Тема коучинга стала модной и востребованной. Всегда, когда тема становится популярной, вокруг нее формируется огромное количество разного рода слухов. Давайте попытаемся отделить правду от вымысла и понять, что действительно важного и полезного есть в коучинге, а что забудется в скором времени. По теме коучинга написано много статей и книг, но вопрос в том, что из того, что там написано, чистая декларация, а что реально работает?
Тема повышения эффективности заинтересовала меня, когда я стал работать консультантом по подбору персонала. За десять лет работы, в течение которых я провел много интервью и переговоров с разными людьми, я обращал внимание на то, что делает человека успешным в том деле, которое он выбрал. И я увидел, что всех людей достаточно точно можно поделить на два типа: одного человека мотивирует то, что он делает, работа дает ему силы, у другого человека работа отбирает силы, он зарабатывает деньги, чтобы потом восстановить силы, чтобы потом снова работать. И так по кругу. Следующий вопрос, который я себе задал: а можно ли научить человека быть успешным? И если да, то как это сделать? Я также увидел, что для руководителей и владельцев бизнеса зачастую остро стоят такие вопросы: как избежать эмоционального выгорания, как найти источник энергии для достижения весьма амбициозных целей?
В отличие от психотерапии, коучинг не ставит перед собой такую задачу как улучшение психологического состояния человека. Если использовать аналогию с медициной, то коучинг работает не с «больными», а со «здоровыми». Коучинг можно сравнить с физкультурой, которая не лечит болезни, но дает возможность сохранить и улучшить здоровье. Думаю, вы согласитесь, что психотерапия – это другой вид помощи человеку.
Задачей коучинга является повышение эффективности деятельности человека
Эффективность деятельности определяется адекватностью картины мира и тем, что достигаются поставленные человеком цели. Если сказать кратко: коуч – это специалист, который помогает человеку в анализе его целей и способах их достижения. Коуч – это тренер, в переводе с английского. Цели могут быть разными для разных видов деятельности, но принципы целеполагания и технологии достижения цели имеют общие закономерности.
Философия коучинга исходит из того, что человек свободен и отвечает за любое принятое им решение. Поэтому нужно отметить, что коуч, как и любой тренер, лишь учит достигать поставленные самим человеком цели. Ответственность – это необходимое условие созидательной и продуктивной деятельности. Коуч не дает советы, не «подводит» к «правильному» решению, все решения вырабатывает и принимает сам человек.
Что же такое цель? Цель – это образ желаемого результата
Для достижения цели нужна энергия. Эту энергию по-другому называют мотивацией. Мотивация – это то, что побуждает человека к действию. Существует множество теорий мотиваций, но в контексте коучинга главная функция мотивации – побуждать к действию. Например: человек чувствует голод (это мотивация, то, что побуждает), он покупает продукты (достигает цели). Другой пример: хочу меньше времени проводить в дороге (мотивация), поэтому хочу купить машину (цель), а не пользоваться общественным транспортом. Обратите внимание на одно важное замечание: понятия потребность и мотивация не совпадают – не всякая потребность становится мотивом, то есть, приводит к поступкам. Потребности могут существовать в неактуальной форме. Например, человек хочет похудеть, но то, что он этого хочет, может и не приводить к реальным поступкам. Только в том случае, если потребность приводит к поступку, она становится мотивом.
Что еще важно знать о мотивации?
То, что мотивация может меняться в процессе деятельности. Достижение цели приводит к формированию новых потребностей. Например, студент может учиться лишь для того, чтобы сдать экзамен, но в какой-то момент у него может возникнуть желание узнать новое, и это может стать новой целью. Потребности не существуют в статичном состоянии, они могут меняться. Человек, в отличие от животного, может осознанно «работать над собой», то есть активно менять себя, а не только менять под себя окружающую среду. Как сказал Блаженный Августин еще в IV веке нашей эры: «Я работаю над этим и работаю над самим собой: я стал сам для себя землей, требующей тяжкого труда и обильного пота». В процессе коучинга человек может выявить направление своего личностного развития, то есть сформировать видение того, каким человеком он хочет стать. Это уже не миф, а реальность успешного коучинга.
Люди довольно сложные и противоречивые существа, и очень часто можно обнаружить несоответствие между поставленной целью и потребностью человека. Например, девушка хочет выйти замуж и ставит перед собой цель – похудеть. Но достижение этой цели не гарантирует достижение того, что она хочет. Или, например, молодой человек хочет продвижения по карьере и для этого задерживается допоздна на работе, тем самым демонстрируя лояльность своему начальнику, но далеко не факт, что такое поведение приведет к желаемой цели. Вместо повышения он может просто переутомиться, что в свою очередь скажется на эффективности его работы, цель же, которую он поставил, достигнута не будет. Мы видим, что достижение поставленной цели может и не приводить к удовлетворению насущной потребности. С другой стороны, достижение некоторых целей требует коренной перестройки мотивации. Так политик, который движим стремлением к власти, может не достичь своей цели – люди будут чувствовать неискренность и фальшь в его словах. Чтобы быть эффективным, человеку нужно уметь не только трудится над достижением цели, но четко понимать, что им движет на самом деле. Коуч разбирает мотивы и цели поведения человека. Соответствуют ли намеченные цели мотивам человека, и приведет ли достижение намеченной цели удовлетворению его потребности.
Основной инструмент работы коуча – это вопросы. Его задача в том, чтобы задавать такие вопросы, которые выведут человека к осознанию его картины мира, расширят горизонт восприятия, позволят ему расширить контекст ситуации. Думать – значит уметь задавать правильные вопросы и находить на них ответы. Эта способность осознавать себя называется рефлексией. Проводя интервью, я часто вижу, как даже очень умных людей легко ставят в тупик казалось бы простые вопросы: «Зачем и почему Вы это делаете?», «Как то, что Вы делаете, позволит Вам достичь того, что Вы хотите?».
Рефлексия возможна не только в сфере мышления. То, что человек чувствует, зачастую важнее того, о чем он думает, ведь эмоции – это прекрасный индикатор уровня удовлетворенности наших потребностей. При определенной практике можно сформировать навык эмоциональной рефлексии. Рефлексия – это тренируемый навык. Ей нельзя научиться, не практикуясь. Выработать в себе этот навык может помочь коуч. Создав в своей душе баланс между чувствами, желаниями и убеждениями, человек попадает в состояние, которое в коучинге называется ресурсным. Это состояние, в котором появляется возможность достигать выдающихся результатов в любом виде деятельности. Ресурсного состояния нельзя достичь один раз и навсегда. Это состояние, которое нужно в себе поддерживать.
Задача коучинга состоит в том, чтобы вывести человека на саморефлексию – помочь ему в прояснении его же потребностей, мотивов поведения, поставленных целей. Важно, чтобы это была позитивная рефлексия, а позитивной она является тогда, когда у человека появляются силы и желание жить по-другому. Только изменение поведения говорит об эффективности коучинга. Коучинг можно считать успешным тогда, когда человек начинает делать что-то по-другому или начинает делать то, чего раньше никогда не делал.
Очевидно, что коучинг – не панацея от всех бед, он не дает ответы на все вопросы. Точнее, коучинг дает возможность задать себе такие вопросы, которые раньше упускались из виду.
Статья интересная, спасибо. Есть, правда, один комментарий.
Привожу две цитаты из статьи:
1. "Коучинг можно сравнить с физкультурой, которая не лечит болезни, но дает возможность сохранить и улучшить здоровье. Думаю, вы согласитесь, что психотерапия – это другой вид помощи человеку".
2. "Коучинг можно считать успешным тогда, когда человек начинает делать что-то по-другому или начинает делать то, чего раньше никогда не делал."
Привожу определение из медицинской литературы:
"Психотерапия в широком широком смысле включает в себя организацию труда и быта, профилактику психотравмирующих факторов и т. п."
Мои выводы:
1. Если коучинг помогает "улучшить здоровье", то зачем это нужно здоровому человеку?
2. Не думаю, что сейчас есть "здоровые" люди, особенно в среде тех, кто пользуется услугами "коучинга". Там и стресс, и перенапряжение и много чего еще.
Поэтому уверена, что в коучинге в любом случае, явно или не явно, используются приемы психотерапии, иначе ощутимый эффект достигнут не будет. Во-первых, это все - об определениях (см. выше), во-вторых не согласна с тем, что "психотерапия - другой вид помощи": одно тесно пересекается с другим, как и в любой другой деятельности, связанной с прямым контактом людей, т.е. с воздействием на психику: руководство, управление, любое другое взаимодействие и т.п.
Согласен, что коучинг и психотерапия имеют общие черты. Но все же это разные виды помощи человеку. Есть психотерапия, а есть психиатрия. Они тоже в чем-то пересекаются. Но акценты в работе психолога, психиатра и коуча разные. Это разные виды деятельности, которые требуют от человека разный уровень подготовки.
Перемудрил: "Для достижения цели нужна энергия. Эту энергию по-другому называют мотивацией."
Мотивация это желание сделать что-то. Энергия это способность (возможность) сделать что-то.
Так выпьем же за то, что бы наши желания совпадали с нашими возможностями!
Многие сейчас вспомнили эту прописную истину, ставшую нам известной задолго до буржуйского коучинга....
Выпьем, конечно)))
Сергей, думаю Вы согласитесь, что не все желания приводят к поступкам. Можно желать, но не делать. Мотивация подразумевает такое желание, которое приводит к действию.