Весна – это период, когда операторы фитнес-индустрии с позитивом ждут роста посещаемости и выручки. Это хорошее время для наращивания темпа и запуска краткосрочных, но масштабных спортивных проектов. В этом году внешние обстоятельства могли нарушить привычную сезонность. Как сегодня чувствует себя фитнес-индустрия?
Риски для фитнес-индустрии
Геополитические события последних двух-трех месяцев заставили все отрасли бизнеса нашей страны адаптироваться к новым реалиям и корректировать свою работу. Сопутствующее влияние на работу операторов фитнес-индустрии, конечно, неизбежно: вырастут операционные, эксплуатационные расходы, расходы на первоначальные инвестиции в новые проекты, возрастет риск снижения выручки и маржинальности бизнеса в рамках всей отрасли.
Основа негативного экономического эффекта для отрасли сосредоточена на совокупности внешних и внутренних факторов – приостановке зарубежного импорта и падении платежеспособности населения. В том числе, конечно, о себе дадут знать и стрессовый новостной фон, переезд клиентов в другие страны и города, временный рост безработицы, падение ВВП, которое прогнозируют нам эксперты в области экономики.
Серьезное ухудшение ситуации с доходами населения, о котором говорят экономисты, может повлиять на приток новых клиентов, возобновление контрактов и привести к падению выручки фитнес-клубов. Если говорить о фитнес-индустрии в целом, максимально округлив и отталкиваясь от коэффициента платежеспособности клиентов в разных регионах, ожидается падение на 40%-50%.
Вводимые западные санкции могут лишить нас возможности работы с различными зарубежными сервисами – это поставщики групповых фитнес-программ, а также лицензированная IT-инфраструктура: оборудование и программное обеспечение. Некоторые испытывают с этим проблемы уже сейчас, другие опасаются перебоев в будущем и находятся в поисках аналогов либо запускают собственные проекты.
Кроме того, в текущих условиях не менее важно то, на спортивном оборудовании каких производителей работает фитнес-клуб и потребуется ли поиск и запуск аналогов для обеспечения возможности дальнейшей его эксплуатации. Ведь в будущем могут возникнуть трудности с обслуживанием оборудования на фоне проблем с поставкой запчастей из-за рубежа.
Пока мы живем в условиях экономической блокады и неопределенности, нам придется искать альтернативные подходы: поиск аналогов запчастей, параллельный импорт, что, в свою очередь, неизбежно скажется на эксплуатационных расходах. Для высоких ожиданий от импортозамещения здесь нет никаких оснований, но я уверен, что с вопросами эксплуатации все мы, так или иначе, справимся.
Упомянутые факторы не сказались на динамике посещаемости и финансовых результатах работы нашего фитнес-клуба за весь прошедший период 2022 года. Так, например, по сравнению с прошлым годом посещаемость клуба выросла более чем на 5%, и мы не прогнозируем падения этого показателя в будущем при сравнении с 2019-2021 годами. Выручка от продажи фитнес-услуг клуба и клубных карт также в хорошей динамике в сравнении с прошлыми периодами, несмотря на сокращение кредитных продуктов, которые позволяли клиентам оплачивать услуги в рассрочку.
Будем учитывать прогнозы, адаптировать их под наше внутреннее краткосрочное планирование, но свои глобальные планы на 2022-2023 годы рассчитываем не корректировать. «Ничто так не портит настроение как плохой прогноз погоды», а права на плохое настроение при работе в сфере обслуживания – у нас нет.
Кто пострадает сильнее остальных?
Чем ниже сегмент рынка, в котором работает фитнес-клуб, тем тяжелее пережить кризис. Крупные игроки индустрии, например, могут использовать оборотные средства для оздоровления пострадавших звеньев своей сети, а деградирующие и убыточные – ликвидировать в целях оптимизации. Средний и низший сегменты подвержены слишком различному перечню факторов, которые могут повлиять на работу, основные, на мой взгляд – это локация и платежеспособность клиентов в границах обслуживаемой территории.
Расходы вырастут у всех, а влияние на доходную составляющую произойдет у каждого в какой-то своей степени.
С серьезными трудностями столкнутся компании, запускающие новые проекты: высокая стоимость строительства и всего сопутствующего оборудования, как спортивного инвентаря, так и продуктов IT-инфраструктуры, риски невозможности его приобретения, в том числе программного обеспечения. На поставку заказов из других стран обычно уходило от трех до восьми месяцев, но сейчас велика вероятность, что уже оплаченное оборудование к запуску проекта просто не успеет приехать из-за непрогнозируемых условий логистики. Соответственно, может встать вопрос о разрыве контрактов, возврате денежных средств – уже есть примеры отказов со стороны поставщиков.
Перспективы импортозамещения
По прогнозам экспертов, в ближайшие годы экономику ожидает нулевой рост. Тем не менее, как показал апрель – мы справляемся с вызовами в сфере экономики и российский рубль проявляет свою устойчивость по отношению к введенным против России санкциям. Уже сейчас в стране есть компании, которые успешно работают в сфере производства силового спортивного оборудования и мебели – Foreman. Проблема только в том, что пока рынок импортозамещения в фитнес-индустрии очень слабо развит и может закрыть не более 15% его потребности.
Возможно, сейчас в условиях отсутствия импорта, как раз настало то самое время, чтобы попробовать всем объединиться и поддержать российского производителя, работающего над каким-либо продуктом фитнес-индустрии. Либо попробовать создать свой. Только так мы в долгосрочной перспективе переиграем рынок международных поставщиков и обеспечим себя достаточным количеством продукта.
Как пережить кризис?
1. Принять тот факт, что услуги фитнеса не будут входить в топ позиций потребительской корзины населения.
2. Продолжать борьбу за клиента всеми доступными для компаний способами:
- Усилить работу над вовлеченностью клиентской базы в фитнес-продукт и сопутствующие услуги, а также поддержать востребованность предложения с целью не потерять клиента в период, когда этот риск становится наиболее высоким.
- Воспользоваться программами господдержки. В частности, удобным инструментом поддержки продаж в 2022 году будет являться налоговый вычет на услуги фитнеса, который можно будет получить в 2023 году. Процедура достаточно несложная и может выступить триггером как для привлечения, так и для удержания клиента. Кроме того, сейчас возможно воспользоваться программой отсрочки по выплате льготных кредитов до полугода «ФОТ 3.0», обратиться к ней могут предприятия из наиболее пострадавших отраслей бизнеса.
- Ни в коем случае не ставить на паузу процессы развития, модернизации и участия в расширении рынка фитнес-услуг, так как это скажется на конкурентоспособности в рамках отрасли, которая так или иначе перманентно растет, несмотря на временные корректировки и сжатие рынка.
3. Оптимизировать и перераспределить расходы на период кризиса, как минимум. Вполне очевидно – расходная часть почти всех отраслей бизнеса неумолимо будет расти, многие уже товары подорожали, логистические цепочки стали более длинными и затратными. Стабильность показателя маржинальности бизнеса – сейчас единственный индикатор эффективности наших действий.
4. Бороться за сохранность «кадрового капитала» компании – квалифицированных, эффективных и результативных кадров, потому как, так или иначе, поиск таких кадров или их взращивание занимает определенный немалый промежуток времени, а время в кризис – становится важным и дорогим ресурсом.
Во время первых месяцев пандемии бизнесу пришлось полностью останавливать свою коммерческую деятельность. Сейчас наша задача – быстро и правильно скорректировать свои действия и адаптироваться под экономику внутреннего рынка. Задача абсолютно выполнимая, так что все упирается исключительно в навыки менеджмента, которые помогут в текущих кризисных условиях принять правильные решения, и выявить наиболее сильных игроков. Предлагаю придерживаться закона сохранения энергии и постараться превратить потенциальные риски отрасли в кинетический успех, ведь кризис – время возможностей.
Читайте также:
Не увидел простого, но весьма действенного способа: начать рабочий день фитнес-клуба в 6 часов утра. Именно потому, что я не смог найти такой фитнес-клуб (все начинают работать в лучшем случае с 7 утра), я вынужден был оставить занятия фитнесом при очередной смене работы.
Александр, вы правы - для "жаворонков" и "сов" предложения услуг крайне ограничены, но и сегмент этих потребителей - не массовый...
По фитнесу с утра: пятнадцать лет назад была популярна аэробика, и мимо одного из залов я регулярно проезжал, завозя сына в школу... Зимой с утра ещё темно, и через окна было хорошо видно, как бодро скачет "тренер" и как вяло шевелятся те, кто пришёл (а значит - и оплатил) утренние занятия...
Да, массовый приходит с 17 до 21 часа, создавая толчею и делая занятия практически невозможными. Именно по этой причине я был вынужден перейти на занятия с 7-ми утра (с открытия фитнес-клуба).. Ну а когда и этой возможности не стало - пришлось просто расстаться с фитнесом.
Это вполне вписывается в Вашу концепцию "поддержать востребованность предложения с целью не потерять клиента в период, когда этот риск становится наиболее высоким."
Разница тут только в одном: несколько лет назад управляющие в фитнес-центрах плевали на этот риск, а сейчас почему-то, если судить по Вашей статье, плевать не перестали, но внезапно стали задумываться. Интересно, с чего вдруг?
Потому что очень нужны деньги...
Сегмент и правда не массовый, однако в Англии фитнесс клубы работают круглосуточно. Хоть ночью приходи да занимайся, если не спится.
Ирина, где мы, а где теперь Англия...
А какое это имеет значение? Проблема ведь исключительно в организации.
Когда-то у меня в йога-центре на ранние занятия хватало всего 1 инструктора и 1 администратора со ставкой +15% от среднесуточной. Посетителей было немного, но они были, в основном постоянные. По программе "приведи друга" каждый (!) привел минимум одного знакомого. Примерно 20% купили абонемент на другое время.
В Петербурге утром в общепите не позавтракать - все открываются с 10-ти, в лучшем случае с 9-ти. Открываясь с 8 утра я собирал в своей кофейне весь трафик с района (доля утренней выручки 36%).
К - клиентоориентированность.
Алексей, проблема всё-таки комплексная, и прежде всего - потребуется определиться, с какой целью будет организовываться работа "вне основного траффика" целевой аудитории.
Если "неформатное" время работы делается для удовлетворения спроса постоянных или vip-клиентов, то можно пойти на некоторые издержки в виде процентов к ставке существующих штатных сотрудников, решения проблем с допуском в помещение и других насущных вопросов.
Если, например, в Англии фитнесс-клуб организован так же, как guest house, в пешей доступности для персонала и посетителей (одни приходят на работу в тапочках, другим требуется надеть только уличную обувь) - это одна ситуация.
Если же помещение не в собственности, добираться персоналу и посетителям нужно на транспорте и какое-то длительное время - это уже совсем другой круг вопросов...
И тем не менее - остальные 74% выручки приходилось не на утро...
Сергей, по моим наблюдениям, все мы сейчас примерно в одном и том же неприглядном месте :))
Кстати, обычно в России, по сравнению с западноевропейскими странами, больше услуг, которые можно получить круглосуточно:
Томас Виде (Германия): «Вообще-то, ни один разумный человек не пойдет в два часа ночи в магазин за колбасой. Но... количество услуг, которые могут быть оказаны в Москве круглосуточно, внушительно. Постричься в 23:30, полистать книги в 2:00 или купить на строительном рынке дрель в 4:00 – все реально!» Источник: https://www.thevoicemag.ru/lifestyle/travel/inostrancy-o-rossii-i-moskve/ (статья 2010 года)
Но фитнес в этот список не попадает.