Роман Шишкин, к.ю.н., руководитель департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития КСК групп
Налоговая безопасность является основой стабильного и эффективного развития компании. Угроза налоговых доначислений может поставить налогоплательщика на грань банкротства и потери собственником бизнеса в целом. Построение защищенной системы безопасности включает в себя ряд элементов и способов ее обеспечения.
Основные подходы в практике налоговых органов
Необоснованная налоговая выгода занимает центральное место при оценке налоговых рисков компании и напрямую влияет на объем налоговых доначислений. В современных реалиях российской экономики вопрос наполнения бюджета денежными средствами является более чем актуальным. Основным трендом в практике налоговых органов является применение так называемого использования «риск-ориентированного» подхода при проверке налогоплательщиков, суть которого заключается в снижении количества выездных проверок и более точечном внимании к компаниям, в отношении которых есть предположения о возможном совершении налогового правонарушения.
При этом не стоит недооценивать досудебную процедуру обжалования актов налоговых органов и относиться к ней формально. Практика последних лет свидетельствует о повышении доли удовлетворенных апелляционных жалоб. Также необходимо учитывать, что с 2014 года обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров введен абсолютно для всех актов налоговой инспекции). Таким образом, в случае несогласия с позицией инспекции налогоплательщику следует уже на досудебной стадии (стадии представления пояснений в период проведения налоговой проверки, представления возражений на акт проверки, рассмотрения материалов налоговой проверки, обжалования ненормативного акта налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе) формировать правовую позицию, при необходимости подтверждая ее соответствующими документами.
Рекомендуется также разрабатывать внутренний регламент по работе с контрагентами, в котором утверждать градацию и значимость контрагента по определенным критериям (к примеру, по виду договора, обороту денежных средств, объему товара, длительности взаимоотношений и т.д.). Это позволит построить работу по проверке осмотрительности контрагента наиболее эффективным способом.
Как проверить контрагента
Сведения относительно контрагента можно получить не только непосредственно от него самого. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России в сети интернет www.nalog.ru. Налогоплательщику рекомендуется при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России www.nalog.ru), отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.
Также на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для «фирм-однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Принимая во внимание, что основная категория налоговых споров касается доначислений по взаимоотношениям с недобросовестными контрагентами, так называемыми «фирмами-однодневками», т.е. организациями не соблюдающими законодательство о налогах и сборах и созданными с целью неправомерного уменьшения налоговых обязательств.
ФНС России в Письме от 17.10.2012 г. № АС-4-2/17710 указала, что построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Непосредственно перед заключением договора следует проверять правоспособность организации. Иными словами, необходимо удостовериться в том, что контрагент официально зарегистрирован в качестве юридического лица и информация о нем содержится в ЕГРЮЛ (Письма Минфина России от 12.07.2016 N 03-01-10/41099, ФНС России от 24.06.2016 N ЕД-19-15/104 и др.).
Важным в данном случае является получение документов именно на момент заключения договора. Одним из доводов налогового органа в противном случае может служить именно несвоевременные действия компании и в случае предъявления претензий как раз и будет отмечено, что запросив своевременно документы налогоплательщик мог бы знать о допущенных контрагентом документов.
Так, признавая законным налоговые доначисления ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16.03.2012 по делу № А27-588/2011 отметил, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность, т.к. запросил учредительные документы позже заключения договора.
Безусловно не всегда удается собрать весь комплект указанных документов, к примеру, контрагент может отказать в предоставлении своей налоговой отчетности или копии паспорта генерального директора, однако чем больше будет документов тем выше шансы налогоплательщика доказать вышестоящему налоговому органу или суду свою добросовестность.
При этом, как следует из статьи 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", некоторые сведения не составляют коммерческую тайну, то есть хозяйствующий субъект не вправе ссылаться на режим коммерческой тайны, отказывая заинтересованным лицам в предоставлении им информации.
Не составляют коммерческую тайну сведения:
- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- информация из других официальных источников.
Самые распространенные признаки сомнительных организаций:
- транзитный характер расчетов (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.03.2016 N Ф02-635/2016, Ф02-7690/2015 по делу N А19-3834/2015);
- осуществление расчетов по замкнутой цепочке (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.11.2012 по делу N А46-17781/2011 (Определением ВАС РФ от 30.04.2013 N ВАС-5325/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ);
- отсутствие или незначительная численность работников у участников сделки (Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 305-КГ16-4155 по делу N А40-87379/2014);
- отсутствие основных средств у участников сделки (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.02.2014 по делу N А27-279/2013);
- недостоверность указанных в перевозочных документах (транспортные накладные путевые листы и т.д.) данных о транспортном средстве (Определение ВАС РФ от 04.08.2011 г. № ВАС-8308/11);
- отсутствие складских помещений (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.03.2016 N Ф09-1579/16 по делу N А76-8158/2015).
В любой ситуации стоит давать правовую оценку доводам налоговой инспекции. Приведенные выше аргументы в ряде случаев оценивались другими судами как раз в пользу налогоплательщиков. Очевидно, что уровень правовой защиты зависит от качества доказательственной базы и квалификации сопровождающего юриста. Основополагающим фактом который необходимо доказать это не столько отсутствие признаков недобросовестности у контрагента, сколько отсутствие умысла и осведомленности у нашего налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, что компания не знала или объективно не могла знать о допущенных нарушениях либо, что установленные налоговым органом обстоятельства напрямую не влияют на заключенную сделку.
Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2011 по делу N А21-8952/2010 суд указал, что минимальная величина уставного капитала не опровергает осуществления хозяйственных операций, не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и направленности его действий на получение налоговой выгоды.
Как оценить рисковость своей деятельности
Важными превентивными мерами в отношении оценки рисковости своей деятельности является соотнесение своих показателей налоговой отчетности с критериями, озвученными Налоговой службой. В последнее время ФНС России придерживается принципа открытости работы с налогоплательщиками. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» обнародовало список показателей, которые налоговые органы анализируют при отборе организаций для составления плана проведения выездных налоговых проверок.
По сути, сравнив показатели своего бизнеса с указанными критериями налогоплательщик сможет сделать прогноз о возможности проведения в отношении него налоговой проверке, вызове на комиссию по НДС, обращению дополнительного внимания при проведении камеральных проверок и т.д.
Как указало ФНС России в Письме от 17.10.2012 г. № АС-4-2/17710 учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий.
Иными словами, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды.
Выводы
Очевидно, что неэффективно построенная система налоговой безопасности в компании может повлечь за собой значительные риски и экономические потери. Построение структуры налогового учета и структуры бизнеса в целом должно осуществляться в привлечением профессиональных юристов и аудиторов, что позволит в будущем избежать привлечения к налоговой ответственности. Принимая во внимание нововведения законодательства и новые подходы в контрольной работе очень важным является обладать правовой информацией в текущем моменте и быть готовым при возникновении спорных ситуаций защитить свою позицию.
Дополнительная информация на сайте: kskgroup.ru
Партнерский материал