Как уволиться, не сжигая мосты?

Все хорошее когда-то заканчивается. Особенно актуальна эта фраза для тех, кто собирается писать заявление на увольнение. В век, когда деловые связи ценятся очень высоко, терять их при увольнении с нынешней компании, просто бессмысленно. Уходя с любой работы нужно уметь не сжигать за собой мосты.

Всегда помните золотое правило увольнения: вы должны остаться с коллегами и руководителем в хороших отношениях, чтобы не кусать себя за локти, когда вам понадобится помощь или совет именно от них. У вас могут быть разные причины увольнения -

Найдите себе замену

Вы важны для компании, она никогда уже не будет той же без вас. Если вы не можете остаться, вы можете оставить после себя человека, который будет выполнять ваши рабочие обязанности по крайней мере не хуже вас. Вам необходимо его обучить тонкостям работы. Самое простое – вы можете написать для него должностную инструкцию с необходимыми ключевыми контактами и намеченным на ближайшее время планом реализации проекта, за который раньше отвечали вы.

Не делайте этого спустя рукава, вы рискуете столкнуться с тем, что новый сотрудник будет очень долго разбираться и постоянно требовать пояснений у руководства. В итоге начальник подумает, что вы не только не упростили ему работу, но только ее усложнили.

Уделите написанию этой инструкции хотя бы час. Помните, в зону вашей ответственности входило гораздо больше задач, чем вы сможете вспомнить сразу.

Принятые две недели «отработки» сначала кажутся огромным сроком, но по факту, на то, чтобы подготовить свое место для другого сотрудника, времени не хватает. В зависимости от времени года вы можете быть сильно или не очень загружены. Конец года и каждый квартал являются самыми оживленными периодами в компании, а вы – довольно загруженными на работе. Но независимо от того, в какое время вы уходите, постарайтесь закончить свои проекты.

Никто не знает вашу сферу влияния настолько, насколько ее знаете вы. И это будет казаться невозможным для большинства людей – быстро научиться всему, когда вы уйдете. Не думайте, что ваш труд не несет никакой значимости. Постарайтесь завершить проекты и оставьте как можно более подробную должностную инструкцию для вашего преемника. Если проекты долгосрочные, подготовьте тех людей, с кем вы сотрудничали, к тому, что вы увольняетесь, и по возможности предоставьте им контакты, куда они смогут обращаться после вашего ухода.

Разговаривая с руководителем, будьте честны

Конструктивная обратная связь имеет решающее значение для улучшения корпоративной культуры и индивидуальной работы каждого сотрудника компании. В большинстве случаев , вы будете иметь возможность рассказать о том опыте, которые вы приобрели, работая в этой компании. Не говорите плохо о компании, или о том, что вы действительно чувствуете по отношению к некоторым людям, будьте искренним.

Честность – это признак того, что вы по-прежнему заботитесь о будущем своего работодателя. Подготовьте наблюдения и предложения по улучшению бизнеса заранее, и включите их в вашу беседу. Очень важно до конца демонстрировать то, что вы все еще действуете в интересах компании. Предложите варианты, каким образом вы могли бы помогать руководителю, уже не будучи его подчиненным.

Мало что значит больше, чем простое искреннее «спасибо». Потратьте время, чтобы попрощаться со своим боссом и коллегами, и выразите свою благодарность за полученный опыт. Все, что ждет вас за пределами офиса, новое и интересное, и, возможно, в чем-то лучшее, но именно благодаря этой компании вы поднялись на тот уровень, на котором находитесь сейчас.

В статье использованы материалы сайта www.careerealism.com.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Москва

Это что было?
Кто возьмет на себя ответственность за этот бред?

А есть советы работодателям как себя надо вести во время необходимого сокращения в компании? :)

Статья напоминает мечты ''чувствующего'' HRа с гуманитарными наклонностями, неумеющего считать и анализировать... :)
Или на крайний случай переживания начинающего рабовладельца... :)

HRу необходимо работать, а не чувствовать и мечтать!
Если он, конечно, умеет... :)
Начинающему рабовладельцу советов нет, ибо сказки про то, где деньги нахаляву лежат остаются сказками... :)

А Б А Б Рук. службы допечатной подготовки, Москва
Демис Петров пишет: Это что было?
Это была статья из серии ''Лижите до конца''
Елена Черепнева Елена Черепнева Бренд-менеджер, Москва
Блин, ошиблась кнопкой!
Андрей Бровко пишет: Это была статья из серии ''Лижите до конца''
Интересно, кто-нибудь из написавших комменты увольнялся сам с места работы, где их ценят и не хотят отпускать. Когда тебя ценят и не хотт отпускать, уход (цивилизованный) - это супер важно! Особенно, если в небольшом городе, особенно если в относительно узкой индустрии, где всех все знают. Когда уходишь, а твой уход не в радость, а работодатель - сильный и влиятельный, вероятность нарваться на желание ''испортить жизнь'' очень велика. Это даже можно понять. И как-то сгладить ситуацию - очень важно! Текст интересный, советы рациональны: -- Найдите себе замену -- Разговаривая с руководителем, будьте честны На мой взгляд, хорошие рекомендации. Комментаторы (первые два) - странные (очень!), с моей точки зрения.
Иван Профилов Иван Профилов Бренд-менеджер

По-моему, все предельно просто. Как работодатель к вам, так и вы к нему. Если он вас вынуждает уволиться скотским к вам отношением, да еще и ''кидает'' при этом на деньги, то вы имеете полное право уйти как хотите. Если работодатель ведет себя хорошо, уважает вас, как специалиста, поступает с вами честно и порядочно, тогда можно и уйти по-хорошему - и замену найти, и замену подготовить, и даже консультировать бесплатно на первых порах. А вот когда увольняют строго ''по-плохому'', да еще и требуют каких-то экстра-действий с вашей стороны - типа вы ОБЯЗАНЫ сначала найти и подготовить замену, обязаны передать все дела, закончить все проекты, и только потом уходить, и при этом вам еще и угрожают, что если вы замену не подготовите, то вас уволят по статье за что-нибудь - тут уже явный цинизм и паскудство работодателя на грани фола в особо крупном размере, и тут вы ему явно ничего не должны уже из принципа.
К тому же, в России почему-то принято принимать доброту и порядочность за слабость. То есть если видят, что сотрудник уходить по-хорошему, соглашаясь помочь с заменой, то начинают думать, что у него просто нет другого выхода и начинают давить сильнее - чтобы прогнуть его еще на что-нибудь для фирмы. Поэтому слишком ''хорошим и порядочным'' быть опасно - не поймут и начнут гнобить.
К тому же, очень многие руководители имеют откровенно паскудный характер. И сначала добиваются вашего увольнения ''по-плохому'', а потом еще и мстят вам (за что? да просто так!), раздавая направо и налево о вас гадкие отзывы, даже там, где их об этом не просят. Почему так происходит? А попробуй пойми человеческую душу! Особенно часто и с удовольствием этим занимаются женщины. Сам неоднократно проходил на собственном опыте. После чего зарекся работать с женщинами-руководителями. Кстати, этому есть вполне научное объяснение - женщины перенимают мужские роли поведения и превращаются со временем в злобных мегер (именно поэтому женщины-руководители редко имеют нормальную семью и счастливы).
Да, и с подходом ''лижите до конца'' не согласен. Все зависит от отношений. Если к вам относятся, как к г-ну, а вы при этом еще и пытаетесь лебезить, то выглядит это крайне жалко, и ничего кроме еще большего отвращения к вам не вызовет.

А Б А Б Рук. службы допечатной подготовки, Москва
Иван Профилов пишет: К тому же, очень многие руководители имеют откровенно паскудный характер. И сначала добиваются вашего увольнения ''по-плохому'', а потом еще и мстят вам
Вот-вот... И даже, если вам кажется, что вы ушли по-хорошему, нашли себе замену (или попытались это сделать) и были честны сами до конца, то потом о вас будут разносить дурные вести уже задним числом. А по поводу ''лижите до конца'' - это я так, немного передернул, конечно. Но, по факту, судя по высказыванию 3-го отозвавшегося, который подьверждает это высказывание, получается, это просто все-таки нужно делать?! :) Я лично с этим не согласен :)
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Увольняться надо так, чтобы у остающихся не осталось заблуждений: кто вы, а кто они.
«Не сдерживайте порывы, идущие от души!». Хлопните дверью так, чтобы за вами обвалился потолок. И учтите, что площадь обвала – это мера вашей правоты.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

:)

Knowledge manager, Украина
Иван Профилов пишет:...Если он вас вынуждает уволиться скотским к вам отношением, да еще и ''кидает'' при этом на деньги, то вы имеете полное право уйти как хотите....
Что заставило Вас работать у такого работодателя?
Иван Профилов пишет:...К тому же, очень многие руководители имеют откровенно паскудный характер. И сначала добиваются вашего увольнения ''по-плохому'', а потом еще и мстят вам (за что? да просто так!), раздавая направо и налево о вас гадкие отзывы, даже там, где их об этом не просят...
Это характеризует работодателя.
Иван Профилов пишет:...тут вы ему явно ничего не должны уже из принципа....
Это характеризует Вас. Прежде всего, для меня, никакая зарплата не стоит того, чтобы чувствовать себя рабом. Рабовладельческое отношение к сотруднику легко ''прочитывается'' при первом собеседовании. Если обстоятельства сложились так, что Вы вынуждены работать в качестве раба - примите это как СВОЙ выбор и смиритесь с тем, что Вы для работодателя - РАБ (со всем комплексом надежд и ожиданий). Если предоставилась возможность расторгнуть Ваши отношения с таким работодателем разделите процесс увольнения на две части. Уход от работодателя и завершение работы. Наверняка и в оценке Вашего поведения окружающими это тоже будут две оценки. Первая будет характеризовать Ваши отношения с конкретным работодателем, а вот вторая - Ваше отношение к делу. Вероятно, работодатель заслужил свою оценку, а Вы ДОЛЖНЫ заслужить свою, что будет полезно в будущей жизни. Я увольнялся ''По собственному желанию''. В обоих случаях присутствовало нежелание руководителя отпускать меня (оба раза уходил в никуда), приходилось в таком состоянии работать еще по пол-года. Однако я смог объяснить, что в сложившейся ситуации я не могу быть полезен компании (изменился состав ЛПР, изменились критерии и т.п.). МЫ сегодня помним друг-друга, собираемся на корпоративах (службы безопасности перед тем, как пропустить - коньячком угощают). Для меня - это повод сказать, что я ушел ''красиво''.
А Б А Б Рук. службы допечатной подготовки, Москва
Елена Черепнева пишет: Блин, ошиблась кнопкой!
Спасибо, я тоже в долгу не остался :)
Руководитель, Украина
Елена Черепнева пишет: уход (цивилизованный) - это супер важно!
Не согласен с теми, кто считает, что ''уходя, гасите всех''. Уходя, необходимо соблюсти ряд процедур. 1. Не стоит напрямую предлагать кандидатуру вместо себя - оставьте генеральному (владельцу) видимость выбора, составив общие психологические и деловые портреты возможных кандидатов с выводами. Оценка будет важнее прямой рекомендации для оценки вас, как специалиста. 2. Максимально постарайтесь завершить ранее начатые дела. 3. Перед уходом, напишите руководству служебную записку со своим видением улучшения работы вверенного вам участка работы. Это сделать просто, так как всегда найдется у хорошего специалиста куча планов, которые не были осуществлены в силу разных причин. В конце не забудьте поблагодарить руководителя и отметить, что вам нравилось в вашей работе. По хорошему, даже есть конфликт с руководством, не стоит его выносить на поверхность перед всем коллективом - это и есть профессионализм, тогда и уйти можно будет красиво, а главное, вернуться в случае необходимости. В подтверждение приведу пример из практики. Есть у меня один руководитель, с которым мне довелось работать в четырех проектах, причем два раза увольняли меня, а два раза сам увольнялся, при этом три проекта были под руководством одного и того же генерального директора, причем каждый раз приходил с повышением оплаты. Как говорится - не плюй в колодец...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.