Представим себе реальную ситуацию: владелец малого бизнеса 4 года пашет в прямом смысле этого слова. Долги. Кредиторы.
Вся ради продаж, все для выживания
В первые годы главное – выживание бизнеса, а в этом вопросе важны только лишь продажи. Собственник сконцентрирован на продажах, буквально пронзен ими на клеточном уровне. Каждый следующий клиент для него – живые деньги. Именно по этой причине владелец компании уделяет повышенное внимание тем людям, которые умеют создавать доход. Не всегда они соответствуют каким-то стандартам по внешнему виду, знают какие-либо скрипты или красивые слова для общения с клиентами, но они умеют продавать, у них это получается. Острая необходимость в получении денег ради выживания заставляет владельца закрывать глаза на некоторые погрешности – неряшливую форму одежды, опоздания, порой недостаточность обычного воспитания в общении с клиентами.
Отсутствие реакции собственника на проблемы и ощущение собственной значимости придают уверенности людям в продажах. Ошибки, которые возникают время от времени, превращаются в стандартное поведение – опоздания, ранний уход, поверхностное отношение к визитерам, которые не кажутся реальными покупателями, грубость по отношению к новому персоналу. И как результат: успешные продавцы со временем превращаются в звезд.
Маркетинг для основателя бизнеса – это тоже продажи. Никаких долгосрочных планов по вопросам создания имиджа, отношений с клиентами. Главное, чтобы была максимальная финансовая краткосрочная эффективность бизнеса.
- Никаких финансовых планов: главное – получать живые деньги, покупать товар, продавать.
- Никаких праздников, выходных для себя, так как каждый день и час на вес золота.
- Все ведется в тетрадях и собственноручно – приходы на склад, складские остатки, доходы, расходы, долги банкам.
- Никакой личной жизни, спорта – все брошено в топку продаж ради выживания бизнеса.
Каждый малый предприниматель знает немало историй о том, как кто-то из его знакомых прогорел и старается выбраться из болота долгов. Страх гонит вперед.
Гонка бизнеса продолжается
Со временем неустанный труд дает результаты. Продажи в одном магазине выходят на ровную линию сначала безубыточности, а потом начинаются прибыли. Уже есть продавцы, которые умеют продавать. Собственник на фоне успеха открывает второй магазин. Так как не хватает лишних денег на ремонт, оборудование и мебель, то берет кредит в банке. Товары берет в долг у производителя, у которого есть доверие к пахарю. Гонка продолжается – второй магазин первое время поглощает прибыли первого. У владельца окончательно портится сон – надо вытащить и этот магазин на уровень безубыточности. Долги давят на нервы. Зависимость от продавцов увеличивается, и чтобы их заинтересовать, владелец предлагает хорошие проценты.
В это время кто-то из друзей рассказывает, что на «хлебном» месте сдается магазин на отличных условиях, потому что владельцу объекта нужны деньги. Все идет по накатанной – еще один магазин, еще кредит, еще долг у производителя. Стало труднее вести учет дел: тетрадей стало больше. Бессонница. Супруга уже требует внимания и недовольна. Стресс. Давление конкурентов. Госорганы и проверки. Переговоры с банком и производителем.
Со временем доходы позволяют закрыть кредит и все долги. Но увы – тревожность и бессонница остаются, к делу подключаются антидепрессанты. Заработок уже нормальный, можно себе позволить и хороший автомобиль, и квартиру побольше. Дети, которых нет возможности видеть, учатся в частной школе.
Владелец бизнеса начинает задавать себе вопросы:
- Почему я так сильно устаю? Я разве должен так уставать?
- Почему я так много зарабатываю и не могу отдыхать?
- Почему бы мне не нанять себе хорошего менеджера, чтобы работал он?
Хватит расти, пора развивать бизнес
Еще год напряженной работы в таком режиме подводит собственника к мысли, что пора что-то делать. Он понимает, что увеличение объема работы увеличит и его проблемы, включая недоразумения с членами семьи. Его все больше смущает отношение продавцов к работе, которые окончательно стали звездами. Предприниматель больше не хочет увеличивать объем своего бизнеса – ему хочется просто пожить без тревоги.
Собственник начинает понимать и чувствовать разницу между ростом компании и развитием ее изнутри для достижения стабильности. Нужны специалисты для грамотной работы с клиентами, маркетинг, создание системы в продажах, логистике... Решение принято – необходимо внутреннее развитие. И тут начинаются проблемы, которые создают команда и как это ни парадоксально – сам инициатор изменений.
Ломка старых привычек и сопротивление переменам
Всем видам нововведений противится команда, которая за годы успешной работы заслуженно чувствует себя героями. К сожалению, как это нередко бывает и с героями войны, и героями бизнеса, по истечении кризисного и напряженного периода появляется одно «но»: герои не вписываются в новые условия, и руководство, дав им несколько шансов на исправление, расстается с ними, сначала психологически, а затем реально.
Параллельно с этим нововведениям противится сознание и сложившиеся за годы работы привычки владельца компании. Каковы эти привычки? Все надо делать для продаж, получать быстрые результаты в виде продаж, лучшие сотрудники – это те, которые могут продавать, все можно делать на бумаге и тетради, и главное – это принимать все решения самому. На этой стадии начинается то, что я называю капкан привычек собственника и команды.
Простой пример. В сети магазинов не ведется никакого учета визитеров и покупателей с целью создания базы клиентов. Владелец получает совет от привлеченного консультанта, что необходимо создать систему учета клиентов, чтобы иметь возможность работать с базой. Собственник согласен. Советчик дает контакты того, кто это может сделать. Надо покупать для каждого магазины компьютеры, а также программу – это уже кругленькая сумма. Владелец, подумав некоторые время, соглашается. Нужен сотрудник, который разбирается в программе и будет вести учет – тоже расход, который не дает дохода. Сотруднику нужно рабочее место – его в магазине не посадишь, соответственно, нужен офис – тоже расход. Сотрудники в магазинах, особенно звезды, начинают обижаться: мы годами пашем и сидим в магазинах, а тут нате вам – и офис, и компьютеры. Новый сотрудник не соглашается работать по субботам. Сотрудники в магазинах, которые годами работали по шесть, а порой и семь дней, обижаются еще больше.
Владелец уже смущен: пока нет не то, чтобы результата, еще даже контуры деятельности не видны, но пошли расходы, недовольства, раскол и похолодание отношений в команде. В магазинах ставятся компьютеры. Продавцов просят у каждого клиента брать простейшие данные: имя, фамилию, электронный адрес, номер телефона. Они отказываются, говоря о том, что нет времени, да и клиентам это не нравится. Владелец понимает, что все вложения оказались бесполезными. Команда, видя отчаяние своего руководителя, воодушевляется и начинаются «искренние» задушевные разговоры о том, что всего этого вообще не надо было.
Подобные сценарии происходят и в вопросе маркетинга, привлечения профессионального управленца, построения системы продаж... На этой стадии старая команда противится всем изменениям без разбора, чувствуя опасность для своего комфорта, карьеры и благосостояния.
Будущие сценарии развития
Дальнейшее развитие событий зависит от широты кругозора владельца компании, его характера, таких качеств как жесткость и бескомпромиссность, а также того, насколько сильно он зависит от продавцов. Зависимость от продавцов – это суперважный вопрос, поскольку на силу связей влияют такие моменты, как количество конкурентов, готовых принять у себя продавцов (которых знает много клиентов), либо негласная договоренность владельцев одной сферы о том, что никто не будет переманивать сотрудников друг друга. И что дальше?
Существует три разных возможных сценария дальнейшего развития.
- Владелец решает оставить все как есть, лишь бы не стало хуже. Это отказ от изменений, развития, усиления и укрепления. Он успокаивает себя тем, что все и так хорошо, «от добра добра не ищут», нельзя забывать и игнорировать тех, с кем он ставил бизнес. В этом случае владелец обречен до конца жизни пахать в прямом смысле слова. Есть деньги, но нет жизни. Получается, не человек – владелец бизнеса, а бизнес становится владельцем человека.
- Владелец оставляет все как есть, но в душе раздражен. Начинается внутренняя борьба, когда он внешне кажется смирившимся, но внутренне недоволен. В этом случае владелец еще некоторое время терпит ситуацию, а потом делает еще несколько попыток для изменений и все же добивается своего, даже если это стоит увольнения большей части старой команды. При подобном развитии событий он успокаивает себя тем, что дал несколько шансов старой команде стать частью изменений.
- Третий сценарий – это истории успеха изменений и роста компаний, но никому не видно, что происходит за кулисами, никто не видит предварительной работы и титанических усилий владельца компании. Это истории успеха жестких по характеру людей с широким видением, которые четко знают, что, как, от кого и когда хотят; которые понимают, с какой формой сопротивления могут столкнуться и заранее готовятся к этим моментам. Их команда знает характер руководителя и порой сопротивление изменениям бывает чисто формальным.
В любом из случаев происходит невидимое глазу изменение: нет больше доверительных отношений между командой и основателем компании. Старая команда поняла, что владелец может не слушать их и резко поменять ситуацию, а владелец в первых двух сценариях потерял лицо перед сотрудниками, сдав назад и отказавшись от планируемых изменений. Нередко кто-то из старой команды старается создать свой бизнес, если входные барьеры в отрасль невысокие, кое-кто подумывает перейти к конкурентам.
Как владельцам малого бизнеса проводить изменения?
- Нельзя делать революционные перемены – это опасно. Все дела должны быть заранее запланированы, изменения необходимо внедрять поэтапно.
- Важна вовлеченность и участие старой команды в процессах изменений, поэтому начинайте дело с предварительной работы с командой.
- Фундамент изменений – это умение убеждать и договариваться. Не менее важна полная открытость, потому что любое нерассказанное и недосказанное изменение будет трактоваться со стороны старой команды в соответствии с их видением, а в случае одного негативного влиятельного человека в команде это приведет к отрицательному заражению всей команды.
- Изменения требуют жесткости и четкости, и самое главное, нужен психологический иммунитет владельца для того, чтобы принимать упреки, недовольства, жалобы, разные виды манипуляций, а также угрозы уйти или саботировать работу.
- Надо понимать, что изменения – это долгосрочный процесс. И в этот процесс вовлечены люди, которые годами вытягивали компанию на текущий уровень.
- Заслуги предыдущей команды забывать нельзя. Сотрудники имеют полное право быть услышанными, чтобы им объяснили суть изменений и отсутствие всякого рода рисков их карьере и благосостоянию.
- Владельцу не стоит забывать и о личном развитии. Собственник должен читать, ходить на конференции, тренинги, семинары, слушать аудиокниги и общаться с другими бизнесменами, которые прошли путь изменений – успешно, или не получилось ничего поменять.
- Обязательно нужна профессиональная помощь со стороны, к примеру, консультанта, который поддержит и с которым можно будет посовещаться по этим вопросам. Самый простой пример: надо брать менеджера. Тут начинается вторая волна проблем для собственника, который готов взять на работу профессионала. Как определить настоящего профи в своем деле? Существует как минимум 7 типов профессионалов, которые описаны в моей статье.
И самое главное: предприниматель обязан развиваться и меняться сам до того, как развивать бизнес, потому что состояние любой компании – это отражение видения собственника.
Также читайте:
Золотые слова! Проходил через подобные ситуации. История очень точно описана. И ведь, как сотрудники начинают "звездить", так и для основателя не надо надевать на голову лавры победителя!
Хорошая зарисовка. Со всем согласен. Люди с которыми бизнес стартовал не пригодны к системной работе и их нужно менять, и рано или поздно их поменяют.
Сценария два:
- перевести бизнес в систему;
- найти более дешевых и простых людей в устоявшийся бизнес.
Какой из сценариев будет реализован непонятно от чего зависит, 90 процентов бизнесов находятся в модели малого безсистемного бизнеса - собственники считают что в мутных правилах им проще вымучивать и представлений что оно может работать самостоятельно и генерить доход нет.
Фахри, спасибо за очередную полезную статью!
Хочу выделимть один момент, описанный в статье.
Цитата.
"Хватит расти, пора развивать бизнес
Собственник начинает понимать и чувствовать разницу между ростом компании и развитием ее изнутри для достижения стабильности."
На мой взгляд это одна из ключевых проблем предпринимателей. Похоже, что это тот Рубикон, перейдя который предприниматель превращается в собственника.
Осознание того, что слова "рост" и "развитие" не являются синонимами является принцпиальным в шагом в осмыслении своего бизнеса и запуск процессов изменений, о которых написано в статье.
Если на уровне образов, то получается, что безудержный рост бизнеса это как рост дерева с могучей кроной и слабыми корнями (основой). Любой сильный ветер вырвет с корнями.
Создание фундамента (коренвой системы) позволит в будущем реализовывать устойчивый рост бизнеса.
Интересная и полезная статья. А кто-то делал, хотя бы заграницей, оценку, сколько бищнеса не смогло пережить болезнь роста?? и из бизнеса в коротких штанишках прейти к стадии серьезной и компании.
Точно описано!
Не зря говорят "рыба гниет с головы". И развивается компания тоже с головы.
Если собственник компании мыслит и действует, как "ремеслянник", рано или поздно он выгорит и компания начнет погружаться в проблемы. Самые разные - от проблем с продажами, ошибками... до бесконечных авралов и нулевых доходов.
Держать себя в эффективной форме - главная задача собственника, да и любого сотрудника, человека в своей жизни.
Полно инф-ии, как у нас, так и от них. Подобные исследования ведутся уже давно. Много инф в инете в открытом доступе.
Два раза участвовал "наёмником" в процессах "перестройки бизнеса", в первом случае главным тормозом было "лицо номер один", которое декларативно "хотело перемен", но по факту их не принимало.... Второй раз "создатель бизнеса" пригрел "птенца кукушки", который приватизировал "гнездо" и всё ценное нажитое унёс с собой, создатель бизнеса просто не пережил этого....
Процесс становления "правильно организованной структуры" болезненный, но если кому-то удаётся достичь результата - он радует себя и всех! Тут в мае был в музее Достоевского и восхитился его молодой женой - оказалась гениальным кризис-менеджером и создателем коммерчески успешного "семейного предприятия"!
Посмню одно шоу Ивлева, где он говорил, что все кухни в одном заведении -э то бред, что-то будет портиться, что-то будет готовиться криво, в общем убыток заведени так или иначе. Он призывает к уникальности и не "сидеть на всех стульях одновременно". Такой подход считаю верным нетоллько в общепите, но и в целом во всех направлених бизнеса
Фахри, спасибо за статью!
Буду капитаном очевидность, но самое определяющее из моего опыта это:
"Медные трубы" (огонь, вода и медные трубы), ощущение что ты всё знаешь и умеешь - самой большой бич предпринимателей! Огонь - когда горит земля под ногами от кредитов и долгов, вода - когда ты понимаешь, что тонешь и не хватает ни сил ни воздуха для рывка и медные трубы - это когда у тебя получилось и ты решил что тебе по силам любая задача. Меня сгубили медные трубы - это когда пошел успех и владелец решил, что он гений или где-то рядом... В какой-то момент кажется, что ты умнее других и смог сделать то, что не могли сони тысяч до тебя. Это классический самообман и я на него попался. В этот момент владелец зачастую перестаёт слышать рынок и становится более самонадеянным. И через какое-то время приходит черный лебедь, в моём случае это был понедельник когда у моего банка неожиданно отозвали лицензию, ранее ничто не предвещало такие события, но это случилось потому как я сильно быстро рос и самонадеянно шел на рискованное финансирование.
Осознал, что совершаю одну и туже ошибку в управлении, только после третьей крупной неудачи. Решение большей части проблем оказалось простым! Мне неоднократно о нём говорили родители, сам это знал с детства, но предыдущий большой успех (медные трубы) сильно застилал мне глаза. Когда тебе 27 лет, ты начинал с нуля без копейки денег, а сейчас у тебя тысяча наёмных сотрудников, собственное коммерческое здание в центре города, то вселяется большое самомнение и уверенность, что я всё знаю и могу решить любую сложную задачу. Ошибочное самомнение очень сильно испортило мне жизнь.
Когда бизнес застревает, первое, что нужно делать предпринимателю, это начать заново учится тому в чем он кажется самому себе большой дока. Это ошибка, есть еще миллионы единиц неизведанной информации которой надо овладеть.
Общение с более умными и опытными в бизнесе людьми и самообучение - вот что самое важное для любого предпринимателя. Из общения я выносил больше полезных мыслей чем ранее прочитал во всех книгах по бизнесу. Мне казалось что люди с большим бизнесом очень умные и они мыслят совсем не так как я, и у меня и=так никогда не получится. На само деле эти люди непрерывно учатся и именно это их отличает от других людей.
Мне сейчас почти 60 лет, непрерывно учусь и много общаюсь с коллегами по бизнесу. И благодаря регулярному самообучению у меня большая компания с лучшей маржинальностью в отрасли.
Слова дедушки Ленина, про непрерывное обучение, которые еще в Советское время всем набили оскомину, очень сильно недооценены. Нам эти слова цитировали и повторяли миллионы раз и они потеряли для нас смысл, но весь успех предпринимателя (да и обычного сотрудника компании) именно в них!
Олег, а чем Вы сейчас занимаетесь, в какой "нише" ваша деятельность?
Обучение ещё и для здоровья полезно - тестирует и тренирует память, кроме всего прочего!