Лидер – это хорошо или плохо?

Когда читаешь статьи или книги о лидерстве, постоянно встречаешь одну мысль, которую авторы не устают повторять из года в год: «Компаниям нужны лидеры, они им необходимы». Компании поверили и начали искать лидеров, переманивать их у конкурентов, «выращивать» в корпоративных университетах, ведь это прямой путь к повышению эффективности. Но при этом почти никто в России задумывается, кого собственно ищет и зачем. И что потом будет с этим делать. А менеджеры со своей стороны тоже изо всех сил стремятся назваться лидерами, ведь это так внушительно звучит и хорошо продается. Но ни одни, ни другие не достигают цели. Эффективность не повышается, и мало кто покупает. Почему так происходит? Почему прекрасная идея лидерства в России в большинстве случаев не работает?

Проблемы начинаются уже с определения слова «лидер». Что под этим понимают менеджеры и компании? Ведь количество формулировок огромно, начиная от «человека, чьи приказы выполняются» до «человека, способного вдохновлять сотрудников и вести их за собой». Но все-таки чаще всего ориентируются на второе определение, мы тоже будем опираться именно на него, ибо оно показывает, чем лидер отличается от обычного руководителя, чем он так ценен для компаний. Лидер должен не просто быть профессионалом, предлагать решения, он должен заставить свою команду работать с полной отдачей, максимально эффективно на благо компании. Вот этот идеал и стремятся обрести компании. Но мечты чаще всего разбиваются о суровую реальность.

Давайте посмотрим на российские и даже некоторые западные компании и подумаем, а как настоящие лидеры будут там работать? Кому они будут там нужны, кто их будет слушать, и кто им будет доверять? Слова «Мы заинтересованы в развитии и привлечении лидеров, мы считаем, что лидеры есть на любом уровне, поэтому выявляем их и работаем с ними» так и остаются словами для большинства организаций. В жизни многим компаниям нужны лишь покорные исполнители, которые четко и быстро выполняют распоряжения сверху и не раздражают начальство неуместными идеями и неумеренным энтузиазмом.

Нужно понимать, что лидер – это не только топ-менеджер, это и менеджер среднего звена и даже рядовой сотрудник. Дело не в позиции, дело в типе личности, в подходе к работе, в мировоззрении, наконец. И если топ-лидером в российских условиях быть можно, то миддл-лидером гораздо сложнее, не говоря уж об уровне ниже. Потому что коммуникация и бизнес-процессы в наших компаниях построены по принципу «свеху вниз» и никак иначе. Общие собрания и мозговые штурмы с участием сотрудников разного уровня чаще всего фикция, мотивирующая обманка: топ-менеджмент выслушал и похвалил за новые идеи и предложения, но изменилось ли после этого что-нибудь? Есть слова, но нет реальных действий.

Компании растят лидеров, а это значит, перспективные кандидаты сразу на топ-позиции не попадают, и это правильно – они должны вырасти, научиться работать сначала с единицами, потом с десятками и только потом с сотнями и тысячами сотрудников. Но смогут ли эти лидеры пережить миддл-уровень? Смогут ли сами верить в то, что делают, и заражать этой верой других, видя, что им отводится роль винтиков? Ведь лидер остается лидером, пока любит свою работу, пока она его вдохновляет, пока он видит, что еще можно сделать и как улучшить то, что уже есть. Исчезнет порыв, исчезнет горизонт – лидер умрет или уйдет. Компания, вложив столько сил, времени и денег в ценный кадр, сама себя его лишает. Тогда зачем все это затевать? Чтобы выбросить деньги на ветер?

Есть еще один момент, на который хочется обратить внимание, – подбор лидеров. Иногда компаниям или отдельным начальникам изменяет чувство меры: они хотят собрать под своим крылом максимум лидеров, крепких и инициативных профессионалов, но о том, как они будут взаимодействовать друг с другом и с непосредственным руководителем в ограниченном пространстве одного отдела/департамента, не задумываются. Лидеров не должно быть много, они не должны толкаться локтями и отпихивать друг друга, бороться между собой за влияние на сотрудников и подчиненных. Грубо, но верно: двое пауков в одной банке не уживаются. Лидер – это индивидуальность, прежде всего, а нескольким индивидуальностям на одном поле существовать невозможно. Они будут больше времени тратить не на решение непосредственных задач, а на споры о том, как именно стоит их решать. А результат нулевой или отрицательный: проблемы не решатся, а лидеры разбегутся. Вывод: много лидеров – вредно, нужно их поставить на ключевые позиции или направления, тогда получится хорошая команда, где у каждого есть свое поле для маневра и один дополняет другого. Ну и совет амбициозному начальнику – подбирая лидера в свою команду, задумайтесь заранее: а вы, как руководитель, с ним справитесь? Не будете ревновать, бороться за влияние на других сотрудников, вы готовы признать, что ваш подчиненный в чем-то умнее и сильнее вас? Вы готовы видеть в нем преемника, а не соперника? Только не врите самому себе.

Теперь пару слов о менеджерах, об их стремлении назваться «лидерами». Именно назваться, а не стать. Быть лидером сегодня модно, а, значит, престижно и главное – хорошо продается на рынке. И потом, если в резюме в разделе «Лидерские качества» менеджер смог написать несколько строчек, значит, он – лидер. Ведь качества-то в наличии есть. Лидерами восхищаются, их уважают, их любят, они совершают подвиги, спасая компании от краха, изящно решая неразрешимые задачи… Лидеры в сознании многих молодых менеджеров – это герои нашего века. Кто же упустит шанс стать героем? Но менеджеры забывают одну простую истину: нельзя самому себе присвоить звание лидера, нет, это самообман, лидером вас могут только назвать. Подчиненные, коллеги или начальники, но не вы сами. А стать лидером трудно, ведь основа лидерства – это работа с командой, с людьми, а ни для кого не секрет, что многие современные менеджеры как раз этими навыками в достаточной степени и не обладают, потому что целенаправленным развитием этих навыков они не занимались, а харизмой Бог одарил не всех. Для того чтобы стать лидером, нужно много работать над собой, над своим развитием, но готовы делать это сегодня единицы.

Лидеры действительно необходимы компаниям, они действительно их гордость и ценность, их нужно развивать, пестовать, лелеять, - с этим трудно спорить. Но эта идея, как и многие другие сегодня, во многом нивелирована, извращена и менеджерами, и компаниями. Лидер – это работа, тяжелая, повседневная работа человека и компании. Одним нужно сделать лидера из себя, вторым – создать условия для реализации личности и ее идей. Но ни те, ни другие пока в должной степени не готовы работать над собой. Возможно, когда-нибудь у нас и появятся лидеры из прекрасных, умных и правильных бизнес-книжек, о которых мы так мечтали, но так до сих пор и не смогли создать.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по продажам, Ростов-на-Дону

Нужны лидеры или нет, все зависит от того, что для компании является приоритетом. Если процесс -очевидно, что лидеры здесь не нужны. Если результат, того нужны лидеры- экспрессивы и драйверы. Замечание автора о том, что иногда компании совершают ошибки, принимая на работу слишком много лидеров, которые '' толкаются локтями и отпихивают друг друга, борются между собой за влияние на сотрудников и подчиненных'' вызывает усмешку. Если автор может назвать хотя - бы одну такую компанию, я с удовольствием заберу ''лишних'' лидеров себе. На деле все наоборот: отсутствие лидеров -это наша национальная проблема. В России веками подавлялась инициатива. Войны, революции, сталинская селекция привели к тому, что лидеров, к величайшему сожалению, практически не осталось.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Более чем разумная статья. Ни отнять, ни добавить.

Генеральный директор, Самара

''Нужно понимать, что лидер – это не только топ-менеджер, это и менеджер среднего звена и даже рядовой сотрудник. Дело не в позиции, дело в типе личности, в подходе к работе, в мировоззрении наконец. И если топ-лидером в российских условиях быть можно, то миддл-лидером гораздо сложнее, не говоря уж об уровне ниже.''
Во-первых, иметь собственное мировоззрение в России наказуемо до сих пор, так, что же тут можно ожидать от бизнеса, выросшего в среде, где нет категории свободной конкуренции, а есть система договорных отношений. Практически любые лидерские замашки, подавляются системой, состоящей из подавляющего большинства лентяев желающих договорится о работе, а не работать.
Во-вторых, Топ-менеджеру лидеру, в смысле «человека, способного вдохновлять сотрудников и вести их за собой», на практике быть таким не рекомендуется, т.к. собственники сами старательно избегают во время собеседования честного ответа на Ваши вопросы: ''Не будете ревновать, бороться за влияние на других сотрудников, вы готовы признать, что ваш подчиненный в чем-то умнее и сильнее вас? Вы готовы видеть в нем преемника, а не соперника?''

Аналитик, Екатеринбург
Попробую и ''отнять'', и ''добавить'' :)
Александра Сычева пишет: Почему прекрасная идея лидерства в России в большинстве случаев не работает?
- от чего же такой пессимизм :?: Смею утверждать, что и в нашей стране идея лидерства работает в большинстве случаев. Более того, само лидерство имеет возможности проявляться гораздо в больших случаях и вариантах, чем в устоявшихся экономиках!
Александра Сычева пишет: ...вдохновлять сотрудников и вести их за собой»... чем лидер отличается от обычного руководителя...
- похоже, что автор статьи никогда не руководил и не понимает различия между формальным и неформальным лидерством. Иначе бы не противопоставлял руководителя лидерству. Рекомендую съездить на любое промышленное предприятие и ознакомиться с любым производственным участком - и вдохновение, и ''ведение за собой'', и менеджерство (руководство) - все присутствует в одном ''флаконе''.
Александра Сычева пишет: Лидер должен ...заставить свою команду работать с полной отдачей, максимально эффективно на благо компании. Вот этот идеал...
- святая простота хуже воровства!!! На работе никто ни кому не должен, а уж термин ''заставлять'' к лидерству уж совсем далек. Заставить, впрочем, может формальный лидер под названием руководитель - простым приказом. Про максимально эффективно - это Вы, дорогой автор, на партсобраниях лучше рассказывайте, а не для руководителей предприятий. Эта максимальность очень дорого обходится для операционной среды!
Александра Сычева пишет: ...коммуникация и бизнес-процессы в наших компаниях построены по принципу «снизу вверх» и никак иначе.
- наивная категоричность. Похоже, про коммуникации Вы прочитали не в слишком качественных книжках. Из Вашего же, автор, статейного контекста следует преобладание коммуникации по принципу ''сверху вниз''! В целом, статья хороша для активистов молодой гвардии или нашистов и т.п. - на собрании под общий гул и лузгание семечек (ой, поправка - под пиво с сухариками) пройдет на ура!
Президент, председатель правления, США

Статья из разряда ''шампунь это хорошо или плохо??''
Ну если пить, то наверно не очень хорошо, а вот если голову мыть или какие другие части тела - то наверно не плохо... Помню была такая шутка в СССР про мыло ''яичное'':)))

То, что автор понятия не имеет о теме, о которой рассуждает - вполне нормально - ну не хочет платить журналистам e-xe за вменяемые статьи - ну что ж тут такого? - воплне понятно, денег много сейчас интернет реклама наверно не дает.

И вполне нормально, что находятся те, кому статья нравится - он вполне мог бы работать в e-xe например:))

Но ради чистоты экспримента - нужно помочь автору статьи сделать вменяемый вывод.

Уважаемая (или милая, мне не важно..., выберите сами) Александра Сычева, если лидером управлять, то это очень хорошо, потому что получаются Александры Матросовы, Багратионы и Бараки Обамы, а если ими не управлять - то это очень-очень плохо, потому что получаются Гитлеры, Сталины и Уго Чавесы...

Дмитрий Зорин Дмитрий Зорин Адм. директор, Украина

Курс психологии (1-2 курс любого пединститута).
Бери любую книжку по ''групповой динамике'', по ''группам людей''. Выбирай слова ''роли'', ''лидер'', ''формальный'', ''неформальный'', ''критик'', ''нытик'', ''клоун'', ''генератор'', ''ведущий'', ''ведомый'' и ... ''контрол Ц, контрол В - Контрол Ц, контрол В''

Дмитрий Зорин Дмитрий Зорин Адм. директор, Украина
Дмитрий Маришкин пишет: получаются Александры Матросовы, Багратионы и Бараки Обамы
И Медведевы?
Коммерческий директор, Москва

На мой взгляд, абсолютно не верный подход к лидерству на протяжении всей статьи. Ключевой момент: '' Лидеров не должно быть много, они не должны толкаться локтями и отпихивать друг друга, бороться между собой за влияние на сотрудников и подчиненных. Грубо, но верно: двое пауков в одной банке не уживаются.''

Дело в том, что настоящие лидеры не буду ничем пихаться. Лидер настолько уверен в себе. что борьба пауков в банке просто не касается его, проходит стороной.

Президент, председатель правления, США
Дмитрий Зорин пишет: И Медведевы?
Чего ''Медведевы''??? - Кто его сейчас считает лидером??? Меня другое волнует - лидеры без управления, которых я перечислил и с которыми потом народ натерпелся все были маленького роста:((( какаие-то странные у меня ассоциаии это все вызывает...
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

''В жизни многим компаниям нужны лишь покорные исполнители, которые четко и быстро выполняют распоряжения сверху и не раздражают начальство неуместными идеями и неумеренным энтузиазмом'' - это в точку! :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.