Свобода есть осознанная необходимость
Свобода – это право брать на себя ответственность
31 марта 2012 года в НИУ ВШЭ прошла юбилейная лекция доктора физико-математических наук, декана Высшей школы менеджмента и профессора кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Сергея Филоновичана тему «Креативность и свобода. Их роль в жизни человека, научном творчестве и профессиональной деятельности». Executive.ru решил отразить событие: сделал аудиозапись встречи и разрезал ее на шесть фрагментов, которые и предлагает вашему вниманию.
1. Профессор затронул один из главнейших вопросов, волнующих все человечество, который с возрастом не только не проходит, но начинает волновать нас все сильнее – «Куда я иду?». По его словам три выдающихся человека, жившие в разные века, по-своему сформулировали основные составляющие ответа:
- Сэмюэл Джонсон: «Доверие к самому себе – первое необходимое условие великих начинаний»
- Уильям Дженс: «В любом проекте величайшим фактором является вера в успех»
- Питер Дракер: «Чтобы иметь будущее, нужно уметь сделать что-то новое»
По-настоящему успех формируется на пересечении достижений и системы ценностей, которая определяет то, что человеку наиболее дорого.
При этом профессор отмечает парадокс успеха. По заданным в обществе критериям успех – это высокий финансовый показатель, социально значимый статус и атрибуты богатства. В отличие от России, Запад уже осознал, что, получив все это, шанс стать успешным ужасно мал.
2. Достижения определяются приложенными усилиями. Возникая вследствие удачи (оказаться в нужное время в нужном месте), они вряд ли приведут к успеху. Ведь чем больше усилия и сильнее резонанс, тем острее ощущение победы – успеха.
В своей лекции Сергей Филонович вспоминает книгу «Русская модель управления» Александра Прохорова, где автор подробно изучает российскую управленческую мифологию и поднимает вопросы: что представляет собой отечественная модель управления, как на практике использовать ее особенности, хороша она или плоха и что ее ждет в будущем. Автор считает, что прогресс человечества можно определить лишь той долей общества, которая участвует в конкуренции. В свою очередь профессор уверен – в отсутствии конкуренции и креативность, и возможность добиться успеха резко снижаются. Но только той конкуренции, которая направлена на совершенствование общества и повышение уровня жизни, и не сводится к дележу власти и борьбе за позиции, обеспечивающие доступ к ресурсам и деньгам. В литературе, искусстве, спорте … везде есть борьба – кто-то хочет создать нечто новое, что отличалось бы от уже созданного. В нашем обществе знаний конкуренция приобретает совсем иной смысл. Она превращается в творческое соревнование. И именно социально значимая креативность должна лежать в основе современного образования.
3. Что такое креативность? Это способность к созданию любых новых форм в любой сфере деятельности. В художественном творчестве креативность понятна. Важна и играет существенную роль в науке. В последнее время особое значение она приобретает и в бизнесе. В чем состоит значение креативности для современного мира? Резко ускорилось старение знаний, и обладание ими не становится надолго конкурентными преимуществами. В самых прогрессивных отраслях, например, IT-индустрия, «период полураспада знаний» (на основе имеющихся знаний невозможно обеспечить конкурентное преимущество) составляет 1,5 – 2 года. Но ни в одной консервативной отрасли, как пищевая промышленность, период не превосходит шести – семи лет. И чтобы быть конкурентоспособным, возникает желание учиться постоянно обновлять свои знания. Но если вы являетесь лишь их потребителями, вы участвуете во вторичной конкуренции. А в основной участвуют те, кто умеет эти знания создавать и генерировать. Именно им конкуренция не страшна, так как их идею никто не сможет украсть. Смогут позаимствовать, но пока научатся использовать, те уже успеют придумать столько нового, что их снова придется догонять, и так всегда.
4. «Бабушка, не хлопай меня по голове – у меня там мозг»
В книге «Креативный класс» Ричард Флорида признал описываемый им класс самым быстрорастущим. Например, в США – сейчас это 35%. Для сравнения, рабочий класс там составляет лишь 25%. Чтобы влиять на креативность, нужно осознать, на чем она основана. С точки зрения профессора это способность увидеть новое под непривычным углом. Это происходит вследствие чувствительности человека к диссонансам, связанным с интеллектом. Два разных сигнала, которые приходят в сознание человека и которые он пытается примирить, и рождают диссонанс – новое знание. Все творцы любых областей человеческих знаний обладали этими способностями – видеть парадоксы, необычное, и на их основе создавать новое знание. Как это развить? Дети заставляют нас смотреть на многие вещи необычно. Поэтому еще с раннего возраста нужно повышать чувствительность. Нужно учить детей удивляться. Мотивировать их к открытиям, причем, неважно каким, объективным или субъективным.
5. Современной молодежи нужно прививать свободу мышления, а у детей – беречь ее с самого рождения. К сожалению, в средней школе и в вузе сейчас можно наблюдать противоположное явление – всяческое подавление свободы мышления, требование мыслить по шаблону. «Приходится сталкиваться с совершенно феноменальными проявлениями этого, - говорит Сергей Филонович. – когда ребенку ставят «двойку» по математике только за то, что он решил задачу не тем способом, который рекомендовал учитель. Я бы таких «учителей» лишал диплома и права преподавать. Ведь они уродуют детей!» Миссия учителя, по его мнению, и состоит в том, чтобы сформировать у ученика высокую чувствительность к диссонансам, мотивацию к их обнаружению и творчеству, к социально значимой креативности, воздействуя на внутреннюю, врожденную свободу ученика, и не подавляя ее. Ведь истиной креативности без внутренней свободы не бывает. Сергей Филонович вспоминает слова своего школьного учителя, Анатолия Якобсона, одного из основателей Хроники текущих событий: «Ребята, то, кем вы станете, целиком зависит от вас. Мы, родители и учителя, можем только помочь вам реализовать ваши способности и желания».
6. Нашим учителем является также и среда.
Но каждый человек сам ответственен за то, кем он становится. И где бы вы ни родились, и что бы вы ни делали, - возможности есть всегда. Вопрос в том – как мы ими пользуемся и пользуемся ли вообще. Или заканчиваем свою жизнь, жалуясь на обстоятельства, среду, невезение… Возможно, таким людям, действительно, не повезло, но совсем по другим причинам – у них была абсолютно неправильная жизненная установка, связанная с отношением к самим себе. И они не принимали на себя ответственность за то, кем стали. И если мы будем стремиться к увеличению числа креативных людей, в современном обществе для них всегда найдется работа, и они всегда будут успешны.
В какой такой жуткой школе учился тот, кто писал предисловие к статье?!
Очень свеженько Филоновичем использован термин ''креативность'' (на самом деле - простая калька русского ''творчества''). Особо радует рост ''креативных'' в США: речь, напомню по сходным публикациям, - о численности штатовских управленцев, превалирующей частью которых являются самые обычные клерки. Творчеством там отродясь не пахло, но в ''профессорской'' среде периодически появляются разные ''бульбуляторы'', срочно переводимые/перевозимые в постСССР для питательности ''бульона''. Похоже, Филоновичу невдомек, что творческая новизна касается не только и не столько формы, сколько содержания...
О какой проблеме? О проблеме развала образования? О ней забывать не надо, но разве в статье говорится о том, что необходимо, как минимум, систему образования реанимировать?
Отнюдь, статья построена по принципу ''добей лежачего''. Смотрите, идет ссылка на возраст 30-40 лет - это люди, получившие еще полноценно советское образование, до всяких фурсенковских реформ.
О проблеме отсутствия креативности мышления? Но простите, прежде, чем научится мыслить нешаблонно, следует хотя бы знать, как выглядят шаблоны, чтобы не изобретать велосипед.
Задача средней школы - дать базовое образование, задача средне-технической и средне-специальной школы - дать специальные знания, у нее тоже нет задачи создавать творцов.
Задача ВУЗов - дать креативных специалистов - творческих, но в определенной области.
По-настоящему творческую личность дает только фундаментальное образование. Ну так оно и давало. До спецреформ. До сокращения университетов с нескольких сотен до пятидесяти. А теперь все спрашивают: ''Где взять креативных?''
И что? в статье говорится о том, как решить эту проблему? Там только плачь о том, что все плохо, но, типа, было еще хуже, а вот Ричард Флорид - это супер!
Строго говоря, это даже не статья, а какой-то набор слабосвязных тезисов про ''успех'', ''свободу мышления'', зачем-то про ''креативное управление'' и высосанный из пальца пример про ''идиота-учителя'', поставившего двойку за решение задачи не тем способом.
Кстати сказать, двойка за решение задачи не тем способом вполне может быть вполне обоснована. Например, если этот самый конкретный способ решения задач в данный момент изучался. Скажем, решение задач интегральным методом или с помощью системы уравнений. Многие задачи можно решить в два действия, но научить нужно было другому способу. Более совершенному. Более универсальному. А нам это скармливают как образец убийства креативности. Ну да, ну да.
От части соглашусь с Сергеем, но лично присутствовал на занятиях в нескольких школах и наблюдал то, о чем пишет Филонович. Более того, до сих пор со мной как с родителем борются несколько преподавателей моего сына (творческая личность). Как правило у детей с рождения достаточно сильно развито правое полушарие (творчество, креатив) и при жестком, порою деспотичном подходе преподавателей к процессу обучения (школа, вуз) преобладание левого полушария над правым (логика) к зрелому возрасту приобретает максимальное значение. в принципе в этом нет ничего плохого, ведь обществу нужны и бухгалтера, экономисты, граверы, хирурги и т.д., но речь все таки идет о креативе. То, что к 30-40 годам человек не смог определиться, то это вина в большей степени его самого и только отчасти школы или вуза.