Юлия Водолазская: Что нам важно в вопросах воспитания и образования детей?

Юлия Водолазская

Буду писать про себя. А если кто-то захочет поделиться своими мыслями и видением, я буду только рада!

Во-первых, очень хочется, чтобы дети выросли физически и психически здоровыми, счастливыми и способными легко адаптироваться во взрослой жизни.

Наверное, с этим утверждением мало кто поспорит.

Вопросы начинаются в тот момент, когда надо решить, как же дети получат все это в результате воспитания? Каким должно быть образования, система, условия и прочее?

Кто-то склоняется к традиционной школе, ищут заведение посолиднее, поопытнее, с хорошей репутацией, с большим объемом даваемых ученикам знаний.

Кто-то очень рано определяется с направлением развития своего ребенка (хотя бы на уровне «гуманитарий-технарь»), и таким образом отдает в математические школы или классы, биологические, гуманитарные, языковые и т.д.

Для маленьких детей актуален вопрос о поиске хорошей няни и педагога начальных классов. Поскольку это те люди, кто проводит с детьми много времени, сочетая в одном лице различные функции, вполне резонно уделять отбору пристальное внимание и искать именно конкретных личностей, а не отбирать заведения с хорошей репутацией (в которых сотрудники могут работать не «все как на подбор»).

С учителями средних и старших классов сложнее. Их почти столько, сколько разных предметов учат наши дети. И чтобы все они оказались потрясающими педагогами – скорее мечта, чем реальность, даже для самой лучшей традиционной школы.

Кстати, большой вопрос: что значит «хороший» учитель? Он нравится детям? Он дает знания таким образом, что они остаются в головах детей? Он дает больше знаний, чем другие учителя? Он внимательно относится к детям и работает с каждым в соответствии с его индивидуальными особенностями и способностями? Он не просто дает знания, а учит самостоятельности, прививает ответственность? Последний вопрос для меня особенно важен. Кто может назвать учителя, обладающего этим навыком?

А если вспомнить также про раскрытие личности ученика, формирование в нем нестандартного, творческого мышления? Или это относится только к урокам рисования и техническим кружкам? В лучшем случае – к дополнительному образованию детей после окончания уроков. Тогда у меня возникает вопрос, а почему в школе это сделать нельзя? Или все-таки можно?

И что делать, если школьник не может спокойно усидеть на уроке, постоянно отвлекается сам и отвлекает других? Успокаивать его или нет? И если успокаивать, то каким образом? Авторитетом и страхом или вовлечением его в урок, открытием ему интереса в занятиях?

На моем опыте «сильными» учителями оказывались те, кто уделял особое внимание способным в его предмете ученикам, мог заинтересовать их, дать им достаточно знаний (выше среднего стандарта). А также те, кто от всей души любил свой предмет и мог передать эту любовь и увлеченность детям (второй момент очень важен, потому что просто любить свой предмет недостаточно).

Я закончила очень достойную школу и получила самое лучшее доступное моей семье на тот момент образование. За что большое спасибо моим родителям. Они хотели дать все самое лучшее своим детям, и у них это получилось!

Однако во всем этом «лучшем образовании» сидит один неприятный момент. Момент сравнения детей с другими. И всегда кто-то в чем-то оказывался хуже. Да, я была сильна в физике и математике, но на истории или литературе я чувствовала себя дурой, неспособной, никчемной, в общем, самооценка моя сильно страдала. И ведь никто мне не говорил, что это нормально, это здорОво, это естественно и так должно быть! Нет, везде царило понимание, что школьники должны учиться как можно лучше, и чем лучше ты учишься, чем в большем количестве предметов успеваешь, тем ты больше обожаем, чтим, узнаваем, любим, тем больше с тобой считаются. Учителя, конечно, у детей при этом между собой возникают сложные взаимоотношения, не зависящие линейно от их успехов в школе.

Допускаю, что мои сложности проистекали из «комплекса отличницы», но ведь и возник этот комплекс не на пустом месте.

Ну и самое главное, даже я, старательно учившаяся все школьные годы, многое подрастеряла из своей головы в самое короткое время. И если называть образованным человеком того, кто помнит множество разных фактов из истории, искусства, географии или развития техники, то с каждым годом я становлюсь все большей невеждой! Думаю, я не одна такая.

Нет, я не призываю к тому, чтобы вообще не учить в школе подобным «непрактичным» вещам. Но подходить к этому вопросу нужно адекватно и взвешенно.

И я соглашусь с теми, кто говорит, что эффективно процесс обучения происходит в том случае, когда ребенок заинтересован, увлечен предметом или каким-либо вопросом. Тогда он впитает в себя и все «ненужные» законы физики, и сложные к запоминанию исторические даты, и строение клетки, и правила протекания химических реакций и еще множество того, что пытаются донести до голов детей в традиционной системе образования, но от чего они категорически отказываются, считая это бесполезным, ненужным, никчемным в будущей жизни. А ведь в чем-то они правы.

Конечно, многие родители здесь возмутятся, скажут, что дети еще не могут знать и понимать, что им пригодится во взрослой жизни. На это у меня стойкое убеждение, что дети знают про себя гораздо больше, чем любой взрослый, а перестают что-то знать и понимать тогда, когда мы загораживаем их от самих себя кучей «надо», «ты должен», «так положено» и прочее.

Конечно, учить этикету и правилам конкретного общества или группы необходимо, но опять же, скорее не как жесткие рамки, которых стоит придерживаться, а просто как свод законов и принципов его функционирования. Скажем, все мы знаем, что дорогу нужно переходить на зеленый свет светофора, но не всегда это соблюдаем. Потому что мы знаем причины данного правила и чем грозит его несоблюдение. А в конкретной ситуации, зная все предпосылки, мы принимаем взвешенное решение, ждать ли зеленого света или идти на красный. Но мы поступаем так или иначе не потому, что нас «вымуштровали», а потому что мы сами проанализировали и оценили ситуацию.

Решение проблем, будучи в солидном возрасте приводит к тому, что я вспоминаю себя ребенком, вспоминаю свои потребности и желания, свои ощущения, т.е. я не приобретаю что-то новое в процессе самопознания и работы над собой, а избавляюсь от мусора, который мешает мне разглядеть истинную себя.

Вот чего я боюсь в процессе воспитания детей – того, что они забудут, кто они есть на самом деле, от природы, по рождению.

И что я хочу получить в результате воспитания и обучения детей – это здоровых и счастливых личностей, определивших свое место в этом мире и способных раскрыть и реализовать свои способности для своего благосостояния, получая удовольствие от своего дела и жизни в целом.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.