В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) прошел первый исследовательский семинар этого года. Он был посвящен вопросам маркетинговых исследований в развитии транспортного комплекса мегаполиса.
С ретроспективным обзором ранее проведенных маркетинговых исследований 2013-2023 гг выступили профессор кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова, профессор ВШБ Роман Сидорчук и доцент ВШБ, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Петр Невоструев. Исследования выполнялись специалистами РЭУ им. Г.В. Плеханова по заказу департамента транспорта Москвы и лежат в основе стратегии развития транспортной системы столицы. Перспективные направления исследований озвучила доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Жанна Мусатова.
Представленные проекты охватывали полный спектр вопросов развития транспортного комплекса и содержали оценки основных параметров предоставления транспортных услуг населению. Общественный наземный транспорт; метрополитен и МЦК; парковочные места; сервисное обслуживание на вокзалах города; транспортная доступность жилищных комплексов; маршрутная сеть; влияние транспорта на экологическую обстановку и здоровье жителей; анализ тарифной системы и действующих тарифов - эти и другие аспекты были изучены большой группой исследователей.
Анализ удовлетворенности пассажиров качеством обслуживания городским наземным общественным транспортом лег в основу проекта стандартов транспортного обслуживания населения.
Среди большого количества прозвучавших данных, которые обсуждались на исследовательском семинаре ВШБ, участники выделили стоимость проезда в общественном транспорте Москвы в сравнении со столицами других стран и крупнейших городов России. Согласно исследованиям, оказалось, что из 12 городов мира: Берлин, Нью-Йорк, Бангкок, Дели и других – Москва обеспечивает горожанам одну из самых низких долей расходов на общественный транспорт: 2,46% от средней заработной платы. Ниже расходы только у жителей Будапешта, которые тратят на транспорт 1,95% от средней заработной платы.
В Бангкоке, например, расходы на общественный транспорт существенно выше и доходят до 10% от среднего ежемесячного заработка. В Берлине этот показатель составляет 7,41%. Аналогично и в сравнении с крупными городами России - 85,1% москвичей тратят на проезд до 3000 рублей в месяц, что составляет не более 3% средней заработной платы. Это самый низкий показатель среди Казани, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока.
«Важно продолжить изучение различных аспектов развития транспортной системы. Одним из возможных направлений станет анализ удовлетворенности услугами со стороны пожилых граждан — сегодня их доля составляет около 25% столицы. Также предстоит исследовать транспортную систему города с точки зрения безопасности. Необходимо продолжить работу по мониторингу удовлетворенности жителей качеством услуг общественного транспорта», — обозначила основные линии перспективных исследований Жанна Мусатова, доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы Маркетинг и рыночная аналитика.
«В концепции развития Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ как экспертной площадки лежит не только реализация фундаментальных научных работ, но и прикладных проектов. Результаты представленных маркетинговых исследований транспортного комплекса и проработка новых направлений находятся на стыке интересов научного сообщества, бизнеса и потребителей. Для нас одинаково значимы все три аспекта этой работы», — подчеркнула Вера Ребязина, модератор дискуссии, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель департамента маркетинга.
План фундаментальных и прикладных исследований ВШБ на 2024 год содержит более 20 проектов. Их презентацию для бизнес-сообщества, представителей академической среды и экспертов ВШБ планирует проводить на ежемесячной основе.