Памятка руководителю: как выбрать коуча для организации

Коучинг – услуга высокоинтеллектуальная, инновационная и недешевая, а рынок все еще находится в стадии формирования. Давайте разберемся, как сделать правильный выбор среди множества компаний, школ, авторских методик, последователей agile-коучинга и фрилансеров. Для этого организации нужно ответить себе на два вопроса: какие задачи хотим решить с помощью коучинга, и каким коуч должен быть.

Зачем нужен коуч

  1. Для управления изменениями, реорганизации, при слияниях и поглощениях. Он сделает все возможное, чтобы изменения прошли гладко, с минимальными потерями, чтобы сотрудники не просто смирились с переменами, как с неизбежным злом, а сохранили продуктивность и положительный настрой.
  2. При постановке и решении стратегических бизнес-задач. Руководитель и его команда самостоятельно проведут диагностику бизнеса, расставят приоритеты, примут управленческие решения, поставят цели, распределят ресурсы.
  3. В управлении командами. Все более популярным становится проектный подход и, как следствие, коучинг команд. В распределенной экономике ключевые бизнес-задачи решают команды, члены которых могут быть разбросаны по разным странам. Управление командами (особенно, удаленными) – отдельная компетенция руководителя, которая становится все более востребованной.
  4. При внедрении новых технологий. Вместе с руководителем и его командой коуч проанализирует влияние инноваций на внутренние процессы, продукт, клиентов, продвижение, продажи, логистику и другие аспекты жизнедеятельности компании, а команда построит «дорожную карту» внедрения инноваций.
  5. Когда есть потребность в поддержании ресурсного состояния (эффективности и работоспособности) сотрудников и организации в целом. Профилактика эмоционального выгорания – область применения навыков коуча.
  6. При формировании (изменении) корпоративной культуры. Чтобы сократить дистанцию между декларациями и реальной жизнью. Он поможет понять, чем на самом деле живет компания, какими культурными кодами руководствуется, на какие ценности ориентируется. Особенно актуальна помощь коуча в международных компаниях или при управлении распределенными командами.
  7. Для повышения эффективности руководителей высшего звена и первых лиц компаний.
  8. Для внедрения наставничества в организации. Это позволит сделать компанию гибкой, самообучающейся, с сильной корпоративной культурой и готовой к новым вызовам.
  9. Когда организация переживает сложные времена и нужно найти новые смыслы и ресурсы, чтобы выбраться из кризиса. Коуч создаст условия, при которых вместо поиска виноватого компания найдет решение.
  10. Коучу можно поручить любые другие задачи, направленные на развитие и на повышение эффективности организаций и сотрудников.

Для чего не нужен коуч

  1. Чтобы свалить на него ответственность за непопулярные решения и за ошибки. Эта идея обречена на провал, потому что коуч – не советник, он помогает руководителю принять осознанное решение, найти ресурсы и выйти на новый уровень, но не учит жить. Опытный коуч просто не возьмется за эту работу.
  2. Чтобы «подстегнуть» сотрудников, которые с точки зрения руководства работают не с полной отдачей. Коуча нельзя рассматривать как дисциплинарную меру. Наоборот, эта высококвалифицированная и недешевая услуга может быть прекрасным способом поощрения для сотрудников, которым нужно справиться с новыми проектами или освоить новые полномочия.
  3. Для мгновенного результата. Качественные изменения не происходят за один день. Можно приделать гусенице крылья и заставить ее летать, но она не станет бабочкой. Должны произойти внутренние изменения. Это применимо как к человеку, так и к организации. Оптимальный вариант – договориться о долгосрочном сопровождении организации и/или руководителя.
  4. Если вы или ваша компания не готовы к тому, чтобы работать в атмосфере прозрачности, конструктивного диалога и не настроены на то, чтобы что-то менять.

Получается, что нужно искать коуча, чьи компетенции или специализация подходят под поставленные задачи, но нелегко сориентироваться среди большого количества школ, институтов, авторских курсов и методик. К сожалению, адекватно оценивать свою квалификацию и предоставлять только достоверную информацию о своих услугах и квалификации может ограниченное число профессионалов.

Поэтому я рекомендую ориентироваться на следующие параметры:

  • Ценности. Обязательно пообщайтесь с человеком, объясните, что важно для вас в проекте, выясните, какие ориентиры у коуча, что для него «хорошо», а что «плохо». Насколько у вас совпадает картина мира? Если, например, вы хотите реализовать проект любой ценой, на разрыв аорты, а коуч исповедует бережное отношение к людям, то вам трудно будет найти взаимопонимание.
  • Этика. Поговорите о писаных и неписаных этических правилах работы коуча. Если он (она) является членом профессиональной ассоциации, то это большой плюс, потому что такой специалист будет априори придерживаться этических норм в работе.
  • Багаж. Успешные проекты, отзывы клиентов, образование, дополнительное образование, отзывы коллег, членство в профессиональных ассоциациях, факт регулярного прохождения коучинговой супервизии (для повышения качества работы, профессионального роста и осознания ответственности перед клиентами).

Где искать коучей

  • На сайтах профессиональных сообществ. Это будет означать, что эксперт прошел «предварительный отбор».
  • На профессиональных и профильных конференциях. Изучайте списки спикеров и участников мероприятий – в них участвуют люди, настроенные на личное развитие и профессиональный рост.
  • На мероприятиях, посвященных коучингу, фасилитации, вопросам развития человеческого капитала – по тем же причинам.
  • С помощью старого доброго «сарафанного радио»: спрашивайте рекомендации друзей и коллег. Ведь коуч будет работать с самым ценным, что у вас есть – с людьми. Нужно очень тщательно выбирать того, кого вы к ним подпустите.

Есть еще одно очевидное решение – вырастить коуч-компетентного специалиста в своих рядах. Совсем необязательно всех и каждого превращать в коуча, ведь это призвание, а призвание должно найти человека само, как и в других творческих профессиях. Зато коуч-компетентный специалист прокачает навыки коммуникации, недирективного общения и обратной связи, будет создавать условия для развития, создаст доверительную атмосферу в компании, будет полезен в кросс-функциональных проектах и для работы с командами. И чем больше будет таких специалистов, тем успешнее будет компания.

Фото: freepik.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

"Для чего не нужен коуч" (цитата).

Для нормальной работы

Кому не нужен коуч.

Хорошим руководителям

PS. "Минус" не мой. Я ставлю только плюсы

Researcher, Москва
Любовь Гвоздилина пишет:
Для нормальной работы

Для нормальной работы коуч НЕ НУЖЕН. Нужен НОРМАЛЬНЫЙ директор.

А если директор "ненормальный" то никакой коуч не поможет. Нужно менять директора, а не приглашать непонятно кого.

Консультант, Москва
Валерий Овсий пишет:
А если директор "ненормальный" то никакой коуч не поможет. Нужно менять директора, а не приглашать непонятно кого.

А может сделать самого директора коучем?

Для чего нужен коуч пишет автор:

  1. При постановке и решении стратегических бизнес-задач. Руководитель и его команда самостоятельно проведут диагностику бизнеса, расставят приоритеты, примут управленческие решения, поставят цели, распределят ресурсы.
  2. И.Т.Д. по списку,
  3. А это все прямые обязанности директора.


Аналитик, Ростов-на-Дону

Вывод из статьи несколько неожиданный: русский язык стремительно засоряется всякими заимствованными "коучами" и "измами". Так и до деградации недалеко.

Researcher, Москва
Валентина Путилина пишет:
А может сделать самого директора коучем?

Если не обращать внимание на слово "коуч" то директор (хороший) не только раздает команды подчиненным, но и ПОМОГАЕТ их выполнять на основе своего опыта, знаний...

Но это ЗНАЧИТЕЛЬНО больше, чем заявляют коучи. Это ближе к наставничеству.

Консультант, Москва
Валерий Овсий пишет:
Если не обращать внимание на слово "коуч" то директор (хороший) не только раздает команды подчиненным, но и ПОМОГАЕТ их выполнять на основе своего опыта, знаний... Но это ЗНАЧИТЕЛЬНО больше, чем заявляют коучи. Это ближе к наставничеству.

Собственно так должно и быть - помощь, наставничество + трудовая дисциплина. Только тогда можно создать настоящую команду сослуживцев, а не наемных работников.

Researcher, Москва
Валентина Путилина пишет:
… создать настоящую команду сослуживцев ...

Меня всегда сильно напрягает в этой фразе два слова. Это "создать" и "команда".

Первое команда. Это что?
Вот в нашей компании исповедуется ПРОЦЕССНЫЙ подход и проектное управление. Если команда это группа людей объединённых общей целью и разделяющих единые подходы и ценности то где она должна быть в нашей компании? Ведь понятно что мои цели директора и совладельца сильно отличаются от целей ТОП менеджеров и уж тем более рядовых сотрудников. Так же большие различия по ценностям и прочим...
Я не вижу место для команды.

Второе - создать. Принципиально не верю в возможность создания какими-то тренингами по "перетягиванию каната" или "составлению пазла".


Консультант, Москва
Валерий Овсий пишет:
Меня всегда сильно напрягает в этой фразе два слова. Это "создать" и "команда".

Я так считаю - команда это когда входящие в нее участники понимают, что они друг другу НУЖНЫ и дорожат каждый своей нужностью.

А создать команду можно, почему нет, найти только точки соприкосновения нужды в друг друге на взаимовыгодной основе.

Researcher, Москва
Валерий Овсий пишет:
команда это группа людей объединённых общей целью и разделяющих единые подходы и ценности
Валентина Путилина пишет:
Я так считаю - команда это когда входящие в нее участники понимают, что они друг другу НУЖНЫ и дорожат каждый своей нужностью.

Разное понимание термина "команда" наблюдается не только у нас с Вами. Это системное противоречие "антагонистических групп" ;-) консультантов и действующих управленцев. Это противоречие может быть полезно представителям как одной так и другой группы ЕСЛИ его правильно понимать и использовать!!

Консультант, Москва
Валерий Овсий пишет:
Разное понимание термина "команда" наблюдается не только у нас с Вами. Это системное противоречие "антагонистических групп" ;-) консультантов и действующих управленцев. Это противоречие может быть полезно представителям как одной так и другой группы ЕСЛИ его правильно понимать и использовать!!

Антагонизм интересов существовал всегда и не только между консультантами и управленцами. Даже два человека одного социального уровня не лишены противоречий - у каждого свое мировоззрение, свои ценности, свое понимание смысла жизни. Но есть ситуации, связанные с самими основными , общими потребностями одинаковыми у всех, И на этих общечеловеческих свойствах строятся различные формы взаимных отношений, конечно если эти свойства правильно понимать и правильно использовать - здесь вы абсолютно правы!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.