Недавно во время обеда у меня произошел один весьма интересный диалог. Одна очень уважаемая мной женщина (имя назвать не могу) задала непростой вопрос. Почему твои услуги стоят так дорого? Вообще-то, удивился я, 80% из того, что я делаю, я делаю бесплатно. Я готов поделиться практически любой информацией, которой я владею. Более того, я зачастую выступаю бесплатно, даю бесплатные вебинары, отвечаю на вопросы по скайпу и почте. Те, кто был на моих бесплатных выступлениях, знают, что я охотно отвечаю на вопросы, готов делиться секретами своей профессии.
Но, действительно, мое время и внимание стоят дорого. Если нужно разобраться в ситуации, понять суть проблемы, дать понятные и практичные рекомендации по конкретной ситуации человека или организации, то это будет стоить дорого. Тут я даже не рассматриваю такой момент, что понятия “дорого” и “дешево” весьма относительны. Это весьма субъективные понятия. Для одно часы Ролекс - это безумная трата денег, для другого - разумное вложение. Чашка кофе за 200 рублей дорого, если пьешь один дома, но если угощаешь друга или девушку в день рождения, оказывается, цена уже приемлема.
Дама не унималась. “Как же формируются цены на твои услуги? Берешь с “потолка”?”- с легкой иронией спросила она. Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось потрудиться.
Давайте вспомним, что до изобретения книг и интернета доступ к информации был весьма ограничен. Знания передавались устно. Кроме того, существовала очевидная нехватка информации. Люди знали слишком мало об окружающем мире. С появлением книг хранить информацию и передавать ее стало проще. Но дефицит информации постоянно сохранялся. Сейчас человечество вступило в цифровую эпоху. Хранение и передача информации не стоит практически ничего. Но это еще не все. Появился избыток информации, ее стало очень, очень, очень много, даже слишком много. Недавно услышал историю. Молодой человек решил завести собаку. Он погрузился в интернет. Через месяц он знал о собаках все: породы собак, выставки, как кормить и как выгуливать, какие могут быть болезни. Он прочитал о том, как разводить собак, как делать им прививки, прочитал все о том, как содержать собаку в городской квартире. Но… собаку он в итоге так и не купил.
Наличия исчерпывающей информации было недостаточно. Однако, я уверен, если бы с ним был человек, который бы сходил с ним на выставку, помог выбрать щенка и показал ему, как кормить собаку и о ней заботиться, то у него появился бы удивительный домашний питомец.
Сейчас люди зачастую не знают, что делать с избытком информации. Человек становится экспертом в какой-то теме, когда разбирается в этой теме досконально, имеет практический опыт, “набил все возможные шишки”, “наступил на все возможные грабли”, но несмотря на это достиг реальных, ощутимых результатов, а не просто много прочитал по теме. Такой человек не просто носитель информации. Настоящего эксперта от теоретика отличат знание деталей, умение видеть ньюансы, умение думать и видеть причинно-следственные связи там, где другие их не видят. В этом случае внимание и время этого человека стоят очень дорого.
Профессионала в любой сфере отличает то, что он работает легко, играючи. Возникает иллюзия, что его труд прост и легок, что с такой работой справится любой. То, что он говорит, звучит просто и понятно,возникает ощущение, будто все об этом давно и так знают. Но это не так. За этой внешней легкостью скрывается многолетний опыт, опыт проб и ошибок, опыт поиска ответов на непростые вопросы. Время и внимание такого человека не может стоить дешево.
Дальше дама занялась поеданием тортиков, а я принялся доедать остывший стейк.