Семейное vs корпоративное: советы по приручению персонала

Поддержка семейных ценностей остается факультативным направлением корпоративной культуры большинства российских компаний. Однако чем длиннее горизонт планирования бизнеса, тем больше его руководители задумываются о том, что можно сделать для того, чтобы сотрудники ценили свою организацию за заботу и отвечали ей преданностью и хорошей работой. Дальновидные управленцы ищут возможность вписать личную жизнь персонала в круг интересов самой компании.

Казалось бы, очевидно: как бы ни был увлечен семейный сотрудник работой, сердце его все равно дома, мыслями он со своими близкими. При этом, что бы ни было на сердце, большую часть дня мы проводим вдали от родных людей. И дилемма «бизнес или семья» зачастую вынуждено решается в пользу зарабатывания денег на жизнь. Но, как показывает опыт российских компаний, чем прозрачнее барьер между интересами бизнеса и семейными интересами, тем выше отдача от сотрудников.

О том, как повысить «градус радости» в коллективе и как посчитать, полезно ли это бизнесу, задумываются сегодня топ-менеджеры и зарубежных, и российских корпораций. HR-meeting от группы компаний «Мир детства» и сервиса Recruitnet.ru собрал представителей семейно ориентированных организаций. На мероприятии обсуждался опыт помощи работникам сочетать успешное выполнение служебных обязанностей с личными заботами. Одной из главных тем обсуждения стал вопрос: чем ориентированность на семью полезна бизнесу, удается ли повысить эффективность предприятия за счет улучшения взаимопонимания компании и персонала?

Вопрос на самом деле не простой. С одной стороны, любые дополнения в соцпакет будут стоить организации денег. С другой стороны, уже не надо доказывать, что сотрудники, которых компания стимулирует каким-либо образом, работают лучше. Участники HR-meeting’а поделились: после проведения качественных семейных мероприятий, как правило, наблюдается взлет продаж. В тех компаниях, которые напрямую работают с клиентами, можно по показателям отделов продаж увидеть, как энтузиазм и хорошее настроение сотрудников косвенно переплавляются в прибыль.

Однако, очевидно, посчитать экономический эффект от включения семейных ценностей в философию организации, далеко не так просто. На экономику предприятия влияет масса составляющих, и в большинстве случаев лояльность персонала – важный, но не определяющий фактор.

Многие компании «интуитивно» чувствуют собственную выгоду от поддержки семейных ценностей сотрудников и внедрения социальных программ для работников, воспитывающих детей. Однако, как прокомментировала Татьяна Ананьева, генеральный директор Recruitnet.ru, «компании не выделяют отдельно бюджетов «на поддержку семейных ценностей», затраты производятся в рамках статей бюджетов на корпоративные коммуникации и развитие корпоративной культуры – если речь идет о специальных событиях (семейных праздниках) или же в рамках бюджетов управлений по работе с персоналом и мотивации, если речь о дополнительных благах и льготах. Определяющими факторами выступают прибыль компании, ее социальная политика, даже традиции отрасли. Но, как правило, в России нет отдельных «семейных» благ, и социальный пакет или дополнительные социальные услуги доступны для всех сотрудников вне зависимости от должности и статуса человека. Точную сумму и даже долю расходов на поддержание семейных ценностей в структуре бюджетов работающих в России компаний сейчас назвать нельзя, она сильно варьируется. Скорее пока явно видна противоположная тенденция – организации вообще не подсчитывают эффект от внедрения социальных программ в деньгах. Многое делается по принципу «мы знаем, что это полезно и можем себе это позволить» – и речь о расчете прямой эффективности даже не заходит».

Действительно сложно подсчитать: если, например, менеджмент, заинтересованный в укреплении взаимопонимания со своими сотрудниками, согласится на введение гибких графиков и работы в удаленном доступе молодым мамам, то повлияет ли это на прибыль? Единственным убедительным аргументом остается заметное снижение текучести кадров в компаниях, проводящих «человеколюбивую» политику. Однако при всех «арифметических сложностях» все чаще звучит мысль: социальные программы, направленные на создание комфортных условий труда семейным сотрудникам, со временем станут одним из значимых конкурентных преимуществ работодателей.

Комментирует Галина Ятчук, исполнительный вице-президент группы компаний «Мир детства»: «Мне кажется, что бизнес преувеличивает возможные затраты на семейные проекты и недооценивает эффект их влияния. Есть достаточно много малобюджетных решений, за них с готовностью берутся сами работники. Например, в PwC сотрудница, вышедшая на пенсию, организовала клуб психологических консультаций для родителей; в ABBYY коллеги выложили на внутренний портал онлайн-карту своих адресов и прокладывают по ним маршруты для авто и велопробегов; в Яндексе офис превратили в комфортный уютный дом, куда всегда открыт доступ родным и близким персонала; в компании AstraZeneca создали «родительский комитет» и собственными силами проводят яркие детские праздники и представления; HeadHunter устраивает летние флешмобы с детьми и снимает видеоролики, в которых девочки и мальчики читают стихи о любимой папиной и маминой работе. В IBS устроили для малышей катание на пони. Это так просто, но радость, которую испытывали родители, глядя, как ребятишки гладят лошадку, невозможно оценить в затраченных деньгах. Если искренняя забота о людях проявляется снова и снова, если член коллектива чувствует себя частью большой трудовой семьи, готовой помогать его маленькой семье – он ответит компании уважением, верностью и инициативой. Конечно, есть целый комплекс социальных поощрений, требующих определенных затрат. Компания Generali PPF, например, разрабатывает программы медицинского страхования работников и членов их семей, построенные на принципах «семейного врача», это означает, что в любой момент застрахованный может обсудить со своим куратором любую медицинскую проблему, даже выходящую за рамки договора страхования, вплоть до того, какую клинику выбрать для лечения своих родственников. Семейноориентированный подход также предполагает дополнительные возможности по медицинскому страхованию детей сотрудников. Это более значимые вложения, чем детский утренник, но и очень мощный мотивационный рычаг. Пройдет время, и мы увидим: успеха в современной ситуации добьются именно те компании, которые сумеют создать своему персоналу комфортные условия для баланса между работой и семьей».

По сути дела, хорошие отношения организаций и сотрудников – это инвестиции в HR-бренд, влияющий на привлечение и удержание кадров. Пока системная забота о персонале, в том числе поддержка людей в решении семейных проблем, остается преимуществом достаточно больших корпораций, уже ощутивших давление рынков с высокой конкуренцией. Именно борьба за лидерство вынуждает бизнес к постепенному пересмотру бытовавшей прежде позиции «только работа, только прибыль». В российской среде начинается битва за качественные кадры, и это влияет на подходы к менеджменту.

С основной мыслью в итоге согласились все участники встречи: в условиях борьбы за рынки сбыта выиграет компания, управляемая увлеченными специалистами. И успешнее будет тот работодатель, который наряду с решением бизнес-задач обеспечит среду для реализации общечеловеческих ценностей, а к ним, несомненно, относится любовь к семье и близким.

Так в чем заключается секрет компаний, ориентированных на семью? Как удается совмещать корпоративные и культурные ценности и получать от этого дивиденды в виде лояльности сотрудников и их повышенной работоспособности? Интересный критерий эффективности социальных программ привел Сергей Прокопенко, руководитель отдела учета, компенсаций и льгот компании Яндекс: «У нас есть ряд дополнительных льгот в соцпакете: ипотека, страхование детей и родственников по корпоративным тарифам, а также гибкий график работы для тех позиций, где он возможен. Кроме того, мы устраиваем праздники, на которые можно прийти и хорошо провести время со своей семьей. Все наши социальные программы сделаны для того, чтобы людям были хорошо в компании, чтобы они не уходили. С точки зрения семейных сотрудников, серьезным плюсом, скорее всего, окажутся ипотека и гибкий график. Наличие таких полезных программ делает нас более привлекательными для части работников соискателей и. В Яндексе удалось создать атмосферу, в которой комфортно не только трудиться, но и просто проводить время. Это доказали результаты анализа удовлетворенности сотрудников, проведенные AON Hewitt в рамках исследования Лучшие работодатели Россия 2011. Согласно этому обзору, 80% сотрудников Яндекса устраивает баланс работы и личной жизни, а индекс удовлетворенности соцпакетом равен 93%».

Особенности у каждого свои, во многом размах программ определяется HR-бюджетами компаний и личными предпочтениями руководителей. Среди интересных решений – создание корпоративного календаря семейных мероприятий, выпуск журналов и организация игрового уголка для детей сотрудников, круглосуточная служба семейного доктора, программы страхования членов семьи, совместные путешествия и многое другое. Необычным пока остается опыт открытия корпоративных детских садов, но и тут появились интересные успешные кейсы: например, детский центр «Оранжерея» устроен прямо на территории офиса Банка Хоум Кредит.

Политика вовлечения сотрудников через доброжелательное отношение к семьям – задел на долгое будущее. «У нас в московском офисе ABBYY довольно много семейных пар, в сумме они составляют почти 10% сотрудников. В последнее время даже появились династии, что вообще-то для молодых IT-компаний нехарактерно, а к нам в компанию уже приходят и стажироваться, и работать дети наших сотрудников», – поделилась Ольга Щур, руководитель службы корпоративных коммуникаций компании ABBYY. Все дело в том, что поддержка семейных людей в компании очень развита. Родственники сотрудников могут посещать некоторые курсы ABBYY Academy, занятия по иностранным языкам – английскому, испанскому, французскому, немецкому и даже японскому, – а также гитарную и театральную студии.

«Компании, которые инвестируют в подобные направления, выигрывают, потому что решают ряд проблем: уменьшают эмоциональное выгорание работников, повышают эффективность и лояльность, а, следовательно, понижают текучесть кадров и сокращают расходы на подбор и адаптацию»,считает Любовь Базарова, руководитель направления корпоративной культуры HeadHunter. С этим трудно не согласиться. Для большинства людей счастье по-прежнему заключается в гармонии, которую позволяет обрести полноценная реализация собственного потенциала как в карьере, так и в личной жизни. Человеку необходим баланс между семьей и работой, и это видно из того, как охотно сотрудники откликаются на инициативы, позволяющие им уделять больше времени близким.

Наталья Орлова, группа компаний «Мир детства»

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Рубен Мелконян
Партнер, Украина

В пятницу был на семинаре бизнес-школы, посвященной мотивации персонала в проектах.
Съехались серьезные люди на ленд-кукурузерах, поговорили про то, что народ не хочет работать, хоть прям плетки в руки бери, и разъехались :)
Так что есть еще место для подвига :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.