Коучинг – услуга высокоинтеллектуальная, инновационная и недешевая, а рынок все еще находится в стадии формирования. Давайте разберемся, как сделать правильный выбор среди множества компаний, школ, авторских методик, последователей agile-коучинга и фрилансеров. Для этого организации нужно ответить себе на два вопроса: какие задачи хотим решить с помощью коучинга, и каким коуч должен быть.
Зачем нужен коуч
- Для управления изменениями, реорганизации, при слияниях и поглощениях. Он сделает все возможное, чтобы изменения прошли гладко, с минимальными потерями, чтобы сотрудники не просто смирились с переменами, как с неизбежным злом, а сохранили продуктивность и положительный настрой.
- При постановке и решении стратегических бизнес-задач. Руководитель и его команда самостоятельно проведут диагностику бизнеса, расставят приоритеты, примут управленческие решения, поставят цели, распределят ресурсы.
- В управлении командами. Все более популярным становится проектный подход и, как следствие, коучинг команд. В распределенной экономике ключевые бизнес-задачи решают команды, члены которых могут быть разбросаны по разным странам. Управление командами (особенно, удаленными) – отдельная компетенция руководителя, которая становится все более востребованной.
- При внедрении новых технологий. Вместе с руководителем и его командой коуч проанализирует влияние инноваций на внутренние процессы, продукт, клиентов, продвижение, продажи, логистику и другие аспекты жизнедеятельности компании, а команда построит «дорожную карту» внедрения инноваций.
- Когда есть потребность в поддержании ресурсного состояния (эффективности и работоспособности) сотрудников и организации в целом. Профилактика эмоционального выгорания – область применения навыков коуча.
- При формировании (изменении) корпоративной культуры. Чтобы сократить дистанцию между декларациями и реальной жизнью. Он поможет понять, чем на самом деле живет компания, какими культурными кодами руководствуется, на какие ценности ориентируется. Особенно актуальна помощь коуча в международных компаниях или при управлении распределенными командами.
- Для повышения эффективности руководителей высшего звена и первых лиц компаний.
- Для внедрения наставничества в организации. Это позволит сделать компанию гибкой, самообучающейся, с сильной корпоративной культурой и готовой к новым вызовам.
- Когда организация переживает сложные времена и нужно найти новые смыслы и ресурсы, чтобы выбраться из кризиса. Коуч создаст условия, при которых вместо поиска виноватого компания найдет решение.
- Коучу можно поручить любые другие задачи, направленные на развитие и на повышение эффективности организаций и сотрудников.
Для чего не нужен коуч
- Чтобы свалить на него ответственность за непопулярные решения и за ошибки. Эта идея обречена на провал, потому что коуч – не советник, он помогает руководителю принять осознанное решение, найти ресурсы и выйти на новый уровень, но не учит жить. Опытный коуч просто не возьмется за эту работу.
- Чтобы «подстегнуть» сотрудников, которые с точки зрения руководства работают не с полной отдачей. Коуча нельзя рассматривать как дисциплинарную меру. Наоборот, эта высококвалифицированная и недешевая услуга может быть прекрасным способом поощрения для сотрудников, которым нужно справиться с новыми проектами или освоить новые полномочия.
- Для мгновенного результата. Качественные изменения не происходят за один день. Можно приделать гусенице крылья и заставить ее летать, но она не станет бабочкой. Должны произойти внутренние изменения. Это применимо как к человеку, так и к организации. Оптимальный вариант – договориться о долгосрочном сопровождении организации и/или руководителя.
- Если вы или ваша компания не готовы к тому, чтобы работать в атмосфере прозрачности, конструктивного диалога и не настроены на то, чтобы что-то менять.
Получается, что нужно искать коуча, чьи компетенции или специализация подходят под поставленные задачи, но нелегко сориентироваться среди большого количества школ, институтов, авторских курсов и методик. К сожалению, адекватно оценивать свою квалификацию и предоставлять только достоверную информацию о своих услугах и квалификации может ограниченное число профессионалов.
Поэтому я рекомендую ориентироваться на следующие параметры:
- Ценности. Обязательно пообщайтесь с человеком, объясните, что важно для вас в проекте, выясните, какие ориентиры у коуча, что для него «хорошо», а что «плохо». Насколько у вас совпадает картина мира? Если, например, вы хотите реализовать проект любой ценой, на разрыв аорты, а коуч исповедует бережное отношение к людям, то вам трудно будет найти взаимопонимание.
- Этика. Поговорите о писаных и неписаных этических правилах работы коуча. Если он (она) является членом профессиональной ассоциации, то это большой плюс, потому что такой специалист будет априори придерживаться этических норм в работе.
- Багаж. Успешные проекты, отзывы клиентов, образование, дополнительное образование, отзывы коллег, членство в профессиональных ассоциациях, факт регулярного прохождения коучинговой супервизии (для повышения качества работы, профессионального роста и осознания ответственности перед клиентами).
Где искать коучей
- На сайтах профессиональных сообществ. Это будет означать, что эксперт прошел «предварительный отбор».
- На профессиональных и профильных конференциях. Изучайте списки спикеров и участников мероприятий – в них участвуют люди, настроенные на личное развитие и профессиональный рост.
- На мероприятиях, посвященных коучингу, фасилитации, вопросам развития человеческого капитала – по тем же причинам.
- С помощью старого доброго «сарафанного радио»: спрашивайте рекомендации друзей и коллег. Ведь коуч будет работать с самым ценным, что у вас есть – с людьми. Нужно очень тщательно выбирать того, кого вы к ним подпустите.
Есть еще одно очевидное решение – вырастить коуч-компетентного специалиста в своих рядах. Совсем необязательно всех и каждого превращать в коуча, ведь это призвание, а призвание должно найти человека само, как и в других творческих профессиях. Зато коуч-компетентный специалист прокачает навыки коммуникации, недирективного общения и обратной связи, будет создавать условия для развития, создаст доверительную атмосферу в компании, будет полезен в кросс-функциональных проектах и для работы с командами. И чем больше будет таких специалистов, тем успешнее будет компания.
Фото: freepik.com
"Для чего не нужен коуч" (цитата).
Для нормальной работы
Кому не нужен коуч.
Хорошим руководителям
PS. "Минус" не мой. Я ставлю только плюсы
Для нормальной работы коуч НЕ НУЖЕН. Нужен НОРМАЛЬНЫЙ директор.
А если директор "ненормальный" то никакой коуч не поможет. Нужно менять директора, а не приглашать непонятно кого.
А может сделать самого директора коучем?
Для чего нужен коуч пишет автор:
Вывод из статьи несколько неожиданный: русский язык стремительно засоряется всякими заимствованными "коучами" и "измами". Так и до деградации недалеко.
Если не обращать внимание на слово "коуч" то директор (хороший) не только раздает команды подчиненным, но и ПОМОГАЕТ их выполнять на основе своего опыта, знаний...
Но это ЗНАЧИТЕЛЬНО больше, чем заявляют коучи. Это ближе к наставничеству.
Собственно так должно и быть - помощь, наставничество + трудовая дисциплина. Только тогда можно создать настоящую команду сослуживцев, а не наемных работников.
Меня всегда сильно напрягает в этой фразе два слова. Это "создать" и "команда".
Первое команда. Это что?
Вот в нашей компании исповедуется ПРОЦЕССНЫЙ подход и проектное управление. Если команда это группа людей объединённых общей целью и разделяющих единые подходы и ценности то где она должна быть в нашей компании? Ведь понятно что мои цели директора и совладельца сильно отличаются от целей ТОП менеджеров и уж тем более рядовых сотрудников. Так же большие различия по ценностям и прочим...
Я не вижу место для команды.
Второе - создать. Принципиально не верю в возможность создания какими-то тренингами по "перетягиванию каната" или "составлению пазла".
Я так считаю - команда это когда входящие в нее участники понимают, что они друг другу НУЖНЫ и дорожат каждый своей нужностью.
А создать команду можно, почему нет, найти только точки соприкосновения нужды в друг друге на взаимовыгодной основе.
Разное понимание термина "команда" наблюдается не только у нас с Вами. Это системное противоречие "антагонистических групп" ;-) консультантов и действующих управленцев. Это противоречие может быть полезно представителям как одной так и другой группы ЕСЛИ его правильно понимать и использовать!!
Антагонизм интересов существовал всегда и не только между консультантами и управленцами. Даже два человека одного социального уровня не лишены противоречий - у каждого свое мировоззрение, свои ценности, свое понимание смысла жизни. Но есть ситуации, связанные с самими основными , общими потребностями одинаковыми у всех, И на этих общечеловеческих свойствах строятся различные формы взаимных отношений, конечно если эти свойства правильно понимать и правильно использовать - здесь вы абсолютно правы!