Мы много обсуждаем "городской", столичный бизнес. У вас,друзья, огромный опыт, интересные взгляды. Но по моему мнению, есть крайне несовпадающие особенности сельского предпринимательства, бизнеса, если хотите. Есть и несовпадение законов для деревни, их немасштабируемость. Есть и неразворотливость местной власти.
Эта дискуссия вызвалась у меня после довольно тщательной поездки в деревню, довольно в удалённом районе Нечерноземья.
Тема сельского бизнеса очень интересная и непростая. Меня поражает отсутствие услуг там. Их неразвитость. При этом живут люди с золотыми руками. Посмотрели бы вы, какие стулья делает местный мастер! Кто-то режет наличники. Кто-то ремонтирует любую технику, у него целый парк станков, всё очень благородно.
Как и везде довольно много строительных бригад, работают хорошо, быстро, качественно. Иногда чуток не любят современные материалы. Но удивляют высокие цены на такие работы, сравнимые с Москвой.
Но всё это с каким-то стеснением, с излишней скромностью,. Взять деньги за работу считается неприличным. И одновременно людям явно не хватает таких платных, именно платных услуг. Дело не в низкой платёжеспособности. Уровень жизни я не могу назвать высоким, средневысоким, но любой, кто чуток сдвигается с места в сторону бизнеса, тут же становится относительно зажиточным. Это сразу видно и по машине, и по домам. До удивительных случаев, которые я наблюдал. Например, стоял никому ненужный киоск, бывшая "Союзпечать". Там подведённое электричество. Кто-то купил его за копейки, сделал небольшой магазин сувенирной продукции (тот край известен нар. промыслами).
Самым передовым бизнесменом там является всё-таки власть - муниципальные и региональные организации. На мой взгляд, они не мешают малому бизнесу, но потенциальный малый бизнес никак не хочет брать с них пример.
Почему-то, на мой взгляд, стали пропадать продукты местного производства - замечательные сыры, колбасы, хлеб, пряники. Чем вызвано, я не успел разобраться, но это факт. Хотя там довольно дорогое электричество, дороже, чем в Москве.
Хотелось бы услышать ваше мнение, коллеги - что нужно сделать в простой российской глубинке, чтоб начало расти малое предпринимательство, уж больно я не люблю слово "бизнес". Что нам не хватает? Что не учитывает местная и федеральная власть? Понятно, что федералы должны двигать высокие технологии, тяжёлую промышленность, перспективные направления. А кто должен двигать деревню, где живёт огромное количество замечательных людей? Как двигать? Люди там живут веками, растил большое количество детей.
Прошу только - речь не на тему "всё пропало", "деревни вымирают", "никуда не денешься - прогресс".
Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.
Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.
При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.
Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.
Для начала разбора темы, нужно углубиться в корни. Почему молодёжь уезжает/уезжала, добровольно, из деревень в города? Почему сознательно, во многих случаях, сознательно губили деревню, малые хозяйства? Политика, подход, гос-ва. Для начала нужно провести идеологическую работу, описание и продвижение ценностей общества, слоёв общества. А, потом думать, что дальше. И, на этом строить остальное. Всë же по классике.
Сейчас всё-таки отток молодёжи уменьшился. На платное обучение далеко не все способны, а на бюджет не все поступают.
Но вы правы, корни там, но это уж слишком глобально, а делать-то надо что-то здесь и сейчас. У меня сложилось стойкое впечатление, что просто не хватает какой-то информированности людей. Сервис на уровне СССР. Довольно простых бизнесов нет. Все идут в таксисты - это несложно, это даёт какой-то доход. Но активность и потенциал людей совершенно не направляется, не насаждается.
Кто-то берёт франшизу, но таких мало.
Так в этом и соль. То, что здесь и сейчас -- это следствия того, что в корне. Борясь с последствиями, не меняя корень, мало что можно настроить.
Сервис на деревне. А, он там нужен? И, если нужен, то какой? Сервис в городе -- это понятно. И, если в деревне внедрять все те сервисы, что в городе, чем она будет тогда отличаться от города?
Покупатель беднеет, спрос снижается. А косты растут.
Пряники становится невыгодно производить и продавать. Да и некому особо.
Раньше хоть командировочные покупали, а щас и тех почти не стало.
Ну а местные все держат огороды, пряники точно не покупают.
Эх, были когда-то замечательные тульские пряники. Не помню точно, вроде он стоил 80коп.хоть и заводской, но очень вкусный. В 90х создали Хлебный дом на базе бывшего хлебокомбината. Пряники первые 5 лет были шикарными. Потом, Fazer, с еë высокоэыективными манагерами благополучно загубили качество этого продукта. Сплошная химота. Как и вся их продукция. А, попадись сейчас на глаза пряники, тот самый пряник, брали бы все. Это всë к регулированию спроса и предложения на уровне властей в рамках сговора с Федеральным. Ритейлом.
Анатолий, а это кому нужно? Кто в этом заинтересован?
Фермер, кто выращивает какие-то фрукты, овощи, держит коров, продает молоко, картофель, морковь и прочее, обычно доволен своей жизнью и своим доходом. "Доволен" - значит, что он так и планирует продолжать деятельность как небольшое предприятие и не планирует положить жизнь на то, чтобы во что бы то ни стало войти в топ сельхозпредприятий страны, или на то, чтобы поднять сельское хозяйство региона.
Чиновники, курирующие сельское хозяйство, свою задачу выполняют: распределяют государственные гранты, субсидии и дотации по предприятиям. Так как платежеспособные предприятия, которые гарантированно вернут государству вложенные деньги, - это, прежде всего, средний и крупный бизнес, то и государственные деньги распределяются, в основном, по ним. У чиновников выполняются KPI, все довольны.
Крупный сельхозбизнес периодически покупает небольшие сельхозпредприятия и, таким образом, их развитие продолжается в составе крупной компании.
При Сталине такого не было...
Нужен! А какой должна тогда быть деревня? С лучиной что-ли?
Прежде всего это нужно самой деревне, её жителям.
- нужны сервисы по организации связи. Связи не хватает катастрофически
- нужны транспортные услуги
- я бы хотел воспользоваться удобным каршерингом в областном центре.
- хотят развивать туризм, но катастрофически не хватает гостиниц. Был в чудесном монастыре с удивительной историей, но батюшка сказал, что надо торопится, ночевать здесь негде.
- нет простых кафе. Без водки и пива.
- авторемонт, автосервисы, мойки
- нет никаких типографий или аналогоичных электронных услуг
- нет мастерских, нет портных, нет фотоуслуг, крайне редки парикмахерские
- медицина. Даже забавно бывает - мне шлют свои жалобы, а я отправляю это знакомым докторам. Когда есть возможность дать совет удалённо, то врачи с удовольствием помогают в этом. Чаще всего это заключается в спокойных словах врача.
Список можно продолжать.
Шутку понимаю )))
По-разному было при Сталине.
Вот какие вещи делали при Сталине - мастер Гурылёв К.А., это чудо я неделю назад своим глазами видел. Дом как музей. Дубовый стул, позади буфет из ясеня. Не на гвоздях, не на саморезах.
А это разве не чудо?
Была "при Сталине" и Потребкооперация", кторая скупала у населения от грибов до шкур и мяса.
Часть расходов на содержание брали на себя колхозы и леспромхозы, другие крупные организации. Сейчас правда часть берёт на себя РЖД и Газпром, но далеко не везде.
Поймите меня только, я не пытаюсь брюзжать и говорить, что про..ли страну. Но неужели современным менеджерам не интересны трудные задачи? Технологии со времён Сталина продвинулись во сто крат. Люди стали гораздо образованее, все имеют свой транспорт, есть дороги. И что- современные менеджеры с методиками, пирамидами не могут решить эту проблему? Крутить большими деньгами много ума не надо. Не могут предложить варианты коммуникаций между районами, областями, небольшими городами, чтоб чуть раздвинуть сельский рынок, чтоб допустить деревню на открытые рынки?
Собственно что-то из ваших предложений я и хотел услышать.
А в райцентре эти сервисы есть?
Райцентр далеко от деревни?
Как с дорогами и вообще с транспортной доступностью?
Можно ли эти сервисы заказывать в райцентре?
На этом стуле немцы пытали Павлика Морозова?
Определенно могу сказать, что вы -- правша.
На оригинале стула горизонт завален на -5°, как у правши.
Вот так намного лучше.
А у кресла аж на -10°. У вас сильно доминирует левое полушарие :)
А жители деревни готовы вкладываться в связь, развитие туризма, создание кафе, моек, мастерских фотоуслуг? И, самое главное: они обладают такими деньгами?
Например, чтобы развивать туризм, нужно платить маркетологу, заказывать таргет, рекламу у блогеров и прочее, и прочее. Нужно вложиться в строительство гостиницы, найм персонала, экскурсоводов, а потом ждать годы, пока эти вложения окупятся. Кто это все готов финансировать?
Деревня это щупалец цивилизации собирающий ресурс с территории. Она довольно самодостаточна рынок там маленький и продать там что то сложно. Делайте в деревне биржу. Лоты выставляете фотаете, ценник и тд. В МСК делают дизайнерскую мебель из всяких гнилых деревьев. Им нужны заготовки.
Гуглите дизайнерская мебель, увидите кто делает, и примерно из чего.Собираете группу из их представителей в телеге. Фотаете гнилые пеньки, изогнутые дереья им чем изогнутее тем лучше, они это все органическими смолами заливают. Я сам менял на коньяк этот мусор в МСК, когда прокладывал коммуникации рядом с лесом, рынок есть. Вот для деревни выковыривать гнилые пеньки из земли, распиливать их на заготовки для столов самое то - всем понятно, люди заняты и трафик денег есть небольшой.
Посмотрел на стул сразу вспомнил кино "Зеленая миля".
Др райцентра близко, он потихоньку переходит в деревню, почти сливаются, но считается, что 5 км.
Что-то в райцентре есть - автомастерские, три кафешки, десятка три магазинов, включая DNS. Магнит, Пятёрочка. Есть Озон, Триколор. Дороги в целом в хорошем состоянии (региональные), местные хуже. Есть районная газета, несколько лет назад она стала цветной. 2 парикмахерские, больница, поликлиника. 2 школы. Транспортные услуги есть, но все они в полуподпольном положении.
Спасибо, друг! Это не я снимал ))))
Но я правша с развитым левым полушарием. ))))
Про Павлика Морозова я не понял шутку, Сергей. (((
Но стулу лет 80. Кресло свежее. Мастер уже давно умер.
Вы верные вопросы задаёте. Но видите ли в чём соль моих вопросов. Если бы мне дали денег на туризм, на гостиницы и пр и др, то и вопросов бы не возникало. С деньгами только ленивый не развернётся. Я бы хотел, чтоб вопросами поиска денег занимались местные или региональные власти. Большие безнесы - вотчина властей или больших корпораций. Как у людей разбудить инициативу? Вот ведь вопрос! Как-то ко мне обратились автопутешественники с просьбой найти им ночлег у кого-нибудь. Я нашёл. Почему эти маленькие шаги не делает местная власть? Там очень много велисопедистов-путешественников. Ведь речь не о 5-звёздночных отелях, а о совершенно простом жилье на 1-2 ночи. Надо хотя бы знать информацию о желающих предоставлять жильё, чуток мотивировать, может какие-то сертификаты выдавать. Почему Почта России не выдаёт какие-нибудь почтовые лицензии? Многие деревни даже такой почтовой связи не имеют. Такое же состояние, кстати, и в Московской области.
Жители готовы вкладывать в связь, там не очень высокие требования. Но ни Ростелеком, ни местный провайдер не очень спешат. Местных инициативных людей никто не ищет, не привлекает.
А таргет, реклама, маркетологи пусть остаются для столиц. Речь у меня даже скорее не о бизнесе, а о занятости населения простым предпринимательством.