Попробуйте изо дня в день вести переговоры на чужом языке с гигантами, от которых зависите чуть больше, чем полностью — и при этом, как правило, добиваться своего. Пожалуй, продавцы такой квалификации порвут любой рынок на конфетти. А малыши делают это играючи и ежедневно!
Они готовы пробовать на прочность все, до чего дотянутся. Если добраться сложно – тащат стул из другой комнаты. Амбиции уровня стартапа, который сначала вызывает улыбку своими неумелыми попытками — потом оглянуться не успеешь, как это уже мировой бренд с пугающим влиянием.
По мере того, как дети растут, становится понятен их характер. И он достаточно крепок, чтобы пережить многолетний прессинг. Это похоже на прорастание одуванчика сквозь асфальт. Мало какой бизнес может похвастаться такой целеустремленностью и долгосрочными амбициями.
Определенно есть чему поучиться. Давайте попробуем классифицировать действия детей и отберем самое полезное с деловой точки зрения.
1. Проактивная учеба
Едва появившись на свет, дети начинают жадно учиться. Конечно, наивно полагать, что можно «перенять» приемы обучения у саморазворачивающейся спирали ДНК. Это все равно, что подсматривать за ядерными реакциями или фотосинтезом.
Хотя есть подозрение, что некоторые предприниматели сохранили упертость, с которой дети учатся ходить. Они легко разоряются, беззаботно стартуют снова и рано или поздно добиваются успеха. Но «на волевых» такого не добиться, потому что осознанные усилия — антипод легкости.
Зато можно использовать свои аналитические преимущества. Признайтесь себе в том, что вам есть чему еще учиться. В том числе в своей сфере. Да-да, именно там, где вы и так уже хороши. Теперь развитие неизбежно, причем оно будет сфокусировано на нужной специализации.
2. Искренний нетворкинг
Еще одна уникальная черта детей — они открыты новым знакомствам, не стесняются говорить правду в глаза. За глаза тоже. Вообще мало чего стесняются и поэтому выглядят естественно.
А самобытный гармоничный образ — основа харизмы. Можно быть положительным героем, отрицательным, капризным или вредным – все равно это выглядит притягательно. Чем дети умело и бесцеремонно пользуются.
Они могут промаршировать по проходу самолета, всех разбудить, собрать урожай тихих матюков и вкусных шоколадок. Потом напроситься в закрытую зону к стюардессам, вызвав приступ острой зависти у папы. А неприятному дяде через проход показать язык, рожу, жопу, нарисовать его куклу вуду, напоказ истыкать фломастером в месиво. Недостижимая роскошь по взрослым меркам!
Вот почему так часто проваливаются личные и коммерческие бренды, продуктовые и HR-политики, партнерские программы. Все стремятся приобрести сторонников, как чумы избегая хейтеров. Но амплитуда чувств критично важна.
Неслучайно большинство друзей у всех из детства. Взрослые не общаются, они опасливо коммуницируют.
3. Жесткие переговоры
Обратите внимание — дети не торгуются, а диктуют. Конечно, бывают заискивающие, жалко выглядящие размазни. Но обведите взглядом торговый зал, и вы легко найдете другую ролевую модель. Просьба «Купи!» может быть озвучена настолько безальтернативно, что на нее откликаются не только родители. Продавцы. Курьеры. Случайные прохожие.
Отказ есть невкусный обед или заниматься скучными делами тоже может быть донесен настолько ярко и доступно, что отпадает всякое желание спорить. То самое «Научитесь говорить нет», которое безуспешно скандируют на тренингах забитые взрослые. Нормальный здоровый ребенок за несколько секунд даст понять, что уговаривать бесполезно.
В деловой практике подобное поведение экранизировано в шедеврах вроде «Бойлерная» или «Волк с Уолл-Стрит». Абсолютное, жесткое доминирование. Поведение хищника, жертвы которого искренне рады, что их поглощение обошлось аллегорией.
4. Тонкие манипуляции
Что делать, если лобовая атака обречена, потому что силы слишком неравны? Можно включить котика. С затаенной тихой грустью поведать свою мечту, к сожалению, несбыточную. Признать, что вы проиграли, возможно, потому что такая у вас судьба. Вот и бабушка всегда твердила: «Ты бестолочь».
После чего самые черствые противники кидаются утешить, опровергнуть, всучить подарок. Они помогают с презентацией, делятся наводками на клиентов. Закрывают глаза на очередной срыв сроков, дают второй шанс.
Можно ли пользоваться такими приемами на уровне компании? Есть целая когорта брендов, реклама которой только выиграла от подчеркнутой неловкости.
Крошки Smart буксуют на бездорожье, вязнут в грязи под огромными колесами внедорожников. Зато в городских условиях недостатки становятся очевидными преимуществами. IKEA охотно включилась в гонку мемов про немыслимые названия товаров и инструкции по сборке. Много кинофраншиз построены на самоиронии — «Дэдпул», «Стражи Галактики» и паразитирующие на них «Мстители».
Тактика универсальна. Умелое заигрывание с аудиторией действует безотказно.
5. Гонка за лидером
Впрочем, дети не всегда пытаются захватить лидирующие позиции. Они готовы быть ведомыми – что открывает неожиданные возможности. Велосипедисты знают, как полезно делегировать сопротивление воздуха усердному конкуренту. Пусть он выбивается из сил на протяжении всей гонки – финиш покажет, кто тут главный.
Кроме того, следовать за кумиром можно вполне бескорыстно. Само осознание того, насколько крутым можно быть – распахивает горизонт. Сколько мальчишек занялись спортом, насмотревшись на Арни, Слая и Ван Дамма! Сколько стартаперов объясняли инвесторам концепты своих проектов через аналогии с уже известными брендами?
Дети умеют переключаться из режима маленького босса в большого почитателя. Если присмотреться, это очень важная и полезная черта. Она позволяет заимствовать чужие приемы, быстрее учиться. По сути, это старое доброе менторство, коучинг и наставничество. С той лишь разницей, что гуру может даже не знать о наличии учеников. Он не ловит их своей тарифной сеткой, не протаскивает через игольное ушко воронки продаж.
Все происходит легко, естественно и свободно. Потому что актор в данном случае – сам ученик. Это он выбирает себе пример, сам берет от него чего хочет, а потом так же легко переключается на другие ориентиры.
6. Жизнь здесь и сейчас
Как насчет выгорания? О, взрослые знают, что это такое! А дети нет. Им некогда – они постоянно переключаются. Не только при выборе лидеров, а вообще во всем. Непрерывная чехарда занятий, увлечений, привязанностей и вкусов. Со стороны это кажется хаосом, и взрослые норовят навести порядок в «сынарниках», как метко прозвали детские комнаты.
Только детская непосредственность, скорее, является проявлением того самого недостижимого Well-being, о котором мечтают взрослые в паузах между раскладыванием всего по полочкам. Это так не работает. Вы можете записать в ежедневник «Быть безмятежным с 20 до 22 часов», но никакие техники и мантры не помогут достичь и десятой доли детского кайфа.
Умение жить полноценно вообще критично недооценивают. Зачем мы все делаем, к чему все скиллы, ресурсы и доходы? Нет, не чтобы потом потратить. Это оборотная сторона той же фальшивой медали. На самом деле нужно все и сразу — что волшебно достижимо, если не пытаться навести во всем идеальный порядок.
Цифровые кочевники, фрилансеры и команды с матричным менеджментом поймали этот солнечный ветер. Можно работать и путешествовать, быть одновременно в бизнесе и свободными, зарабатывать и оставлять время на безделье. Делать игрушечные сайд-проекты, раскручивая некоторые из них в заметные бизнесы. Это детский Play-being во взрослом мире.
7. Независимое мышление
Детишки милые и непосредственные. Плачут и смеются, весело жуют. Можно ли перенять это в бизнесе? Нельзя же вести коммерческую деятельность с пренебрежением к порядку, риск-менеджменту, стратегическому планированию?
Здесь приходят на ум различные опровержения. Дерзкая крипта, Википедия (легко победившая корпоративные базы знаний), а также примерно все стартапы, многократно менявшие продукты, бизнес-модели, целевую аудиторию и черта лысого. Можно подумать, что они просто издеваются над здравым смыслом и рынком. Все эти Uber, Airbnb, соцсети и прочая digital-шпана, стершая с лица Земли спесивую ухмылку классического бизнеса.
Но будем честными — если заглянуть под капот такого внешне случайного успеха, там окажутся даже более строгие правила и процессы. Казалось бы, при чем тут дети? А они любят порядок, как ни странно. Не соблюдают, но любят. Анархия скорее огорчит ребенка, потому что нет ничего интересного в нарушении того, что не запрещено. Еще без правил страшно и неуютно.
Совсем другое дело, когда мир взрослых разлинован и прозрачен. Тогда можно на свой вкус выбирать, чему следовать, а что отрицать. И всегда сохраняется возможность отказаться от вчерашнего нигилизма. Ребенок, что с него возьмешь? Вчера кричал и бился о стены ради мультиков, сегодня считает их отстоем. Увлечен серьезным делом, у него рейд в игре (которая завтра тоже будет списана в утиль).
Если проследить общий трек эволюции пристрастий, окажется, что у детей будто с самого начала был определенный план и они его придерживались. И это не случайное сходство. План действительно был, просто интуитивный. Дети доверяют себе, вот в чем главное их отличие. А взрослые нет.
Поэтому в детстве можно за несколько лет превратиться из несмышленого ползуна в бодро бегающего человека. А вот поставить бизнес на ноги гораздо дольше и сложнее. Кроме тех редких случаев, когда основатели забывают о своих взрослых шаблонах и просто играют. Такое поведение даже скопировать невозможно, потому что снаружи оно кажется нелогичным.
Другая мотивация, другие решения. Дети поняли бы эту логику, но им некогда — они заняты собственными играми. Как и самые успешные предприниматели. Иронично, что на вершине пищевой цепочки бизнеса практически нет конкуренции. Обитатели Олимпа – как дети на лазалках. Они забрались высоко, потому что это прикольно. Не ради аплодисментов или вообще каких-то определенных целей. А потому что могут.
Хотите туда, наверх? Забудьте про KPI. Просто карабкайтесь. Нужно успеть как можно больше до того, как позовут с игровой площадки.
Читайте также:
В целом, да)) только это же всë относительно. Относительно той наполненности познаниями мира, жизни и т. д. И, взрослые, как бы не примечая и не радовались всему вышеупомянутому, то всë равно не могут быть постоянно в состоянии детской непосредственности. Ну, за исключением редких и не продолжительных случаев. И, то! Постоянно соотнося себя с теми познаниями жизни, мира, правил, обязательств.
Станьте немножко детьми и все у вас получится. Не забудьте найти только взрослых, которые берут на себя всегда ответственность. На случай, если ваша инфантильность вдруг не будет плодоносить.
"Праздник непослушания" C.Михалкова. Рекомендую. Если первые 40 лет детства все никак не проходят.
----------------------------------------------------
А статья про связь астрологии и успешного ведения бизнеса будет? Или рекомендации по выбору черных магов для устранения конкурентов, влиянии ведьмы на исход переговоров, ну и прочее из этой отрасли важных услуг для управленцев и собственников бизнеса? Очень было бы интересно узнать.
Хочу рассказать одну историю, в общем из области продаж, свидетелем и участником которой я стал однажды много лет назад.
Тогда в начале 00-х я только начинал путешествовать по Юго-Восточной Азии, но уже смотрел на нее влюбленными глазами.
И где-то в недрах Лаоса мой маршрут путешествия должен был пройти примерно 25 км по Меконгу на лодке, чтобы добраться до культовой и особо намоленной пещеры Будды, куда еще не добрались другие туристы. И, конечно, затем вернуться обратно.
Утром я пришел на берег и встретил там лодочника. Попривествовал его и завел с ним разговор.
Я -- за сколько отвезешь меня к пещере Будды?
Лодочник -- за 40 баксов.
Я -- дорогова-то, давай договоримся на 10?
Лодочник -- малова-то, моя цена сегодня 40.
Тогда я снимал у одной местной хозяйки довольно уютный номер с кондеем и балконом, с завтраком (омлет с сыром, салат, французский багет собственной выпечки, и черный сваренный в турке кофе) в ее гостевом доме с небольшим, но очень фэншуйным розовым палисадником, всего за 20 долларов в сутки и, конечно, платить двойную цену жилья за хоть и дальнюю экскурсию на лодке мне не хотелось. Моя жаба активно этому сопротивлялась :)
Я -- но я не поеду за 40 баксов, а вокруг, как я посмотрю, никого из туристов кроме меня больше и нет.
Лодочник -- я здесь живу и никуда не тороплюсь, дождусь своего клиента.
Я -- тебе придется завтра упасть в цене, чтобы твой клиент не сорвался, как я сегодня :)
Лодочник -- завтра я подниму цену вдвое. Рано или поздно найдется турист, который согласится заплатить мою цену и я отобью все простойные дни :)
Он меня сделал.
И он был прав. Я не учел того, что вокруг не только не было других туристов вроде меня, но и не было других лодочников.
Стратегия удвоения цены или ставки -- называется мартингейл и активно применяется в азарнтных играх. Она основана на том, что игрок повышает ставки, пока не получит выигрыш.
Вот так однажды я, чувак с, наверное 5-тилетним на тот момент опытом в продажах, где-то в дебрях ЮВА внезапно и совершенно неожиданно получил очень интересный урок от простого лаосского лодочника, возможно даже и безграмотного вовсе.
Мне он понравился, я обожаю умных и неординарных людей. Я уступил ему, он уступил мне -- в итоге мы сошлись на 25 долларах в оба конца и он отвез меня к особо намоленной пещере Будды, где я провел полдня в состоянии созерцательного бездумья, наслаждаясь текущим моментом.
Этот опыт стоил мне всего 25 долларов, но оказался для меня просто бесценным...
Весь обратный путь на лодке я провел в мыслях о том, как многому меня научил всего один единственный день и простой лаосский лодочник.
Мы здесь не ради денег и не ради времени. Но -- ради уроков.
Из той пещеры, где когда-то Будда достиг полного просветления, я возвращался совершенно иным и смотрел на окружающий меня мир совсем другими еще более влюбленными в ЮВА глазами...
Будда - это и есть феномен ребенка-взрослого. Неслучайно вы его тут упомянули. Он любит, учит, заботится как взрослый. Он и вас-своего гостя не оставил без подарка. Но и смотрит он в сердце, как ребенок. Вы могли просить его о чем то другом, а дано было это.
Что делать, если лобовая атака обречена, потому что силы слишком неравны? Можно включить котика. С затаенной тихой грустью поведать свою мечту, к сожалению, несбыточную. Признать, что вы проиграли, возможно, потому что такая у вас судьба. Вот и бабушка всегда твердила: «Ты бестолочь».
Если просьба искренняя и только до этих пор, взрослые ее обеспечивают. Это как "купить золотой билет" по Э. Берну. Либо манипуляция получается настолько неловкой, что начинает воздействовать на инстинкты родителя. В каком-то другом случае, наверно, нет. Сомневаюсь, что какой-то родитель будет поощрять ребенка за тонкую игру против него.
Увидел анонс статьи и сначала возникла мысль - ну вот, докатились, начали всё превращать в болтовню. Но статья увлекала. Здорово написана! Антиэджизм?
На детей, как и на цветы можно смотреть вечно. Как и на огонь. Они живут в раю. С них срисован рай.
Эх, я тоже хочу просыпаться утром, как они - "я выспался"! Прыг - и ты уже на кухне, и ты уже бежишь, говоришь, спрашиваешь.
И очень было бы здорово, если ты хочешь спать, то засыпаешь там, где тебя застал сон.
А ещё мне один умный человек сказал, что относись к старикам, как к детям. Пойми их, как своих детей. Разгляди в них ребёнка. Только не сюсюкай. Но старики более свободны, чем озабоченные люди среднего возраста. Как и дети свободны.
Но в отличие от взрослых дети только получают. Они почти не платят. И у них есть папамама, которые всегда, во всех случаях помогут.
И-эх. Куда уходит детство? В какие города?
Автор не прав в своем утверждении, что взрослые почти всегда утрачивают те полезные навыки, которые проявлялись в раннем детстве.
Мы все родом из детства, и навыки, полученные в нем навсегда фиксируются в психологическом состоянии "Ребенок", которое есть у каждого взрослого человека.- транзактный анализ по Э.Берну.
Считается, что то, чему человек научается в детстве формирует в нем автоматические навыки, то есть такие которые проявляются спонтанно и бессознательно, как первая реакция на любое влияние из внешнего мира.
Но человек не закрыт в себе, взрослея и получая жизненный опыт, он осваевает приобретенные навыки реагирования на внешний мир, которые изпользуются осознанно.
То есть психологическое состояние "Взрослый" способно адекватно оценить, как внешний мир воспримет детское автоматическое поведение, которое Э.Берн называл "марсианским" и сдерживает его, хотя автор явно сожалеет, что не может человек выразить свое неприятие этого мира по детски, то есть показать неприятному ему индивиду язык и другую часть своего "негодования", хотя к слову сказать некоторые личности позволяют себе такое, и это считается самым сильным оскорблением - показать своему врагу голую жопу.
Что можно взять из детского состояния для бизнеса - упорство в достижении цели, способность быстро переключаться с негатива на позитив, чтобы не сгореть в этом жестоком мире, быть окрытым для общения.
Статья по сути очень стильно написана, автор маркетолог, и хорошо усвоил основные методы нейромаркетинга. Призыв использовать методы детской защиты, стать "котиком", признать свою несостоятельность и попросить у сильных мира сего помощи и поддержки, мне напомнил анекдот из интернета - "Включила дурочку, третий день не могу выключить, и заметила - а жизнь то налаживается!" Но в бизнесе и деловых отношениях это не эффективно.
"Котиков" и "дураков" деловой мир плохо воспринимает, ведь умело используя возможности такого манипулирования можно достичь .многих своих целей, к примеру не перетруждаться в работе, отказываться от внеурочной нагрузки - какой с дурака спрос! А "котик" может улестить властителя своей покорной демонстративной мягкостью, хотя не плохо бы знать, что в мягких бархатных лапках всегда скрыты острые когти.
Это все временно. Пока не пошли в сад и школу. Потом начинается не хочу, не буду.
Прикольно.
У детей есть одно важное и существенное преимущество - непосредственность и наивность. Они манипулируют теми, кто им это делать позволяет. Во "взрослом мире" все намного более жестко.
Благодарю автора за статью. Понравилась.
Действительно, все, что удавалось достичь в жизни, было результатом какого-то детского авантюризма. Потом, оглядываясь назад, удивляешься: как же это удалось, это же было невозможным?
Конечно за плечами были годы упорного труда, но они так бы и продолжались на том же (или чуть выше) уровне, если бы не этот детский захватывающий интерес и желание вскарабкаться на вершину.
Самое интересное, что в такие моменты получается все как бы само собой.
Жаль, что с годами это чудесное состояние проходит. Но его вкус остался...