Во времена деликатесного пломбира была книжка с рефреном «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Стихотворение доносит простую и гуманистическую мысль о равенстве различных профессий.
Спорить с нужностью мам глупо. Необходимость полного обеспечения трудовыми ресурсами рынка труда тоже сомнений не вызывает. Вот только равенство никогда не было правдой, а потом еще несколько раз подряд устарело.
К сожалению, условный учитель редко может соревноваться например с айтишником. И дело вовсе не в опыте, квалификации или скажем таланте. Просто разные лиги. По уровню доходов, темпам выхода на орбиту, географической свободе, социальным гарантиям, любой другой метрике.
Все равно что сравнивать спортсмена-гиревика и теннисиста. Надцатая ракетка мира без пяти минут звезда. Имя мелькает в прессе, солидные рекламные контракты, обширные перспективы. Чемпион по гирям известен узкому кругу посвященных. Разные миры.
Значит ли это, что дело всей жизни следует выбирать методом левой руки: закрываем номенклатуру, смотрим цифры? Это было бы слишком просто. Критериев много. Более того, специалисты наоборот предлагают игнорировать доходность, исходить из предрасположенностей и склонностей.
Что не так с ранним профориентированием
Психологи утверждают, что дети начинают интересоваться профессиями с 5 лет или чуть раньше. Внимательные родители заметят, что детей начинают спрашивать об этом при первой же возможности. Нормальный ребенок вообще не примеряет на себя трудовую повинность. Он просто интересуется всем, что есть в этом мире.
Так или иначе, наряду с рутиной из поедания каши и уборкой игрушек где-то далеко на горизонте начинает маячить выбор профессии.
Малыши еще не определились с тем, стоит ли надевать колготки самостоятельно или лучше поистерить, и пусть мама поможет. А тут нате здрасьте, судьбоносные стратегические решения!
Кем ты хочешь быть, ну кем? Космонавтом, врачом, продавцом мороженого? Вряд ли такелажником III разряда или ассистентом и.о. менеджера из этого, как его там, департамента мутной хрени в корпусе 5 «Г». Потому что дети не подозревают о существовании таких работ.
В мультсериале «Футурама» был показан датчик ДНК. Прибор пищит, моргает диодами и выдает герою чип курьера. Вроде распределительной шляпы из Гарри Поттера, только в нарочито научном исполнении.
Тестирование и задушевные беседы со специалистами не сильно отличаются по информативности. Здесь сразу несколько проблем:
- Клишированные представления. Если ребенок добрый и любит животных, значит, станет ветеринаром. А если злой и туповатый — тогда коллектором, что ли?
- Пренатальная сортировка. Довольно странно выявлять лидерские качества у карапузов, которые за полгода меняются неузнаваемо. Причем в любую сторону.
- Розовые очки. Все представления о вариантах для выбора у детей и даже подростков взяты буквально из рекламных буклетов.
Пожалуй, это корень проблемы. Причем не только для детского, для любого профориентирования — включая взрослых, пожилых, долгожителей.
День открытых витрин
Не существует экскурсий по профессиям, на которых задолбанные в хлам, психически истощенные люди матом делятся своими кошмарами. Мастер по любой специальности не скажет, что в гробу все это видел, а деньги копит на психотерапевта и бухло.
Ничего подобного. Художественные фильмы, якобы документальные рассказы бывалых, описания в онлайн и недобитых бумажных источниках, прямая реклама вакансий, вереницы публикаций HR-брендов — везде налажен однозначный позитив.
Юная официантка из бистро легко снимает просторную квартиру на Монмартре. Юристы (обязательно адвокаты) ведут увлекательные расследования, они почти Шерлоки Холмсы. Разработчики – это хакеры, разумеется, за монитором их можно застать только во время молниеносных блестящих пранков. И так по любой профессии.
Все это приводит к тому, что выпускники выбирают не реальные профессии и работы, а некие фантазийные представления о них. Без учета таких «мелочей» как:
- Полная цена входа, означающая время и финансовые затраты на освоение первой ступени до выхода на доходы, потом безубыточность.
- Рыночный уровень доходов, опять же без завышенных ожиданий и с поправкой на уловки работодателей.
- Стоимость удержания места по необходимому дополнительному образованию, зачастую еще коммуникации и пиарные активности — что особенно актуально как раз для лакомых направлений.
- Сроки выгорания, а также причины, по которым ветераны ищут куда «спрыгнуть» с такого счастья.
- Косвенные обременения, например, в виде привязки к определенным локациям или даже предприятиям, навязанные соглашения о неразглашении, невыезде, прочие прелести олигополий.
Сейчас по диагонали нужно добавить еще вероятность автоматизации, то есть конкуренцию с ИИ. Пока утверждается, что роботы только помогут работать, все станет проще и интереснее. Но правда, наверное, в другом.
В безопасности только рабочие места, обслуживание которых обходится дешевле аренды сервера. Средний класс – это миф, с которым успешно борются и почти победили. Зато в высшей лиге развернется битва за выживание среди лучших из лучших из лучших, сэр! Что дополнительно путает карты Таро при гаданиях на выгодное будущее.
Как давать адекватные представления о работах
Прежде всего, надо признать что трудовые династии окончательно устарели. Собственно, давно, уже на старте промышленной революции передача семейного дела по изготовлению каких-нибудь упряжей для лошадей потеряла всякий смысл. Большинство профессий изменились так сильно, что им буквально приходится учиться с нуля.
Тем более сегодня, когда без передышки сначала появились компьютеры, потом Интернет, роботы, ИИ. Раз в несколько лет прежние нормы стоит сильно пересматривать. Раз в десятилетие полностью меняются акценты, закрываются прежние и появляются новые окна возможностей.
Поэтому главное, что можно дать детям — не готовый список профессий с отмеченными маркером позициями на вкус родителей или учителей. Нужно развивать понимание того, что мир изменчив. Что надо следить за изменениями, в идеале распознавать тренды и оценивать их перспективы. То есть готовиться не к конкретной профессии, а, скорее, к виду деятельности. И учитывать при этом, что за 20-30 лет мир неизбежно и ощутимо изменится. Да и потом предстоит много раз доучиваться, переучиваться.
Помимо концепции непрерывного образования полезно расширить кругозор насчет того, что уже есть или появляется. Например, даже не все взрослые знают про масштабы AgroTech (автоматизация сельского хозяйства) или закулисье экономики сервисов (а там выросла целая вселенная взаимосвязанных бизнесов).
Далее, рекламный характер абсолютно всей информации о чем угодно нужно корректировать. Как минимум, такими способами:
- Развитие критического мышления. Не путать с нигилизмом, отрицающим все не глядя. Только трезвый, взвешенный аналитический подход к поиску, проверке и оценке разных источников.
- Полное погружение. Стажировки, личные знакомства со специалистами в интересных отраслях. Подписка на нишевые новости, форумы, чаты в мессенджерах. Инсайдерская информация из первых рук.
- Разведка боем. Откликаться на вакансии могут хоть школьники. Не обязательно действительно целиться на получение работы. Важно разобраться в том, какие условия предлагают, чего спрашивают. Если пройти несколько собеседований, это даст гораздо более глубокое представление о том, как оно все на самом деле.
Еще лучше начинать с беспристрастного рыночного анализа. То есть от «мне нравится» чего-то перейти к изучению биржевых сводок и графиков банкротств, увеличения капитализаций компаний из разных направлений. Понятно, что дети не будут этим заниматься. Учителя, кстати, тоже. Только родители, либо нанятые ими консультанты.
Это следующий и критично важный аспект. Кого вы хотите вырастить – наемного сотрудника, менеджера или самостоятельного предпринимателя? Разница в мышлении и подходах к задачам слишком большая.
Например:
- Делать самому или находить исполнителей. Школы любого уровня готовят низшее звено пищевой карьерной цепочки. Ставить задачи и контролировать результаты — системный навык, к которому нет доступа у большинства детей и даже молодых людей. Это сильно ограничивает выбор в дальнейшем.
- Мыслить узко или системно. Проектный подход к обучению используют в Скандинавии, некоторых других странах. Но это все еще исключение из общего негативного правила — учебный процесс строится на отдельных, не взаимосвязанных задачах. Тоже анахронизм.
- Быть в тени или в лучах софитов. Как правило, обучение следует средневековому принципу «разделяй и властвуй». Между тем, сейчас важно быть публичным, уметь работать с массовым негативом, становиться лидером мнений и стричь купоны с охватов.
Таким образом, современное профориентирование должно стать значительно менее сфокусированным на каких-то конкретных ответах. Вместо этого нужна системная аналитика — и в моменте, и как основной навык на будущее.
Вишенкой на торте — уверенность в себе. Может показаться, что это карта из другой колоды. Но на самом деле, скорее, универсальный джокер. От того, уверен в себе ребенок или нет, зависит слишком многое. Будет он учиться сам или только под нажимом. Откажется от сомнительных вакансий или схватится за первую возможность. Уволится, как только решит что пора идти дальше, или застрянет на десятилетия.
В конечном счете, отношение к поиску работы напоминает инвестиционные приемы венчура. Бизнес-ангелы вкладывают свои деньги, школьники и студенты – «всего лишь» личное время. Но параллелей тут больше, чем различий. Нужно действовать в условиях неопределенности, мыслить на годы вперед и добиваться суммарной рентабельности при единичных (даже частых) провалах. Причем все это не в гулком академическом вакууме, а посреди проактивного конкурентного бульона из клиентов, конкурентов, партнеров, подрядчиков.
Жизнь, как известно, страшнее любой сказки. Поэтому фантазировать без толку, нужно готовиться к марафону по граблям. Желательно в направлении, по которому вообще есть призы, заслуживающие внимания.
Читайте также:
Мне кажется, ситуация на рынке труда меняется так быстро, что подготовиться к этому вряд ли возможно. Тем более с поиском жизненного пути не смогут помочь родители, которые родились и выросли в совершенно другое время и при других условиях. Тем более, что выбор профессии или занятия сильно зависит от стартовых условий у ребенка - он может быть сыном богатых родителей и у него не будет иного пути кроме продолжения их дела, а может быть сыном обычных родителей, у которых, как говорится в известной песне, "из накоплений только камни в почках" и он волен делать все что захочет. Формат обучения 5 лет в ВУЗе безнадежно устарел, потому что через 5 лет не факт вообще, что такая профессия еще будет нужна и не изменится до неузнаваемости. Лично я из своего опыта сделал вывод, что в текущих условиях живущим в России нужно сначала выбирать те области, где платят достойные деньги, а потом уже из них выбирать, какая область более интересна, либо хотя бы не вызывает явной неприязни. Причем если в наличии есть какой-либо явный, очевидный талант, не нужно спешить его развивать и вкладываться в него всё, потому что совсем не факт, что это как-либо достойно окупится - можно стать талантливым специалистом в сфере, которая не пользуется спросом. В текущий момент однозначно в приоритете технические специальности, нежели гуманитарные. Но если ребенок испытывает явное отвращение к математике и решению задач - программистом с большой зарплатой он вряд ли станет (так что личные предпочтения, склонности, интересы тоже имеют значение при выборе профессии). В общем, тема очень сложная, предельно неоднозначная и высокорисковая, где никто вообще ничего не гарантирует, тем более в ситуации текущей неопределенности. Что-то предсказывать можно только в более-менее стабильных системах, где есть большие накопленные исторические данные. В ситуации полнейшей неопределенности будущего может помочь только интуиция, "чуйка", как говорили успешные предприниматели 90-х годов.
+100
Я против такого подхода. Как однажды сказал владелец одной успешной компании: "Мы стали зарабатывать деньги только тогда, когда, наконец, поняли что деньги - это не главное".
Теперь о детях. Успешное будущее детей находится в руках их родителей. Поэтому последние должны обеспечить своим детям крепкое здоровье и развитие их талантов/способностей. Не нужно расчитывать на школу. Следует помнить, что школа готовит человека согласно госстандарту, а любой стандарт - это всегда усреднение. К примеру, тут намедни смотрел ролик Е.Погребижской про одаренного ребёнка. Мальчик пошёл в 8 лет в музыкальную школу и уже к 11 годам он виртуозно играет на пианино, побеждая на различных музыкальных конкурсах, и даже пишет свою музыку. Об обычной среднеобразовательной школе паренёк говорит без энтузиазма: однажды пришёл туда без выполненного домашнего задания и в результате учительница обругала его матом. Ну, и зачем ему такое образование? Хорошо, что родителям оказалось не пофигу на своего ребёнка и они очень быстро перевели его на домашнее обучение.
Я согласен с вами! Но обратил бы внимание на пункт "обеспечить здоровье". Это самое важное. Если школа, то с физкультурой. Секции - не ради олимпийских рекордов, а ради укрепления силы.
Но вот что я хотел бы сказать. Даже не советовать, а просто поделиться своим мнением. У меня два сына, оба счстливы в своей работе. При этом не скажу, что озолотились этим трудом. Один из них Луну-25 запускал.
Им с детства надо всеми способами расширять кругозор. Я старался везде быть только с ними. Речь не о тусовках с коллегами, хотя и это бывает необходимо - приводил на работу, знакомьтесь - это мой сын. Старался во всех делах быть с ними. Машину помыть, отремонтировать, на родительские собрания ходил только я. Брал в командировки с собой. Ходил вместе на частные заказы. Вместе ходил в тренажёрный зал. У него возникают по ходу нашего совместного времяпровождения куча вопросов, я отвечал на них и рассказывал. У вас жизненный опыт - говорите с ними о разных профессиях.
Но очень много информации дети берут от своих сверстников. У него должна быть уже готовая база знаний в первую очередь от вас. При этом не надо жёстко направлять их. Пусть они выбирают сами. Ни одного, ни другого я не тащил и не принуждал. Смотрел на их увлечения. Если увлечение с моей точки зрения было серьёзным (не гонки на папином автомобиле - это забава, а не увлечение), то покупал им всё, что нужно. Старший, например, в 5 лет попросил крутой тестер.
Со сверстниками лучше общаться не в мессенджерах, а вживую. Я убеждён в этом. Походы, экскурсии очень необходимы. Сам покупал им билеты на какие-то молодёжные концерты. Мы ездили в Сталинград, там воевал дед. Боевой путь дедов мы искали вместе.
И очень советую - сыновья пусть сходят в армию. Это, на мой взгляд, действительно школа жизни, как говорили при сов. власти. Много чего увидят - и хорошее, и плохое. Научаться общаться. Терпению и выносливости.
И только тогда, когда у них сформируется свой кругозор, они легко выберут свой путь.
А девочек нельзя баловать, впрочем, как и мальчиков. Сейчас родители слишком, на мой взгляд, стараются придать детям форму, а не содержание.
Так себе совет в свете текущих событий.
Не совсем понятно "Как рассказать детям о работе чтобы сэкономить десять лет жизни"
Для того чтобы сэкономить десять лет жизни, нужны "антиэкскурсии" на предприятия. Это можно делать в рамках обычных экскурсий по профориентации, только надо научить детей правильно смотреть. А смотреть надо не на тот станок, который показывают, а на тот, который в глубине цеха. И что человек на заднем плане делает тоже интересно. А потом собраться и обсудить кто что видел и разобрать причины увиденного.
Еще полезно поспрашивать о том, какие базовые навыки нужны для профессии. Например столяр-краснодеревщик до 30% времени тратит на правку инструмента, но почти ни в одном столярном видео этому не уделяется вообще никакого внимания.
Лет с 14-15 ребенка надо отправить поработать в потенциальной специальности хотя бы полтора-два месяца. Мой оболтус, например, сейчас знает "шесть способов нарезки проводов" для жгута в электронике. Кроме того, сильно задумался над иерархией заводского управления и прикидывает место в ней.
Это смотря чему учить. Математика, физика, химия, биология - вполне себе переживут ближайшие 30 лет без существенных изменений.
Кстати, вот этот паренек-виртуоз.
А если ребенку не нравятся эти предметы? Ведь есть люди, например, с математическим складом ума, им точные науки даются очень легко. А есть с гуманитарным, и точные науки им не даются совсем. Да и потом, тот же математик совсем необязательно сможет работать программистом за 100500 мульёнов денег зарплаты, а будет работать, допустим, учителем математики в школе или Вузе и зарабатывать чуть больше грузчика.
Согласен! Я тоже так считаю! И не только по отношению к сыновьям. Если патриот своей Родины - добровольцем в военкомат и на СВО. Это для настоящих мужчин. Потому что странно, когда человек ратует за Родину и СВО и при этом сидит на диване и строчит сообщения в интернет.
Не пугайте себя, не пугайте других. Тогда уж и на завод не надо водить, станки показывать. Зачем? А вдруг что-нибудь случится? Пусть у мамки под юбкой сидит. Хорошие родители поддерживают детей до пенсии - до их пенсии, да?
К сожалению наши сыновья стали очень придомашненными. Они стали пользователями, наблюдателями, склонными к инфантильности. Они перестали брать на себя ответственность, как мужчины. Они прячутся. От вопросов, от ответов. Прячутся за отцами и мамами, за своими женщинами. Избегают любых напряжений, запуганы. Единственным вариантом отлучения от квартиры для них является полёт в Турцию, который они почему-то называют "туризмом". Понимая безответственность и инфантильность мужчин, наши женщины перестают заводить детей - им очень тяжело в одиночку растить их. Женщины привыкли сами принимать все решения. Более пассионарные, чаще всего среднеазиатские нации очень быстро выдавливают нас.
Даже организовать свой досуг им часто не по плечу без интернета и телефона. Хоккей во дворе с мальчишками 10-12 лет давно ушёл, футбол становится времяпровождением 30-40 летних, но не пацанов в 10-15. Не владеют музыкальными инструментами. Не занимаются спротом. На даче у папы с мамой в лучшем случае жарят шашлык и косят траву тримммером. Всё! Они не умеют работать ручным инструментом, не умеют совсем. Сумеет ли мальчик 10 лет сделать скворечник, элементарный скворечник? Они даже автомобиль не могут отремонтировать. Разве не так? Конечно, не все пока такие. Но мы же серьёзно беседуем. Ручной и физический труд он ведь нужен не из-за бедности, а для гармоничного развития.
А вы про "свет текущих событий". Свет всегда был одинаков.
В моём взрослом детстве были популярны некоие очень странные, асбусурдные анекдоты, например: "Пошёл козлик воды попить с фонариком и утонул". И все сильно смеялись. Вот и мы теперь пытаемся запугать наших сыновей такими полудетскими анекдотами. Оставьте их в покое - пусть живут, мучаются и радуются, разочаровываются и восхищаются, волюбляются и расходятся. Это их жизнь.
Срочникам сейчас созданы просто детские условия службы. Это, кстати, хорошо и правильно. Но даже от таких условий папымамы своим руками ограждают своих детей.
Идеальный для нас вариант - муж, жена, 5 детей. Тогда вопрос профориентации детей станет простейшим. К сожалению, либерализм, индивидуализм, губит в первую очередь наиболее просвещённые нации.
Работать со знанием физики и математики учителем в школе или экономстом - аналитиком - выбор каждого. Со знанием математики, а точнее - математическим складом ума, выбор гораздо шире, чем со знанием гуманитраных знаний.Моё оценочное суждение :)) Куча"политологов", "блогеров" и, как бы юристов, тому подтверждение.
И совершенно недопустимо так, свысока сравнением, оценивать какую-то профессию. Хороший Учитель или Грузчик лучше плохого экономиста