливчик!», вышедшем в 1973 году в США, обыгрывается необходимость улыбаться, как важная составляющая успешных продаж. В это же время на другой стороне планеты – в Малайзии – жили совершенно несервисные люди. Однако это не помешало расположенному по соседству Сингапуру стать одной из самых клиенториентированных территорий в мире.

Итак, не существует феномена «национальная черта», который можно рассматривать как вечное родовое проклятие и продолжать смиренно терпеть наносимый им вред людям и обществу в целом. Тогда, что же именно формирует отличия между разными культурами?

Если бы мы жили несколько веков назад, то, безусловно, такими факторами можно считать природные условия проживания и способ производства пропитания. Благодаря прогрессу мы теперь зависимы от природы в гораздо меньшей степени, и она уже не оказывает такого значительного влияния на образ жизни человека, как раньше. На первое место по формированию культуры сегодня вышло образование. Образование – это весь процесс воспитания ребенка с первых дней его жизни и, конечно, в значительной степени в школе и вузе.

В поисках ключевого фактора, создающего те самые негативные поведенческие стереотипы, которые затем получают статус национальной культуры, я обнаружил, что таким фактором является система образования. Принятая у нас система образования закладывает в человека с самых ранних этапов формирования его характера такое восприятие мира, которое и приводит к тем псевдонациональным чертам, которые я озвучил в начале этой статьи. Судите сами.

Цель обучения

Я, как и большинство живущих в нашей стране людей, учился не столько ради получения необходимых знаний с целью их применения в своей трудовой деятельности, сколько для получения баллов (оценок) и «корочек». Тем самым подменялся смысл обучения. Человек, который привык так учиться, на работе не лезет из кожи вон, чтобы понять потребность клиента. Ведь это требует наличия привычки понимания глубинного смысла, стоящего за любым действием. Вместо этого он дальше стремится получать баллы, только уже не от преподавателя, а от руководителя.

Роль учителя

Для ученика учитель является главным в классе. В его компетенцию входит руководить, воспитывать, сдерживать. Подобный подход формирует две негативные привычки у учащихся: сопротивление начальнику и иждивенчество. Противодействие становится устойчивой чертой характера многих учеников, а впоследствии сотрудников компаний, еще и потому, что на протяжении долгих лет обучения подобное поведение всегда вызывает восхищение у соучеников. Иждивенчество (или отсутствие желания брать на себя ответственность) является обратной стороной доминирования преподавателей, что вытекает из специфики организации процесса обучения.

Система «Конспект»

Стержнем привычного нам процесса обучения является конспект. Преподаватель приходит с подготовленным материалом на урок, где задача ученика – как можно подробнее записать за учителем все, что тот скажет. Подобный процесс закладывает несколько негативных штампов в восприятии молодого человека. Во-первых, формируется привычка – вера в то, что больше всех знает только тот, кто является старшим. Во-вторых, чтобы получить высокий балл, нужно прилежно записывать за учителем. В-третьих, чтобы узнать новое, нужно ждать, когда информацию об этом подготовит и расскажет кто-то другой. В-четвертых, только учитель знает то, что я должен знать. Все эти привычки плавно переселяются вместе с бывшим учеником на его новое место работы в компании. Теперь, пока руководитель не скажет, что нужно изменить привычный способ решения какой-либо задачи, никто не пошевелится. У человека отсутствует привычка думать и действовать самостоятельно, поэтому негодования по поводу того, что каждому должна быть очевидна необходимость действовать, являются абсолютно неуместными. Раздача «чудодейственных пинков» вместо надежд на ускорение лишь закрепляет инфантильное отношение к своей работе.

Контроль

Как вы думаете, откуда берется привычка делать все в последний момент? Принятая на данный момент система образования вырабатывает привычку аккордного стиля работы. Она позволяет на протяжении учебного года или семестра учиться вполсилы. Главное – мобилизоваться в ночь перед экзаменом. Итог – баллы получены. Однако, качество подобного результата всегда посредственное. Все то же самое мы наблюдаем у себя в компаниях, когда работа зачастую начинает делаться за несколько дней до сдачи. Выглядит это героически, а вместе с выработкой адреналина даже рождает интерес к работе, тем не менее, ритмичная и системная работа позволяет создавать более качественные продукты или услуги.

Ненужные предметы

Скорее всего, вы не раз с иронией говорили о том, что до сих пор не понимаете, зачем вас учили тому или иному предмету, потому что за всю жизнь он так вам и не пригодился. При этом вы должны были сидеть в школе и в вузе на уроках или «парах» с утра до вечера. Возможно, что такое состояние дел не так и страшно, но я придерживаюсь другого мнения. Когда я имею дело со скучающим взглядом сотрудников, с формальным отношением к своим обязанностям, с людьми, уходящими с работы секунда в секунду с окончанием рабочего дня, я вижу в этом глубокую привычку не жить или переживать, а отбывать.

Какие альтернативы?

Недавние исследования выявили, что Финляндия имеет на данный момент одну из лучших систем образования в мире. Характерно, что отсутствие домашних заданий в школе объясняется тем, что дети получат больше пользы, если проведут вечер вместе с родителями, гуляя или посещая музеи и театры. Другая особенность финской системы обучения – это меньшая учебная нагрузка в течение дня, но большая вовлеченность в самостоятельную работу в командах. В этой работе дети-школьники, а потом и студенты, получают задания на достижение какого-либо конечного результата, но им не рассказывают, каким именно способом он должен быть достигнут. Это остается на выбор каждой из команд.

В течение многих лет применение такого способа обучения формирует у человека ряд эффективных привычек:

  • каждый может быть лидером,
  • знания нужно искать самому,
  • способов решения может быть неограниченное количество,
  • надо находить общий язык с членами рабочей группы,
  • надо уметь формулировать свои мысли, делая их привлекательными для других.

Самое главное, на мой взгляд, что получают люди от подобного образования – это то, что они формируют привычку, веру в то, что все или практически все зависит от них самих. Кроме того, каждый человек, благодаря подобной системе образования, получает наглядное подтверждение, что никто не является предопределенной константой и может непрерывно расти. Они постоянно развиваются, изменяются, становятся совершенными.

Чтобы назвать систему образования правильной, она обязательно должна удовлетворять следующему требованию – давать каждому учащемуся возможность испытать успех. В этом залог формирования позитивных привычек, которые через некоторое время будут восприниматься как свойственные национальной культуре, как мы воспринимаем подобные привычки в других культурах, как им свойственные, но, на самом деле, приобретенные с усилием и за счет работы над собой.

Для того чтобы ускорить приближение этого момента, бизнес должен уже сейчас всячески влиять на своих сотрудников, помогая им формировать новые привычки, инвестируя в личностное и профессиональное образование, избегая старых стандартов обучения, давая больше самостоятельности и наделяя большей ответственностью членов своих команд. Я имею в виду такие привычки: позитивность, инициативность, честность, системность и многие другие.

Нам надо любить себя и верить в свой безграничный потенциал. Мы – единственные, кому это нужно больше всего на свете для процветания нашей национальной культуры.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Этого нет в нашей культуре.

  • Говорить открыто правду в лицо? У нас так не принято.

Первый раз слышу про русских. Просто боятся (гнева начальника) - культура тут ни при чем.

  • Работать больше? Ни за что! Лень – национальная черта.

Мне кажется - это устаревшие данные, относящиеся к советскому прошлому. Как выяснилось в рыночное время, с ленью никак не связанные.

  • В поисках ключевого фактора, ... я обнаружил, что таким фактором является система образования. ... закладывает в человека с самых ранних этапов формирования его характера такое восприятие мира, которое и приводит к тем псевдонациональным чертам, которые я озвучил в начале этой статьи.

Мои наблюдения иные - образование здесь не виновато. А вот на работе - если за инициативу или правду быстро получишь ... обратную связь тем самым матом, то инициатива исчезает.

Кстати, на счет улыбок - в вузе как раз все улыбаются. А черта характера - это сформированные автоматизмы, проявляющиеся в конкретной ситуации (вернее, высокая вероятность проявления того или иного автоматизма в знакомой ситуации). Это быстро разучиваются улыбаться на работе.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Я, как и большинство живущих в нашей стране людей, учился ... для получения баллов (оценок) и «корочек». ...Человек, который привык так учиться, на работе не лезет из кожи вон, чтобы понять потребность клиента.

Понять потребность клиента - это маркетинг. Просто у нас плохо учат маркетингу (если говорить об управленческом образовании) или совсем не учат (если другая специальность).

А когда человек приходит на работу такие же невыученные обучить тоже не могут.

Системный администратор, Новая Зеландия

А почему собственно работник должен задерживаться на работе? Он что совладелец бизнеса?

А по поводу говорить матом, был на семинаре так вот в компании возведено в ранг употреблять слово "f#ck" и так это знаете с улыбкой

А ещё мне "нравится", что как к клиенту тебе улыбаются, но на этом всё заканчивается, ибо помочь не могут, только улыбаться научились, и это банк.

В статье только бросания из крайности в крайность, смысловой нагрузки ноль.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Приведу цифры, сколько часов проводят на работе сотрудники компаний из Европы и Азии:

Англия – 7 часов

Голландия – 5, 5 час.

Германия – 6 час.

Франция – 6,5 час.

Испания – 7 час.

Турция – 7,5 час.

Израиль – 10 час.

Россия – 8 час.

Южная Корея – 9 час.

Япония – 7 час.

Китай – 12 час.

Вопрос в другом: каковая производительность труда, то есть сколько продукции создано за рабочие часы? Насколько эффективно расходуется рабочее время? Каковы причины низкой производительности? Что нужно сделать?

Консультант, Москва

Статья не дает никакой позитивной мотивации, но есть предложения искать решения в духе "списать у соседа", например у финского. Ну что ж, автор так учился в школе ... наверное :). Эта специфическая болезнь образовательной системы - симптом [слишком] формального образования. Но сделать образование более живым, менее формальным путем механического (формального :)) заимствования не получится.

А начинать уборку надо с плагиата

Финансовый директор, Тула

Помню в начале 90-х везде в сфере обслуживания появились замечательные молодые продавцы. А потом их сменили тети, которые и в советское время вызывали неприязнь, грубость, обман стали повседневной практикой. Причины каждый легко найдет сам.

А насчет образования... Некоторые, даже учителя любят говорить, какой большой потенциал у троечников и двоечников, дескать, социально они очень развиты. Только вот я не встречал еще людей, которые хотели бы лечиться у двоечников, летать на самолетах, которые пилотируют "социально развитые". А почему в других профессиях должно быть наоборот?

Кстати, об Америке, Японии и прочих. Именно там образование введено в культ. Системы жесточайших тестов, целые трагедии из-за баллов. Нам далеко до них.

IT-консультант, Москва

Странное впечатление осталось от статьи. Слишком много "я, у меня" и т.п. Я бы сказала, что как раз это не свойственно нашей культуре. По крайней мере было до определенного времени в той среде, где жила и работала Я. Я-кать было не принято и стыдно, мы чаще говорили "МЫ". Поэтому не удивляет большое количество внутренних противоречий, прямо-таки выскакивающих в этой статье, как кролики из шляпы. Верю, что намерения были добрыми. А возможно, что автор хотел спровоцировать дискуссию. Что ж, у него это получилось. Поверьте, мне есть с чем сравнить, я долго жила и работала в разных странах. Финская система тем и хороша, что она работает в Финляндии. Кстати, там, в Финляндии, признают, что дети из семей, принадлежащих к другой культуре, плохо воспринимают такую форму обучения, являющуюся частью системы образования. У нас также хвалят американскую и европейскую системы образования, да и ту же японскую или китайскую. А нашу много лет пытаются подстроить или встроить хоть куда-нибудь, во внешние по отношению к России системы. Результат мы видим все. Отсюда и Я-кание, и показная лень, не свойственная нам. Чужие ценности, чужие мысли, чужие цели. Как результат - чужие люди? Отсюда и вполне логичное заключение - "НАДО любить СЕБЯ и верить в СВОЙ безграничный потенциал". Даже если ТЫ - не самый высоконравственный человек? Даже если это - по отношению к семье и родителям?

И вообще, а как же сравнительный менеджмент как наука? Тоже выдумки? Голландские, между прочим.

Менеджер по логистике, Латвия

Если не нравится, как ребёнка учат в школе, можно заняться с ним дома. Постоянно задаю вопросы: "А что сегодня в школе было интересно и интересного?" Оказывается, что интересно бывает не всегда, однако вопросы порождают поиск у ученика.

Можно и нужно вспомнить свои школьные годы - годы просвещения (было такое министерство). Теперь из ученика делают некое образование, которое никому, без преобразования, не требуется.

Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Плутарх

CIO, Сыктывкар

Автор, по всей видимости, во-первых судит по себе, во-вторых скрыто "обзывает" систему образования СССР "плохой". И тихонечко навязывает западную.

Я считаю, что как меня научили в школе и институте,- - так в мире никто не научит. У меня есть с чем сравнить. Включая образование нынешнее.

Да и , похоже, автору нужны работники - послушные роботы.

IT-менеджер, Москва

"Чтобы назвать систему образования правильной, она обязательно должна удовлетворять следующему требованию – давать каждому учащемуся возможность испытать успех".

Чью концепцию излагает автор? С чем-то можно согласиться, однако прикладной характер преподавания математики, например, уже не считается единственно правильным. И что-то я не заметил великих прорывов финнов в науке и технике.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.