Коучинг в России: история, тенденции и инструкция по применению

В последние несколько лет в России произошел настоящий бум коучинга — о нем говорят на всех уровнях, а предприимчивые люди стремительно переквалифицируются в учителей по личностному росту. Как и на любом новом рынке, здесь хватает самозванцев и специалистов с низкой или вовсе отсутствующей квалификацией.

В этой статье расскажу, как зародился коучинг, объясню, как работают современные коучи, и по каким критериям выбрать специалиста.

Для начала немного цифр. Коучинг — инструмент личностного и профессионального развития, который возник в 80-х годах XX века в США. Если сейчас в России только ведутся дискуссии о его состоятельности, то в США и Европе он давно зарекомендовал себя, как эффективный способ качественного улучшения жизни. Так, по данным российского отделения Международной федерации коучинга в ICF Russia Chapter (самая большая некоммерческая организация, объединяющая больше 24 000 коучей в 117 странах мира), в 2018 году в России работали 3 тыс. сертифицированных коучей. Тогда как в США в этой области работают больше 100 тыс. человек — в десятки раз больше, чем в России! Только в 2019 году доход коучей составил $13 млрд, а количество специализирующихся на коучинге компаний насчитывает 54  743. А средний американский коуч в США зарабатывает $60 000  в год.

Восточно-европейский рынок коучинга ICF оценивает в $70 млн, азиатский — в $113 млн. Оценок по российскому рынку ICF пока не дает.

Как и где возник коучинг?

Мы знаем, что первые коучинговые сессии в США проводили еще в 1960-х.

Именно в 60-е годы американские компании начали активно внедрять в управление персоналом гуманистический подход. И тут идеи коучинга, базирующиеся на исключительности человеческой личности, пришлись как нельзя кстати. Тогда же начался бум публикаций об этой методике в специализированных журналах для HR-специалистов.

Следующие полвека коучинг активно набирал популярность в США и Европе. Ярким популяризатором коучинга стал Томас Леонард. Он получил образование в сфере финансового планирования и консультировал клиентов о том, как распределить бюджет и грамотно инвестировать. Однажды он понял, что если работать не только с финансами, но и с сознанием клиентов — те гораздо быстрее приходят к своим финансовым целям. Он стал преподавать методики коучинга своим коллегам, а в начале 1990-х организовал официальную программу подготовки тренеров. Он же стал одним из основателей ICF, разработал международные стандарты профессии и этику для коучей.

Примерно в 2010 году коучинг в США окончательно утвердился как необходимый инструмент для развития профессиональных компетенций топ- и middle-менеджеров. В России же в это время он только-только начал зарождаться.

Сегодня ключевыми игроками российского коучингового рынка являются Международный Эриксоновский университет коучинга, Международная академия коучинга и Международный университет Global Coaching. Все они проводят обучающие программы, которые обычно включают в себя теорию, практику и сертификацию как итоговый экзамен.

Коучинг сегодня: как, зачем, для кого и сколько стоит?

На самом деле даже самим специалистом сложно до конца дать определение своей деятельности. Некоторые практикующие коучи считают, что это тип психологического консультирования, другие определяют как разновидность консалтинга и тренинга, третьи называют коучинг философией.

Коучинг подразделяется на несколько направлений:

  • лайф-коучинг — это техники быстрой трансформации жизни клиента;
  • бизнес- или корпоративный коучинг — помогает осознанно подходить к построению карьеры, изучить новые методики управления сотрудниками, «прокачать» лидерские качества;
  • executive-коучинг — это индивидуальное консультирование первых лиц компаний. К таким коучам требования крайне высоки: от идеального внешнего вида до наличия нескольких высших образований и сертификатов коучей;
  • карьерный коучинг — это сопровождение клиента или сотрудника в развитии и карьерном росте.

Суть коучинга — помочь человеку начать движение в выбранном им направлении и настроить на достижение своих целей. Коуч вводит человека в ресурсное состояние и включает осознанность — это дает возможность выбора и приводит к быстрым изменениям. Есть статистика — если самостоятельно человек идет к своей цели год, то с коучем приходит за 4 месяца.

Как работает коуч и почему вопросы — его «волшебная палочка»?

Клиент приходит к коучу либо с конкретным запросом. Запрос может быть любым, главное, чтобы он был «экологичным» — то есть не причинял вреда другим людям. Можно приходить как с конкретной целью (получить должность, увеличить оборот бизнеса), так и с абстрактным желанием изменений.

Сессия всегда основывается на запросе клиента. Коуч не может предложить клиенту поработать над вопросами профессиональной реализации, если клиент пришел с запросом на отношения.

Важное отличие коучинга от психотерапии в том, что коуч отталкивается от установки, что его клиент здоров, и у него достаточно внутренних ресурсов для достижения желаемого. Он безусловно верит в своего клиента и создает атмосферу, в которой человеку легко раскрыться. Этот подход был сформирован в Эриксоновской академии — основоположнике принципов современного коучинга.

Коуч не дает прямых указаний, он помогает клиенту самому найти решение и выработать стратегию. Поэтому диапазон ситуаций, с которыми можно обращаться к коучу, очень широк. Коуч не учит клиента, как ему поступать и жить — его главный инструмент — вопросы. В процессе обдумывания ответов клиенты делают инсайды и находят эффективные решения.

Поэтому на всех курсах нас учили навыку формулирования вопросов. Они должны пробуждать воображение и мотивировать действовать. В отличие от психотерапии, вопросы не должны заставлять оправдываться и искать ответы в прошлом — их задача мотивировать на действия!

На одном курсе мы учились через вопросы искать альтернативные, более позитивные варианты развития ситуации — эта техника называется «Выбор будущего». Еще одна техника, основанная на вопросах, называется «А что еще?» — она позволяет посмотреть за рамки и копнуть глубже. Этот мощный инструмент выключает нашего внутреннего критика и открывает пространство внутренней мудрости.

Если вы работаете с профи, то почувствуете результат уже после первой сессии. Фундаментальные изменения начнутся после 5-10 встреч.

Сколько стоит коуч?

Цена вопроса разнится от опыта и уровня подготовки специалиста. Стоимость сессии начинается от 3 тыс. руб. и может достигать 150 тыс. руб. за групповую коуч-сессию.

При этом ставки в России и США в среднем сопоставимы. Так, средняя часовая ставка коуча для руководителя компании — $386, бизнес-коуча — $279, лайф-коуча — $190.  Цены на индивидуальный коучинг в России варьируются от 1,5 тыс. до 15 тыс. руб. за час работы.

Ожидаемо дороже стоят коучи из специализированных компаний — часовая ставка начинается от 10 тыс. руб. Коуч с хорошей репутацией может брать за один день работы с сотрудниками компании от 75 тыс. руб.

Как найти профессионального коуча?

Бум коучинга породил огромное число псевдоспециалистов. Главное достоинство которых яркий аккаунт в Инстаграм. Эти люди делают громкие заявления, проводят конкурсы, порой откровенно эпатируют публику. Все это делается, чтобы привлечь новых клиентов.

Если вы не хотите потратить свои деньги и время зря, при выборе коуча стоить обратить внимание на следующие важные составляющие, которые помогут вам распознать профессионала:

  1. Наличие специального образования. Профессионально обучают коучингу за рубежом в трех образовательных учреждениях: Международный Эриксоновский университет коучинга, Международная академия коучинга и Международный университет Global Coachin.
  2. Продолжительность обучения: не менее 4-8 месяцев + несколько сотен часов практики.
  3. Наличие диплома или сертификата с соответствующим статусом: Ассоциированный сертифицированный коуч — Associate Certified Coach (ACC); Профессиональный сертифицированный коуч — Professional Certified Coach (PCC); Мастер сертифицированный коуч — Master Certified Coach (MCC).
  4. Узкая специализация.
  5. Как построено коуч-сессия: коуч не дает прямых советов, он задает вопросы, и помогает клиенту самому найти решение проблемы.
  6. Отзывы клиентов.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Статья, конечно, больше похожа на нативную рекламу, но определённо содержит очень важную информацию - Коуч, никогда не советует и ничему не учит своих клиентов!

Это очень важно, а то несколько лет назад в описании лидеров коучинга в России, одна "звезда" коучинга писала как она заставила своего клиента действовать правильно!!!!

В России, к сожалению, большинство хороших идей убивается дремучими принципами бизнес, что процветают в России.

И конечно бумажка от коуча это вооообще не критерий оценки его профессионализма, к сожалению... 

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Коуч не учит клиента, как ему поступать и жить — его главный инструмент — вопросы. В процессе обдумывания ответов клиенты делают инсайды и находят эффективные решения.

Вот есть вопросник Осборна (и другие вопросники)  - они тоже используются для нахождения решений. 

Однако АРИЗ на порядок мощнее таких вопросников. 

Вопрос (коуч его  обязательно бы задал:)  - почему используем,  хотя и модную, но отсталую западную технологию, а не используем более продвинутую свою для решения бизнес-проблем?

Руководитель проекта, Москва
Владимир Токарев пишет:

Цитата - Коуч не учит клиента, как ему поступать и жить — его главный инструмент — вопросы. В процессе обдумывания ответов клиенты делают инсайды и находят эффективные решения.

Вот есть вопросник Осборна (и другие вопросники)  - они тоже используются для нахождения решений. 

Однако АРИЗ на порядок мощнее таких вопросников. 

Вопрос (коуч его  обязательно бы задал:)  - почему используем,  хотя и модную, но отсталую западную технологию, а не используем более продвинутую свою для решения бизнес-проблем?

По той же причине, что и лечиться ходим у врачам, а не читаем медицинские энциклопедии, важен не инструмент - вопрос, а кто и когда его задаёт. 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Михаил Боднарук пишет:
лечиться ходим у врачам, а не читаем медицинские энциклопедии, важен не инструмент - вопрос, а кто и когда его задаёт. 

Я - За врачей. Только почему не использовать современное лекарство? Врачи постоянно повышают свою квалификацию (особенно по сложным болезням). 

Технический директор, Новосибирск
Владимир Токарев пишет:
Я - За врачей.

Я за врачей, но против шаманов с бубном.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Кондратюк пишет:
Я за врачей, но против шаманов с бубном.

Наверное все против, нужны пояснения -  что имеете в виду?

Генеральный директор, Москва

Дословно coach - тренер с английского, соответственно coaching - тренировка. Мы можем и сами периодически задавать себе неудобные вопросы, но в том то и дело что вопросы неудобные. Потому и нужны эти "психологические костыли". Другое дело что коучинг в России сродни цыганке гадающей по руке, а потом волшебным образом извлекающей деньги из Вашего кошелька. Лично я не буду обращаться к подобному роду услуг дабы избежать риска нарваться на шарлатана или дилетанта (в данном контексте это равно). И никакие дипломы, сертификаты и прочая мишура, не являются в этом случае гарантиями. Информационно пространство переполнено "инфоцыганами" всех мастей и рангов. При этом они собирают неплохие аудитории и объемный денежный урожай соответсвенно. Мой субъективный выбор прост - я раз в месяц (не одновременно, но последовательно по времени) провожу "безумные чаепития" с ключевыми сотрудниками и их отделами. На этих мероприятиях каждый участник волен задать любой вопрос касаемый деятельности как его отдела,так и любого другого. Так же приветствуются любые предложения по изменению того или иного процесса. Вместе обсуждаем и ищем решения.Таким образом я стараюсь избежать ситуации, когда (цитирую классика) "результаты есть, просто денег нет".

Руководитель, Беларусь
Михаил Шепелёв пишет:

Дословно coach - тренер с английского, соответственно coaching - тренировка. Мы можем и сами периодически задавать себе неудобные вопросы, но в том то и дело что вопросы неудобные. Потому и нужны эти "психологические костыли". Другое дело что коучинг в России сродни цыганке гадающей по руке, а потом волшебным образом извлекающей деньги из Вашего кошелька. Лично я не буду обращаться к подобному роду услуг дабы избежать риска нарваться на шарлатана или дилетанта (в данном контексте это равно). И никакие дипломы, сертификаты и прочая мишура, не являются в этом случае гарантиями. Информационно пространство переполнено "инфоцыганами" всех мастей и рангов. При этом они собирают неплохие аудитории и объемный денежный урожай соответсвенно. Мой субъективный выбор прост - я раз в месяц (не одновременно, но последовательно по времени) провожу "безумные чаепития" с ключевыми сотрудниками и их отделами. На этих мероприятиях каждый участник волен задать любой вопрос касаемый деятельности как его отдела,так и любого другого. Так же приветствуются любые предложения по изменению того или иного процесса. Вместе обсуждаем и ищем решения.Таким образом я стараюсь избежать ситуации, когда (цитирую классика) "результаты есть, просто денег нет".

Всё правильно, лучше приходить к аналитикам, которые помогают разобраться в обстановке и возможностях клиента в ней. Более того: аналитики не рассказывают клиентам - чего те не умеют, а помогают им как можно эффективнее использовать уже имеющиеся знания и опыт. Самые лучшие аналитики - системщики. Мы и вопросы зададим какие нужно, и поможем посмотреть на бизнес в целом и оценить решения в долгосрочной, стратегической перспективе.

Руководитель, Беларусь
Михаил Боднарук пишет:

Статья, конечно, больше похожа на нативную рекламу, но определённо содержит очень важную информацию - Коуч, никогда не советует и ничему не учит своих клиентов!

Это очень важно, а то несколько лет назад в описании лидеров коучинга в России, одна "звезда" коучинга писала как она заставила своего клиента действовать правильно!!!!

В России, к сожалению, большинство хороших идей убивается дремучими принципами бизнес, что процветают в России.

И конечно бумажка от коуча это вооообще не критерий оценки его профессионализма, к сожалению... 

Слово "коуч" переводится как "тренер". Тренер не просто учит, а помогает осваивать практические навыки. 

Руководитель, Беларусь
Владимир Токарев пишет:

Цитата - Коуч не учит клиента, как ему поступать и жить — его главный инструмент — вопросы. В процессе обдумывания ответов клиенты делают инсайды и находят эффективные решения.

Вот есть вопросник Осборна (и другие вопросники)  - они тоже используются для нахождения решений. 

Однако АРИЗ на порядок мощнее таких вопросников. 

Вопрос (коуч его  обязательно бы задал:)  - почему используем,  хотя и модную, но отсталую западную технологию, а не используем более продвинутую свою для решения бизнес-проблем?

Я полагаю, что каждый сам выбирает - какую ему методику лучше использовать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.