Когда мы говорим об эффективности инвестиций, мы чаще всего вспоминаем ROI – возврат инвестиций. Согласно общеотраслевому обзору Saratoga HR, ROI в 2017 году составил 2,77 рубля.>
Напомним формулу расчета: ROI = (доходы – расходы) / расходы * 100%.
Но компании чаще всего испытывают трудности с расчетом возврата инвестиций в обучение, корпоративные мероприятия и другие проекты, которые не приносят очевидного дохода. Поэтому для таких случаев предлагаю использовать другую формулу:
ROI = (экономия – расходы) / расходы * 100%.
Экономия – это деньги, которые компания сохраняет в результате некой HR-инициативы и перенаправляет на развитие бизнеса.
Расчет ROI участия в конференции
Еще на стадии согласования какого-то проекта необходимо задать вопрос: «Зачем мы это делаем?»/ Предположим, компания отправила двух разработчиков на конференцию с целью узнать и привнести в свою работу новые практики. После конференции один разработчик смог сократить время загрузки сайта, а второй разработчик ничего не смог нового предложить. Как считать экономию/доход в этом случае?
Нам понадобятся данные бизнеса. Раньше запрос на сайте обрабатывался около 20 секунд, при этом около 70% клиентов, не дождавшись полной загрузки, уходили уже с 10 секунды. После внесения исправлений в код скорость отклика сайта уменьшилась до 10 секунд, и потери клиентов, отказавшихся от просмотра, сократились до 20%. Среднемесячное количество посетителей сайта – 500 человек. При скорости загрузки до исправления компания теряла 350 посетителей. После исправления только – 100. То есть среднемесячно удалось удержать 250 посетителей.
Но не все посетители становятся клиентами, поэтому для расчета мы должны знать эту конверсию. По статистике, покупку в этой компании делает каждый четвертый посетитель, а, значит, конверсия равна 25%. В нашем случае 250 удержанных посетителей превратились в 62 новых клиента.
Для привлечения одного клиента компания тратит 2 000 рублей на рекламу. Общие эффективные затраты на рекламу составляют:
2 000 рублей * 62 клиента = 124 000 рублей.
Раньше мы бы эти деньги потеряли, так как клиенты не совершили покупку и ушли, не дождавшись загрузки сайта. Средний чек при этом составляет 8 000 рублей.
Общий доход = 8 000 рублей * 62 клиента = 496 000 рублей.
Общие доходы + экономия на рекламе = 124 000 + 496 000 = 620 000 рублей.
Стоимость участия одного сотрудника в конференции составила 40 000 рублей. Давайте посчитаем ROI участия в конференции для обоих разработчиков:
ROI = (620 000 - 80 000) / 80 000 = 6,75 рублей или 675%.
Результаты такого возврата инвестиций впечатляют.
Расчет ROI тренинга для руководителей
Что в этом случае будет экономией? Что может измениться после внедрения методик, которые отрабатывались на тренинге, например, по предоставлению обратной связи сотрудникам? Уровень текучести в подразделениях и индекс вовлеченности. Замерьте уровень текучести в подразделении до тренинга и после. Если причинами увольнения на выходных интервью назывались проблемы с руководителем, то нужно измерить, сократилось ли количество таких случаев. Разницу в изменении текучести можно оцифровать и посчитать, сколько компании стоит замещение этих сотрудников. Это и будет экономией для расчета ROI.
Некоторые нюансы
Есть ряд важных моментов, которые нужно учитывать при внедрении методологии расчетов ROI HR-мероприятий:
- В некоторых случаях ROI можно рассчитать не сразу, а через какое-то время (полгода или год). Чем дороже проект, тем дольше период возврата. Поэтому ROI нужно считать накопленным итогом. В этом случае формула расчета будет иметь следующий вид:
ROI = (доход 1 года + доход 2 года) – (расходы 1 года + расходы 2 года) / (расходы 1 года + расходы 2 года) * 100%.
- Расчет эффективности инвестиций в персонал нужно начинать с дорогостоящих программ и тех, на которые компания возлагает надежды.
- Инициируя какой-то HR-проект, нужно исходить из его целей. Затем важно определить ключевые показатели, которые будут меняться, и как компания будет отслеживать эти изменения.
- Для некоторых дорогостоящих проектов нужно рассчитывать не ROI, а ROE – ожидаемый возврат инвестиций. Формула та же самая, что и для расчета ROI, но кардинальное отличие состоит в моменте расчета. ROI рассчитывается по факту, а ROE заранее. Затем ROE и ROI сравнивают и делают анализ различий.
Хороший подход! Я еще иногда считаю по принципу, что мы потеряем, если не сделаем это.
Хорошая статья, спасибо.
На самом деле технически возможно оценить практически любую деятельность человека и, затем, использовать эту оценку для сравнения, учёта, обоснования и т.п. Просто необходимо некоторое воображение.
Например, помню, в период работы инженером несколько раз сталкивался с технически неразрешимыми задачами. Неразрешимыми на уровне своего понимания задачи и имеющихся навыков нашего подразделения. Каждый раз (!!!) решение находилось на отраслевой выставке у специалистов смежных областей.
Таким образом вполне возможно:
- оценить трудозатраты инженера на самостоятельный поиск решения (уже потраченный ФОТ),
- оценить отсутствие решения как такового (не оптимальное решение либо отказ от некоего функционала по причине технической невозможности его реализации),
- оценить экономию от оптимального решения либо доход от функционала.
И сделать выводы о том, стоит ли направлять инженеров на выставки за счёт компании. Аналогичным образом можно оценивать и иные подобные мероприятия.
Хорошая статья. Для тех кто умеет считать. А таких у нас %40. Для остальных же математика закончилась на 7 столбике из таблицы умножения.
HR такой HR
Ну как блин, можно делить рубль на рубль и получить рубль)
А уж эффекты считать - один спец как то 10 годовых оборотов компании посчитал на очередное обучение.
Всегда хочется оцифровать любые вложения и посчитать ROI. Попытки привнести эту технологию оценки вложений из чисто финансовой области в область HR предпринимаются давно. Уже опубликованы 10-ки книг.
И всегда возникает один ключевой вопрос:
Все ли факторы, которые могут повлиять на изменение измеряемых показателей учтены?
Пример из статьи:
"Что в этом случае будет экономией? Что может измениться после внедрения методик, которые отрабатывались на тренинге, например, по предоставлению обратной связи сотрудникам? Уровень текучести в подразделениях и индекс вовлеченности. Замерьте уровень текучести в подразделении до тренинга и после"
Текучесть изменилась - это связано только изменением действий руководителя после проведения тренинга по обратной связи и делегированию. Может быть и другие навыки отрабатывались.
Только вот НАВЫКИ не формируются за 1 тренинг. Если под навыками считать автоматическое применение некоторых действий, то на это требуется значительный период времени. И за это время может произойти много событий, которые также повлияют на изменение желаемых показателей.
Если про текучесть, то например изменились требований к качеству работы в связи с внедрением системы ISO. Или компания начала внедрять активно проектное управление и изменилась нагрузка на сотрудников или изменилась система стимулирования.
Вопрос к автору:
Каким образом учитывались другие факторы, изменение которых могло повлиять на желаемый показатель?
Проблема в использовании ROI или ROE (на всякий случай это доход на капитал и поэтому как его использовать для оценки эффективности тренингов я вообще не понимаю) в том, что в случае серьезных инвестиционных проектов многие факторы (безусловно не все) априори исследуются в проекте.
В случае использования в HR это физически невозможно, хотя арифметика терпелива и подставить можно любые цифры:)
"Как оцифровать неоцифруемые проекты?" Просто:
1. Методом альтернативных затрат, в том числе расходов на покрытие рисков отсутствия проекта
2. Методом оценки нематериальных выгод (без цифровой оценки описательной оценкой качественных показателей или оценкой коррелируемых впрямую показателей после замеров измененной и контрольной аналогичных систем )))
Финансовая оценка не годится, проект не может оцениваться с точки зрения генерации денежных потоков если продукт проекта не продается.
Какое ROI ?))) Не ввергайте финансистов прочитать курс по ликбезу ))) и по поводу термина "корреляция показателей" еще один )))
Владимир, спасибо! Да, считать, что мы потеряем - можно! Это дает несколько вариантов развития событий: от пессимистичного до оптимистичного.
Платон, отличный подход! Спасибо за комментарий!
Борис, спасибо! Согласна с Вами, сейчас многие называют себя гуманитариями, опираясь на то, что забыли школьный курс математики.
Евгений, спасибо за комментарий. Согласна с Вами, я считаю в %, но во всех бенчмаркингах по HR Вы увидите рубли. Поэтому стала писать и так, и так.