Что делать новичку в IT, чтобы получить крутую работу

Популярность IT-специальностей значительно возросла в последние годы, и множество людей решили поменять профессию. Тем более, что обучение крайне доступно — айтишников готовят сейчас не только в вузах, но и на многочисленных курсах. Именно из-за этого на рынке сложилась парадоксальная ситуация: всем нужны специалисты в сфере IT, но мало кто готов брать и обучать джунов — начинающие кандидаты с минимальным опытом работы по специальности. 

Важно понимать: курсы — это отлично, есть школы, которые дают актуальные знания, ответственно подходят к обучению студентов и выпускают грамотных специалистов. Но самого по себе сертификата об окончании IT-курсов недостаточно, чтобы получить крутую должность.

Первый шаг — ответственный подход к обучению

Не стоит хвататься за первый же курс по скидке — выберите школу, у которой есть государственная лицензия, почитайте отзывы выпускников, сходите на бесплатные лекции, чтобы оценить уровень преподавания.

Внимательно изучите программу — насколько она актуальна? Дают ли практику? Будут ли кейсы, которые вы потом сможете положить в портфолио? В образование вы вкладываете не только деньги, но и время — а это слишком ценный ресурс, чтобы тратить его на некачественную программу.

На самом курсе стоит делать необязательный минимум, а максимум, на который вы способны — чем больше вы освоите под контролем преподавателей, тем более легким будет ваш старт в профессии. 

Сертификат — не конец, а начало обучения

Сейчас для IT-специалистов одинаково важны и софт, и хард-скиллы. И необходимо постоянно их развивать, не останавливаясь на получении сертификата об окончании курсов. Для развития профессиональных навыков я рекомендую проходить дополнительные обучающие курсы, слушать лекции, в том числе и бесплатные, подписаться на экспертов в своем направлении и следить за передовыми достижениями.

Что касается личных качеств, то обязательный список выглядит так: способность работать в команде, коммуникабельность, ответственность, умение распределять свое время, креативность и проактивность. Их тоже можно и нужно развивать — особенно если вы знаете, что у вас не хватает каких-то навыков.

Возможности — вокруг вас

IT-сфера — это огромный и довольно открытый мир, который предоставляет новичкам много возможностей. Я советую ими пользоваться, особенно на старте. Посещайте конференции, лекции и семинары, слушайте подкасты с экспертами, участвуйте в хакатонах и конкурсах. Помимо развития технических навыков подобные мероприятия дают возможность заводить знакомства. И это — еще один очень важный пункт развития новичка.

 Самое важное — это люди

Именно знакомства позволят попасть в отрасль. Если вы хорошо проявили себя на хакатоне, кто-то из товарищей по команде может позвать вас на работу или предложить проект. Общение на кофе-брейках во время конференций позволит заявить о себе. И, опять же, получить оффер. Сарафанное радио сейчас — самый эффективный способ поиска работы, и я настоятельно советую не пренебрегать им.

Более опытные коллеги могут подсказать, что еще вам нужно изучить, какой технологический стек сейчас особенно востребован.

Компании готовы обучать

Сейчас почти нет возможности с минимальными знаниями «ворваться» в профессию и занять ответственную должность, доучиваясь по ходу дела. Однако крупные компании заинтересованы в том, чтобы развивать и растить будущих специалистов. И в этом плане я советую обратить внимание на два способа попасть в большую технологическую компанию с нуля.

Стажировка

У наиболее авторитетных IT-компаний есть собственные стажерские программы. Информацию о них можно найти на сайтах по поиску работы, на официальных сайтах компаний и в соцсетях. Чаще всего такие программы предлагают работу в конкретном отделе с конкретными задачами. Это глубокое погружение в реальную работу, постоянное взаимодействие с коллегами, помощь с адаптацией.

После успешного прохождения стажировки можно, как минимум, попасть в кадровый резерв, а в случае удачи — сразу получить предложение о работе.

У нас в компании работает довольно много сотрудников, которые пришли именно со стажерских программ.

Начальная должность

Крупные компании сейчас испытывают потребности в специалистах начального уровня — например, на первой линии техподдержки. Можно прийти на такую должность и постепенно развиваться внутри компании.

В целом, бизнес сейчас активно поддерживает внутренние перемещения сотрудников, поэтому, начав с небольших задач, со временем можно сменить направление и попасть в отдел, который занимается именно тем, что увлекает.

При этом, уже работая в компании, начинаешь хорошо понимать корпоративную культуру, появляются знакомства, есть доступ к корпоративному обучению — все это помогает в карьерном росте.

Главный принцип поиска крутой работы

Самое важное, что должен понимать начинающий специалист, это принцип: под лежачий камень водя не течет. Нет смысла ждать, что вас завалят предложениями о работе, как только вы окончите курсы, нужно самим искать варианты, продолжать учиться и постепенно погружаться в отрасль.

Будьте активными — и пусть вам обязательно встретится работа мечты!

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Всегда жду статьи про ИТ. 
Спасибо, Марина, что поделились своим взглядом и интересным опытом.

Да, Вы совершенно правы, надо учиться. Но и учиться недостаточно. Всё приходит с навыками и опытом.

Самое поразительное в ИТ в том, что несмотря на то, что там всё очень динамично - вчера все торчат от Джавы, а сегодня мало кто помнит и знает - там очень легко впасть в застой, войти в тупик. Учтите это.

Но ни какая учёба, ни какие сретификаты не заменят практику в реальных проектах. Влезайте в них, прорывайтесь в них! В игольное ушко. Между Сциллой и Харбидой.

Первые коммерческие разработки, когда из вас заказчик душу вынет и вы перестанете спать ночами дадут самый желаемый результат. А ещё лучше - вы один, вы самый главный. Вам за результат платят деньги , но могут и рублём наказать. 

И пусть ваш первый заказ буде про какой-нибудь учёт гречки и перловки в банках. 

И когда вы получите первую бессоницу,  тогда и сможете сказать: "Ура! Я стал сеньором!".

А сертификат и правда не самое главное.

Нужна любовь к ИТ. Инчае через десяток лет вам эти циклы и рекурсии станут просто болотом - всё обрыдло, всё одно и тоже. И уже простатит на подходе. И пузо.

Но в принципе, я считаю, что программирование, как часть этой области надо давно отдать женщинам. Уж слишком рутинным стало там работать. Дом давно построен, наступидла стадия штукатурных работ.

Аналитик, Москва

В ИТ есть одна особенность, ктлорую молодые айтишники должны учитывать.
Рано или поздно перед вами встанет вопрос - бросить ИТ, или стать бесокнечным циклом в своей карьере.

Юрист, экономист и даже электрик могут сделать продолжение своей карьеры на топовых должностях. Айтишник лишён такой возможности. Он, конечно, может стать большим начальником и с лёгкой грустью вспоминать свои милые баги и фичи. Но даже в айтишной компании у юриста-экономиста шансов гораздо больше стать начальником.

Карьера у представителя ИТ очень и очень хаотична. Случайна. Непредсказуема. ВЫ скажете, а как же ИТ-директор? CIO?
Да, один из ста становится ИТ-директором и через год выходит из интересов своего профессионального круга. Он становится юристом-экономистом. И даже электриком.

Технический директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:

В ИТ есть одна особенность, ктлорую молодые айтишники должны учитывать.
Рано или поздно перед вами встанет вопрос - бросить ИТ, или стать бесокнечным циклом в своей карьере.

Юрист, экономист и даже электрик могут сделать продолжение своей карьеры на топовых должностях. Айтишник лишён такой возможности. Он, конечно, может стать большим начальником и с лёгкой грустью вспоминать свои милые баги и фичи. Но даже в айтишной компании у юриста-экономиста шансов гораздо больше стать начальником.

Карьера у представителя ИТ очень и очень хаотична. Случайна. Непредсказуема. ВЫ скажете, а как же ИТ-директор? CIO?
Да, один из ста становится ИТ-директором и через год выходит из интересов своего профессионального круга. Он становится юристом-экономистом. И даже электриком.

Можно уйти в ИТ-безопасность. Это довольно закрытая для посторонних область и категория ИТ. Но в целом вы правы.

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Нужна любовь к ИТ.

Первый вопрос - как о любой профессии - действительно ли Вам интересна эта область? С годами ответы меняются.

Кто-то продолжает кодировать и остается в разработке, решая всё более сложные задачи - включая научные. Кто-то становится системным (... сетевым, БД и пр.) администратором и круглосуточно занят проблемами большой организации (они всегда есть) или её клиентов как специалист поддержки. Кто-то архитектором, аналитиком или менеджером проекта. Кому-то интересны новые продукты. Кто-то почувствовал вкус к обучению и стал инструктором. А кто-то (очень немногие) даже CIO или CTO. И для каждой работы нужны определённые способности, знания и практика.

Но, скажем, у юристов или врачей примерно те же проблемы. Профессиональный и карьерный рост многим интересны, хотя и не буквально всем.

Аналитик, Москва
Евгений Равич пишет:
у юристов или врачей примерно те же проблемы.

Да, так! Надо просто иметь это в виду. У многих представление такое, что стал программистом и всю жизнь деньги лопатой гребёшь.
Обычный, не самый легкий труд.

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Евгений Равич пишет:
у юристов или врачей примерно те же проблемы.

Да, так! Надо просто иметь это в виду. У многих представление такое, что стал программистом и всю жизнь деньги лопатой гребёшь.
Обычный, не самый легкий труд.

Обычный юрист. Обычный врач. Обычный программист. Обычный агроном. Обычный строитель. Список бесконечный. И все, несомненно, гребут деньги лопатой - а как же иначе?

Выбор профессии - и особенно успехи в ней - зависит от мозгов и склонностей. Есть редкие профессии или области, где нужны особые таланты, а каждый человек заметен и на счету.

А в массовых профессиях (как современный программист в отличие от программистов 50-х / 60-х прошлого века) оплата уже давно рыночная - выше или ниже в зависимости от текущей ситуации и текущего спроса в данном месте.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Евгений Равич пишет:
Обычный юрист.

Ну если обычный адвокат, которого государство предоставляет в качестве бесплатного защитника, то тут лопата не нужна.

Ну а если очередь стоит из богатых и знаменитых, то тут уже другое дело.

Аналитик, Москва
Евгений Равич пишет:
А в массовых профессиях (как современный программист в отличие от программистов 50-х / 60-х прошлого века) оплата уже давно рыночная - выше или ниже в зависимости от текущей ситуации и текущего спроса в данном месте.

Забавно вспомнить прошлое. Всё-таки в те давние времена, ну не 60, я их не застал, а даже 80-е. К программистам было отношение несколько снисходительное. Чудаки с рулонами бумаги. Почему рулонами? Потому что были всякого рода АЦПУ (алфавитно-цифровое печатающее устройство), или БПУ (быстро печатающее устройство) с рулонной подачей бумаги.

В результатах их работы мало кто понимал, максимум полезного было от них - расчёт зарплаты. Да и то - каккой расчёт? Просто на каждого работника не нужно было каждый раз забивать его данные. У меня был случай, когда я "сдавал в аренду"  программиста, а нам за это ускорялась поставка некоего оборудования. 

И всё-таки отношение было снисходительное. То ли дело электрик, водитель, бухгалтер, работяга - они ребята серьёзные, а программист...Ну нусть играются, значит кому-то это надо. Ну раз модно, да и начальство велит приходить с расчётами на ЭВМ, то и мы чё-нить спросим у программистов.

Было и неприятно, и смешно от этого. И вот появились ПЭВМ. У каждого начальника на столе обязательный монитор. Толку от него ноль, но должОн быть! И ещё должна быть какая-нибудь база, как её - база данных. Как мне один начальничек тогда сказал:

- Ну показывай свою базу!

- Так она же на компьютере...

- Тебе что - трудно её в мой кабинет принести?

Интересно, когда произошёл массовый поворот к доверию к результатам работы  программиста?
Может с Нургалиева, когда и правда работа бухгалтера стала во сто раз легче?

С Worda? Как сказал опять же один начальник: "Ты теперь мне приказы по кадрам печатать будешь!". 

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Евгений Равич пишет:
А в массовых профессиях (как современный программист в отличие от программистов 50-х / 60-х прошлого века) оплата уже давно рыночная - выше или ниже в зависимости от текущей ситуации и текущего спроса в данном месте.

Забавно вспомнить прошлое. Всё-таки в те давние времена, ну не 60, я их не застал, а даже 80-е. К программистам было отношение несколько снисходительное. Чудаки с рулонами бумаги. Почему рулонами? Потому что были всякого рода АЦПУ (алфавитно-цифровое печатающее устройство), или БПУ (быстро печатающее устройство) с рулонной подачей бумаги.

В результатах их работы мало кто понимал, максимум полезного было от них - расчёт зарплаты. Да и то - каккой расчёт? Просто на каждого работника не нужно было каждый раз забивать его данные. У меня был случай, когда я "сдавал в аренду"  программиста, а нам за это ускорялась поставка некоего оборудования. 

И всё-таки отношение было снисходительное. То ли дело электрик, водитель, бухгалтер, работяга - они ребята серьёзные, а программист...Ну нусть играются, значит кому-то это надо. Ну раз модно, да и начальство велит приходить с расчётами на ЭВМ, то и мы чё-нить спросим у программистов.

Было и неприятно, и смешно от этого. И вот появились ПЭВМ. У каждого начальника на столе обязательный монитор. Толку от него ноль, но должОн быть! И ещё должна быть какая-нибудь база, как её - база данных. Как мне один начальничек тогда сказал:

- Ну показывай свою базу!

- Так она же на компьютере...

- Тебе что - трудно её в мой кабинет принести?

Интересно, когда произошёл массовый поворот к доверию к результатам работы  программиста?
Может с Нургалиева, когда и правда работа бухгалтера стала во сто раз легче?

С Worda? Как сказал опять же один начальник: "Ты теперь мне приказы по кадрам печатать будешь!". 

В 50-е / 60-е это было практически чистое высоколобие. Очень многое делалось впервые. Стандартных программ обучения еще не придумали. До всего  доходили своим умом прямо на рабочем месте, ставя эксперименты. Техническая документация  - на вес золота.

Но потом ЭВМ стали выпускаться серийно, и за несколько лет всё изменилось. АСУ ТП, АСУ, специализированные ЭВМ и разнообразные расчетные задачи для всех отраслей выполнялись на разных машинах (иногда - даже разных поколений), классификацию Вы отлично знаете. ВУЗы готовили программистов (и, например, электронщиков), учебники и книги переводились и издавались большими тиражами, строились отраслевые, ведомственные и прочие ВЦ. Еще одна новая массовая профессия - оператор ЭВМ. Параллельно менялась элементная база и периферия.

Следующий виток на много лет - массовый переход на ЕС ЭВМ и СМ 3/4 в рамках производственных возможностей и программ СЭВ. И так далее до конца 80-х. Не помню, чтобы к результатам работы или к профессии было недоверие. Задач было много, и они неплохо решались. А потом - ПЭВМ, локальные сети и начало эры Интернет. 

Аналитик, Москва
Евгений Равич пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Евгений Равич пишет:
А в массовых профессиях (как современный программист в отличие от программистов 50-х / 60-х прошлого века) оплата уже давно рыночная - выше или ниже в зависимости от текущей ситуации и текущего спроса в данном месте.

Забавно вспомнить прошлое. Всё-таки в те давние времена, ну не 60, я их не застал, а даже 80-е. К программистам было отношение несколько снисходительное. Чудаки с рулонами бумаги. Почему рулонами? Потому что были всякого рода АЦПУ (алфавитно-цифровое печатающее устройство), или БПУ (быстро печатающее устройство) с рулонной подачей бумаги.

В результатах их работы мало кто понимал, максимум полезного было от них - расчёт зарплаты. Да и то - каккой расчёт? Просто на каждого работника не нужно было каждый раз забивать его данные. У меня был случай, когда я "сдавал в аренду"  программиста, а нам за это ускорялась поставка некоего оборудования. 

И всё-таки отношение было снисходительное. То ли дело электрик, водитель, бухгалтер, работяга - они ребята серьёзные, а программист...Ну нусть играются, значит кому-то это надо. Ну раз модно, да и начальство велит приходить с расчётами на ЭВМ, то и мы чё-нить спросим у программистов.

Было и неприятно, и смешно от этого. И вот появились ПЭВМ. У каждого начальника на столе обязательный монитор. Толку от него ноль, но должОн быть! И ещё должна быть какая-нибудь база, как её - база данных. Как мне один начальничек тогда сказал:

- Ну показывай свою базу!

- Так она же на компьютере...

- Тебе что - трудно её в мой кабинет принести?

Интересно, когда произошёл массовый поворот к доверию к результатам работы  программиста?
Может с Нургалиева, когда и правда работа бухгалтера стала во сто раз легче?

С Worda? Как сказал опять же один начальник: "Ты теперь мне приказы по кадрам печатать будешь!". 

В 50-е / 60-е это было практически чистое высоколобие. Очень многое делалось впервые.
...

Не помню, чтобы к результатам работы или к профессии было недоверие. Задач было много, и они неплохо решались. А потом - ПЭВМ, локальные сети и начало эры Интернет. 

Да, я чуток застал эпоху ассемблера, это было большим творчестовм. 

Но я не говорю про недоверие. Но не понимая работу программиста, сложно было оценить ей по достоинству. Ну что-то там делают. 

Но я, конечно, пишу про массовые задачи. Бытовая жизнь, торговля, услуги, спорт, здоровье и прочее. Понятно, что инженерные институты не могли обойтись без хороших и очень хороших программистов. АСУ? Мы как-то на обучении в "Импульсе" считали, сколько у нас из группы работали на АСУ. Единицы.

Вспоминаю нашу местную байку про выступление одного начальника: "Они мне - интерфейс чиним, интерфейс чиним.... А оказалось, что это просто куча проводов". Речь шла об интерфесах с внешними устройствами ЕС. Вечная боль.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.