Как зажечь погасшего сотрудника

Сотрудник-новичок, как правило, заряжен энергией и готов горы свернуть, но спустя некоторое время (для каждого по-разному), зачастую все идет на спад: энтузиазм теряется, блеск в глазах меркнет. Есть несколько «классических» причин такого развития событий:

  • Низкий материальный доход – пожалуй, самая частая и очевидная из всех.
  • Отсутствие поощрений за старания со стороны руководства.
  • Затянувшаяся адаптация. Возможно, коллектив не принимает за «своего», или же сотрудник, за неимением наставника, испытывает трудности в понимании механизмов работы компании.

От себя, как опытного менеджера, осмелюсь добавить, что ответственность за подобное поведение сотрудников целиком и полностью лежит на руководителе. Поэтому задайте себе вопросы: «А что я сам сделал не так? Как я мог это предотвратить?» – и честно ответьте на них.

Шесть стадий потери энтузиазма

Я выделяю шесть стадий, через которые проходит каждый теряющий рвение сотрудник.

  • Растерянность. Если руководитель не ставит четких задач, не поддерживает, не помогает работнику влиться в коллектив, подчиненный начинает чувствовать себя потерянным, ненужным, у него появляется апатия и так далее по нарастающей. Это может привести к неприятным последствиям, вплоть до увольнения.
  • Раздражение. Находясь в таком состоянии, сотрудник всем своим видом пытается выразить недовольство по отношению к работодателю. И это неудивительно. Ведь он чувствует себя не в своей тарелке, он бессилен, любой человек в подобном положении проявлял бы негодование.
  • Обвинение. Сотрудник, пускай сначала и бессознательно, пытается «подловить» руководителя на каких-то ошибках, что, безусловно, снижает степень доверия и накаляет обстановку. От этого может пострадать проект, потому что озлобленный подчиненный может, скажем, утаить какую-то важную информацию.
  • Разочарование. Производительность труда снижается до минимума, а пропавший к работе интерес уже практически не подлежит восстановлению. Вероятнее всего, такого сотрудника на работе держат лишь хорошие отношения с коллективом, если таковые, конечно, сложились.
  • Никакого сотрудничества. Работник выполняет самый минимум, сужает границы обязанностей до предела, относится к работе пренебрежительно, не стесняется срываться на коллег и считает примирение с начальством невозможным.
  • Точка кипения. На заключительном этапе для сотрудника есть два пути: либо он увольняется, либо продолжает работать как узник, приговоренный к ежедневному восьмичасовому труду. Очень важно вовремя диагностировать зарождающуюся болезнь и найти верный способ лечения.

Четыре условия возвращения интереса к работе

Конечно же, лучше предотвращать такие умонастроения заранее, дав подчиненному понять, что он важная часть команды, что ему доверяют, что он уважаемый и ценный сотрудник. Не забывайте, что моральное состояние часто стоит выше материального. А чтобы человеку интересно и комфортно работалось, в компании должны соблюдаться определенные условия.

  • Сотрудник должен видеть конечную цель и осознавать, что его труд приносит определенные плоды.
  • Руководство должно оценивать усердие и творческие порывы по достоинству.
  • Начальство должно давать понять подчиненному, что на его плечах лежит немалая доля ответственности.
  • Большое значение имеет обратная связь.

Разного рода вознаграждения и поощрения необходимы, но только при условии, если сотрудник действительно достоин их получать.

Вышеперечисленные условия являются базовыми, но для достижения максимальной продуктивности этого не всегда достаточно.

Семь способов мотивации

Кадры решают – таково положение дел на рынке труда в XXI веке. Современные специалисты, в отличие от тех, что были в советские времена, с легкостью меняют место работы в поисках более комфортных условий, поэтому компании стараются сделать все возможное, чтобы удержать ценные кадры, и именно мотивация играет решающую роль в результативности или безрезультатности таких попыток. Опять же, роль нематериальных факторов более значима, нежели материальное вознаграждение, и это еще одно кардинальное отличие нынешнего состояния рынка труда от того, что было пару десятков лет назад.

Существует множество методов, как мотивировать сотрудников добросовестно и – что самое главное – с удовольствием выполнять свою работу. Их комплексное использование поможет вам создать команду мечты и стать идеальным ее капитаном.

  • Командный дух. Создавайте в коллективе разного рода группы / бригады, в рамках которых будут установлены не только определенные правила, но и будет присутствовать рациональная доля свободы. Пусть сотрудники хотя бы частично участвуют в управлении компанией и принимают коллегиальные решения, впоследствии вынося их на рассмотрение начальства.
  • Здоровая конкуренция. Пусть между созданными вами командами будет присутствовать некий дух соревнования. Но важно суметь устроить все так, чтобы конкурентоспособность была направлена в творческое русло, а не создавала конфликты.
  • Материальная сторона медали. Здесь речь идет об открытости и прозрачности. Результаты труда должны быть преданы огласке, таким образом, вы вызовете огромное доверие и уважение со стороны сотрудников.
  • Грамотное чередование. Конечно, сотрудников нужно хвалить. Но очевидно, что совсем без критики не обойтись, как иначе заставить их работать над ошибками? Я часто повторяю, что во всем должен быть баланс. И если критика в какой-то момент становится необходимостью, то нужно найти и то, что достойно благодарности, чтобы чашу весов привести к равновесию.
  • Продвижение по карьерной лестнице. Важно, чтобы сотрудник понимал, что ему есть куда расти, и что этот рост возможен. Разного рода тренинги и курсы по повышению квалификации могут послужить толчком для самомотивации персонала и его желания развиваться.
  • Делегирование полномочий. Чтобы подчиненный чувствовал свою ответственность, давайте ему больше свободы (конечно, в пределах разумного), таким образом, автономность сотрудников будет повышаться.
  • Учет поколенческих особенностей. Особенно это важно в работе с представителями поколения Y. Это молодые люди, родившиеся в период с 1983 по 2003 год. Сложность работы с такими сотрудниками заключается в том, что они хотят всего и сразу, и их гораздо труднее удержать на одном месте. Чтобы найти к ним подход, нужно позволить им задействовать в работе всевозможные гаджеты, планировщики задач (wunderlist, todolist), перенести образовательную часть в интернет-ресурсы, может быть, создать корпоративную социальную сеть. Самое главное в общении с подчиненными поколения Y – давать им возможность проявлять себя творчески, не ставить жестких рамок, позволять раскрыться их потенциалу.

Семь факторов мотивации

Здесь речь пойдет о некоторых факторах мотивации, которые можно использовать как рычаги воздействия на сотрудников.

  • Статус. Каждый человек хочет чувствовать себя значимым и уважаемым, так почему бы не приукрасить действительность и не видоизменить немного названия должностей так, чтобы они звучали более представительно? Уолт Дисней, к примеру, переименовал прачечную в текстильную службу, а Стив Джобс называл своих сотрудников гениями, причем официально (достаточно забавно, на мой взгляд). А вы знали, что женщин-кассиров в Auchan называют хозяйками касс? Какой простор для фантазии открывается!
  • Признание. Публичная похвала очень мотивирует. Особенно в отношении карьеристов. Можно придумать специальные ежемесячные награды для тех, кто делал особые успехи, как, например, в компании Nayada, где вручают статуэтки «Оскар». В противовес премии можно придумать также какую-нибудь антипремию (не слишком обидную, но заставляющую задуматься). В одной известной компании такой антипремией стала «Черепаха forever». Очевидно, что в следующем месяце сотрудник, получивший ее, сделает все, чтобы она перешла к другому.
  • Внешнее окружение. У этого фактора две составляющих. С одной стороны, можно призывать сотрудников к сплочению перед лицом конкурентов, так называемых общих врагов, способствуя зарождению здоровой агрессии. Другая составляющая – социально-активные мероприятия: благотворительные проекты, волонтерство, субботники. Это не только повысит статус компании в целом, но и улучшит взаимоотношения в коллективе. Так сказать, команда в действии.
  • Компенсации. Своего рода полуматериальные факторы. Компенсацией может служить бесплатный проезд в общественном транспорте, оплаченные обеды или абонемент в фитнес-клуб.
  • Условия труда. Для многих сотрудников этот фактор является вторым по значимости после зарплаты, поэтому нельзя им пренебрегать. Обеспечьте работников эргономичным офисом, парковкой и прочими вещами, упрощающими рабочий процесс. Также не забудьте о гибкости графика, транспортной доступности и комфортном дресс-коде.
  • Забота о быте. Наличие достаточного количества зарядных устройств для телефона и кофемашины может показаться сущим пустяком, но это не так! Подобные плюшки очень располагают к себе и настраивают на позитивный лад.
  • Забота о здоровье. Про фитнес-клуб я уже упоминал, но есть и множество других способов проявления заботы о здоровье подчиненных. Например, одна крупная компания побуждает своих сотрудников отказаться от вредной привычки путем небольших поощрений: дополнительный выходной всем, кто не курит.

Надеюсь, мои советы помогут вам усовершенствовать свою компанию, достичь максимального взаимопонимания со своими подчиненными, которые будут выполнять поставленные перед ними задачи с большим зарядом энергии и энтузиазмом на протяжении долгих лет, и которые будут ценить свою работу так же высоко, как вы цените их труд.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер по маркетингу, Москва

Все верно, Владимир, руководитель должен нести ответственность за своих сотрудников. И да, важно дифференцировать - у кого-то на первом месте стоит комфортная эмоциональная атмосфера в коллективе (даже не зарплата), у кого-то - семейные отношения, у кого-то карьерные или профессиональные амбиции. Но признание, поощрение и помощь руководства - это базовые, универсальные потребности. Как бы ни был самостоятелен и стрессоустойчив сотрудник, какой бы замечательной в целом ни была компания с ее соцпакетом, высокой социальной миссией и развитой корпоративной культурой, рано или поздно недоудовлетворенный, недооцененный, недолюбленный сотрудник "погаснет". Очень частая ошибка руководителя - думать "У меня же работают профессионалы, чего с ними нянчиться?" - и сотрудники остаются дезориентированными, они интуитивно чувствуют безразличие руководителя, и это каскадом транслируется в их поведении. Отсюда уже легко перейти к другой крайности - установке руководителя "Одни бездари и лодыри собрались, они неисправимы, мне все нужно делать самому, а этим - лишь бы зарплату получать и прочие плюшки". Сразу встает вопрос: откуда же взялись все эти никчемные ребята, кто их нанял на работу?

Сергей Лосев Сергей Лосев Адм. директор, Белгород

Семь факторов мотивации

Здесь речь пойдет о некоторых факторах мотивации, которые можно использовать как рычаги воздействия на сотрудников.

  • Статус. ...
  • Признание.....
  • Внешнее окружение. Это ......улучшит взаимоотношения в коллективе. Так сказать, команда в действии.
  • Компенсации. .....бесплатный проезд в общественном транспорте, оплаченные обеды или абонемент в фитнес-клуб.
  • Условия труда. .
  • Забота о быте. .
  • Забота о здоровье. .


Тут нельзя не вспомнить о двух факторах Герцберга: мотивирующих и гигиенических. Или иначе говоря, об интратрудовых (связанных с собственно работой) и экстратрудовых (условиях в которых работа проходит).

В статье к мотивирующим факторам отнесены и те, и другие. С позиций Герцберга улучшение внешнего окружения, компенсации, условия труда, забота о быте и здоровье не повышает мотивацию. А вот отсутствие заботы о них может вызвать нежелание трудиться. К мотивирующим факторам из 7-ми перечисленных Герцберг относит лишь признание. О статусе не помню. Возможно.

Сергей Лосев Сергей Лосев Адм. директор, Белгород

"Четыре условия возвращения интереса к работе

Конечно же, лучше предотвращать такие умонастроения заранее, дав подчиненному понять, что он важная часть команды, что ему доверяют, что он уважаемый и ценный сотрудник. Не забывайте, что моральное состояние часто стоит выше материального. А чтобы человеку интересно и комфортно работалось, в компании должны соблюдаться определенные условия.

  • Сотрудник должен видеть конечную цель и осознавать, что его труд приносит определенные плоды.
  • Руководство должно оценивать усердие и творческие порывы по достоинству.
  • Начальство должно давать понять подчиненному, что на его плечах лежит немалая доля ответственности.
  • Большое значение имеет обратная связь."


Тут уместно вспомнить мотивирующий потенциал работы согласно модели Г. Р. Олдхема и Дж. Хакмана, которые выделяют следующие главные компоненты[3]:

  • содержание решаемых задач, которое включает в себя:
    • разнообразие;
    • сложность;
    • значимость.
  • особенности процесса выполнения:
    • автономия способов исполнения;
  • знания о достигнутых результатах:
    • наличие обратной связи внутренней или внешней.
Менеджер по обучению персонала, Сочи

Спасибо, напоминать основы надо всем управленцам почаще

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

У нас всё проще. Сотруднику, который "погас", говорят примерно следующее: "я вижу, что ты устал, поэтому ты уволен, нам тут такие не нужны". Вот в этом предложении вся мотивация сотрудников любого российского работодателя, вместе с девизом "кому не нравится - дверь там, никого не держим" вкупе с постоянным напоминанием (чтобы вдруг не забыл) - "незаменимых у нас нет". В России абсолютно не ценят и не держатся даже за хороших сотрудников, не говоря уже про обычных. Поэтому когда я вижу вот такие прекрасные статьи на тему мотивации "как разжечь погасшего сотрудника", которые бы идеально подошли где-нибудь в Нью-Йорке или Калифорнии, но предполагаются к применению в России, мне становится смешно и грустно одновременно. Мотивация вообще очень плохо применима к отношениям времен крепостного права (барин-холоп), которые уже давно существуют в России.

Сергей Лосев Сергей Лосев Адм. директор, Белгород
Дмитрий Карусев пишет:
Мотивация вообще очень плохо применима к отношениям времен крепостного права (барин-холоп), которые уже давно существуют в России.

Это одна из важных причин того, что подобные отношения обречены быть изменены. Так как это ведет в современном мире к отставанию от развитых стран

Директор по рекламе, Москва
Дмитрий Карусев пишет:
говорят примерно следующее: "я вижу, что ты устал, поэтому ты уволен, нам тут такие не нужны". Вот в этом предложении вся мотивация сотрудников

это концептуальная парадигма экономических реформ гайдаровской команды, в те далекие времена была введена практика "заемного труда", чтобы ТК не имели возможности на любые действия, по "заемному труду" работник оформлялся в одной компании и работал в другой, если к нему возникали вопросы ему говорили - завтра на работу не выходите

это не просто практика ТД, это тип социальной институционализации, который обучал не просто работников, а население особому типу недоверия и надо сказать обучил

так же институты производства не адаптивны к институционализации на антидоверии если токарь начнет не доверять чертежам это плохо ))) а в сфере услуг с помощью социального интеллекта работники "притираются" через недоверие и атомарность, так как форма оказания услуги коллективная

учитывая это команда реформаторов экономистов как приоритет развития экономики поставила цель - экономика услуг, как приводил пример советник Гайдара Гозман если в мальньком шахтерском поселке закрылась шахта что пусть горняки откроют таксопарк (и возят друг друга по поселку за покупками?) )))

системная институциональность это основа продуктивности и производства

Коммерческий директор, Москва

Да, наивная статейка. Хотя написана легко и в хорошем стиле.

Начальник участка, Волгоград

Имеет смысл обращаться к спорту высоких достижений там эта тема очень хорошо описана. Потеря энтузиазма там приходит не одна, а всегда в комплексе:
- потерей внимания,
- тахикардией,
- раздражительностью,
- снижением аппетита,

- депрессией и пр.
Лечат потерю энтузиазма:
- отпуском;

- сном не менее 10 часов;

- адаптагенами и стимуляторами нервной системы;
- массажем;
- крио-термотерапия;
- временным сокращением рабочих объемов.

Потеря энтузиазма комплексный физиолого- психический феномен. И работать с ним надо на уровне физиолого- психическом. Так просто как Вы предлагаете эти проблемы вряд ли удастся решить.

Менеджер по маркетингу, Москва
Алексей Уланов пишет:
Имеет смысл обращаться к спорту высоких достижений
Потеря энтузиазма комплексный физиолого- психический феномен. И работать с ним надо на уровне физиолого- психическом.

Алексей, в этом есть зерно истины. Очевидно, что у спортсменов физиология играет важнейшую роль в профессиональных достижениях, и все нарушения, и работа с ними выходят на первый план. И для спортсмена соблюдение режима, включая сон, массаж и прочие полезные вещи, может и должно быть просто частью контракта. Если говорить об обычном "офисном" сотруднике, то сегодня продвинутые работодатели, конечно, заботятся о том, чтобы он имел возможность разгрузки:

-массажные кресла и капсулы сна в офисе, прочие релакс-зоны (аквариумы, игротеки, качели...)

-корпоративные скидки / компенсации на абонементы в фитнес-зал

-спортивные команды, организуемые в рамках фирмы

-дополнительные дни к отпуску за ненормированный график

-дополнительные бонусы тем, кто ведет здоровый образ жизни, например, не курит

-гибкость в планировании рабочего времени, возможность удаленной работы, смещение графика относительно дорожных пробок, компенсация части арендной платы тем, кто снимает жилье в пешей доступности от офиса

-корпоративный психолог

-ДМС и страхование жизни

-мотивационные мероприятия (поездки, экскурсии, тимбилдинги, тренинги, корпоративы...)

Все подобные меры, безусловно, хороши для профилактики и восстановления, но применять их нужно в комплексе с общими инструментами менеджмента. Потому что если в коллективе нездоровая атмосфера, то никакими массажами ее не исправишь.


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.