Как мы знаем, одна из ключевых задач, стоящих перед ФНС в 2021 году — борьба с дроблением бизнеса. Для такой борьбы у ФНС есть все необходимые инструменты: IT-система, созданная при Мишустине и усовершенствованная при Егорове, очень легко определяет взаимосвязи между всеми контрагентами бизнеса. Одновременно с этим огромное количество консультантов сейчас занимается обоснованием правильного дробления. Это стандартный процесс: на любое действие ищется противодействие. Но нужно разобраться в природе этого процесса — почему бизнес так сильно рискует и осуществляет дробление.
Дробление бизнеса — это следствие подхода государства к развитию и поддержке бизнеса. Или — лучше сказать — следствие отсутствия такого подхода.
Системная ошибка
Термин «вынужденное дробление» хорошо знаком среднему и «как бы крупному» бизнесу. Почему «как бы крупному»?
Потому что такой бизнес переходит в категорию крупного не в силу роста выручки, а в силу того, что у него больше 250 сотрудников в штате. Компании из так называемых человекоемких отраслей (легкая промышленность, гостиничный и ресторанный бизнес и др.) очень быстро доходят до этой границы и становятся крупным бизнесом — и теряют все привилегии и послабления, которые положены компаниям из реестра МСП. Например, им больше недоступна УСН и сниженный налог социального страхования с 30% до 15% (с суммы, превышающей МРОТ). Такое резкое, но не всегда обоснованное повышение налогов, сильно давит на бизнес, мешает ему развиваться.
И, вроде бы, государство заинтересовано в том, чтобы как можно больше граждан работали, обеспечивали себя заработной платой и платили налоги. Высокий процент безработных государству совершенно невыгоден: безработные не приносят деньги в казну, а наоборот — забирают их в виде пособий.
Но, по странной системной ошибке, компании, которые нанимают больше сотрудников, начинают платить больше налогов, меньше получают поддержки от государства, снижают свою прибыль и инвестиционную привлекательность бизнеса, перестают расти и масштабироваться. Круг замкнулся.
Так появляется «как бы крупный» бизнес, который фактически является средним или даже малым.
Оптимизация затрат
Что делает «как бы крупный» бизнес? Он идет по пути оптимизации новых затрат. Предприниматели так устроены, что постоянно ищут способы больше заработать и меньше потратить. И именно благодаря этому, в принципе, прогрессирует все общество, возникают новые проекты, появляются новые технологии, растет экономика и благосостояние граждан. Рост экономики невозможен, если предприниматель не будет зарабатывать.
Итак, задача предпринимателя вернуть свою прибыль, которая пропала после перехода в «как бы крупный» бизнес, чтобы реинвестировать и продолжить рост. Он понимает, что государство ему в этом не поможет. У предпринимателя нет никаких инструментов, которые бы помогли ему. Он видит обратное — налоги выросли, ФНС начала еще больше спрашивать с него. В лучшем случае, у него остается минимальная прибыль. Хотя может быть и ноль, и даже минус. При этом он продолжает конкурировать на рынке с малыми и средними предприятиями, налоговая нагрузка которых не изменилась, и которые продолжают получать прибыль.
Предприниматель вынужденно принимает решение разделить компанию на две или три части. Часто у этого разделения есть и коммерческое обоснование: например, выделяется производственное или торговое подразделение. Но часто это искусственная мера.
Происходит дробление.
Что делает ФНС
При дроблении предприниматель часто оформляет юридические лица на родственников, друзей или партнеров, чтобы избежать риска потери бизнеса. Те, кто такого риска не боятся, но боятся ФНС, прибегают к услугам номинальных директоров. Такие подставные лица только формально являются руководителями фирмы, а на деле никакого отношения к управлению не имеют.
Однако и такие ухищрения редко помогают: ФНС, используя всю мощь своей IT-системы, может собрать данные обо всей группе компаний, даже если там разные акционеры, обращая внимание на следующие признаки:
- наличие единого контролирующего лица;
- дробление единого процесса;
- отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц при принятии решений;
- использование общих ресурсов (сотрудников, основных средств, нематериальных активов) и наличие общих контрагентов;
- формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление.
Заметив эти признаки, характерные для дробления бизнеса, ФНС предъявляет предпринимателю иск о необоснованной налоговой выгоде.
Шансы выиграть в таком споре у предпринимателя минимальные: налоговая выигрывает в судах более 85% подобных дел, сообщал глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров в начале 2020 года.
После появления в 2017 году в Налоговом кодексе статьи 54.1, направленной на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации — в том числе дробления, процент удовлетворенных судами дел в пользу бюджета растет каждый год. С 78% в 2016 году до 85% в 2019 году.
Все дело в том, что задача и KPI ведомства — это процент выигранных дел, сумма собранных штрафов и пени, постоянное увеличение налоговых сборов.
ФНС выстроила отличную систему сбора налогов, возможно, лучшую в мире. Но, к сожалению, очень мало сделала для того, чтобы поддерживать бизнес, который эти налоги платит.
Необходимо кардинально изменить подход правительства, чтобы они думали о развитии бизнеса, а не о том, как лучше его выдоить.
Реформа предпринимательства
Как мы собираемся выстраивать действительно крупный бизнес, а не «как бы крупный»? Как мы собираемся развивать экономику? Откуда появится у граждан защищенность и белая заработная плата? Это все невозможно без реформы предпринимательства. Это давно назревшая необходимость. Я уверен, что многие чиновники правительства это понимают, а некоторые даже пытаются что-то делать в этом направлении, но без воли первого лица и премьера такую реформу запустить невозможно. Я бы очень хотел, чтобы у них появился такой приоритет.
Предприниматели готовы работать совместно с Минэкономразвития, Минфином и Корпорацией МСП и создавать карту такой реформы. У нас есть огромное количество наработок и целые готовые программы для запуска такой реформы. Вот что необходимо предпринимателям в первую очередь:
- Снижение контрольно-надзорной деятельности, которая служит серьезным тормозом для развития и не приносит реального результата. Замена на другие инструменты, такие, например, как страхование.
- Разработка и предоставление финансовых инструментов для развития бизнеса. Аналог — программа, разработанная при Департаменте предпринимательства и инноваций Москвы. Масштабирование по РФ.
- Изменение KPI институтов развития, федеральных и муниципальных чиновников таким образом, чтобы он зависел от увеличения выручки и количества занятых в конкретных отраслях, а также привлечения туда инвестиций.
- Изменение закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», исполнение которого приводит к постоянному ошибочному блокированию счетов и замораживанию работы компаний.
- Изменение системы налогообложения под каждую конкретную отрасль. У всех своя маржинальность, свои приоритеты развития. Для многих НДС просто не подходит. Новая система налогообложения в том числе должна поощрять увеличение занятости (найм сотрудников), выплату белой заработной платы, стимулировать человекоемкие отрасли, приоритетные для развития, социальные.
- Увеличение лимитов для малых и средних предприятий по выручке и значительное увеличение или удаление лимитов по численности персонала.
- Реальное завершение реформы по надзорной гильотине. Реформа много обсуждалась, но не была завершена и в процессе претерпела такие изменения, что уже потеряла смысл.
- Постоянный и настоящий диалог государства и бизнеса. Необходимо участие деловых объединений, отраслевых ассоциаций и конкретных предпринимателей при разработке и доработке законов и нормативных актов, которые регулируют деятельность соответствующей индустрии. Основная проблема заключается в том, что законы разрабатывают и принимают люди, которые ничего в этой отрасли не понимают, не знают ее специфики, деталей.
«Как бы крупный» бизнес столкнулся сейчас с отсутствием поддержки со стороны профильных министерств и отсутствием развития со стороны институтов развития. Бизнес развивается не благодаря, а вопреки. Это не значит, что нужно растить бизнес в парниках-акселераторах, кормить смузи и обучать, как управлять компанией. Это значит, что нужно делать реформу предпринимательства. Нужно изменить всю парадигму общения бизнеса и правительства. Перейти от «бизнес должен…» к «у нас есть задача помочь бизнесу вырасти, создать международных лидеров, развить экономику». Необходимо системно решать вопрос и изменять KPI соответствующих руководителей министерств и ведомств, в том числе на уровне регионов, включая губернаторов. Без системного решения вопроса и реформы предпринимательства «стабильный рост снижения» количества МСП продолжится.
Вот так ст. 54.1. НК РФ помогла нам понять, что давно назрела необходимость реформы предпринимательства.
Читайте также:
Так было и так всегда будет: бизнес минимизирует налоги, а государство с этим борется....
И никакая реформа не решит это противоречие.