Появившаяся в XXI веке профессия «рекрутер» в последнее десятилетие набрала серьезные обороты и продолжает развитие. Давайте разберемся, какие качества необходимы, чтобы наилучшим образом реализоваться в этой профессии.
1. Уметь общаться
Если ты любишь и умеешь общаться, у тебя есть все шансы преуспеть в рекрутменте. А также важно уметь слушать других, вчитываться в каждое резюме, выделять основное. Кандидат сообщит больше реальных фактов о себе тому рекрутеру, который вызовет доверие, сумеет расположить. Сделать это просто. Демонстрируйте заинтересованность. Будьте на равных. Проявляйте уважение к кандидату при любых обстоятельствах. Подстраивайтесь под его темп речи, говорите с ним на одном языке. Соответствуйте уровню кандидата в общении. Давайте обратную связь, поддерживайте контакт.
Для определенной группы людей общение не относится к их сильным сторонам. Задача рекрутера во время собеседования в таких случаях усложняется. Но выход есть всегда. Начинайте диалог с отвлеченных вопросов типа: «Как добрались?», «Быстро ли удалось найти наш офис?» Можно выделить какую-то вещь в гардеробе кандидата и отметить ее комплиментом. Материалом для закладки фундамента предстоящего интервью может стать любая часть в резюме: место рождения, образование, тренинги, хобби. Было бы желание найти что-то вас объединяющее или просто готовность помочь кандидату настроиться на нужную волну. Но даже после всех ваших действий, не факт, что интервью пройдет, как по маслу. Придется вооружиться терпением и задавать больше наводящих вопросов.
2. Уметь слушать и слышать
В первом пункте уже упоминалось об этих навыках. Слушая других, следите за невербаликой собеседника. Отмечайте все, что вам показалось не конгруэнтным в ответах кандидата, и задавайте дополнительные вопросы согласно своим пометкам. Последние пригодятся и в дальнейшем при анализе самого кандидата после интервью.
Умение слышать – означает воспринимать информацию вне зависимости от собственной интерпретации, не полагаться на свои личные соображения и домыслы по поводу сказанного собеседником. Не вешать на него ярлыки.
3. Уметь анализировать информацию
Еще раз повторюсь, рекрутер не оценивает кандидатов по принципу: «хороший» и «плохой». Его задача – сделать анализ, в ходе которого нужно определить:
- соответствует ли кандидат указанным клиентом требованиям и компетенциям;
- каковы достоинства и развитые компетенции кандидата, его зона развития;
- каковы ценности и мотивация кандидата.
В идеале после интервью у рекрутера не должны оставаться вопросы по кандидату. Все сказанное кандидатом должно соответствовать написанному в резюме.
4. Уметь убеждать
Быть убедительным, уметь «продать» кандидата, правильно работать с аргументами, – это тоже имеет значение в работе рекрутера. Но сразу стать экспертом во всех этих областях без опыта сложно. Как вести себя в такой ситуации?
Представляя резюме кандидата на рассмотрение заказчику, напишите комментарий по нему в сопроводительном письме. В таких письмах кратко указывается: опыт кандидата; его ключевые навыки, которые соответствуют должности; причины смены работы; мотивация на вакансию, личностный профиль. Особое внимание стоит обратить на те качества, которые были озвучены вашим клиентом при обсуждении профиля вакансии. Заготовки таких писем запросите у коллег по цеху или обратитесь за советом к своему руководителю. Как правило, это руководитель отдела рекрутинга или менеджер по работе с персоналом.
Охарактеризовав основные достоинства и недостатки кандидата, вы снимете большую часть вопросов, которые вам может задать клиент. Но будьте готовы к тому, что они все же появятся. Поэтому составьте возможный список таких вопросов и постарайтесь хорошо запомнить каждого отдельного кандидата. В этом вам помогут пометки, сделаете в его резюме в ходе интервью.
Еще добавлю, что в отношениях с клиентом рекрутер должен позиционировать себя как бизнес-партнер, то есть как человек, который здесь, чтобы помочь. Донесите до клиента, что эксперт по подбору персонала именно вы.
5. Стремиться к развитию
Еще одно качество, характеризующее настоящего рекрутера – любопытство. Без него не стать знатоком своего дела.
Прежде чем приступить к работе над вакансией, изучите предмет. Ознакомьтесь с профессиональной терминологией, которая характерна для должности, на которую ищете кандидатов. Посмотрите, какое образование и какие профессиональные сертификаты у людей этой профессии.
Изучите «кандидатское поле». Это значит – просмотреть массу резюме из нужной сферы и выявить в них общее. Будет полезным найти «идеальное резюме», то есть отыскать аналогичного специалиста в конкурентной компании или схожей области. Определите, в каких профессиональных социальных сетях состоят эти люди, какими темами интересуются. Изучите информацию по уровню заработной платы.
Вот, пожалуй, те базовые навыки, имея и развивая которые, можно быстро адаптироваться в рекрутменте и максимально полно реализоваться как специалист.