Эти правила я выработал для себя, на основании 15-летнего опыта работы в офисе в качестве наемного сотрудника. Возможно, они пригодятся кому-то еще.
1. Сохраняй достоинство
В любое время, в любом месте, на любой работе, при любом начальнике: нельзя позволять себя унижать. Помните, что вы нанятая рабочая сила (физическая или интеллектуальная) и вам платят за выполнение тех или иных функций. Если вы не справляетесь или плохо исполняете свою роль вас можно оштрафовать или уволить. Орать на вас, обзывать, позорить перед коллегами и тому подобное никому не позволено. Никому! Только если вы сами это позволите.
Я работал на производстве и не раз участвовал в совещаниях, где разговор велся на повышенных тонах с использованием изощренной лексики. В офисных кругах такой тип ведения беседы тоже практикуется. Все мы люди, все мы бываем на взводе, бываем раздражены или огорчены. Повысить голос, выругаться, закричать – все это, в каком-то смысле, естественно для рабочего процесса. Такие перепалки ничего общего не имеют с вопросом о достоинстве.
Но когда вас пытаются намеренно унизить, дать почувствовать, что вы ничтожество и мелочь, зависимый и потому безмолвный недотепа (как правило, это бывает при диалоге руководителей и подчиненных) – это красная черта, сигнал о тревоге, барьер, который нельзя позволять переходить. Сразу же давайте отпор! Хаму нужно говорить о том, что он хам, даже если он ваш руководитель. Помните: позволите ударить себя раз – удары будут сыпаться регулярно. Нужно давать сдачи, бить в ответ.
Никто не будет вас уважать, если вы не будете уважать себя сами. А без уважения вы быстро превратитесь в изгоя и офисного маргинала.
2. Будь профессионалом
Постоянно растите, развивайтесь, оттачивайте свои знания и умения. Ваши профессиональные компетенции не должны ни у кого вызывать сомнений.
Очевидно, что вы обязаны уметь выполнять свою работу. Собственно, это то, за что вас и держит работодатель и за что он платит вам зарплату. Но если вы не просто выполняете работу, а делаете это виртуозно и безукоризненно, если вы настоящий мастер своего дела, будьте уверены – вы ценность, которую ваш работодатель не захочет потерять, а другие работодатели будут не прочь приобрести.
Профессионалы были и будут нужны в любой отрасли. Если вы ас в своей специальности – не сомневайтесь, вы всегда будете при деле, поскольку кадровый голод знаком каждой компании.
Кроме очевидных преимуществ в виде хорошей зарплаты, престижной должности и лучших конкурентных преимуществ при поиске работы, наличие высокой степени профессионализма даст вам чувство уверенности и независимости, укрепит ваше чувство собственного достоинства, а такие вещи, согласитесь, не купить ни за какие деньги.
3. Старайся знать чуть больше, чем нужно
Как правило, должностные обязанности сотрудников регламентированы тем или иным документом в организации (должностная инструкция). Специалист с одной стороны ограничен этими правилами, с другой – прикрыт от дополнительных обязанностей.
Мой личный опыт говорит о том, что обладание дополнительными навыками и знаниями, выходящими за пределы должностной инструкции легко может обеспечить дополнительные привилегии в пределах вашей же организации: прибавку к заработной плате, дополнительные дни к отпуску или в конце концов более внимательное отношение руководства к вам, которое, со временем материализуется во что-то осязаемое, если вы будете этого хотеть.
Конкретный пример из моей биографии: работая инженером я сносно умел писать тексты и работать с графическими редакторами (Photoshop, Indesign). Это было моими хобби, занятиями после работы. Но именно эти умения привлекли ко мне внимание руководства, что позволило напрямую общаться с топ-менеджерами компании, и со временем все это помогло мне совершить прыжок вверх по карьерной лестнице.
Поэтому не ленитесь учиться. Постоянно. Непрерывно. Всегда. Не усыпляйте себя мыслью, что вы знаете все, что вам необходимо знать для вашей сегодняшней работы. Если вы не развиваетесь – вы деградируете.
4. Выделяйся из толпы
Не затеряйтесь в обширном море кадровых ресурсов вашей компании. Не бойтесь быть личностью, не бойтесь быть заметным, не таким как все. Выделяйтесь: смелостью высказываний, резкостью суждений, стилем, прической, нестандартным чувством юмора, необычным хобби, вычурным стилем вести беседу и так далее.
Конечно, данный пункт весьма деликатен в применении и требует чувства меры, а при неправильном применении легко может превратить вас не в заметную личность, а в предмет насмешек. Будьте смелым в своем стремлении к индивидуальности, но не будьте глупым или смешным.
Кроме этого данное правило не работает или работает, но далеко не на полную мощность без правила № 2: если вы крутой профи с какой-то личной изюминкой – это одна история: в этом случае одно качество усиливает и дополняет другое. Если же вы лодырь и профан с привычкой странно одеваться или ни к месту шутить – это совсем другое.
5. Шути, импровизируй, оставайся живым
Сегодняшний ритм жизни – это бег, стремительный, изнуряющий и безостановочный. И рабочий процесс, как составляющая часть общего полотна жизни, также стремителен и изнуряющ. Следует вспомнить, что понятие «эмоциональное выгорание» существует лишь с 70-х годов прошлого столетия, и что такого понятия просто не существовало ни в ХIХ веке, ни тем более раньше.
Мы теряем часть себя из-за чувства непреходящей усталости, выхолощенности и эмоциональной опустошенности. Сегодняшний бешеный темп работы, перегруженность информацией, необходимость функционировать в режиме многозадачности – все это просто не оставляет нам возможностей для проявления каких-то иных эмоций, не требующихся для выполнения поставленной задачи.
Мой совет: ни в коем случае нельзя терять чувство юмора и позволять себе превращаться в простую функцию по решению тех или иных задач. Нельзя слепо следовать инструкциям, не пытаясь что-то улучшить или хотя бы попробовать изменить.
Я всегда шучу на работе, поднимаю провокационные темы, втягивая в разговор или спор своих коллег, предлагаю пари и так далее. Безусловно, все это я делаю без ущерба своей прямой работе. Я выполняю работу, но при этом не позволяю себе терять себя. И я вижу, как людям нравится шутить и смеяться, нравится говорить, спорить, сплетничать и обсуждать что-то. Люди хотят оставаться людьми, живыми и эмоциональными. Если вы будете помогать им в этом их желании, они без сомнений ответят вам симпатией.
6. Прокачивай стрессоустойчивость
Как я уже упомянул в предыдущем правиле, сегодняшний темп жизни изнуряет и выхолащивает. И стрессоустойчивость – это необходимый партнер вашего умения оставаться живым и эмоциональным человеком.
Вам нужно понять одну простую истину: мир не был построен для того, чтобы ублажать вас. Это простая на первый взгляд формула содержит в себе, возможно, всю глубину философии нашей цивилизации. Да, бывает обидно или даже больно. Да, несправедливость ранит, как бы вы не убеждали себя и окружающих в том, что это не так. И несправедливость повсюду, она слишком распространена в нашей жизни. Но всякий раз, когда вам плохо, вас обидели или вы просто устали и не знаете, как дальше поступить, вспомните: разве кто-то обещал вам, что будет легко?
Наверное, большинство из нас в трудную минуту захотят услышать слова утешения, а не фразу, вроде той, что я привел выше. Да, утешение нужно. Но оно имеет слишком короткий эффект. Оно не исправит ситуации и мира в целом. Не мир или ситуация должны поменяться, поменяться должны вы: изменить свое отношение, свое восприятие. И именно через осознание неизбежной и объективной сложности бытия можно стать более выносливым по отношению к трудностям, то тут, то там встречающимся нам на жизненном пути.
Вот несколько практических советов:
- старайтесь не отвечать грубостью на грубость, не множьте без лишней необходимости раздражение и злобу;
- делайте перерывы, отвлекайтесь время от времени от работы, давайте мозгу передышку;
- когда сталкиваетесь с открытым неприятием или непониманием, помните – это только работа, функция, задача, которую нужно решить, поэтому подходите к ее решению «без сердца», чисто практически;
- обязательно высыпайтесь, это важно как для физического здоровья, так и для эмоционального; если чувствуете, что внутреннее напряжение нарастает и вам тяжело с этим справиться, не игнорируйте помощь разного рода успокоительных, это иногда неплохо помогает, но конечно, только как временное средство.
7. Коллектив нельзя игнорировать
«Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей — очень ошибается, а тот, кто воображает, что другие не могут обойтись без него — ошибается еще больше»,
Франсуа де Ларошфуко
Каким бы индивидуалистом вы ни были, помните: коллектив нельзя игнорировать. В сущности, вся наша цивилизация существует только благодаря тому, что человеческий вид способен к объединению, сотрудничеству и совместному труду.
Коллектив не прощает трусости, жадности, предательства, желания «загребать жар чужими руками». Если вас уличат в одном из этих пороков – велик шанс, что это клеймо повиснет на вас в данном коллективе навсегда.
Не нужно стараться дружить со всеми. Но нужно понимать, что когда коллектив просит помощи – нужно помочь, когда коллектив требует участия – нужно участвовать.
Помните: если вы плюнете на коллектив – коллектив утрется; но если коллектив плюнет на вас – вы утонете.
8. Помогай, но не подставляй шеи
Будьте отзывчивым, но не будьте дурачком или дурочкой, которые работают за других. Если человеку действительно требуется помощь, например, новичку в период адаптации или коллеге, который перегружен работой – помогите.
Но если какой-то хитрец пытается спихнуть на вас его работу – говорите «нет», четко и однозначно, чтобы повторных попыток сбросить на вас чужие обязанности ни у кого не возникало.
9. В каждом коллеге есть человек
У каждого из ваших коллег, у тех, кто ежедневно работает с вами бок о бок тоже есть семья, дом, свои личные не связанные с работой надежды и сомнения, свои симпатии и пристрастия, умение обижаться и желание быть выслушанным и замеченным, у каждого из них, в конце концов, есть день рождения! К сожалению, в рабочей круговерти мы склонны забывать об этом.
Помните, чем больше вы будете позволять людям чувствовать себя личностями, а не просто сотрудниками, тем больше позитивных вибраций получите в ответ от них. Вы создадите комфортную и благоприятную атмосферу в коллективе, а это многого стоит.
10. Уважай, но не раболепствуй
Это похоже на правило №8, но с иерархической поправкой: не стоит раболепно вести себя, общаясь с теми, кто выше вас по карьерной лестнице. Безусловно, субординация и уважение – необходимые, даже обязательные атрибуты общения как с равными коллегами, так и с руководством. Но не нужно «вставать на задние лапки и вилять хвостом» в присутствии высокого начальства.
И также не нужно брать на себя повышенные обязательства, которые зачастую пытается повесить на вас руководство под разными благовидными предлогами. Конечно, если вы сами искренне не хотите брать на себя эти самые повышенные обязательства.
Помните: работа – это договор между рабочим и работодателем, по которому первый выполняет оговоренный объем работы, а второй платит ему за это. Изменяется объем работы – изменяются условия договора, в первую очередь оплата труда.
11. Жизнь не ограничивается офисом
Это метаправило. Оно актуально абсолютно для всех: и для собственников бизнеса и тем более для наемных работников. В рабочей суете, в напряженном производственном ритме, среди нескончаемых совещаний, переговоров, дедлайнов и споров с коллегами по работе помните – это только работа. Это не ваша жизнь целиком и полностью. Только работа. Способ, которым вы добываете себе и своей семье хлеб. Да, это безусловно важно. Но это не вопрос жизни и смерти, по крайней мере, в сегодняшней экономической модели мира: не получится с этой работой – найдете другую. Не сомневайтесь, найдете!
Но я отнюдь к этому не призываю. Бегать от одного места к другому, в надежде отыскать рай в этом капиталистическом аду, по меньшей мере наивно, да и суетно, если только вам такой бег не доставляет удовольствия сам по себе.
Я призываю вас не работу менять, а свое отношение к ней. Перестаньте уже тратить свои нервы и эмоции понапрасну! Вам не платят за ваши переживания относительно той или иной задачи. Вам платят за выполнение той или иной задачи. А то, что вы сопровождаете это самое выполнение слезами, кусанием ногтей или бессонными ночами – ваше личное достижение, работодателю на него абсолютно плевать. И здесь он прав. Бросьте это сегодня же!
Найдите себя. Вспомните, кем вы на самом деле являетесь. Вы живете, прямо сейчас, читая вот эти самые строки. Вы живете! Так не забывайте об этом. Тратьте время с пользой и удовольствием. Найдите его для себя. А работу оставляйте на работе.
Читайте также:
Хорошо
Хорошие правила! Замечу, что в военном коллективе, где отношения чуть обострённее, теснее, это вырабатывается довольно быстро.
Все коллекивы при этом парадоксальны. Например, в них не любят ни тихонь, ни выскочек.
При этом самым сложным периодом жизни в колективе является врастание в новый коллектив, где описанные правила действуют ещё тоньше.
Был у меня коллектив, в который я так и не смог вписаться. Нет, меня не игнорировали, но я не был готов работать в условиях очень большой эмоциональности - назову это так. Это были продажники. Крики и споры - это было их нормальным состоянием. Конкуренция, скрытие своих намерений, перетягивание одеяла, сваливание вины на других.
Чем хороший коллектив отличается от дурного?
На мой взгляд, хорошийц коллектив (далее - ХК) доброжелателен и приветлив. Много раз начинал работу там, где тебе:
1. Дают фору доверия.
2. Знакомят с ближайшими сотрудниками
3. Знакомят с руководством. "Руководство" жмёт тебе руку и в двух словах помогает разобраться в текущей обстановке. "Заходи, если что".
4. Не лезут в первые дни с рапросами
Особенно это важно, где ты становишься руководителем хотя бы отдела.
Это хороший коллектив.
Но есть и следующее:
1. Тебе сразу дают понять, что есть неприкасаемые. Неприкасаемые высокомерны, они долго не могут запомнить твоё имя. Как правило, они "сидят" на каких-то ключевых функциях, например, администрируют учётные записи. И через месяц ты узнаешь, что есть ещё "на диске таком-то в облаке есть инструкции, Ты что - не читал?". Но доступ туда ограничен.
2. Высоколобое начальство сразу ставит тебя на место - он строг, он сразу предупреждает тебя, что тут у нас не там. Он очень занят. Он резок. Свою грубость он старается прикрыть невыносимым чувством собственного юмора. Пред ним лучше молчать. Все молча наблюдают сцену знакомства с начальством. В глазах не должно быть вопроса. Как у рыбы. Без эмоций. Эмоции только у начальства. Бывают и матерные эмоции, он имеет право. Ты - нет.
3. Сотрудники чем-то запуганы. Очень длого невозможно понять чем. Через пару недель ты становишься тоже запуганным. Пытаешься исправиться, но у тебя как-то не хватает обратной связи от твоего руководителя - он занят, он немногословен. Он всё время то обедает, то завтракает с Петровым. "А Петров к нам приёшл из Роскомтелефона. Он был там ого-го. Его в министерстве все знают".
4. Через месяц ты узнаешь, что у этого бесплатная парковка, а ты платишь 500 рублей в час. У того - корпоративная связь, а ты даже за границу звонишь за свой счёт. Что фирма оплачивает фитнес-зал, но тебе он нафишг не нужен, у тебя собственные привычки и своя система физподготовки. Что у "старых сотрудников есть пропуск в особую собственную столовую, но надо проработать хотя бы 3 года здесь. Там всё дешевле и вкуснее". Ты пытаешься понять, как получить эти плюшки, но бухгалтерия многозначительно молчит, соблюдая корпоративную тайну.
5. Довольно скоро у тебя возникает ощущение, что ты черпаешь воду решетом. Начальство на тебя смотрит с подозрением, но что ты не так делаешь, совершенно непонятно. Коллеги чаще шепчутся, а не разговаривают. Вы вместе обедаете и даже иногда отмечаете в ближайшем пивбаре дни рождения, но понять смысл общей работы невозможно.
Это очень плохой коллектив (далее - ПК).
Автор называет это "корпоративными джунглями". Закон - тайга, медведь - хозяин.
Если вам повезёт работать в ПК, то советов два - или бегите из джунглей в сторону побережья, к людям, или смело и твёрдо грубите, хамите, ругайтесь. В джунглях это понимают и не осуждают. Можете даже подворовывать.
В хорошем работать хочется. В плохом - нет. Если в двух словах.
Но у каждого свои ощущения, иногда удивительно много зависит от того, в какую комнату ты попал и с какими людьми там оказался. С ними тебе общаться каждый день. Потом с возрастом многое меняется.
в "джунглях" выживают только "обезьяны" - умников они не любят...
Будешь в обществе гордых учёных ослов,
Постарайся ослом притвориться без слов,
Ибо каждого, кто не осёл, эти дурни
Обвиняют немедля в подрыве основ.
О мудрец, если тот или этот дурак
Называет рассветом полуночный мрак —
Притворись дураком и не спорь с дураками.
Каждый, кто не дурак — вольнодумец и враг.
О. Хайам
В целом правила - почти идеальный сценарий для начинающих строить карьеру. Но есть нюансы (из своей практики):
1'. Сам работал в крупной компании с госучастием, где акционер платил +200% к максимальной зарплате топ-менеджерам, но при этом всё коммуникации с ним (и по инерции с подчинёнными топ-менеджеров) были в риторке: "вы всё дебилы! ", " "ничего не знаете и не понимаете! " и т.д. и т.п. Всё топы засунули свои достоинства в известное место и каждый раз соглашались с оценкой своего IQ и шли работать, транслировать лозунги в "массы"
3.' Overqualified чреват внутренним конфликтом с руководителем.
Хорошая статья, системная. На заметку каждому студенту!
Это не противоречит статье). А нарушение этики руководителем вело к утроению расходов по статье зарплата. Очень метко отмечено, что компания была не частная. Оверквалифайд если он таков, реально может, а следовательно, должен;) построить адекватную систему отношений с руководителем. А иногда можно не гнать коней и придержать свои невероятные познания.
Попал в стаю - лай, не лай, а хвостом виляй.
старая добрая мудрость: "рыба гниёт с головы".
одно дело - единичный токсичный начальник и совсем другое - ТОКСИЧНАЯ СИСТЕМА.
поэтому главный совет, если не хочется становиться такой же "обезьяной" как неприятные коллеги - нарабатывать максимум опыта, брать от компании максимум пользы и ....БЕЖАТЬ.