Коучинг – профессия или модное увлечение?

В среде отечественных тренеров, консультантов и психотерапевтов царит оживление (текст впервые был опубликован на портале в 2005 году – Executive.ru). Появилось новое слово, и все хотят узнать, что же это такое. Тем более, что по слухам, на нем можно неплохо заработать.

И действительно, некоторые уже зарабатывают. Говорят, нормально. Значит, и мы тоже теперь будем. «Итак, – говорит некий директор некой консалтинговой (тренинговой? рекрутинговой?) компании, – теперь мы будем заниматься коучингом тоже. Время, понимаете, конкуренты там уже шевелятся, надо и нам. Так, кто у нас бывший психотерапевт? Ты? Будешь теперь коучем. Лицо поумней, взгляд посуровей… хорошо. Что дальше? Сайт надо дополнить, статей пару тиснуть – что такое коучинг и зачем он нужен нашим клиентам. Так, кто у нас клиенты побогаче, кто за это заплатить может? Топы, значит? Хорошо, будем топам продавать бизнес-коучинг. Эх, здорово звучит!…».

И – продают. Побродив по просторам интернета, полистав печатные издания и даже на скорую руку изданные книжки, приходишь к выводу, что продажа коучинга в современной России чем-то неуловимо напоминает продажу «Гербалайфа». Причем продавец заранее чувствует себя виноватым в том, что продает вам этот «Гербалайф». Простите, коучинг. И не зря чувствует. Ибо под маркой коучинга чаще всего продается одно и то же: этакая волшебная палочка, которая принесет счастье, быстрое и легкое, в яркой заграничной упаковке и без необходимости что-то делать самому (сидеть на диетах, заниматься спортом, разрабатывать систему стимулирования). Просто, как в американской сказке, заплати – и у тебя все будет.

По всем правилам жанра здесь мне следует со всем негодованием заявить, что коучинг – это не волшебная палочка! Кстати, во всех встретившихся мне книгах по коучингу, авторы, словно сговорившись, постоянно пишут, чем коучинг не является. Это, дескать, не тренинг, не консалтинг, и (тем более!) не психотерапия! Вот можно еще одно «не» добавить. Коучинг – это не волшебная палочка! Но что же это тогда? – возникает справедливый вопрос. И действительно, что же такое коучинг? Чем конкретно он отличается от консалтинга, тренинга и прочего? Какие задачи он решает и как? И можно ли объяснить это в двух словах, так, чтобы понял и неспециалист? Попробуем.

Так что же такое коучинг?

12 часов ночи. Громкий стук в дверь.
Штирлиц подходит к двери и спрашивает: «кто там?»
«Здесь вопросы задаем мы!» – доносится из-за двери.
«О, – подумал Штирлиц, – коучи пришли…»

Хотите застать коуча врасплох – спросите его, что это за профессия. Я сам долгое время терялся, когда меня об этом спрашивали. Коучинг – это такое… этакое…, и еще вот это…, а вот, например… И на пятой минуте объяснений собеседник (если не сбежал раньше) уже и сам не рад, что спросил. И как только коучинг не называли. Это и персональный тренинг (это явно тренера постарались). Это и психотерапия для здоровых (здесь голос подают психологи). Это персональное консультирование (здесь тоже все понятно, правда?). Напридумывали массу метафор, историй и притч (так появилось название «новая религия менеджмента»… чур меня). Затем спохватились, что коучинг могут спутать с тренингом, консалтингом и психотерапией – и сразу стали говорить, чем коучинг не является… Теперь, для целостной картины, нам осталось сформулировать одно. Чем же, наконец, коучинг является?

Некоторое время назад я готовил мастерскую для конференции по управлению персоналом. Мастерская, разумеется, была на тему коучинга в бизнесе. И, зная обычных посетителей такого рода конференций, я понял, что уж где-где, но здесь без конкретного определения по теме не обойдешься. Поэтому пришлось сесть и написать: «Коучинг – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей».

Тут же моя душа коуча начала возмущаться, стенать и кричать, что определение далеко не полно, что оно не раскрывает всю настоящую суть коучинга.… Но чем больше я смотрел на то, что написано, тем больше убеждался, что добавлять ничего не надо. Суть изложена ясно. А особенности коучинга – тема для статьи, а не для определения.

Далее, необходимо было сказать, какие конкретно задачи решает коучинг. И сказать также надо было ясно и конкретно. Поэтому, в очередной раз, повоевав со стенающей душой, я умудрился сократить весь спектр задач всего до трех пунктов:

1. Расширение картины мира клиента.

2. Решение задачи руками клиента.

3. Выработка клиентом навыков, позволяющих решать аналогичные задачи самостоятельно.

И действительно, что бы там про коучинг не говорили, его можно свести к трем задачам. Клиенту необходимо помочь расширить кругозор, чтоб он лучше начал видеть свою ситуацию, проблемы, задачи и возможности их решения. Затем надо помочь ему решить свои задачи, но сделать это так, чтобы клиент сам с ними справился – и таким образом стал сильнее (если хотите, то и мудрее, просветленнее, даже духовнее), то есть, просто более способным решать такие задачи самостоятельно.

Все гениальное просто. Особенно в теории. А когда мы переходим к практике и начинаем отвечать на вопрос, как именно коуч помогает клиенту в решении этих проблем… Единственное, на что становишься способен, – так это говорить всякими метафорами, легендами и иносказаниями. Как оракул, честное слово.

Благодаря килограммам соответствующей литературы, существует масса примеров того, как коуч будет помогать вам учиться ездить на велосипеде, поэтому в качестве метафорического примера, объясняющего эту работу, мы выберем что-нибудь другое. Например, лазание по стенам. Итак, представьте себе, что вы приходите к специалисту и говорите: «вон там есть стена, и я ее боюсь». Как реагируют разные специалисты?

Психолог: «Хочешь поговорить об этом?». «Ты в детстве падал со стен?». «Что тебе при этом говорил папа?».

Тренер: «Подумаешь, стена! Пару недель хорошей тренировки – и любая стена нипочем! Смотри, как я это делаю!».

Консультант: «Вообще, в природе встречаются разные типы стен, и существуют несколько способов их преодоления, в зависимости от поставленных целей и имеющихся ресурсов. Вот, например, как эту проблему решила компания «Хаммер текнолоджиз»…».

Коуч: «И что?».

«То есть, как что?», – спросите вы. «А так, – ответит коуч. Что с того, что там стена, и ты ее боишься? Зачем она тебе?». «Ну как зачем? – скажете вы, – мне надо на ту сторону». «А зачем тебе на ту сторону?» – спросит коуч.

Если вы не пошлете его куда подальше и соблаговолите продолжить разговор, вы обнаружите, что вас жизнь в принципе устраивает, вот только стена маячит на горизонте и мешает этой жизнью наслаждаться (и поэтому вы хотите ее убрать) – значит, вам действительно не к коучу. Вам нужен психолог или консультант, или подрядчик по сносу недружественных элементов ландшафта. А вот если у вас есть цель, и дорогу к ней преграждает стена, и вам действительно надо на ту сторону, и вы не знаете, что делать – вот тогда вы обратились по адресу.

Коуч знает, что есть стена, и есть изображение этой стены на вашем «внутреннем экране», и то, чего вы боитесь, скорее, существует не на стене, а на «внутреннем экране». Коуч также знает – чтобы эти страхи преодолеть, вам нужно подойти к стене и сравнить то, что вы видите, с тем, что у вас на «экране». Возможно, подойдя к стене, увиденное будет настолько отличаться от видимого на внутреннем экране, что вы просто рассмеетесь от неоправданных страхов – и узнаете много о себе и об этой злополучной стене. Возможно, обе эти картины окажутся идентичными, а ваши страхи реальными – например, стена действительно неприступна, ее никак не обойти, и вы боитесь упасть, потому что не умеете лазать. И тогда вам придется учиться лазать и преодолевать страх в процессе учебы. А возможно, стены там вообще не окажется – это будет лишь мираж, к которому вы боялись подойти.

Как бы то ни было, но коуч будет вместе с вами все это время. Он не будет гнать вас к стене, не будет тащить вас на себе или переносить через стену. Он будет помогать вам идти к ней самостоятельно – делать те шаги, которые вы можете сделать, искать те решения, которые подходят для вашей ситуации, а не для каких-то там «Хаммер энтерпрайзес». Он будет помогать вам раскрывать свой имеющийся потенциал, с максимальной эффективностью использовать те навыки, которые у вас уже есть, и вырабатывать те, которых вам не хватает. Он будет тем человеком, который действительно заинтересован в том, чтобы вы дошли до этой треклятой стены – и преодолели ее, или то, что там окажется. И после этого пошли дальше и достигли того, чего вы хотели достичь.

И не важно, что обычно находится на месте стены: новая работа, открытие своего бизнеса, проведение важных переговоров, начало карьеры торгового агента или следующие 10 миллионов евро. Важно то, что какими бы неприступными не казались нам препятствия, всегда есть способ их преодолеть, и какой бы далекой не казалась наша цель – мы всегда имеем возможность добраться до нее быстрее, чем нам поначалу кажется.

Базовое уравнение коучинга

Давным-давно, когда слово коучинг впервые начало перекочевывать из спорта в бизнес, один из бывших спортивных коучей (а ныне – признанный гуру спортивного и бизнес-коучинга) Тим Голви предложил «формулу эффективности», показывающую, из чего эта самая эффективность складывается. В математическом виде формула выглядит так:

P = P – I. Performance = potential – interference

Эффективность = потенциал – препятствие.

Из нее следует, что для достижения поставленных целей нам необходимо сделать две вещи:

а) Максимизировать наш потенциал (обнаружить лучшее, что в нас есть, научиться эффективно его применять, и по ходу дела подтягивать то, чего не хватает).

б) Устранить препятствия (как внутренние – страхи, предположения, стереотипы, так и внешние – неблагоприятную среду, угрозы внешнего окружения, отсутствие альпинистского снаряжения и несовершенство налоговой системы).

На этом и фокусируется работа коуча.

Продолжение статьи вы можете прочитать здесь. Орфография и пунктуация в файле – авторская.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 16 февраля 2005 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Иваново

Коучи однозначно могут быть полезны, но, к несчастью, в России появилось довольно много непрофессиональных специалистов, которые называют себя коучами. Очень важно правильно выбрать направление своего развития, поэтому советую посмотреть видео о том, как отличить специалиста высокого уровня от самозванца

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - "я умудрился сократить весь спектр задач (коучинга - В.Т.) всего до трех пунктов: 1. Расширение картины мира клиента. 2. Решение задачи руками клиента. 3. Выработка клиентом навыков, позволяющих решать аналогичные задачи самостоятельно.

Я консультант по управлению (работаю также тренером - провожу тренинги по ряду тем) - и тема коучинга осталась для меня непонятой, ссылку на эту публикацию дали в другой ветке по коучингу - спасибо давшему. Теперь по цитате:

1. "Расширение картины мира клиента" - когда я знакомлю клиента с инструментарием менеджмента (вот сегодня, например, знакомил с ним руководителей и специалистов муниципалитетов ряда районов нашего региона) - я также расширял картину мира участников (либо нужно пояснить что такое расширение этой границы, если я не верно интерпретировал цитату).

2. С первого кризиса 1998 года мы делаем всю работу руками клиента - и выгоднее клиенту, и два эффекта сразу - результат и умение далее подобное (например, разрабатывать стратегию фирмы или бизнес-направления) делать клиенту самому.

3.Это уже отметил в п.2.

то есть, по перечню задач консультант по управлению не отличается от коуча (либо коучера - в инете и так есть и так, а по орфографии должно быть так, как перевели первый раз, а как первый раз перевели - не знаю). Ну, может задачи консультанта по управлению значительно шире, поскольку есть разные режимы консультирования (экспертное, обучающее, процессное).

За коучингом остается исключительно форма? - задавать вопросы? надеюсь на ответ профи в сфере коучинга, либо, допускаю, ответ в приложении к статье - но это уже смогу "заценить" не раньше выходных.

Исполнительный директор, Москва
Владимир Токарев пишет:
когда я знакомлю клиента с инструментарием менеджмента (вот сегодня, например, знакомил с ним руководителей и специалистов муниципалитетов ряда районов нашего региона) - я также расширял картину мира участников

Вполне возможно. При этом есть риск, что вы не расширяете картину, а добавляете новые элементы. Я полагаю (без претензий на абсолютную истину) под "расширением картины мира" более полный взгляд на область приложения усилий. Аналогично приведенному примеру со стеной: "хочу за стену" - "для чего, что это даст, какие возможности появляются в случае успеха" - и (взможно) задача преодоления стены трансформируется в совершенно другую.

Владимир Токарев пишет:
по перечню задач консультант по управлению не отличается от коуча

Иногда перечни задач пересекаются.

Представьте двух собеседников за столом, на котором находится "ящик" с проблемой. Один из них - "клиент", его внимание обращено на ящик. Когда второй собеседник изучает "ящик" вместе с клиентом - он консультант, когда вместо ящика объект внимания клиент - он коуч.

Вопросы - один из десятка инструментов. Возможно, базовый - при этом точно не единственный и не определяющий форму воздействия.

PS. Не считаю себя профи в сфере коучинга, несмотря на наличие сертификатов в этой области.

Руководитель, Саратов

Расширять картину мира клиента нужно с учетом его зоны ближайшего развития. Если слишком быстро и широко, то клиент «лопнет» от натуги. Если слишком медленно и узко, то не будет ощущения развития, заскучает, потеряет мотивацию. Голви очень хорошо описал как осознание работает на развитие. Техники осознания это его основной инструмент. Интересный эффект. Как только человек вошёл в зону ближайшего развития – она тут же увеличивается. Это гонка за своей тенью.

Аналитик, Москва

Статья, написанная лёгким языком.
Но дело даже не в этом. Статья 2017 года.
Как говорится, всё течёт, но ничего не меняется.

Как спорили о кучинге, та и спорим. И методики всё те же, и взгляды, и противостояние. А миру ушёл далеко вперёд.
Или в сторону, кому как.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.