Зачем Финляндии реформа образования

Каких результатов можно ожидать от страны, в которой национальный учебный план представляет собой всего лишь набор гибких ориентиров? Конкретикой его должна наполнять каждая школа на свое усмотрение. Это могло бы стать иллюстрацией к поговорке «кто в лес, кто по дрова», если бы не было частью тщательно продуманного плана, позволяющего финнам который год подряд оставаться лидерами международных рейтингов.

Умнее всех в мире

Programme for International Student Assessment (PISA), Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, раз в три года исследует грамотность чтения школьников, их математическую и естественнонаучную грамотность. Финляндия возглавляла этот рейтинг с самого начала его появления: в 2000, 2003 и 2006 годах. В 2009 и 2012 годах ее показатели несколько просели – при этом на верхние позиции начали вырываться не только амбициозные азиаты (Гонконг, Сингапур, Япония, Южная Корея), но и соседи по Европе (Швейцария, Нидерланды, Лихтенштейн, Эстония). Тестирование 2015 года уже проведено, но его результаты будут открыты только в конце 2016 года. Вот какие места Финляндия занимала в мировом рейтинге по всем трем параметрам за прошедшие 16 лет:

Место Финляндии в международных рейтингах образования

Год

Грамотность чтения

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

2000

1

5

4

2003

1

2

1

2006

2

2

1

2009

3

6

2

2012

6

12

5

Источник: Programme for International Student Assessment

В том же 2012 году Организация экономического сотрудничества и развития проводила исследование PIAAC (Программа международной оценки компетенций у взрослых), в котором участвовали жители 24 стран в возрасте от 16 до 65 лет. Измерению подвергались их грамотность, умение считать и способность находить решение для проблем в высокотехнологичной среде. Финляндия показал отличный результат, набрав 282 балла – при том, что средним уровнем для участвовавших в исследовании стран стала отметка в 269 баллов. Однако любопытно то, насколько варьировались показатели внутри возрастных групп. Финны в возрасте от 30 до 39 лет лучше всех справлялись с заданиями на счет и грамотность. Проблемы высокотехнологичной среды вызывали меньше всего затруднений у тех, кому исполнилось от 25 до 29 лет. Две же самые молодые группы, 16-19 лет и 20-24 года, не продемонстрировали сопоставимо высоких достижений.

На потерю позиций в PISA и отставание младших возрастных групп в тесте PIAAC финны среагировали моментально, запустив в 2012 году реформу образования, которая сегодня близится к своему завершению и вот-вот будет полностью претворена в жизнь. В декабре 2014 года был утвержден новый учебный план для общеобразовательных и дошкольных учреждений (старый был принят в январе 2004 года, а в действие вступил в августе 2006-го). Новые местные учебные планы, созданные на основе национального, сейчас находятся на стадии разработки и начнут применяться с осени 2016 года.

Долой предметы, экзамены и домашнюю работу!

Похоже, Россия и Финляндия существуют в параллельных реальностях. Пока наши соотечественники продолжают ностальгировать по советским учебникам, в финских школах решили отменить предметы. Это звучит эпатажно, в реальности же переход осуществляется плавно и планомерно: на данный момент каждая школа обязана минимум раз в году, а в Хельсинки минимум два раза в год, вместо традиционных занятий по предметам проводить тематические модули с интердисциплинарным подходом (их продолжительность определяется руководством школы). Первые эксперименты подобного рода в стране начались еще в 1980-е годы, а полный и постепенный отказ от предметов должен осуществиться к 2020 году.

Что такое модуль и чем он лучше предмета? Объяснять удобнее на примере. В рамках модуля, посвященного Европейскому союзу, ученикам рассказывают о политическом устройстве, географии, экономике, культуре и прочих аспектах региона – так у юных европейцев складывается представление о стране и мире, в котором они живут. На протяжении модуля, посвященного кейтерингу, дети узнают все о работе в этой сфере – если они выберут для себя работу в этой отрасли, начальству не придется тратить время и силы на проведение для них курса молодого бойца с нуля.

Подобный подход внедряется с прицелом на более эффективную адаптацию выпускников к рынку труда, чтобы юные финны смогли максимально быстро встраиваться в национальную экономику. В условиях текущего кризиса только 66% выпускников в стране удается найти работу. Это на 2% меньше, чем показатель предыдущего кризиса 2009 года, когда 51% выпускников устраивались на полный рабочий день, а еще 15% совмещали работу с продолжением учебы.

Как хочу, так и учу

Настоящим шоком для иностранных коллег может стать тот факт, что финские учителя сами выбирают, по каким учебникам и дополнительным материалам им преподавать и как выстраивать урок. Национальный учебный план не предлагает и уж тем более не навязывает им никаких методических пособий. Более того, в старших классах ученики сами составляют для себя учебный план, выбирая из предложенного набора дисциплин те, что интересны лично им, и укомплектовывая ими индивидуальное расписание. Триумф безответственности? Едва ли. Пятнадцатилетние финны-«самоучки» выдают лучшие результаты, чем восемнадцатилетние выпускники в других странах, из которых на финишной прямой пытаются выбить как можно более высокие показатели на тестировании.

Такие понятия как «дисциплина» и «нагрузка» у финнов тоже не в приоритете. Во время занятий общение учеников между собой не только не пресекают, но активно поощряют: их делят на небольшие группы, в которых они обсуждают поставленные проблемы, развивая навыки работы в команде. На отдых в течение учебного дня им дается более часа, а на выполнение домашних заданий отведено не более часа в день.

Как же дети, не корпящие над учебником весь вечер, успевают подготовиться к итоговым и промежуточным тестам? Да никак! Контроль знаний на национальном уровне происходит за время обучения в школе всего однажды, в выпускном классе. До этого учителя по собственной инициативе устраивают различного рода проверочные работы – но не с целью дотянуть класс до общепринятых стандартов, а сделать выводы лично для себя. Существующий на национальном уровне совет по контролю качества образования следит не столько за успеваемостью учащихся, сколько за внедрением нормативных актов, регулирующих деятельность школ. Успеваемость каждого конкретно ученика в частном порядке оценивают, стимулируют и мотивируют те, кто изначально должен этим заниматься – родители.

Как финны смогли стать такими умными?

Юными гениями финские школьники были не всегда. В 1970-1980-е годы образовательная система в стране была строго централизованной: обязательный учебный план спускался свыше, государство бдительно регулировало все аспекты деятельности школ, имели место регулярные инспекции по контролю качества образования. В 1990-х приоритеты поменялись: отношения между государством и школами стали строиться на принципах доверия и автономии, инспекции отменили, школы сами стали ответственными за успеваемость учащихся. Казалось бы, вот тут и начнется анархия. Однако именно эти нововведения позволили Финляндии начать лидировать в тестировании PISA сразу с момента его запуска.

Министерство образования страны признает, что с наступлением XXI века мир сильно изменился. Неоспоримо влияние глобализации на общество, человечество столкнулось с принципиально новыми вызовами и угрозами, на первый план вышли экологические проблемы. На национальном уровне было принято решение о том, что контент преподавания должен быть пересмотрен и обновлен в соответствии с требованиями претерпевшей изменения окружающей среды. Среди тенденций, оказывающих наиболее ощутимое влияние на общество в XXI веке, финны выделяют сотрудничество (кооперацию, нетворкинг), децентрализацию (и в техническом, и в социальном смысле) и размывание идентичности под воздействием постоянных перемен и глобальных информационных потоков. А что ответят российские школьники, педагоги и чиновники, если спросить их, какие факторы формируют окружающую нас сегодня среду?

Как работают финские педагоги

Есть легенда, будто школьными учителями в Финляндии идут работать 10% лучших выпускников. Это неверно: на самом деле, при поступлении в университеты на специальность «педагог начальной школы» конкурс в среднем 10 человек на место. Обучение длится пять-шесть лет и включает в себя в том числе модули по педагогике, психологии, нейронауке, теории учебного плана, методологии оценки и исследовательской методологии. В 2015 году только 7% абитуриентов в Хельсинки были зачислены на желанные места, а оставшиеся 1400 не смогли справиться со вступительными испытаниями.

Почему речь идет только о кузнице кадров для начальной школы? Потому что те, кто планирует преподавать конкретный предмет в старших классах, должны сначала получить профильное высшее образование по своей специальности, а затем пройти дополнительный годичный курс педагогической подготовки.

Финских учителей смело можно назвать самыми счастливыми в мире. Согласно исследованию, проведенному в Университете Йювяскюля, четверо из пяти педагогов довольны своей работой, и лишь около 9% представителей этой профессии в какой-то момент решают поменять работу. По данным на 2012 год, карьера типичного финского учителя длилась 40 лет, а 95% педагогов состояли в профсоюзе. Непосредственно преподаванием учителя занимаются около четырех часов в день (21 час в неделю), а еще два часа посвящают своему профессиональному развитию. Муниципалитеты обязаны оплачивать повышение квалификации учителей – это минимум три дня ежегодно, но в связи с готовностью местных властей инвестировать в образование получается в среднем семь дней в год для каждого педагога.

Возможно, это и есть тот фундамент, на котором так прочно стоит самая эффективная система школьного образования в мире: если педагог гордится своим комфортным местом за учительским столом, он и работу свою будет выполнять на пять с плюсом.

При подготовке материала использовались публикации The Guardian, The Washington Post, The Independent, Business Insider, oph.fi, jyu.fi, pasisahlberg.com.

Фото: blogspot.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-консультант, Москва

Опыт Финляндии, безусловно, интересен. Однако, беря его на вооружение я бы рекомендовала учесть как минимум два момента:

1 Финном мало, так же как мало статистики по их работе и положению вне Финляндии. Чего они добиваются в других странах, как адаптируются? Мне приходилось бывать в Финляндии , есть знакомые выходцы из Финляндии, работающие в других странах. Вторых мало, и они ностальгируют по своей стране.

2. Масштабы России и Финляндии разные, культурный уровень и менталитет тоже разный.

Исходя из этого можно было бы попробовать использовать финский опыт или его элементы в отдельных регионах или, что лучше, в отдельных учебных заведениях. Но обязательно там, где близок менталитет, похожа внешняя среда. Правда, опыт использования финских подходов в отдельных учебных заведениях у нас есть, и он, насколько я знаю, успешен. И тут надо вернуться к п.1. Т.е., а как дети с таким обучением вольются в остальную среду? Насколько комфортным для них окажется внешний мир, и насколько они окажутся комфортными для него.

Менеджер, Нижний Новгород

Завидую финским детям! А у нас - каждый "предметник"борется за часы, поэтому, например решению примеров на простые дроби посвящается чуть ли не месяц!

А зачем? - тут хватило бы "мастер-класса " по расчету количества плитки для ремонта кухни ( санузла!)

Консультант, Красноярск

спасибо, Елена, очень интересная статья.Давно не получал такого удовольствия от материала.

Директор по рекламе, Москва
Татьяна Орлова пишет:
а как дети с таким обучением вольются в остальную среду? Насколько комфортным для них окажется внешний мир, и насколько они окажутся комфортными для него

финны не бросают детей в абстрактную среду, у них работают хорошие ответственные социологи разрабатывающие социум в который интегрируются институционально подготовленные люди

т.е. сначала менталитет планируется, затем реализуется

Генеральный директор, Москва

Хорошая статья. Жаль только что на нашу систему образования финский опыт никогда не повлияет. Судя по смыслу статьи в Финляндии практикуется индивидуальный подход к учащимся, стараются развивать именно те способности, к которым у человека есть интерес, поощряется конкуренция между школами. Конечно при такой системе неудивительны успехи финских учеников. У нас, к сожалению, подход к образованию основан на государственных интересах, а не на интересах учеников и их семей. Если нужны "винтики" для корпоративных машин госмонополий и олигархических групп, то для них индивидуальный подход необязателен. Наоборот, чем больше мнений и образованных людей, тем больше шанс, что кто-то начнёт рассуждать вразрез с "политикой партии" и "вертикалью власти". Сложно ожидать хороших результатов и развития талантов у людей, которым с детства внушают, что их мнение никому не важно, а программы обучения создаются исходя из сиюминутных государственных интересов. Вопрос о том, чьи интересы приоритетны - общества или личности, в России всегда решался однозначно. Поэтому, на мой взгляд , перспективы нашего образования не внушают оптимизма.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Видимо, только мечтать остаётся о возможности проведения экспериментов на Российской территории. Финский опыт можно попробовать на каком-либо региональном уровне! Такая масштабная страна. Такой страх перед поиском вариантов успеха. Во все времена так было. Никуда и никому! Думать о настоящем федерализме только приходится. Пока вертикаль будет единственным способом управления, всегда все будет происходить и хорошее, и плохое сверху для всех и везде. Можно только удивляться, что по другому не получается никак!

IT-менеджер, Москва

Система образования отличная, но требует предварительной подготовки:

1. Дети должны поменять отношение к школе - не обуза, которую придумали взрослые, чтобы занять детей, а подарок от общества, передача знаний, которые впоследствии могут обеспечить вполне успешное выживание.

2. Надо выучить учителей, которые умеют не тупо зачитывать на уроке учебники и методички, а общаться с детьми и думать на ходу.

Для реализации обоих пунктов нужно как минимум одно поколение.

Финны начали в 90-х и теперь собирают первый урожай.

Директор по рекламе, Москва
Михаил Доротов пишет:
у финов стоит поучиться!

Нет!!! )))

Менеджер по ВЭД, Австралия

информация надергана из газет, качество материалов которых оставляет желать лучшего.

"самая эффективная система школьного образования в мире": вспоминается Кин-дза-дза - "девочка, вы это сами решили или сказал кто?"

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.