Работая 20 лет в HR трех разных компаний, я изнутри наблюдала их устройство. Благо, одна из них – Coca-Cola – была, что называется, «построенная навечно», и ее можно было наблюдать в динамике с 1886 года. Теперь я работаю в агентстве по подбору руководителей, топ-менеджмента, редких специалистов, и перед глазами целая вселенная организаций. Все заказчики разные, у каждого своя культура и бизнес-ДНК.
Близкие ДНК у заказчика и исполнителя повышают эффективность и обеспечивают результат, дают обеим сторонам энергию и удовольствие от процесса, создают долгосрочное партнерство. Важно при этом: профессионализм исполнителя и реальный значимый запрос заказчика должны быть обязательно. Это необходимое условие для успешного делового взаимодействия и результата.
Бизнес-ДНК – это структура и культура: что и для чего мы делаем, как мы это делаем?
ДНК компании зависит от стадии жизненного цикла, отрасли/сферы, миссии и целей, личности собственника, формы собственности, бизнес-среды и рынка, масштабов и уровня деятельности.
Работая в агентстве, наблюдаю, как важно правильно организовать связку – менеджер со стороны заказчика и консультант со стороны агентства. Здесь играет большую роль не только принадлежность и глубокое знание консультантом своей практики, но и его личные качества/компетенции, «стиль» и этап развития как профессионала.
Поделюсь своей матрицей типов определения ДНК исполнителя для заказчика. Для этого использую идеи и наименования стадий жизненного цикла организации из книги «Управление жизненным циклом корпорации» Ицхака Адизеса.
1. Активисты-консультанты «давай-давай»
Быстрые, решительные, энергичные. Часто они перешли в рекрутмент непосредственно из оперативного бизнеса. Они могли быть успешными продавцами, тим-лидами и т. д. На своих позициях не могли ждать пока HR закроют их вакансии, и искали персонал сами: по прошлым контактам, по знакомым, друзьям и находили. Сейчас они с удовольствием работают как рекрутеры-консультанты.
Активисты любят работать быстро и сразу. «Снимают заявку» с интересом ровно до той стадии, когда ясны ключевые запросы заказчика. Детали запроса слушают, уже понимая, кого стоит рассмотреть на данную вакансию, и набирают этих людей тут же в ватсап или телеграмм. У них все контакты в облаке или в телефоне. Если необходимо, они легко и свободно преодолевают барьер секретаря и выходят на нужных «закрытых» кандидатов.
Они люди just now – работают «в потоке», весело. Получают удовольствие от скорости процесса и результатов. Восприимчивы к новому, мобильны, легки на подъем. Склонны действовать сразу. «Некогда размышлять, погнали!» – звонить, писать, общаться, передавать информацию. Часто они закрывают вакансии быстро. Счастливые, бегут кататься на лыжах. Работают из любого места, им неважно наличие рабочего пространства: телефон и интернет, худи и кофе – им вполне достаточно. Реактивны. Учатся на своих ошибках. Торопят руководителей и заказчика в процессе поиска.
Активисты результативны со стартапами и компаниями в стадии «давай-давай». Если совпали по ДНК с заказчиком, то их будут «носить на руках». Часто «на короткой ноге» с заказчиками. Делают «допродажу» услуги, увлеченно рассказывая о кандидатах «в наличии».
Оборотная сторона
Легко сдаются, если не получается закрыть вакансию «влет», ссорятся с замедлившимся менеджером заказчика, сложно проходят ожидание ответа по кандидату, могут быстро выгореть, тяжело, но недолго переживают отсутствие быстрого результата и успеха. Именно поэтому часто их объединяют в проектную команду с сильным системным тим-лидом.
Спринтеры. Очень хороши и результативны «на коротких дистанциях».
2. Наблюдатели – «Леонардо Да Винчи» в рекрутменте
«Жизнь не говорит тебе ничего, она все показывает» – Ричард Бах
Опытные, внимательные, мудрые, основательные. Получая первую информацию о возможной вакансии, они думают, смотрят в окно, поливают цветы и опять думают. Снимают заявку глубоко, в деталях, при этом вопросов задают мало, скорее создают комфортную для заказчика среду, в которой он сам рассказывает контекст. Ситуативно применяют экспертную и коучинговую позицию, испытывают реальный интерес к собеседнику, наблюдают, считывают «невербалику». Используют Helicopter view: «отойдя в сторону», слушают заказчика и представляют ситуацию в комплексе, сверху.
Вакансия для них – часть решения некой проблемы, «боли» заказчика. Любят общаться с самыми экспертными представителями компании, собирают запрос из первых рук. Параллельно изучают информацию в открытых источниках, думают, смотрят в окно, поливают цветы, и «вдруг» достают «из пространства» несколько сильных подходящих кандидатов. Тщательно проводят интервью, используют инструменты оценки квалификации и компетенций, анализируют факты, проявляют бдительность и осторожность, перепроверяют, смотрят в окно, и направляют заказчику двух идеальных кандидатов. Заказчик берет обоих, потому что в «десятку».
Работают из ресурсного рабочего пространства. Не всегда это стандартное рабочее место, предпочитают уютную свободную одежду, комфорт.
Проактивны. Прекрасно работают с компаниями, переживающими второе рождение и взросление – юность, занимают в общении с ними позиции коуча или эксперта.
Имеют сильное базовое образование (часто психология, языки) и продолжают учиться всю жизнь. Руководитель, тим-лид и заказчик торопят наблюдателей в процессе выполнения заявки.
При совпадении ДНК у наблюдателя и заказчика складывается общая Вселенная. И часто заказчик обращается к нему за экспертизой, учится у него, и заказывает следующий подбор.
Оборотная сторона
Часто наблюдателей привлекает и устраивает процесс больше, чем результат. Леонардо писал свою «Тайную вечерю» больше трех лет, он общался со своей фреской и через нее с миром. Так и здесь: увлекательный мир лучших кандидатов может быть бесконечно интересным. Наблюдателям полезно работать в паре с тим-лидом, жестко ориентированным на результат.
Просто идут свой путь, параллельно добиваясь сильных и долгосрочных результатов в подборе.
3. Системные консультанты. Система – наше все!
Объединяют наблюдения в сложные логически обоснованные теории. Соединяют разрозненные факты, включают логику, вычленяют сильные возможности из вполне регулярных фактов. Часто перфекционисты, гипер-проактивны. Они начали работать над данной вакансией не сейчас, когда она «прилетела», а 10 лет назад, когда работали по похожим вакансиям и четко составляли профили вакансий, объединяли их в группы, складывали в правильные архивные папки на съемном жестком диске. И еще три года назад, когда скрупулезно вносили информацию в базу данных и дублировали базу на случай сбоя. И таки, да! Сбой случился, и копия пригодилась!
Анализ и синтез. Имеют сильное базовое образование, золотую медаль и красный диплом. Учатся на кратких тренингах, где дают системы, близкую к практике теорию, модели, принципы, типологии. Рациональные консультанты, снимая вакансию, задают представителю заказчика системные вопросы, распределенные по четырем группам, быстро заполняют форму, часть информации копируя из предыдущей похожей формы. Правят текст в заявке, доводя его до совершенства. Направляют заказчику с хорошим сопроводительным письмом.
Грамотно работают с системой ресурсов: работные сайты, соцсети, база агентства и свои пронумерованные съемные жесткие диски. Собеседования проводят методично, комментарии делают сразу в электронном виде. Кандидатов направляют заказчику малыми группами по «два-три миллиона», с хорошим сопроводительным письмом и таблицей сравнения кандидатов. Ждут ответа спокойно три дня. Работают в деловой одежде всегда.
На одном языке общаются с крупными системными, иерархическими организациями в стадии расцвета и старения. Прекрасно взаимодействуют с госструктурами, сильно забюрократизированными организациями. Считывают логику заказчика и встраивают свои действия в его процесс.
Если совпали ДНК с заказчиком, подбор проходит гладко, «все ходы записаны», воронка подбора правильная, на выходе два финалиста. Консультант помогает заказчику с выбором, структурируя мысли второго. Результат: все довольны, отчет, информация в базе, архив, жесткий диск. Следующий!
Оборотная сторона
Не всегда держат фокус на результате, не хватает гибкости, сложно принимают изменения и не управляют ими. Минимизировать эти риски можно работой с тим-лидом – интегратором.
Марафонцы. Открывают второе и третье дыхание на каждой следующей отметке дистанции.
4. Прагматики
Пробуют на практике то, что узнали и услышали. Внимательны, ловят из пространства все идеи, которые могут сделать работу более эффективной, оптимально выстроить процессы. Изучают все новое и используют первую возможность, чтобы попробовать на практике. Современны, практичны, имеют самые разные полезные гаджеты и ресурсы, личные аккаунты везде. Нацелены на результат. Делегируют все, что можно делегировать. Предприниматели и профессиональные менеджеры по своей сути. «Вижу цель – не вижу препятствий». В развитии.
Снимая заявку с заказчика, акцентируют разговор на значимых деталях, хорошо разбираясь в отрасли, подчеркивают свои практические знания и рассказывают об успешно реализованных подобных проектах. Диалог в процессе снятия заявки выстраивают, как бы подсказывая представителю заказчика ответы на свои же вопросы. Взяв заявку в работу, приступают к поиску быстро, уверенно, постоянно держа в голове ключевые моменты и цель: максимально быстро и точно закрыть вакансию. Практичные, знающие себе цену рекрутеры, твердо стоящие на ногах. Общаясь с кандидатами, быстро принимают решения, решают проблемы, ускоряют процессы.
Успешно работают с компаниями «средних» стадий жизненного цикла юность-расцвет- старение.
При совпадении ДНК имеют живой, быстрый и при этом грамотно простроенный диалог, часто с хорошими результатами для заказчика, как по основной цели, так и расширение профкругозора.
Оборотная сторона
А поговорить? Прагматики часто совсем не учитывают человеческий фактор и работают на краткосрочные результаты без понимания долгосрочного эффекта. Эти проблемы легко решает грамотный авторитетный для заказчика и консультанта тим-лид.
Метафора для их работы: берем лучший транспорт в моменте и мчим.
Заключение
Понятно, что профессиональные консультанты с огромным опытом работы постоянно развиваются от одного бизнес-кейса к другому и используют элементы всех этих типов в своей работе. При этом часто вижу, как буквально расцветает в результатах и удовольствии профессионал, когда работает с максимально близкой по культуре компанией.
Если хотите проанализировать себя, коллег-рекрутеров или исполнителя, чтобы определить их типаж в предложенной матрице, задайте следующие вопросы:
- Какой у вас внешний вид на работе?
- Как и где вы любите проводить собеседования?
- Как организовано ваше рабочее место?
- Какой стиль обращения и коммуникации вам ближе?
- Как вы принимаете решения и проживаете кризисы?
- Как работаете в ситуации потенциального конфликта?
- Какие у вас ожидания от взаимодействия с заказчиком?
- Как вы принимаете поставленную задачу и обратную связь?
- Как работаете с новой и «отработанной» информацией?
Анализ поведения исполнителя и заказчика позволяют сформировать общее видение и ценности подбора персонала, обеспечить оптимальный бизнес-процесс, создать эффективную структуру работы и одновременно творческую обстановку с высоким уровнем креатива, держать фокус и расставлять приоритеты. В итоге работы правильно подобранной команды достигается цель – правильный кандидат на правильной позиции у заказчика, удовольствие от работы у всех участников, долгосрочное партнерство в будущем.
Читайте также:
...."Все заказчики разные, у каждого своя культура и бизнес-ДНК."
- как мало специалистов HR это понимают....
Автору статьи большой респект!
Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось
Доброго дня. Куда ни глянь, везде 4 типа темперамента, а по сути 4 стихии, видны. Обожаю системный подход с философским уклоном