В июле 2017 года ФНС России и Следственный комитет опубликовали методические рекомендации, посвященные расследованию налоговых правонарушений и преступлений. Они изложены в письме ФНС от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650. Полное название этого документа «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)».
В чем особенность этого письма? Во-первых, это четкий план проверки. Можно сказать, проверяющим дали пошаговую инструкцию, как собирать доказательства сознательного умысла налогоплательщика «на уклонение». И бизнес может ориентироваться на нее, чтобы знать, к чему нужно готовиться.
Во-вторых, приведен список вопросов, которые должны задавать проверяющие – отдельно руководителю компании, отдельно свидетелям и другим лицам. От бизнесменов ничего не скрывается. И обычно рекомендованные вопросы задаются в ходе проверок практически без изменений.
В-третьих, ознакомившись с данными рекомендациями, можно сделать однозначный вывод о том, что главным направлением проверки будет установление умышленной вины налогоплательщика.
В-четвертых, должностным лицам проверяющих органов указано, что их главной задачей и обязанностью является установление умышленной вины должностного лица компании, а также формулирование «правильного обвинения», чтобы в будущем это могло помочь следователям обосновывать необходимость возбуждения уголовного дела против должностного лица компании.
В-пятых, проверяющим от ИФНС и от Следственного комитета разъяснено, что даже, если и будет положительное для налогоплательщика судебное решение, то это не должно «смущать» проверяющих. Вот как это звучит: «Неуказание судом на умысел налогоплательщика не должно вводить в заблуждение налоговый орган и правоохранительные органы, так как волевая составляющая судом не была рассмотрена».
В-шестых, в рекомендациях подробно рассматриваются и разъясняются примеры из практики, показывается, какие обстоятельства могут свидетельствовать об умысле (прямом умысле) налогоплательщика «на уклонение».
Какие выводы можно сделать из всего этого? Главное: государство даже не пытается скрыть, как оно будет действовать. По всей вероятности, оно полагает, что никто в команиях не будет читать эти рекомендации и не примет меры, чтобы подготовиться к возможной проверке. Уж очень беспечны в России налогоплательщики! А посему нет никакого смысла ставить на письме гриф «Для служебного пользования»!
И, на самом деле, мало кто читает этот план выявления налоговых уклонистов, лежащий в открытом доступе. Просьба предоставить перечень вопросов, которые могут быть заданы на допросе, – одна из самых распространенных, с которыми бизнесмены обращаются ко мне как к налоговому адвокату. Хотя самостоятельно узнать это очень просто.
А теперь серьезно. Какие выводы необходимо сделать с учетом рекоментаций ФНС и Следственного комитета?
- Ясно, над чем необходимо работать бизнесменам при подготовке к проверке.
- Ясна и прозрачна цель проверяющих: установление умышленной вины, подготовка обвинения в создании «схемы уклонения», что необходимо для будущего привлечения руводителя к субсидиарной ответственности или взысканию убытков по итогам доначисления налогов, а также доначисления максимального штрафа в размере не 20%, а 40%.
- Создание прецедентов, позволяющих легко ломать оправдательные судебные решения.
Маски сброшены. Указанный порядок доказывания вины уже дополнен реальными и подробными примерами. Но методическими рекомендациями, адресованные проверяющим, одновременно являются рекомендации налогоплательщикам. Ориентируясь на них, еще до начала проверки можно подготовиться к приходу гостей из ФНС, определить свою позицию и найти, например, свидетелей и документы, которые подтвердят факт выполнения работ или факт реальной поставки материалов.
Тайны проверки больше не существует. И остается только пожелать налогоплательщикам пользоваться представленными возможностями и не упускать время для выстраивания эффективной защиты.
На практике защиты налогоплательщиков легко убедиться, что налоговики теперь получили “одобренный” допросный инструмент (сама дефиниця “допрос” используется как “терминологическая спекуляция” в административном праве, а “налоговая добросовестность” – вообще спекулятивная фикция), позволяющий им не только собирать доказательства, выходя за границы налогового контроля и фактически вмешиваясь в операционные процессы налогоплательника (о сохранности ноу-хау, коммерческой тайны, персональных данных речь даже не идет), но и “удара по деловой репутации” путём нанесения клиентуре компании (скрытый допрос клиентуры). Вывод: заказная налоговая проверка мощный инструмент подавления конкурирующих компаний.