Как сохранить чувство локтя в команде, работая удаленно

Когда весь мир в прошлом году внезапно узнал про удаленку, это было довольно смешно для фрилансеров с многолетним стажем. Надо же, мы не будем встречаться в лифте и у кулера! Ну или где там пересекаются офисные сотрудники, если не считать официальных собраний и еще более официальных корпоративов.

В том и сложность пугающей удаленной работы, что она просто обнажает давно сложившиеся проблемы. Если коллектив разваливается при переезде с пятого этажа в онлайн — это подозрительно похоже на развод дружной семьи после того, как прежде неразлучные муси-пусечки ненадолго оказались в разных городах и слетели с катушек. 

Что это за корпоративный дух, если он выветривается при открывании соседнего окна браузера или чата? Так себе, душок.

Поэтому смешное и во многом жалкое зрелище представляют из себя менеджеры старой закалки, пытающиеся сохранить контроль, организовать, возглавить. Они деловито строчат новые регламенты, гуглят программное обеспечение для слежки за разбегающимися бойцами и всерьез пытаются «строить» всех по Zoom как в добрые старые времена посреди уютного опенспейса.

Камон, бумер! Ты говоришь с людьми, которые хорошо если в трусах сейчас сидят. Лето ведь, жарко. Кто-то мог ноги в таз с водой поставить. А самые продвинутые вообще зациклили гифки со своими внимательно слушающими лицами и пошли куда-то вдаль по личным делам. 

Вот это самое страшное. Потеря контроля для плохого управленца, наверное, как уходящая из-под ног земля. Ведь ужас даже не в том, что не уследишь, и все пойдет вразнос. Главный риск в другом.

А что если не пойдет! Вдруг они сами как-то там за спиной пошушукаются в своих чатиках, самоорганизуются и работа продолжится. Это же натуральный бунт! Кому нужны результаты поперек регламента. Действительно, кому? Возможно, как раз тем, кто готов к новому формату сотрудничества.

И это касается не только удаленной работы. Сотрудники в разных комнатах видятся не чаще, чем если бы они находились в разных городах. А если на другом этаже, с другим графиком работы, на выезде, да просто своя специфика, которая никак прямо не соприкасается. Это разные миры, и они всегда такими были. 

Нет никакой команды в том лакированном буклетном виде, как ее до сих пор показывают модели на фотостоках. Кстати, это очень удачный образ — незнакомые люди за небольшие деньги изображают искренние, даже восторженные дружеские чувства. А после съемок сухо прощаются, расстаются навсегда и абсолютно друг о друге не скучают. Как зовут фотографа они уже к вечеру не вспомнят. Вот так и выглядит настоящая корпоративная лояльность

Позвольте, но разве не бывает дружных коллективов? Друзей по работе. Служебных романов, наконец! О да, еще как бывает. Только не по регламентам или потому что в отделе внутренних коммуникаций подобрали удачный фон для слайдов. Это вообще никак не связано. Разве что народ ржал в голос, когда обсуждал «командообразующие» мероприятия, по этому поводу все действительно познакомились и сдружились. 

Что такое командный дух

В бизнесе любят использовать образы разных команд. Спортивных, военных, пит-стопы на гонках. Даже муравьи, которые вместе тащат гусеницу, легко пройдут строгий кастинг. А гусеница нет — она единоличница, за что и поплатилась. 

Примечательно, что все «официальные» примеры именно так и подбираются, строго под легенду. Команда не сама по себе, ее возглавляют. Она выполняет распоряжения, играет по правилам. По свистку все построились. По сигналу побежали или дружно начали грести, крутить гайки. Делать, что положено. 

И все вроде неплохо, только настоящая сыгранная команда сохраняет жизнеспособность в любом составе. Она генетически гораздо ближе к онлайну, потому что имеет доменную ДНК. Как интернет.

Если уж искать визуальные примеры, то это скорее туристическая группа. Не толпа взрослых детей, которые испуганно озираются во время короткой перебежки от экскурсионного автобуса к отелю. А нормальные туристы, не обязательно даже экстремалы. То есть люди, которые делят между собой багаж, задачи, ответственность. Понимают друг друга с полуслова, всегда готовы помочь или принять помощь. 

Обратите внимание — самостоятельные туристы успевают делать все то, что «организованные», и даже гораздо больше. А заодно еще работу турагентов, гидов, переводчиков, водителей, поваров, менеджеров. То есть с производительностью у них полный порядок. 

Другой пример. Чем хорошая вечеринка отличается от корпоратива? Все происходит будто само собой. И наоборот, если найдется энтузиаст, который пытается организовать конкурсы, развлечения, думаю вам двоим нужно познакомиться, а теперь давайте все дружно пойдем есть торт — пиши пропало. Вот он как раз и уничтожил командный дух. Тем самым, что пытался его создать.

Означает ли это, что нужно положиться на судьбу, никак не вмешиваться и молча наблюдать распад коллектива на удаленке, а заодно и компании? Не обязательно. Просто надо отдавать себе отчет в том, что насильно мил не будешь. Это так не работает. 

Что точно не надо делать

Любые жесткие административные меры абсолютно точно будут мимо. Невозможно руководить на расстоянии прежними способами. 

Представьте, что вы управляете марсоходом. Сигнал туда и обратно идет с большой задержкой. Вы не видите полную картину местности. Не можете с уверенностью знать даже точное техническое состояние машины в этот момент. Ручное управление — верный, надежный путь к катастрофе.

Вот почему даже технике сейчас доверяют достаточно широкий диапазон для принятия самостоятельных решений. Людям это нужно гораздо больше. Потому что амбиции. А еще эмоции, усталость, стресс...

Кроме того, возможно, прямо сейчас кому-то нужно покормить ребенка, и все остальное не имеет вообще никакого значения. Или человек заваривает кофе и не хочет отводить взгляд от турки. Да мало ли ситуаций, когда срочный звонок может застать в нерабочем положении?

Вот почему должно быть как можно меньше срочного и как можно меньше звонков. Этикет телефонии — отдельная большая тема. Это все маркеры, точки перелома между прошлым и будущим. Нет никакого смысла цепляться за прошлое. Гораздо лучше, да и выгоднее принять участие в новом. Заодно это дает шанс стать его частью.

Что можно сделать

Отказ от срочности в обращениях к другим не означает, что можно самому отвечать с задержкой. Это правило, хорошо знакомое опытным фрилансерам. Время — деньги, начиная с коммуникаций. Чем быстрее вы отвечаете, тем больше эффект присутствия у собеседника. Ему спокойнее живется, и он меньше вас напрягает. 

Как именно общаться – тоже важно. Звонить – дурной тон, даже голосовые без предупреждения вежливые люди уже не отправляют. Потому что текст – это переваренная информация, а «голос» сырая. Очень легко проверить: можно просто записать любой свой разговор, а потом законспектировать собственные реплики. Сухой полезный остаток может неприятно удивить. 

Конечно, правило не универсально. Есть люди, которые много выступают, и не только в переносном, но и в прямом смысле тоже. У них такая гладкая, хорошо структурированная речь, что действительно хоть записывай, и сразу в тираж. Но это редкость. А еще не учитывает важность диалога. 

Как ни странно (для аудиофилов), чаты быстрее и содержательнее. Потому что можно писать всем одновременно, короткими рублеными репликами. Перебивать друг друга через слово. Цитировать, закидывать ссылки, файлы, комменты. Все очень быстро, бесцеремонно. И очень удобно, что как раз отличает команду от случайных людей. 

Как и неформальный слог, шутки, скобки, смайлики, стикеры. Даже мат, по ситуации. Тут важно помнить о том, что все способы эмоционально повысить градус играют роль специй. Немного перчинки оживит блюдо. Если бухнуть пачку соли разом — все будет испорчено. Но вообще без приправ нельзя, получится слишком пресно. 

Краткость реплик в идеале нужно масштабировать на меньший шаг вообще всего, в широком смысле.

Меньше шаг по задачам, короткие проекты. Да, как спринты в Agile, но это универсально. Можно что угодно превратить в бесконечный процесс — а нужно прямо противоположное, разбивать процессы на маленькие проектики. Потому что так проще держать ритм, сохранять драйв.

В идеале оплату тоже лучше раздробить. Чем чаще вы платите, тем больше ценности для получателя. Разбейте оклад на микро-платежи с привязкой к отдельным задачам, и они будут действовать по такому же дофаминовому принципу, как лайки в соцсетях. 

Кстати, по этой же причине оплата может быть не обязательно финансовой. Хвалите сразу — очень старая формула, еще из докомпьютерного мира. Но такие скрижали не теряют актуальности. 

Наконец, главное и фундаментальное отличие команды. Оно во взаимовыручке. Работая онлайн, можно почувствовать себя одиноким, наедине со всеми трудностями. Или наоборот знать, что всегда придут на помощь. Подскажут, подстрахуют. Как правило, все это не занимает много времени. И нужно не так часто, чтобы переживать о специализациях, должностях, рабочих часах.

Кому ближе, тот и помогает. Применительно к удаленной работе «ближе» означает «проще». Есть нужные документы под рукой, помнишь имя, знаешь как сделать нетипичное действие в программе. В нормальной команде должна быть привычка спрашивать такую помощь, а не опасаться отвлечь кого-то. Потому что суммарные потери времени будут несопоставимо больше — а главное само ощущение команды, тот пресловутый дух. Вот это же он и есть. 

Уверенность в том, что ты не один. Что тебя слышат, понимают. Вы на связи, и при этом каждый немного сам по себе. Никто не садится другому на шею, это динамическая, но сбалансированная система. 

Физическая и что еще важнее фактическая обособленность компенсируется, скорее, даже дополняется не точками, а диапазонами пересечений. Все должно быть немного внахлест. 

Часы общения, когда все точно есть на связи. Люди могут работать когда им удобно, но как раз по этой причине нужны окна для встреч. 

Все что передается, должно получить подтверждение. Не только отправил, но и убедился в том, что получили, дошло, открылось, загрузилось. Задача понята, принята. 

Есть еще один момент, возможно, по диагонали. Онлайн размывает баланс между работой и личной жизнью. Это происходит в обе стороны. Люди отвлекаются в рабочее время, наверстывают в нерабочее. У них гибкий график, это одно из преимуществ удаленки. И одно из проклятий тоже.

Появляется соблазн поднажать в нерабочее время, раз оно все равно так используется. И это можно сделать, конечно. Но однажды ступив на опасный путь авралов, вы рискуете никогда из них не выбраться. Потому что любое занятие поглощает все доступные ресурсы. Если рабочих часов стало больше — это быстро войдет в обмен веществ компании. Будет учитываться при постановке задач, в бюджетах. Обратного пути нет.

Будьте внимательны и не забывайте о том, зачем все это. Удаленная работа прекрасна тем, что ее можно закрыть в один клик. 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Парекрасная статья! Всё так, согласен!
Но это только одна грань. Важная, но всего только одна. Но вот за это:

Поэтому смешное и во многом жалкое зрелище представляют из себя менеджеры старой закалки, пытающиеся сохранить контроль, организовать, возглавить. Они деловито строчат новые регламенты, гуглят программное обеспечение для слежки за разбегающимися бойцами и всерьез пытаются «строить» всех по Zoom как в добрые старые времена посреди уютного опенспейса.

отдельное спасибо, но с одной огроворкой. Я очень старой закалки, но я не перевариваю подобное управление. Этим страдают не менеджеры старой закалки, как раз "молодые, да ранние". Это им нужно проверенным способом строить карьеру, рыть землю, упираться рогом, показывать волю и характер. А нам старым это зачем? Нам бы сделать так, чтоб всё было без скандалов, само собой, по планчику: "Работайте, ребятушки. Можете и пивка попить, только чтоб сделали к понедельнику. Океюшки? Ну и чудненько".

 

Дизайнер, Москва

Отличная статья! В идеале как-то так и должно быть.

Менеджер по персоналу, Москва

Командный дух для удаленных сотрудников - это фантазия. Каждый работает сам по себе, коллектива нет. Не нужно заниматься сомнительным делом!

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Если вы искренне поогаете своим колегам и регулярно поддердиваете с нии связь, "чувство  локтя" не пропадёт даже на удалении - остальное не поможет...

CIO, Узбекистан

Есть хорошая фраза про тимбилдинги, но и сюда можно отнести в полной мере: Ничто так не сплачивает сотрудников, как четкое выполнение каждым своих должностных обязанностей. Если сотрудник уверен в коллегах, в том что они сделают все, что должны - будет прекрасный командный дух. А вот просьбы о помощи вещь опасная - особенно если превращаются в регулярную традицию "спихивания" своей работы.

Менеджер по закупкам, Москва

Статья очень правильная, особенно насчет того, что "любое занятие поглощает все доступные ресурсы". 

Что касается эффективности на удаленке, то, по наблюдениям (наша ранее 100% офисная компания с самого начала ковида и до сих пор почти на 100%ной удаленке), секрет успеха в том, чтобы каждый сотрудник четко знал свой периметр задач, сроки, и обладал достаточной ответственностью, чтобы себя контролировать. Тоогда основные задачи руководителя - координировать и не мешать.

Если сотрудников надо "пасти", значит, проблемы начались еще задолго до удаленки.

Управляющий директор, Москва

Хорошая статья, но относительно Чатов хочу высказать свое мнение, что чаты для работы можно использовать только, как способ  договориться о встрече/звонке, или же всем участникам отправить информацию за один раз или, что чаще всего происходит в чатах, все делятся шутками и видео.

Если у вас чат из более чем 3-х человек, то конструктивно обсудить, поспорить и принять общее решение крайне сложно. Любая хорошая идея в чате тонет по новыми постами и вернуться к ней, найти ее крайне сложно, можно ее и просто пропустить, отвлекшись на другие посты. А тот кто предложил эту идею, не получив обратной связи решил - моя идея не подходит. И все это в итоге потеря времени и, возможно, безвозвратная потеря хороших идей и инициатив.

Используйте все инструменты по назначению: молоток в качестве молотка, чат/chat для "болтовни".

Как ни странно (для аудиофилов), чаты быстрее и содержательнее. Потому что можно писать всем одновременно, короткими рублеными репликами. Перебивать друг друга через слово. Цитировать, закидывать ссылки, файлы, комменты. Все очень быстро, бесцеремонно. И очень удобно, что как раз отличает команду от случайных людей. 

Аналитик, Москва
Анатолий Волков пишет:

Если у вас чат из более чем 3-х человек, то конструктивно обсудить, поспорить и принять общее решение крайне сложно. Любая хорошая идея в чате тонет по новыми постами и вернуться к ней, найти ее крайне сложно, можно ее и просто пропустить, отвлекшись на другие посты. А тот кто предложил эту идею, не получив обратной связи решил - моя идея не подходит. И все это в итоге потеря времени и, возможно, безвозвратная потеря хороших идей и инициатив.

Используйте все инструменты по назначению: молоток в качестве молотка, чат/chat для "болтовни". 

Я согласен с Вами! Случайное выпадение из чата откидывает вас в полное непонимание ситуации. Чат - всего лишь один из инструментов. Можно обсудить какую-то частную ситуацию, местную трудность, прпросить о помощи, но для обсуждения планов или хоть сколько-нибудь важной стратегии не годится.

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Анатолий Волков пишет:

Если у вас чат из более чем 3-х человек, то конструктивно обсудить, поспорить и принять общее решение крайне сложно. Любая хорошая идея в чате тонет по новыми постами и вернуться к ней, найти ее крайне сложно, можно ее и просто пропустить, отвлекшись на другие посты. А тот кто предложил эту идею, не получив обратной связи решил - моя идея не подходит. И все это в итоге потеря времени и, возможно, безвозвратная потеря хороших идей и инициатив.

Используйте все инструменты по назначению: молоток в качестве молотка, чат/chat для "болтовни". 

Я согласен с Вами! Случайное выпадение из чата откидывает вас в полное непонимание ситуации. Чат - всего лишь один из инструментов. Можно обсудить какую-то частную ситуацию, местную трудность, прпросить о помощи, но для обсуждения планов или хоть сколько-нибудь важной стратегии не годится.

Интересно, какие средства и инструменты коммуникаций участники считают относительно удобными и применимыми в новых условиях - с учетом отраслевого и личного опыта.

Важность коммуникаций и их планирования для достижения желаемого результата только повышается, хотя и в обычное время коммуникации, к примеру, в проекте были важнейшим фактором успеха.

Аналитик, Москва
Евгений Равич пишет:
Анатолий Курочкин пишет:

Я согласен с Вами! Случайное выпадение из чата откидывает вас в полное непонимание ситуации. Чат - всего лишь один из инструментов. Можно обсудить какую-то частную ситуацию, местную трудность, прпросить о помощи, но для обсуждения планов или хоть сколько-нибудь важной стратегии не годится.

Интересно, какие средства и инструменты коммуникаций участники считают относительно удобными и применимыми в новых условиях - с учетом отраслевого и личного опыта.

На мой взгляд, тут дело немного в другом, не в выборе конкретного продукта. Удобен телеграм, удобен вотсап. Мы активно используем Тимс, у программистов очень популярен Slack (очень хорош для серьёзных бесед). Ни разу не видел использование Скайпа и Вайбера для организации коллективной работы. Они вместе с восапом слишком засорены привыкшими пользователями. Массовые поздравления с днём рождения комсомола и пр. очень достают.

Но думаю, что гораздо важнее администрировние или какие-то правила обмена. Там - только планы работы, тут вопросы, здесь текучка. Отдельно - постановка задачи. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.