Жаль, что в школе не было такого предмета, как предпринимательство.
Я рос обычным мальчишкой на одной из ферм в Айдахо. И тогда я мечтал только о том, что не хочу быть бедным, когда вырасту. Мой дедушка был успешным доктором. Он посоветовал мне стать анестезиологом, и я ухватился за его идею, как за спасательный круг.
Но если бы еще тогда я знал, что мне суждено стать предпринимателем, я бы с самого начала разработал более продуманный план и совсем по-другому провел студенческие годы.
Что мы теряем, не обучая детей бизнесу
Я уверен, что есть огромное количество людей, которые предприниматели по своей натуре, но в силу обстоятельств и отсутствия возможностей застряли где-то не на том пути, и что-то мешает им вырваться и правильно распорядиться даром, данным от природы. Это не только потеря для них, но и для общества в целом. Что если бы Илон Маск не грезил о предпринимательстве с детства, а был настроен стать финансовым директором фармацевтической компании, но не революционером автомобильной промышленности, космических путешествий и платежных систем?
И таких заблудившихся «Недомасков» довольно много. Они не оставят след в истории бизнеса, потому что самое благоприятное время, когда надо было бросить семена в плодородную почву, чтобы увеличить шансы пустить прочные корни и расцвести – ушло. На свете много таких детей, которые никогда не воспользуются своими талантами, поскольку им внушили, что у них нет никакого потенциала или потому, что им было трудно следовать правилам.
Предпринимательский тип личности не отличается хорошим поведением, он скорее печально известен своим недостатком – нарушением правил. Такие дети обладают врожденной способностью мыслить нестандартно, и жесткие традиционные подходы им кажутся чрезвычайно скучными. Когда детям скучно, они начинают баловаться, не обращая внимания на поведение, из-за чего страдают их оценки.
Извлечь выгоду из бизнес-образования на ранних этапах жизни могут не только те, в ком с детства можно обнаружить предпринимательский потенциал, но и дети, в которых на первый взгляд не видны деловые способности. Взрослея, они пытаются создать собственные компании, думая, что это будет просто, но позже обнаруживают, что для построения бизнеса, даже малого, необходимы определенные деловые навыки, которых у них нет. А когда попытки терпят неудачу, этот опыт превращается в серьезную финансовую и эмоциональную проблему.
Почему все только выиграют, если будут обучаться деловым навыкам с детства
Когда мне было 20 лет, я уже владел небольшим бизнесом по производству вывесок. Был у меня один клиент, который особенно запомнился. Когда мы в первый раз с ним обсуждали по телефону, какая вывеска ему нужна, он был полон энтузиазма и заряжен на все сто. Он был умным и красноречивым, и, казалось, его идею ждет большой успех.
Затем, когда я навестил его магазин, я был слегка в недоумении: справа стоял огромный стеллаж с сотовыми телефонами, а слева гигантская витрина с авторским мылом ручной работы. Хозяин магазина оживленно рассказывал, что его жена любит необычное мыло, а сам он увлечен мобильными телефонами, и он очень рад, что занялся этим бизнесом, вложив в него все свои пенсионные накопления.
Он на полном серьезе попросил меня представить, что я забрел в магазин в поисках оригинального мыла и решил, что могу убить двух зайцев одним выстрелом, купив еще и сотовый телефон. Или, может, наоборот, я ищу мобильный телефон, а потом, заметив мыло, решаю – почему бы не взять кусочек-другой ароматного мыла, раз уж оно лежит рядом.
Тогда я и сам был новичком в бизнесе, но даже мне его план показался немного странным, а этот человек был в два раза старше меня. Я подумал, что его годы и опыт открыли для него какое-то особое видение.
Через шесть месяцев он снова позвонил мне, и уже с меньшим энтузиазмом попросил заехать к нему, чтобы снять вывеску, которую я для него сделал. Я поинтересовался, что произошло. В ответ я услышал, что покупатели не оценили его идею. После таких финансовых потерь, он вынужден был закрыть магазин и вернуться к прежнему работодателю.
Мне было его жаль, он, наивный, выбросил все свои сбережения на ветер. Я не утверждаю, что раннее бизнес-образование спасло бы его, но более глубокое знакомство с этим предметом, несомненно, помогло бы ему избежать многих ошибок. Возможно, он понял бы с самого начала, что предпринимательство не для него, а может быть он мог бы прийти к другой идее, которая явно не была обречена на провал.
Чем раньше начать учиться бизнесу, тем лучше
В США более 30 миллионов предприятий, зарегистрированных как малый бизнес, в них трудятся около 58 миллионов человек. Кажется безумным, что предмет, столь жизненно важный для экономики страны, не предлагают изучать населению в годы их формирования и становления, когда умы открыты для всего нового, а информация поглощается особенно быстро.
30 миллионов – это огромное число, и даже если ребенок примет решение, что предпринимательство это не для него, высока вероятность, что он будет работать в этом секторе в будущем на одного из владельцев малого бизнеса.
Для многих молодых людей бизнес ассоциируется со скучными костюмами и галстуками и пугающими огромными электронными таблицами. Они не видят и не понимают, что предпринимательство является таким же творческим актом для основателей бизнесов, как и создание захватывающих и полезных фильмов и произведений.
После двух недель учебы в колледже я записался на прием к психологу. Я был студентом-медиком, но ненавидел биологию и уже был перегружен заданиями. Когда психолог спросил, почему я хочу стать анестезиологом, я ответил, что не хочу быть бедным. Она объяснила мне, что есть много способов не быть им. Жаль, что еще в начальной школе мне никто не сказал об этом, и не объяснил, что предпринимательство может стать одним из способов добиться благополучия.
По материалам entrepreneur.com, автор – Levi King, CEO и основатель компании Nav. Перевела с английского Алина Прудских
Читайте также:
Самый главный ресурс капитализма - дурак, который цель своей жизни видит в зарабатывании денег, в бесконечном потреблении материальных благ и погоне за бездуховными ценностями капиталитического общества. И заниматься воспитанием такого дурака желательно с детства, чтобы взрослым не смел и духом ставить под сомнение святость инстинкта личной наживы и примата личного над общественным.
Автор статьи - ...
Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.
Франсуа де Ларошфуко
Какая полезная статья! Вот еще материал на эту тему.
Вы много в России знаете богатых предпринимателей? У нас в основном богатые это: наворовавшие госсобсвенность в 90е, руководители госкорпораций и высшие чиновники. Когда министр декларирует сотни миллионов дохода- Илон Маск нервно курит в углу.
В Европе богатые- это старая аристократия, пришедшая в крупный бизнес. Там предприниматель- владелец лавочки на рынке.
Если бы мы жили в Китае, то да, предпринимательство это все. Государство за тебя горой. Делай, не ленись, и все будет ОК.
Поэтому, если нужно больше людей, которые пашут на себя 24/7 за минимальные деньги, платят налоги за себя и того парня, то да, давайте вводить в школу
Я учился в педагогическом ВУЗе (давно).
И была там история педагогики. И философ такой, в том числе- Жан Жак Руссо. И писал он в своих трудах о воспитании- детей надо максимально изолировать от общества, а единственный их учебник должен быть в виде книги "Робинзон Крузо".
Я по молодости смеялся на учением его,думал,дурачок (правда так думал).
И понимаю сейчас, ЧТО он имел в виду и КАК он был прав.
Советую ознакомиться (прочитать по-новому) с "Богатством народов" Адама Смита. В книге V, части третьей, статье II "О расходах институтов на образование молодежи" (удаленной практических из всех современных изданий) можно найти ответы на все поставленные вопросы.
"Рыночная, обменивающая, нахрапистая.
Личности с рыночным характером ...не имеют даже своего собственного Я на которое они могли бы опереться, ибо их Я постоянно меняется в соответствии с принципом - "Я такой. какой я вам нужен". Безопасность основывается на стяжательстве и экономии. Человек воспринимает самого себя и как продавца, и как товар для продажи на рынке. Преобладает рассудочное, манипулятивное мышление, эмоциональная жизнь атрофируется. Любовь "по расчету". Социализация - равнодушный тип. Девиз: "Я таков, каким вы хотите меня видеть"
Типы личности Э.Фромм из книги "Человек для самого себя"
Всерьёз даже не хочется обсуждать эту статью. У автора скорее всего нет детей.
Росина, спасибо, солидарен с вами по сути, но считаю, что не только нужно обсуждать такие статьи, но и говорить свое - НЕТ! В противном случае, как это было когда-то с введением в России болонской системы образования, скоро мы неожиданно узнаем, что наших детей в школе начали обучать предпринимательству, воспитывая в них с детства алчность и стяжательство в критериях количества полученных денег и прибыли. Но как известно, "никто не может служить двум господам: ибо одного будет ненавидеть, а другого любить... Нельзя служить Богу и маммоне». Автор статьи выбрал последнего. А что выбираем мы?
Подобные попытки уже вовсю делаются. Когда мой старший еще учился в школе (6 лет назад), в старших классах у них подобный предмет появился. Но вел его отставной военный, друг директора школы (директор - физрук). Этот "преподаватель" не имел даже своего жилья (временно жил в школе) - хотя, по идее, военным по выходу на пенсию жилье дают. Но он его как-то умудрился лишиться. И, судя по рассказам сына о том, ЧТО он им вещал на таких уроках и о своем "предпринимательском" опыте -это было закономерным.
Вот и подумайте, КАК будут учить бизнесу, и КТО в нашей сгнившей системе образования.
(Кстати, мне после одного из таких разговоров о школе потребовалось примерно полчаса, чтобы объяснить детям - что такое бизнес и как он функционирует, причем - с объяснением потребных ресурсов, роли финансов, смысла кредитов, себестоимости и прибыли, необходимости налогов и других обязательных расходов и даже с кратким объяснением спроса и продвижения).
На мой взгляд, целого отдельного предмета в школе для этого было бы даже много, если - если только преподавать грамотно. Достаточно было бы нескольких уроков. Но вот что примечательно: а наших ВУЗах (а старший уже закончил), как выяснилось, даже такого понимания бизнеса, как я в свое время за полчаса вполне доходчиво объяснил детям - не дают...
Действительно. Предложи сейчас всем участникам этой конференции преподавать БИЗНЕС в школе. Это будут разные предметы. Каждый этого слона ощупывает со своей стороны.
Но я все таки начну. На мой взгляд самое опасное в таком преподавании представить бизнес как бессмысленное зарабатывание денег. "Деньги во что бы то ни стало, а как потратить мы сами придумаем." Вот что может получиться от этого преподавания.
Мы сейчас имеем ситуацию, когда говорить о целеполагании в бизнес среде неприлично. Прибыль, чего еще тебе надо?!
Поэтому я свой предмет начну с формирования целевой программы. Это самое трудное для начинающего бизнесмена. Нужно научить детей ставить перед собой достойные цели, а механизм как их осуществить это задача почти техническая. Для этого и математика сгодится.
Моей целью было не научить детей бизнесу, а дать им понимание - откуда берутся деньги на зарплаты и на... мерседесы... - т.е. "как это работает" (хотел, было, написать "...и на яхты", но на яхты деньги, увы, по-другому берутся).