В американских фильмах встречаются сценки, когда босс говорит герою «Ты уволен». После чего переполненный эмоциями сотрудник собирает пожитки в коробку, в последний раз проходит по офису, говорит "Goodbye" коллегам и озадаченный выходит на улицу с коробкой в руках. Даже если подобная бизнес-процедура существует только в кино, все равно впечатляет. Коротко и эффективно, без лишних эмоций. Даже удивительно, ведь США – страна юристов, все делается по закону, у всех вроде бы персональные контракты, а тут начальник сказал – и ты уже в этот день на свежем воздухе.
В советские времена процедура увольнения работника была хорошо прописана в законодательстве и закреплена в традициях и обычаях. Сотрудник подает заявление об увольнении, руководитель организации смотрит визы, пишет резолюцию и после отработки двух месяцев человек получает трудовую книжку с записью об увольнении. Отдел кадров выдает сотруднику бегунок или обходной лист, с которым сотрудник обходит различные подразделения организации, получая подписи. Как помнится, это бухгалтерия, первый отдел (секретный), второй отдел (военнообязанный), парторганизация, профорганизация, комитет комсомола, если комсомолец, библиотека, склад, отдел кадров, а также подпись непосредственного начальника о передаче дел. Как правило, в подразделениях человека будут спрашивать, почему он уходит, выражать понимание или выдвигать аргументы, чтобы остался. Ценила советская власть своих работников, иногда даже переоценивала.
Теперь законодательством не требуется оформление обходного листа перед увольнением, однако на практике приходится заполнять. Сотрудник собирает подписи различных должностных лиц о том, что ничего не должен организации: передал дела, вернул компьютер, отключился от внутрикорпоративной сети, сдал пропуск…
Эти обязательные действия выполняются сотрудником в соответствии с законодательством о труде, а также согласно внутрикорпоративным нормам и культуре компании. А что полезного для всего коллектива желательно сделать по собственной инициативе, выходя за рамки бегунка? Ведь, как говорил Штирлиц, по завершении разговора запоминается лишь последняя фраза, так и при увольнении, какой след – позитивный или негативный – оставит сотрудник в организации, во многом зависит от его последних дней работы в компании.
Предлагаю свой список необязательных, но желательных действий на этапе увольнения из организации. С некоторыми корректировками эти рекомендации подойдут и при уходе работника на пенсию.
1. Готовиться к новой работе
Обычно решение уходить принимается задолго до подачи заявления об увольнении. При этом угасающая активность сотрудника на старом посту переплетается с начинающейся деятельностью в интересах новой компании. События смешиваются и уплотняются, поскольку работник вынужден использовать последний период работы в данной организации и для вхождения в новую компанию.
При этом возникают этические затруднения – ведь рабочее время оплачивается текущей компанией, а расходуется частично в интересах нового работодателя. Эти проблемы остаются на совести увольняющегося сотрудника, и следует разрешить их должным образом. С рекомендациями по вхождению в новую должность можно ознакомиться в статье «Первые 100 дней руководителя на новой должности».
2. Передать дела
Увольняющийся должен заблаговременно позаботиться о своем сменщике для передачи ему дел. Лучше заранее согласовать с вышестоящим руководством кандидатуру нового сотрудника. Поэтому выбирайте коллегу, подходящего по профессиональным и личностным качествам к вашим должностным обязанностям, с достаточными знаниями в сфере вашей ответственности и отстаивайте его перед руководством. Если есть заместитель – то вопрос увольнения упрощается.
В любом случае, человек, которого вы порекомендуете на свое место, будет вам благодарен, и на каких-то поворотах карьеры потенциально ответит вам взаимностью.
Передача дел – это и формальный, и содержательный акт, причем ваша репутация будет зависеть и от того, насколько удачным будет ваш выбор. Не следует продвигать на освобождающуюся позицию слабого сотрудника, с тайной мыслью показать руководству старой фирмы разницу между собой – хорошим, и новым, который не очень. В любом случае не надо оставлять за собой ловушек и капканов, в надежде заставить бывших начальников пожалеть, что такой прекрасный специалист, как вы, покинул компанию.
3. Попрощаться с сотрудниками
Попрощайтесь со старым коллективом. Поблагодарите за совместную работу, при этом найдите не затасканные слова и выражения личной признательности, по возможности, с упоминанием конкретных сотрудников, с которыми благополучно и с честью выходили из сложных ситуаций. Сделайте это, даже если кажется, что нет оснований для подобных сантиментов, покажите, что вы – один из них. Людям нравятся добрые слова и напоминания о хороших делах. Полезно фото с коллегами на память, будет что вспоминать.
Попрощайтесь с руководителями, с которыми приходилось взаимодействовать, если питаете к ним достаточное уважение. Проявите к ним внимание и открытость, поделитесь оценками ситуации, без излишней откровенности, на личной встрече или хотя бы в разговоре по телефону. Деловой мир не так уж необъятен, ваши пути могут пересекаться в будущем.
Бывших коллег не следует игнорировать, лучше расставаться корректно и сохранить дружеские отношения с ними, что заодно позволит расширить сеть ваших бизнес-контактов. Увольнение – это не повод, чтобы затаить обиду на всех и уйти по-английски, не прощаясь.
4. Получить напутствие от вышестоящих руководителей
Это сложный момент в процедуре расставания с организацией. Возможные варианты:
- Ваш начальник (сам или по просьбе других боссов) делегирует вас в новую организацию.
- Ваш руководитель уважает ваш выбор – увольнение.
- Ваш начальник против вашего увольнения по различным основаниям (за какие-то долги, некем заменить, придется кого-то искать…).
- Вышестоящий начальник очень рад вашему уходу (опять же по различным причинам).
В любом случае необходимо прийти на встречу с начальством, пусть почти бывшим, и выразить, иногда прибегая к силе ваших артистических талантов, благодарность за мудрое руководство и науку управления, преподанную вам вашим боссом в рамках возглавляемой им организационной структуры. Это надо сделать, даже если вы считаете, что ничему хорошему от них не научились, то вы все же научились отличать плохое от хорошего.
5. Проставиться
Подразумевается дружеская вечеринка или на жаргоне – отвальная. Диапазон вариантов здесь широкий: чай с тортом в офисе, пара-тройка бутылок шампанского для сотрудников, вплоть до большого загула в ресторане с близкими коллегами по случаю вашего увольнения.
Конечно, это потребует каких-то денежных затрат, но и отдача несомненно, будет хорошая. Даже если вы уходите под давлением обстоятельств, то, как говорится, расставайтесь смеясь (или хотя бы улыбаясь), что лучше всего получается на дружеской вечеринке.
6. Составить план-график увольнения
Учитывая требования законодательства, существующие практики, а также вышеприведенные рекомендации, в период увольнения генерируется множество событий, связанных с подготовкой бумаг, встречами, телефонными звонками, отвальными мероприятиями... В условиях очевидного дефицита времени увольняющемуся целесообразно запланировать и отслеживать свои действия в рабочем план-графике, на бумаге или в телефоне.
Проявите свои менеджерские навыки и завершите на высокой организационной ноте последние дни работы в компании.
Фото: freepik.com
Также читайте:
Полностью согласна с автором в том, что уходить надо красиво, оставаясь с прежним руководством и коллегами, если не друзьями, то хотя бы не врагами, а иногда случается, и новыми партнёрами по новым консолидированным с новой организацией, проектами (встречала и такое). Т.е. превратить увольнение в новые возможности для оставляемой компании.
Конечно, уход из компании хорошего сотрудника всегда болезненный период для руководства. Да и для самого увольняющегося это нелегкий этап. Но, если подойти к этому вопросу ответственно и дальновидно, то стресс от увольнения для обеих сторон можно минимизировать.
Понравилась фраза автора "Деловой мир не так уж необъятен, ваши пути могут пересекаться в будущем". И это, конечно так. Поэтому остаться с прежними коллегами и руководсталм в хороших отношениях важно для увольняющегося.
Так просто описан сложный процесс увольнения. Дан хороший алгоритм действий - кажется так все просто, но на деле не всегда легко ему следовать. А, следуя, можно получить хорошие дивиденды в будущем.
Хорошая статья. Полезная. Мудрая.
Спасибо автору за хорошую проработку вопроса.
Благодарю за столь высокую оценку публикации!
Статья написана в духе "за все хорошее и против всего плохого".
теоретикам Бирюзовых организаций наверно она придется по нраву
а как на практике применялись эти советы автором?
1. "необходимо прийти на встречу с начальством, пусть почти бывшим, и выразить.... благодарность за мудрое руководство и науку управления, преподанную вам вашим боссом ".
Можно пару кейсов прикладных привести, особенно в ситуации когда:
Вспоминается из опыта - общение с непосредственным руководителем. в последние дни перед уходом - поток отборного мата, обесценивания... насколько применим в данной ситуации Ваш подход?
Тот же вопрос относится и к совету
"Получить напутствие от вышестоящих руководителей".
2. Проставиться.
Как вы определяете круг людей с кем вы это делаете? вообще всех в офисе, с кем у вас близкие отношения?
3. Сменщик.
"Увольняющийся должен заблаговременно позаботиться о своем сменщике для передачи ему дел. Лучше заранее согласовать с вышестоящим руководством кандидатуру нового сотрудника. Поэтому выбирайте коллегу.."
в стадии увольнения своего сменщика выбираете уже, скорее всего, не Вы.
Да и не всегда эта ситуация - наличие нового человека на вашу позицию готового "подхватить" бизнес-функцию - возможна.
Согласен. Статья в духе "Эх, вернуть бы совок, обходные и бумажную трудовую! Ох они бы тогда у меня!"
Анахронизм чистой воды! Статья полезна только лишь для использования её в качестве советов "Так делать не нужно" или "Наши предки даже увольняться не умели. Именно поэтому и работали-то они "не ахти как", о нацеленности на результат и речи быть не могло, они больше по ритуалам".
Извините, но статья вызвала только смех.
Идеально-бирюзовое экоувольнение. Хотя, наверняка есть и такое. Передача дел. Все передал тому, кто принял, ибо нового сменщика пока не нашли. Две недели выждал, отработал и пока. Сами же попросили на выход. Или, сам ушел. Но, срок ввшел, а сменщика нет. А, потом начались звонки с вопросами: а, это у тебя где? И, а это как было? А, это как лучше сделать? И, от начальства: ну, приедь ты на денëк, я тебе двойную-тройную ставку дам. Расскажи-научи, а то он/она ничего не понимает. Было и такое. А, твой вопрос: а, чего увольняли то? Повисает в воздухе.
После такого увольнения и отношения к тебе и опять работать с этим человеком?)))) ну-ну. Уже зная и понимая, кто ты для них. Ну, это уже перебор.
Проставиться, кстати можно. Но, в коллективе. Ибо, среди коллег есть и вполне нормальные люди. А, вот приход начальника чреват мордобоем. И, лучше в глаза ему сказать, что его присутствие не уместно. Ибо, напутствие от старших товарищей будет восприниматься, как издëвка. Даже, не смотря на те доп. знания и навыки, которые ты получил здесь.
Хорошая и правильная статья. Профессионал уходит сам, не создавая никому проблем и оставляя хорошее впечатление в коллективе....
Статья очень правильная.
Все правильное крайне редко правильно реализуется в реальной ситуации.
При увольнении, действительно, есть люди, которых видеть не хочется, скажите об этом им прямо. С остальными всё же нужно попрощаться, с некоторыми и контактами нерабочими обменяться, с кем и дальше будете дружить. Передать дела в такой ситуации нужно тому, кто возьмется, тут уж не до выбора ответственного и подходящего по квалификации, а если никто не берётся, ну напишите краткую инструкцию. Насчёт приехать сразу нет, короткие консультации скорее всего по телефону.
Заметил, что термин "совок" (обобщенное наименование прежней, гораздо более высокоуровневой цивилизации), используют те, кто не только обделены культурой и воспитанием, но и мало чего хорошего добились и ждут от этой, современной им жизни.
Возможно, где-то, где сложились какие-то более менее человеческие отношения в коллективе, такое и возможно. Где собрались люди, которые умеют хотя бы минимально-средне вообще общаться. В таком случае - да. Но тут главное, хотя бы у процентов 25% людей в такой организации, должно быть такого же рода мышления и ориентация на работу и понимания, чтотнужнл вести себя как профессионал.
Емли, организация сборная "солянка" непонятно для чего нанятых людей, то лучше уходить молча.