Партнерство или одиночное плавание: что лучше для бизнеса?

Спорить на эту тему можно, но, как правило, после долгих терзаний «подросшие» предприниматели сходятся во мнении: команда нужна. Я, как основатель крупного проекта, прошла путь принятия этой идеи самостоятельно и готова поделиться с вами важными нюансами. Почти любой член команды становится в том или ином смысле вашим партнером, но мы поговорим именно о финансовом партнере. О человеке, который будет делить с вами прибыль. Конечно, идеально, если партнерство будет складываться не только из финансовых отношений, но и станет полезным с точки зрения компетенций. То есть партнер будет закрывать какой-то «блок» деятельности, например, бухгалтерию или маркетинг.

Выбирать партнера нужно не просто тщательно – представьте, что вы собираетесь жениться! Как понять, «ваш» ли это партнер по бизнесу? Задайте себе несколько вопросов, прежде чем заключить сделку.

1. Готовы ли вы работать по-партнерски?

Здесь важно понимать, что схема «он везет ­– я еду» и наоборот – провальная. В вашей голове должен быть другой подход к партнерской работе. Изначально важно договориться о зонах ответственности и об объемах, которые возьмет на себя каждый. Но в случае форс-мажоров партнеры должны быть готовы довести дело другого до конца. Помните, что без взаимопомощи в партнерстве никуда. Например, один участник ведет блок общения с клиентами, он вот-вот закроет сделку, но здоровье подвело, и сел голос. Второй партнер должен быть готов подхватить этот вопрос и отработать его без капризов и «надувания губ».

2. Готовы делегировать?

Кажется смешным, но это огромная проблема предпринимателя и почти любого менеджера. Мы боимся делегировать, привыкли быть «одиночными игроками», и с появлением партнера эта привычка никуда не уходит и становится причиной потери прибыли. Здесь часто включается психологический момент – делегируя, вы как будто теряете власть, становитесь менее значимой фигурой в собственных глазах. «Если бизнес держится без моего участия 24/7, то зачем я этому бизнесу?», – это ошибочные и пагубные мысли, избавляйтесь от них!

3. Сможете ли вы доверять этому человеку?

Без доверия делегировать полномочия и задачи просто невозможно. Сначала вам нужно на 100% убедиться в компетентности человека. Личная симпатия здесь также играет не последнюю роль – невозможно работать с человеком и прислушиваться к нему искренне, если он вам не близок по духу. Если мы не доверяем, то начинаем проверять, делая двойную работу. Например, если партнер занимается сведением управленческой отчетности, то проверяйте только конечные цифры, не лезьте в дебри, запрашивая у бухгалтерии сводки.

4. Готовы слышать и слушать своего партнера?

Правильную и эффективную коммуникацию никто не отменял! Эта проблема может возникнуть как на начальном этапе партнерства, так и на более «зрелом». В первом случае – это вопрос «притирки», через это проходят почти все молодые партнеры. В более старом партнерстве эта проблема обычно возникает из-за «усталости». Вы вроде бы знаете все, что может сказать партнер, и часто слушаете его «вполуха», додумывая многое. По этой же причине партнеры со временем перестают проводить совещания и планерки, что губит бизнес! Проводите совещания хотя бы раз в неделю, чтобы коротко, но по сути обсудить текущие вопросы.

5. Готовы к меньшей прибыли, но с меньшими усилиями?

Всех денег не заработаешь, да и время на себя тоже должно оставаться? С таким подходом вам прямой путь к партнерству! А вот если вы готовы не спать ночами и не видеться с семьей ради успеха и финансового благополучия, то при разделе прибыли с партнером могут возникнуть проблемы. Как минимум, психологические. Например, вы привыкли получать со своего бизнеса 500-600 тысяч рублей чистой прибыли в месяц. Пришел партнер, и бизнес стал приносить около 1 млн – 1,1 млн рублей. Вы делите прибыль пополам, ваш доход почти не меняется, но при этом высвобождается много свободного времени. В принципе, можно «зашиться» и попробовать заработать этот миллион самостоятельно – наверняка эти мысли возникнут в какой-то момент партнерства. Гоните их, иначе угробите и себя, и бизнес.

6. Как закрепить устные договоренности на бумаге?

Ничего личного – только бизнес. Поэтому необходимо заранее позаботиться обо всех документах. Даже если человек самый лучший и вообще ваш двоюродный брат. Например, если у вас ООО, в учредительных документах пропишите основные параметры взаимоотношений совладельцев: долю каждого и распределение прибыли. Иначе в случае как суперпозитива (крупной прибыли), так и негативного сценария, вы можете получить «слившегося» партнера.

7. Как будет распределяться прибыль?

В конечном итоге ваш бизнес – ради денег. Так что не закрывайте глаза на финансовую часть и продумайте сначала для себя, на какие условия вы можете пойти, а на какие – ни в коем случае. А потом уже поговорите с потенциальным партнером. Важно прописать сроки, суммы, зависит ли результат от количества действий и все другие важные финансовые подробности.

8. Как будет фиксироваться результативность работы?

У нас не дружеские посиделки в баре. Вы делаете (или, как минимум, стремитесь) большие деньги, поэтому подход к процессу должен быть соответствующий. Предположим, прибыль у вас распределяется раз в полгода, полгода вы не делаете промежуточные сверки, а в итоге понимаете, что факт очень сильно отстает от плана. KPI, стратегия, планирование – все это необходимо не только «в голове», но и на бумаге. Ставьте промежуточные цели, оцифруйте их, фиксируйте в отчетах ­– только так получится добиться заветного результата.

9. Кто ответственный и за какой блок?

Бывает, что два активных партнера (которые не только вкладывают деньги, но и участвуют в рабочих процессах) начинают «переходить» друг другу дорогу. Например, один отдал распоряжение в отдел маркетинга, а другой решил в последний момент сделать по-другому, о чем сообщил маркетологу. Путаница, неразбериха и недовольство начальства и подчиненных. Закрепите с партнером, кто и за какой блок работ ответственен и что курирует, и не заходите на чужую «территорию»! А если хотите внести предложение, то «несите» его напрямую партнеру, а не исполнителям – это предупредит возможные проблемы.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Беларусь

Спросить себя - это полдела. Гораздо важнее спросить будущего партнера. И не просто спросить - на словах мы все душки - а на деле убедиться, что он действительно будет прикрывать вам спину, слушать и слышать и далее по тексту.

Такие статьи читают обычно те партнеры, которые старательно вкладываются в партнерство. Их проблема - не в том что они чего-то не дорабатывают, а в том, что они выбирают в партнеры не тех людей.

А эти «не те люди» таких статей никогда не читают

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Александр Сорокоумов пишет:
Гораздо важнее спросить будущего партнера. И не просто спросить - на словах мы все душки - а на деле убедиться, что он действительно будет прикрывать вам спину, слушать и слышать и далее по тексту. Такие статьи читают обычно те партнеры, которые старательно вкладываются в партнерство. Их проблема - не в том что они чего-то не дорабатывают, а в том, что они выбирают в партнеры не тех людей. А эти «не те люди» таких статей никогда не читают

так пусть прочитают и главное письменно всё зафиксируют - кто как и за что отвечает, и когда подводить промежуточный финансовый итог и при необходимости пересматривать договорённость

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - предприниматели сходятся во мнении: команда нужна

У меня иное мнение по теме:

1. Приходит время, когда партнерами владельца бизнеса становится топ-менеджеры (по сути, не по доли бизнеса).

2. Бизнесмен - не всегда предприниматель.

3. Предприниматели могут сидеть на небольших должностях в фирме, если их идеи используют (есть наблюдения по нашим клиентам).

4. Я-то повелся на название публикации - думал про партнерство между фирмами. Вот эта тема стоит внимания. А что описано (личное мнение) - внимания не стоит.

5. Проблемы между владельцами к предпринимательству отношения не имеют - это личные взаимоотношения. Я даже между родными братьями (владельцами) не встречал согласие.

6. То есть вопрос - зачем? У меня на него ответа нет. С ответами в статье не согласен, иное мнение.

Генеральный директор, Москва

По моему мнению и опыту наблюдений, в 99% случаях на каком-то этапе партнеры разоср..тся. По крайней мере так происходит в наших российских реалиях...

Руководитель проекта, Беларусь
Марат Бисенгалиев пишет:
так пусть прочитают и главное письменно всё зафиксируют

Марат, я бы очень хотел посмотреть на того, кто будет заставлять этих людей читать эти статьи.

Руководитель управления, Казань
Марат Бисенгалиев пишет:
ак пусть прочитают и главное письменно всё зафиксируют - кто как и за что отвечает, и когда подводить промежуточный финансовый итог и при необходимости пересматривать договорённость

Александр Сорокоумов пишет:
Марат, я бы очень хотел посмотреть на того, кто будет заставлять этих людей читать эти статьи.

Александр, Вы опираетесь на существующих собственников, а статья предназначена для будущих, возможно сегодняшние менеджеры, при планировании будущего партнерства, нормально (цивилизованно) используют рекомендации автора, как и ряд юридических предложений изложенных в статьях Романа Нормана.


Евгений Труфанов +571 Евгений Труфанов Директор по развитию, Ставрополь

У меня отрицательный опыт партнёрства. На ранней стадии, 20 лет назад, это связано просто с непониманием партнёра с тем, что администрирование бизнеса (кроме операционной деятельности) тоже чего то стоит. Затем, 18 лет назад, человек, которого я вытащил из неприятной ситуации, взял меня в партнёры, а за спиной гразно продал активы компании (которые ещё не поставили на баланс), ну то есть оказался подлым типом (и как оказалось, я не первый, кого он опрокинул). Затем, 10 лет назад, произошло "перетягивание финансового одеяла на себя" управляющим партнёром, который считал что его вклад больше и значительней, на чём пришлось расстаться. Затем 8 лет назад, подобрав группу из 3 игреков и 1 икса, решил сделать из них серьёзную аутсорсинговую компанию, но "за спиной" управляющий партнёр стал крысить деньги, когда дело наладилось и он вернулся в "зону комфорта", он сконцентрировался на "ничего не делании" и "стопоре" решений, пришлось просто уйти.

Вывод: моральная суть 99,9% людей, к сожалению, увы, загажена. И эта гряз рано или поздно вылезет на поверхность, как её не замывай. Ошибкой, приводящий к краху в партнёрстве можно считать следующий постулат (по сутизакона): проблема честных людей в том, что они ждут честности от всех остальных. Но на деле, в условиях дикого рынка, это мечта. Отсюда, бизнес демоны в место бизнес ангелов, люди с гнилым нутром вместо партнёров.

Совет тем, кто решился на партнёрство: сначала договоритесь о том, как вы будете выходить из бизнеса. А потом уже как и с чем туда входить. Но не наоборот.

Евгений Труфанов +571 Евгений Труфанов Директор по развитию, Ставрополь
Олег Шурин пишет:

По моему мнению и опыту наблюдений, в 99% случаях на каком-то этапе партнеры разоср..тся. По крайней мере так происходит в наших российских реалиях...

оказывается не я один зафиксировал эту цифру.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Евгений Труфанов пишет:
оказывается не я один зафиксировал эту цифру.

Поэтому, как мне кажется, нужно разобраться с двумя вещами:

1. Зачем быть не одному.

2. Разобрать тот 1% - почему он работает (если смысл не быть одному имеется).

Руководитель проекта, Беларусь
Денис Перевезнов пишет:
Александр, Вы опираетесь на существующих собственников, а статья предназначена для будущих, возможно сегодняшние менеджеры, при планировании будущего партнерства, нормально (цивилизованно) используют рекомендации автора, как и ряд юридических предложений изложенных в статьях Романа Нормана.

Да, Денис, согласен с вами. И я бы особенно упирал на "ряд юридических предложений" наравне с рекомендациями о том, как узнавать неправильных партнеров и отсеивать их на ранних стадиях

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.