Существует понятие «синдрома отложенной жизни», которое проявляется в откладывании всяческих даже небольших свершений до заветного часа X, который когда-нибудь, наверное, случится, а пока лучше не высовываться. Этот сценарий касается и бизнеса.
В апреле этого года «Финтабло» и бизнес-клуб Reforma опросили 515 собственников и топ-менеджеров отечественных компаний и выяснили, что для 75,8% из них горизонт планирования ограничивается месяцем. На пять лет вперед заглядывают только 4,6% опрошенных.
Эти данные можно трактовать по-разному. Оперативное бизнес-планирование на месяц не всегда признак того, что компания сложила лапки и взяла курс на выживание. В нынешней ситуации это даже признак адекватности. Для компаний, прошедших через цифровую трансформацию, наладивших умное производство, выстроивших систему получения оперативной аналитики по производственным и бизнес-процессам, дальновиднее будет строить планирование в рамках повседневных процессов именно на месяц.
Грамотная автоматизация позволяет не только получать в режиме реального времени подробную картину происходящего в компании и на рынке, но и оперативно корректировать любые процессы, производственные и управленческие. Только так можно отвечать на вызовы, выжимать максимум из появляющихся возможностей и продираться к намеченным глобальным целям. И только так можно не только вскармливать в себе амбиции, но и строить «светлое завтра», не дожидаясь, пока оно само соблаговолит на вас снизойти завтра.
Объективности ради, стоит признать, что многие бизнесы под гнетом неопределенности и пробуждаемой ею синдромом отложенной жизни избрали стратегию выживания.
Про стратегию: как приступить к строительству будущего
Существует множество представлений о моделях принятия стратегических решений. В конечном счете их можно объединить по превалированию в них рационального и интуитивного подхода. Хотя и тут есть варианты.
- Рациональная модель. Основана на логической и системной оценке факторов, необходимых для принятия решения. Эта модель предполагает определение и оценку альтернатив, а также разработку системы мониторинга реализации выбранного варианта. Эта модель технологична, последовательна и гипотетически объективна. Рациональный подход помогает избежать ошибок, произрастающих из предубеждений, эмоций и прочих субъективных факторов. Среди недостатков этой модели – временные и финансовые затраты на сбор необходимой информации, а также сложность оценки факторов, влияющих на принятие решений целевой аудиторией.
- Интуитивная модель. Иной подход к принятию стратегических решений предполагает опору на интуицию, инстинкт, опыт. Он менее структурирован и более гибок. Эта модель менее затратная и по времени, и финансово, а также адаптируема и креативна. Задействование эмоционального интеллекта способно повысить качество принимаемого решения. Хотя субъективность этой модели может обернуться и провалом.
- Творческая модель. Отдельного внимания достойна модель, основанная на творческом подходе к принятию стратегических решений. Девиз: лучший способ предсказать будущее – создать его. Такой подход лег в основу бизнес-стратегии брендов, ставших легендой. Это, например, Apple или Jeep, в частности, модель Wrangler. Созданное под этими брендами невозможно было рассчитать никаким анализом, никакими фокус-группами. Впрочем, глупо было бы отрицать – под иллюзией о том, что они создают будущее, себя похоронили тысячи компаний.
Небезосновательно можно предположить, что лучший способ избежать когнитивных ловушек, таких как самоуверенность, предвзятость подтверждения или аналитический паралич – это баланс между рациональным, интуитивным и творческим подходом к стратегическому планированию.
Про тактику: реконфигурируемость
Реконфигурируемость – это ключевой фактор выживания бизнеса, особенно в промышленности, чем бы ни руководствовалась компания при разработке, принятии и реализации стратегии. Реконфигурируемость – это про живучесть. Про способность отвечать на внешние изменения. Она обеспечивается как технологическими, так и управленческими аспектами на уровне производства и сети поставок:
- Низкоуровневая реконфигурируемость – трансформация производства, то есть перенастройка производственной логистики, изменение технологических процессов, рецептуры, если речь идет, например, о пищевом производстве.
- Высокоуровневая реконфигурируемость – способность перенастройки сети поставок, ротация поставщиков, координация с ними, управление клиентской сетью.
Автоматизация обеспечивает оперативное управление производством, снабжением и отгрузкой готовой продукции. Логика, заложенная в алгоритмы системы, которая обеспечивает деятельность реконфигурируемого бизнеса, призвана обеспечить достижение трех целей, по трем векторам:
- Сырье – обеспечение доступности, физической и финансовой.
- Производство – гибкость, оптимизация производственных ресурсов, повышение производительности, снижение затрат.
- Клиент – обеспечение качества продукции и своевременной доставки, удовлетворение изменяющегося спроса клиентов и способность выходить на новые рынки.
Концепция реконфигурируемости рассматривает бизнес как адаптивную систему, в которой гибкие системы управления производством автоматически корректируют технологические процессы для различных типов продукции и изменяющихся условий. На схеме показаны этапы цифровой зрелости умного бизнеса, управляющегося самоорганизующимися и адаптируемыми системами.
Активаторы реконфигурируемости
Реконфигурируемость – это эффект цифровой трансформации компании. Цифровая трансформация в свою очередь – это продукт стратегически выверенных оцифровки и цифровизации. Если при их проведении не руководствоваться стратегическими целями, то ничего кроме ненужного «железа», множества непонятных протоколов и огромного количества бесполезных отчетов оцифровка и цифровизация не принесут.
Возьмем для примера предприятие по производству мясной гастрономии. Традиционное производство предполагает исключительно бумажный документооборот и работу «на глаз». В результате фарш для одной колбасы может попасть в оболочку для другой, а потом какая-нибудь независимая экспертиза во всеуслышание заявляет, что в колбасе такого-то производителя нашли то, что в ней не должно быть. Специи, функциональные добавки и прочие ингредиенты часто добавляются по наитию. Это влияет не только на качество продукта, но и не позволяет получать точные данные о его себестоимости, о потерях на производстве... Упорядочить производственные процессы позволяет оцифровка.
Оцифровка – это наипростейшая из функций MES (Manufacturing execution systems). Следующий уровень – цифровизация, которая позволяет навести порядок в производственных процессах, то есть начать управлять ими и совершенствовать их на основе данных о загрузке оборудования, о том, как формируется на каждом этапе себестоимость продукта, какие потери и где образуются при производстве того или иного продукта.
Интеграция MES и ERP позволяет получать оперативные отчеты о состоянии сырьевых запасов и доступа к ним, о рыночной конъюнктуре производимой продукции, о состоянии производства, вплоть до отдельных станков. Настройка аналитики, получаемой на основе этих отчетов, отдельная работа. Если она проведена грамотно, то компания получает возможность перенастраивать все процессы под стратегические цели бизнеса.
Аналитика строится на видении текущей ситуации, на прогнозировании, а также на данных о временных, финансовых и прочих затратах на перенастройку всего бизнеса под те или иные сценарии в предыдущие разы. Самое сложное при трансформации – изменение производства. Это возможно при наличии данных о способности его к масштабированию, гибкости (сколько и какого продукта может быть произведено на одной линии), о скорости перенастройки производственной логистики под те или иные задачи.
Выводы
Реконфигурируемость сама по себе может стать бизнес-стратегией (пусть даже промежуточной). В этом деле главное понять, что час Х для изменения своего существования настанет только в том случае, если мы начнем его приближать. Постижение азов реконфигурируемости позволит раскрыться и рацио, и интуиции, и талантам, теплящимся в компании. А они уже и путь к светлому бизнес-будущему подскажут.
Также читайте: