Праздники позади, можно поговорить о менее приятном. Когда появляются «дурные мысли», злость, хандра и другие отрицательные эмоции — все это сильно огорчает. Однако негативные эмоции выполняют функцию боли.
В точности как у тела, где болезненные ощущения защищают нас от увечий и смерти. Без обратной связи мы перестали бы отдергивать руки от горячего, питались бы вредно и точка и совершали бы множество ошибок.
На физическом уровне все придумано за нас. Эволюция позаботилась о рефлексах, благодаря которым обработка боли выполняется автоматически. Очень сложно игнорировать ноющий зуб или творчески относиться к несварению желудка. Такие сигналы просты, однозначны и запускают активные действия.
Правда, характер действий может варьироваться. Одни пойдут сдавать анализы, другие — снимать порчу. Впрочем, если боль усиливается и чернеет что-то важное, даже самые стойкие эзотерики обычно спешат в больницу.
С душевными ранами сложнее. Их не так просто распознавать. А главное, ситуация развивается от плохого к худшему, и всегда есть куда продолжать.
Легкий психологический дискомфорт принято игнорировать. Мальчики не плачут, мужчины не жалуются. Девочкам вроде можно, но в наш век эмансипации особо тоже не забалуешь. Кроме того, негатив легкой грустью не ограничивается. В конечном счете он захлестывает через край, и окружающим уже неважно какие там были причины — хочется быть как можно дальше от эпицентра.
В любом случае лучше запрягать своих драконов, пока они еще маленькие. Чуть не привел в пример Дейнерис из «Игры престолов». Но ее героиня была в порядке, просто не доработали сценаристы последнего сезона. Так что правило рабочее.
Итак, посмотрим на отрицательные чувства с прагматичной точки зрения.
Спортивная злость
Для разминки самое простое: спортивная злость. Выражение давно сформировалось, всем понятно и разногласий не вызывает.
Кажется очевидным, что спортсменам необходима фокусировка, яростная нацеленность на победу. Кумирам арен прощают даже выход за рамки правил. Тайсон не подавился ухом Холифилда. Популярность Зидана только выросла после проигранного Францией финала чемпионата мира в 2006 году. Его знаменитый удар головой стал своеобразным символом мужества и гордости. Почти мушкетерский жест, тысяча чертей!
Получается, злости стыдиться не нужно? Хорошая новость для тех, кто еще способен работать с таким накалом. Их уже осталось немного.
Уходит эпоха титанов вроде Ричарда Брэнсона или хотя бы Стива Джобса. Только Бобби Аксельрод из сериала «Миллиарды» еще позволяет себе выходки в духе современных нуворишей. В основном все хотят быть потише, слиться с пейзажем и прокрасться в списки Forbes на цыпочках. И это по верхам бомонда.
Что уж говорить о среднем и низшем сословии менеджеров. Там все причесано по дресс-коду и разлиновано по брендбуку. Скоро в туалет нужно будет отпрашиваться, как в школе.
Злость никуда не пропадает, конечно. Но в том и проблема. Камень за пазухой – лишний груз. Он изматывает, мешает. Чуть заметен краешек — проблема. Так не работает. Это уровень третьесортных спортсменов запаса, которые тихо матерятся в туалете, пока никто не видит.
Чтобы пользоваться энергией настоящей злости, у нее должны быть цели и возможность действовать без оглядки на манеры. Если работа требует вышколенной скромности, то лучше поручить ее роботам. Если ваши сотрудники нажимают кнопки по свистку, это точно та банда, которая порвет весь рынок? Дайте развернуть плечи себе и другим. Сражайтесь в полную силу.
Лень как двигатель прогресса
Еще один штамп, тоже в обмене веществ бизнеса. Действительно, многие изобретения были сделаны исключительно из-за лени.
Конечно, одно дело – нежелание заниматься рутиной, и совсем другое — способность чего-то радикально улучшить, автоматизировать. Но история знает много таких примеров. Вот лишь несколько:
- Автомобильные «дворники» — патент Мэри Андерсон. Американская домохозяйка, добросовестно помогавшая мужу ездить в любую погоду. В один прекрасный момент она перестала высовываться по пояс на ходу, занялась чертежами и продажами.
- Караоке родом из Японии. Его изобрел профессиональный музыкант, барабанщик Инуэ Дайсукэ. Причина озарения не в том, что хотелось развить музыкальную индустрию. Просто ему надоело играть на банкетах, чтобы подвыпившие гости соревновались друг с другом по вокалу. И правда, записи вполне достаточно.
- Памперсы по легенде сначала были созданы для летчиков-истребителей, а потом, дескать, уже с небес спустились на землю. Однако на самом деле их разработал Виктор Миллз, ведущий химик-технолог Procter&Gamble. Для своих трех внуков, первоначально (а точнее для себя, не менее любимого).
- Дистанционный пульт придумал Роберт Адлер, чтобы реже вставать с дивана.
А самая хрестоматийная история прогресса из-за лени описывает мальчугана Гемфри Поттера из графства Вустершир, Англия. Как и полагается ребенку, он работал на шахте. Для откачки грунтовых вод тогда использовался насос на паровом двигателе Томаса Ньюкомена. Механизм требовал регулярного ухода. Раз в 10 секунд (!) нужно было открывать и закрывать клапан, чтобы кипящая в котле вода могла передать импульс очередному ходу поршня.
Всего пара веревок для обратной связи — и можно отдыхать без опасений получить по затылку мозолистой рукой мастера или крышкой взорвавшегося котла. Жаль, что ребенок плохо разбирался в патентах. Его имя сохранилось почти случайно, и вряд ли он получил свой горшок золота от гномов горы. Зато вы можете.
Подумайте, что реально автоматизировать с помощью обратной связи? Производство, маркетинг, менеджмент. Что угодно. Главное – лениться умно. Не в ущерб делу, а на пользу.
Депрессия в качестве музы
Менее очевидный вывод: творчество – производная от страданий. Почти все великие произведения написаны кровью. Почитайте биографии великих. Многие из них буквально страдали. Поразительно, как они вообще могли творить в таком состоянии. Да еще на уровне, которым весь мир до сих пор восхищается.
Одно из циничных объяснений: невероятная чуткость и наблюдательность – прямое следствие несчастий. Психологи утверждают, что грусть помогает мозгу детализировать информацию. Не говоря о глубокой эмпатии.
Представьте, что можно гораздо лучше понимать своих клиентов и партнеров. Видеть все ясно, будто навели резкость на события, факты, тренды. Никакой коуч или трекер не сравнится, потому что он не так хорошо знаком с вашим проектом или продуктом.
Чтобы получить доступ к магии грусти, нужно всего лишь не паниковать и продолжать работу. Как великие литераторы и актеры. В кино тоже много примеров печальных гениев:
- Мел Гибсон
- Стивен Фрай
- Хью Лори
- Кэтрин Зета-Джонс
- Джим Керри
- Жан-Клод Ван Дамм
- Дрю Бэрримор
- Вайнона Райдер
- Кэмерон Диаз
- Гвинет Пэлтроу
- Холли Берри
К слову, Илон Маск тоже признавался в том, что страдает биполярным расстройством. Все эти звезды сумели обуздать своих драконов. Попробуйте и вы.
Тревога? Повод поднажать
Есть и другие грани стресса. Современному человеку хорошо знакома тревога. Инфоповодов для нее в изобилии. Тут даже искать ничего не нужно. Достаточно снять ушанку из фольги — и все, пора вздрагивать от шорохов.
Может показаться, что тут чистый минус. Тревога только изматывает, она деструктивна по определению. Никаких инсайтов не ожидается, энергии для активных действий тоже нет.
Однако вспомните, когда мы чаще всего испытываем тревогу? Перед чем-то опасным, неприятным, сложным. Заранее.
Это редкость, потому что все проблемы в идеале решаются упреждающими действиями. Тогда как эмоции обычно приходят «опосля». Шанс на профилактику все меняет.
Скоро экзамен, публичное выступление, нужно пройти собеседование, сдать проект или объект, прыгнуть выше головы? Так еще есть время подготовиться. Тревога помогает не расслабляться и работать на опережение. И, к слову, рассеивается как раз по мере продвижения вперед. Вот так негативчик.
Резюме
Легко понять людей в сложной ситуации. У них проблемы, мало сил — в том числе душевных. Бывают проблемы, которые нереально «перепрофилировать» ловкими эпитетами в нечто полезное.
Тем не менее часто бывает выбор между отчаянием и действиями. Почему бы не использовать собственную энергию на 100%? Это может стать увлекательной игрой. Если внимательно приглядывать за собой, практически любые на первый взгляд проигрышные реакции можно использовать как драйвер. Например:
- Обида. Все ужасно. Сам понимаешь, что проиграл. Обманули, предали. С ножом в спине тяжело хохмить и изобретать. Но ведь хочется! Самое время доказать всем и себе, как сильно ошиблись обидчики. С такого ракурса может оказаться, что моторчик завелся будто в первых «Форсажах», когда было ощущение, что Вин Дизель и правда как-то связан с победой и моторами.
- Зависть. Еще хуже — ревность! Тут недалеко до состояния аффекта, которое юридически списывает личность со счетов. Стоит ли дожидаться судебной медэкспертизы? Можно начать свое расследование. Подумать, чего не хватает, почему так происходит. И в связи с чем настолько зацепило. Открытий хватит на целую счастливую жизнь.
- Стыд, чувство вины. Еще одно деморализующее, довольно гадкое состояние. Прошлое уже не исправить, теперь этот груз навсегда. Но как раз поэтому стоит проработать психологическую травму, не откладывая. А также извиниться, покаяться. Будущее достижимо, его-то можно и нужно исправлять.
- Страх. Липкий, мерзкий, парализующий. Вот теперь точно хана! Но ведь еще нет на самом деле, реально нас пугает ожидание «страховых случаев». И потом, можно использовать механизм FOMO (Fear of missing out).
FOMO Sapiens — человек неразумный, подверженный импульсивным покупкам. Потому что боится упустить чего-то.
Отлично, с этим уже можно работать. Что пугает, чего мы боимся упустить? Теперь вместо оцепенения и паники появляется неожиданно сильный стимул действовать. Кстати, по-латыни Stimulus — острая палка для погонщиков скота, чтобы тыкать ей в отстающих от стада животных.
Не ждите, пока вас погонят куда-то, шевелитесь сами. Человеческая психика похожа на клубок пружин. Когда нам кажется, что сил больше нет, это почти всегда означает неудачную комбинацию огромных дремлющих резервов. Их заклинило внутри, что-то уперлось между ребер и поэтому дышать трудно.
Стоит найти способ выпрямиться, и вчерашний негатив полетит в топку продуктивности.
Читайте также:
Пожалуй я впервые недоволен статьёй Станислава.
Ну всё не так! Просто от корки ло корки.
Во-первых, наши молодые люди уже не знают никого, кроме западных актёров?Зачем эту куча народу с западными примерами? Я вот не смотрю западные сериалы (впрочем, наши тоже). Я не понимаю их. Следить за хождениями из угла в угол главных героев? Да ну на...Из всего списка западных актёров малость представляю Мела Гибсона и коротышку Ван Дама.
Нельзя использовать отрицаельные эмоции. Отрицательные эмоции от неверия и от химии, кторая становится губительной. когда человек перестаёт физически работать. Так устроены все млекопитающие. Увы, другого для нас нет. Это рыбки некторых пород могут вмерзнуть в лёд, а весной, как не бывало метать икру. Мы так не можем! Отрицательные эмоции - это сигнал что вы перестали двигаться достаточное количество. Мы должны спать и ходить, спать и ходить. Точка. Иногда есть и пить.
Как только вы заметили, что у вас портится характер (а лучше спросите это у очень близкого человекка), значит вам надо срочно сменить ваш сидячий образ жизни. Поверьте, жизнь того стоит. Не ждите сахарных диабетов, инсультов, инфарктов, простатитов и пр и др. Не ждите, когда вы станете злым, завистливым, вечно раздражённым и ничего не успевающим.
Какая это глупость - использовать дурныные эмоции в созидательных целях. Это мы типа, как в Японии - будем колотить чучело своего начальника.
Вроде бы статья написана для российских читателей?
Но множество примеров из других стран, с другой ментальностью.
Я имел опыт работы примерно в половине стран ЕС, поведение людей там лишь частично такое же как у россиян, а где то и совершенно не такое как у нас.
Статья написана ИИ или американцем?
Да уж!
И назвать Клода Ван Дама "печальным гением", да и просто гением ну очень поспешно. Я бы понял, если бы это относилось к Чаплину. Но назвать этот набор гениями, ну это слишком.
Голливуд навязал всему миру старую, 19-го века театральную массовку под названием "амплуа". Там Клод Ван Дамм не может играть учёного, только молчаливого драчуна. Ему за это деньги платят. Он всю жизнь таких играет. Назвать это гениальностью вряд ли возможно. Сейчас и у нас навязано это клише. Ушло реальное итальянское кино, советское, польское, французское. Теперь и у нас - если у тебя амплуа злодея, то не лезь не в свои сани, будешь до пенсии злодеем.
А ведь были времена, когда, например. Михаил Ульянов мог гениально сыграть и злодея, и героя-любовника, и маршала, и рядового, и драму, и комедию. Это ценилось.
Совсем не его жанр.
Спешка и глубокое непонимание материала.
Откуда, к примеру, это наблюдение?
Вы говорите о великих. Таких во все времена немного.
Да, таких немного, но это же школа. Любой из нас может с лёгкостью назвать два десятка таких великих. И далеко не только наших, взять хотя бы великого Жана Габена, вот уж точно печальный гений.
Михаил Ульянов ходил в театральную студию с 15 лет. Что он только не делал - на самом высоком уровне - в театре и кино. Кого он только не играл.
Сравните с Кэмерон Диаз, пришедшую в кино из модельного агентства. Печальный гений? На совести автора статьи.
Я очень люблю вот эту миниатюру. Вот уж точно гении.
Браво!
Супер! Сколько эмоций в простых движениях ног! Какая шикарная невербальая коммуникаация! Спасибо, Анатолий!