В одной из предыдущих статей я рассказывала о моей подруге, с которой произошла интересная история. Ее повысили после очень небольшого периода работы в банке, предложив должность, на которую давно «метила» ее начальница. Удивление было большим, поэтому подруга уточнила, почему же она, а не «Нина Ивановна»? Ответ был потрясающим: «Кто же будет делать все те дела, которые Нина Ивановна на себя взяла за бесплатно?»
Как вы понимаете, сегодня речь пойдет об энтузиастах и альтруистах на работе, которым так льстит, что они всем нужны и могут помочь, что они совсем не замечают, что коллеги давно «сели им на шею», а начальство не спешит предлагать повышение или финансово благодарить за самоотверженный труд на благо компании. Посмотрим, как исправить положение.
Отзывчивость vs Безотказность
Итак, важно понимать разницу между двумя близкими по смыслу понятиями – отзывчивость и безотказность.
Отзывчивость – это качество, которое украшает людей, делает их отличными членами команды: когда каждый готов поддержать коллегу, подстраховать в сложный момент, то нет неразумных остановок в процессе, а значит, не горят сроки проектов и нет общего напряжения. Однако такая идеальная история случается один раз на миллион.
Обычно в коллективе есть один неравнодушный сотрудник, к которому все обращаются за помощью, не предлагая своего времени взамен. Так добрый жест перерастает в синдром вечного помощника, который уже не может отказать, потому что начинает считать себя обязанным включаться в чьи-то проблемы.
- Отзывчивость – это способность поддержать в сложный момент, не пройти мимо.
- Безотказность – это неумение сказать «нет» там, где нет необходимости помогать.
Чувствуете разницу, да? Готовность поддержать коллегу в завале и при горящем дедлайне – это отзывчивость. Просидеть все лето безвылазно в офисе, подменяя сотрудников, поочередно уходящих пораньше отдохнуть с семьей и проветриться — это неразумная безотказность.
Почем бывает трудно сказать «нет»?
Причин тотальной безотказности может быть много. В основном они родом из детства или являются следствием сильной психологической травмы. Так или иначе, если вы чувствуете за собой черту помогать там, где особо не требуется, загляните в себя поглубже и найдите корень проблемы.
1. Низкая самооценка
В этой ситуации человек не способен оценить эффективность своего труда: ему кажется, что можно сделать все лучше, работать побольше – брать дела домой, приходить в офис на выходных, тогда начальник заметит и не уволит, а коллеги будут относиться хорошо.
Как размышлять?
Ко всем ли, кто не остается сверхурочно, коллеги относятся плохо? Осуждают ли их? Вряд ли. Вы – ничуть не хуже остальных. Выполнять только свои обязанности – это нормально. На них вы и договаривались, устраиваясь на работу.
Оцените свои способности честно: вы хорошо справляетесь с работой, которая прописана в договоре о найме, компетентны для своей должности? Если вы трудитесь достаточно время и давно прошли испытательный срок, не получаете нареканий от руководства, то, вероятно, излишне стараться нет необходимости. Если вам сложно самому оценить свои навыки, попросите коллег об обратной связи – узнайте у них, хорошо ли вы справляетесь с основными обязанностями. А когда вам ответят, что все отлично – поверьте!
2. Желание быть хорошим для всех
В детстве нам всегда говорили, как важно помогать другу, взрослым, всем… Безусловно, проявлять уважение к старшим и не пройти мимо чужой беды важно. Быть открытым для друга или коллеги – тоже. Но нельзя допускать, чтобы желание «не потерять лицо» или произвести впечатление на работе доходило до безрассудства, и вы набирали обязанностей больше, чем оно того стоит.
Как размышлять?
Действительно ли вы приносите пользу коллеге, который в десятый раз за неделю просит вас сбегать к принтеру и принести его документы? Ему точно вредно прогуляться самому?
Произвести впечатление можно один раз или ситуативно. Зачем же делать это каждый день? Так работа, которую вы взяли для получения правильной обратной реакции коллег и начальства, превращается в вашу обязанность. Люди перестанут позитивно отмечать этот поступок быстро, а вот как только вы решите поумерить альтруистический настрой, претензии не заставят себя долго ждать. Оно вам надо?
Заведите себе интересное хобби. Фотографии из крутой поездки произведут такое же отличное впечатление о вас.
3. Уход от конфликта
Нередко безотказность – это желание избежать конфликта или негативного общения. Особенно это актуально для скромного человека при начальнике-тиране или коллегах, привыкших повышать голос. Проще уступить и выполнить лишнюю работу, чем спорить.
Как размышлять?
Важно оценить свои собственные интересы и очертить границы допустимого в рабочих отношениях. Вы – самодостаточная личность, а не ребенок, которого можно поставить в угол и принудить убирать в комнате. Полностью проясните круг своих рабочих обязанностей и не стесняйтесь заявлять открыто, что кто-то пытается переложить на вас свою работу.
Кстати, орать и грубить в ответ совсем не нужно, даже вредно. Достаточно распечатать лист со списком ваших дел и молча предоставить его «нападающему». Далее вы вполне обоснованно можете удалиться из зоны конфликта. Во второй раз мало кто решится подойти к вам с претензией.
Как понять, что мной пользуются?
Чтобы начать принимать активным меры против усевшихся на шею малоответственных коллег, важно точно знать, что пора. Отметьте галочкой фразы, на которые вы с уверенностью ответили «Да».
- Коллеги часто просят их выручить, но не предлагают ничего взамен.
- Сослуживцы обращаются за помощью, но у них всегда есть причина отказать вам в аналогичной ситуации.
- Вы чаще других получаете неоплачиваемую общеполезную работу, которую якобы «выполняете лучше других».
- К вам регулярно обращаются с просьбой выполнить часть работы, ссылаясь на личные проблемы.
- Вам предлагают взять дополнительную нагрузку, так как вы новичок в компании или устроились позже остальных.
- Вы слышите фразы-манипуляции: «Без тебя мы не справимся» (и другие формы лести), «Какой же ты коллега, если не можешь подменить» (и другие формы обвинений), «Делай быстро или уволят» (и другие формы угроз).
Как вы понимаете, если галочек получилось много, вы – неразумно безотказный человек. И даже если галочка одна, но вы можете ее поставить больше двух раз за неделю, то стоит обратить на это внимание.
Как сказать «нет»?
Если вы осознали, что статья раскрывает вашу личную ситуацию и пора научиться говорить «нет», можно следовать нескольким довольно простым правилам.
1. Присмотритесь
Уверена, есть в коллективе люди, которые с легкостью отказываются от выполнения сверхурочной работы и при этом не возникает обид и конфликтов. Понаблюдайте, как они это делают, что говорят, как ведут себя. А теперь придумайте свой похожий план отхода.
- Нет детей? – Бабушки тоже болеют.
- Не нужно к стоматологу? – Есть племенники, с которыми нужно посидеть.
- Нет курсов повышения квалификации? – Есть любимых хор народной песни.
Ну вы поняли…
2. Не забывайте о себе
Вы ведь хотели построить успешную карьеру и заниматься семьей и здоровьем? Не забывайте об этом при каждой просьбе. Поставьте разумную цель на ближайший год по каждому направлению и смотрите, не нарушают ли добровольно-принудительные рабочие обязанности ваш план. Не забыли ли вы о себе?
Вы можете даже поделиться с коллегами вашими целями и периодически рассказывать об успехах. Тогда ваш отказ, мотивированный важной для вас идеей, не будет выглядеть грубо.
3. Возьмите время подумать
Если вы не уверены, не спешите принимать поспешных импульсивных решений на просьбы коллег выручить, организовать общий праздник или выйти в офис в субботу. Скажите, что вам нужно время подумать, свериться с расписанием и посоветоваться семьей, и вы вернетесь с ответом через некоторое разумное для ситуации время.
Это даст вам возможность спокойно все обдумать и решить, после чего вы сможете осознанно озвучить свое решение.
4. Пробуйте
Стать твердым и решительным в один день невозможно, но можно начать с маленького действия. Скажите «нет» на небольшую неприятную вам просьбу от коллеги, с которой он сам точно справится. Просто скажите, что заняты или не хотите. Сделайте этот первый шаг.
А если им не понравится?
Конечно, не понравится. Еще бы! Коллеги, привыкшие сваливать на вас свои обязанности, будут недовольны, начальник, счастливый, что не нужно платить за дополнительную работу, будет раздосадован и даже, возможно, намекнет на увольнение.
Тут еще раз вспомните про список своих обязанностей и смело оперируйте им. Раз за разом говорите, что не обязаны брать дополнительную работу, просите доплат, держите свою линию. И это не обязательно должно быть актом агрессии, достаточно спросить, как будет оплачиваться доработка или прикроет ли вас коллега в среду после обеда, так как вам нужно будет уйти.
Станьте гибким в вопросе уважения к себе, тогда уважение коллег последует автоматически.
Читайте также:
Человечность это не психическая травма детства и не комплекс неполноценности. Беда этих людей именно в этом, в человеческом отношении к другим. Чувство долга с чувством вины берут в заложники сердца и души таких людих. Человек - это социальное животное. И именно воспитание и культура не позволяют им огрызаться и кусаться.
К тому же в сфере трудовых отношений многими по положению сверху в иерархии безотказность понимается как непременное условие выполнения своих обязанностей. Все игры "ну-ка мы его/её попинаем" начинаются на местах и роли заранее строго распределены.
Верный совет, помимо всех прочих, таким людям - знать себе цену и не размениваться на дешевок. И всегда помнить о том, что выход из этого офиса всегда там, где вход. Если вы нашли мужество не занимать то место, которое вам в отместку за отказы отводят - быть может это очередное верное решение вашей жизни. Работу вы всегда сможете найти, но себя снова - никогда!
По-русски, это называется "стержень" характера. У кого-то, он есть, у кого-то - нет, и с этим ничего не поделаешь. Тут "виновато" воспитание, конечно, но не то, о котором вы говорите. Можно быть интеллигентным человеком и иметь стержень и быть откровенным "быдлом" и только имитировать его наличие, в лучшем случае. Как правило, впрочем, так и бывает...
Судя но названию статьи "Что делать, если коллеги сваливают на вас всю работу", речь в статье идет про работу в трудовом коллективе. А раз так, то нужно спроектировать и внедрить бизнес-процессы. Тогда появятся аргументы в уравнении "Отзывчивость vs Безотказность". После останется включить взаимозачет и количество любителей "поездить" резко сократится... тогда говорить "нет" совсем не придется... Достаточно будет скать: "Да! Классная идея! А ты мне за это .... Идет?"
В качестве бонуса совет - взаимозачет можно включить с положительным плечем. Ну т.е. не 1:1....
Тактики бывают разные. ВЫ изначально подразумеваете, что люди (работники) попадают как бы в рабство своему работодателю. Так иногда бывает, но только иногда. Есть и другая, когда человек берет себе то, что ему интересно и в будущем имеет перспективы, получает опыт, описывает его в резюме и через год-два-три выходит на рынок труда, претендует или на должность повыше, или на зарплату побольше.
Во всех остальных случаях эта "проблема" проблемой не является. Цинично, но жизнь такова. Так как каждый получает "свое": работник незаменим и восстребован и психологически чуствует себя комфортно. Проблемой лишний труд становится только тогда, когда он в тягость и не приносит удовлетворения. И работодателю какое-то время (пока работник работает) хорошо.
Самое главное другое - ответ на вопрос что человек делает, зачем ему это, что интересно именно ему, когда сказать "нет" должен сам человек. А если
то и роста не будет. И тут, опять же, каждый сам должен дать ответ на простой вопрос: "а чего хочу я, что мне интересно".
Всегда считал, что фраза "для всех хорошим не будешь" имеет циничный и некоторым образом шутливый оттенок. Из разряда вечных советов ни о чём. Типа - "все мужики сво...". А тут мы вдруг это стали серьёзно рассматривать.
"Желание быть хорошим для всех"? Гм...начну завтра развивать желание "быть плохим для всех". В каждой деревне такой есть.
Если на вас ездят, значит вы ничем другим, ничем единоличным не обладаете. В вас не видят специфику. Вы слишком рядовой. В народе говорят: "Куда пошлют".
Вопрос прежде всего в том, нравится человеку быть всеобщим ангелом или нет. Альтруизм – это высшая форма эгоизма, во всяком случае к такому выводу приходят сейчас некоторые исследоватли человеческих душ. И люди с высокой самооценкой очень часто готовы помогать больше, чем с низкой.
Вот именно. Я не жил в других странах, но по поводу России для себя сделал следующие выводы:
1) Нежелание идти на конфликт всегда воспринимается как слабость и сигнал "лох готов, можно садиться на шею"
2) Хорошее отношение, вежливость, отзывчивость всегда воспринимается как слабость и люди тут же нагло пытаются сесть на шею
3) Люди понимают только язык силы и грубость - таких они боятся и уважают
Поэтому - только хардкор. Наши люди по-другому не понимают.
Любой начальник всегда начинает прощупывать границы возможного давления на подчиненного, которое не приводит к открытому протесту и увольнению, чтобы загрузить сотрудника по-максимуму. Навалил работы - делает. Навалил еще - делает. Навалил еще - опять делает. Навалил еще - начал возмущаться. Значит, пока хватит. Через время можно повторить эксперимент с целью продавить границы еще дальше. Любой мошенник всегда пытается выявить комплексы у человека, слабые места психики, и давить на них. Ровно также делает начальство.
Поэтому нужно не бояться идти на конфликт, говорить "нет". Как показал мой личный опыт, даже когда ты пытаешься быть предельно вежливым и корректным ко всем, помогать в ответ на каждую просьбу, все равно какая-то часть этих самых людей потом скажет, что вы - хамло и некрасиво себя ведете. Такие люди в России, и с этим ничего сделать нельзя.
Чтобы вы понимали - я сейчас работаю в бюджетной организации и в нашем блоке считается нормальным механизм, когда какой-то сотрудник получает задачу (например, сделать презентацию), и вместо того, чтобы ее выполнять, он просто идет к начальнику и ноет на тему "а вот Вася хорошо делает презентации, давайте поручим эту задачу ему" - и начальник поручает эту задачу Васе. В итоге в каждом отделе есть 2-3 рабочих лошадки, которые делают ВСЁ, и целая куча нытиков, которые сразу бегут к начальству и пытаются скинуть на них всю работу. Тут так принято, потому что основная масса сотрудников - тупой блатняк, устроенный по звонку "уважаемых людей". Я сам не раз попадал в такую ситуацию, когда коллеге поручили, например, написать текст, она пошла поныла руководителю, что Дима пишет тексты лучше, и эту работу поручили Диме, причем в нагрузку к уже имеющимся проектам. А коллега поняла, что схема работает и так можно перекладывать свою работу на Диму и дальше.
Лично я для себя решил, что помогать другим нужно. Но при этом нужно знать меру, когда помощь незаметно превращается в обязанность.
Помогаю всегда, всем и безотказно. При первой просьбе.
Если после помощи нет даже элементарного "спасибо", то на вторую просьбу отвечаю просто: "Не хочу"/"Нет времени"/"Сколько готовы заплатить за сверхурочную работу"/"У меня этого нет в должностных обязанностях" и т.п.
Спасибо за ваш комментарий.
В статье упоминается об этом, как один из советов. Отказывать совершенно не обязательно, достаточно предложить свой взаимозачет. Но это тоже надо уметь.