Как не ошибиться, выбирая бизнес-партнера

Неудачный выбор партнера по бизнесу может обернуться истощением ресурсов и выгоранием предпринимателя. А «развод» партнеров может быть весьма болезненным и для них самих, и для бизнеса. Как избежать ошибок? Каким правилом следует руководствоваться при выборе партнера? Почему уже в момент зарождения партнерства важно думать о его смерти? Можно ли избежать предпринимательского выгорания? Обо всем этом в интервью Александра Сорокоумова – ментора, консультанта, автора книг «Трансформация бизнеса», «Стратегии успеха в эпоху перемен», блога mentorship.pro и множества популярных статей, опубликованных на портале Executive.ru.

Executive.ru: Александр, как, по вашему мнению, выбрать правильных партнеров по бизнесу? Существуют ли какие-то универсальные правила и критерии выбора?

Александр Сорокоумов: Я думаю, универсальное правило одно: с этим человеком вам должно быть комфортно и безопасно. Более того: рядом с этим человеком вы можете быть сами собой, вам не нужно себя ущемлять и ужимать рядом с ним. Это правило я вывел для себя по опыту моих неудачных партнерств. Если приходится ужиматься, такие отношения обречены.

Executive.ru: Авторы публикаций на эту тему считают, что выбирать в качестве партнеров по бизнесу друзей или членов семьи категорически нельзя. Вы согласны с этим утверждением?

А.С.: Согласен. Но исключения есть. Существуют успешные семейные бизнесы. Мне кажется, такой бизнес начинается в первую очередь с семьи, в которой все благополучно. Если же между членами семьи не все ладно, и вдобавок к этому добавляется стресс в виде бизнеса, все только усугубится. Я наблюдал семейные компании, где проблемы семьи перерастали в еще большие проблемы в бизнесе. Но все же тип отношений «семья» подразумевает и совместную хозяйственную деятельность. И это дает чуть больший шанс семейным компаниям, нежели тем, которые основаны на дружбе.

Ведь тип отношений «дружба» – это когда вы соприкасаетесь лишь одними сторонами, а тип отношений «бизнес» требует соприкосновения совершенно других сторон. Первые 10 (15, 20) лет взрослой жизни мы обычно плохо разбираемся в людях. Поэтому не можем точно оценить потенциального партнера для бизнеса. А если он еще и друг, в дело обязательно вмешиваются эмоции: мы стараемся не думать о друзьях плохо, закрываем глаза на их недостатки и прикрываем их. Да и просто не замечаем.

Проходят годы, ты смотришь на старого приятеля, с которым посчастливилось не начать бизнес 10 или 15 лет назад – и ты вдруг понимаешь: и хорошо, что не начали. Потому что сейчас видишь, что вот это его качество и вот это стало бы причиной конца не только бизнеса, но и вашей дружбы.

Executive.ru: Что следует сделать на начальном этапе, чтобы отношения с партнером оказались плодотворными?

А.С.: Есть один способ. Очень дотошное составление контракта перед стартом. Вспомните все случаи вашего неудачного партнерства в целом по жизни – от несчастливого первого брака до неудачной поездки с друзьями на рыбалку. Запишите, где возникли неразрешимые проблемы и разногласия и переформулируйте их с точки зрения совместной работы. Когда список готов, задавайте вопросы потенциальному партнеру. Что будет, если один из нас захочет выйти из бизнеса и забрать с собой капитал немедленно? Что будет, если у одного из нас изменятся интересы или потребности? Что будет, если мы в корне разойдемся по принципиальному решению? И так до тех пор, пока не появится достаточно ясное представление о том, как вы будете все эти вопросы решать, или хотя бы какой подход использовать для их решения.

Executive.ru: Довольно трудоемкий способ. Всегда ли он необходим?

А.С.: В первый раз он требует огромного количества времени, усилий, нервов. Партнеры, с которыми обязательно возникнут проблемы, на этом этапе взрываются и уходят. Иногда вы можете себе это позволить, иногда – нет.

Бывает, вам приходится «впрыгивать в последний вагон», и вы вынуждены пропустить этот этап. Вы быстро стартуете, но потом долго притираетесь друг к другу. Либо вы можете себе позволить не спешить – и проходите притирку до старта. Но этот период обязательно будет. Поэтому, как самураи ищут смерти в каждом бою, так и вам не помешает искать смерти вашего партнерства – в каждой встрече с вашим партнером.

Executive.ru: Есть ли перечень типичных проблем, которые возникают в бизнесе, взращиваемом несколькими партнерами?

А.С.: Я могу перечислить лишь те, с которыми сам сталкивался.

  • Первая: партнеры не договорились о том, кто главный. После чего вместо работы начинается выяснение, кто главнее.
  • Вторая (особенно в малом бизнесе) – партнеры не оговорили разделение собственности и зон ответственности за выполнение работы, в том числе управленческой. Например, два партнера внесли деньги, а третий денег не вносил, но управляет бизнесом, прибыль делится поровну. И в структуре расходов нет такой статьи как зарплата генерального директора. Пока генеральный директор отрабатывает те деньги, которые он не вложил, все нормально. А потом становится хуже, потому что работает только один, а деньги делятся поровну. Хотя бывает и так, что все партнеры внесли равные доли, но лишь один работает и зарплату директора не получает.
  • Третья проблема – кто-то вложил деньги и его интересует только возврат инвестиций, а другого интересует будущее бизнеса. И когда доходит до решения, какую часть прибыли вынуть, а какую направить на развитие бизнеса, возникают большие сложности.
  • Четвертая проблема – интересы партнеров на каком-то этапе расходятся. Один уже хочет перестать работать и отдыхать, а другой нет. Или один хочет развивать бизнес в одну сторону, а другой – в другую. Один хочет дальнейшего роста, а другому и так все хорошо, зачем шевелиться?
  • Пятая проблема возникает, когда кто-то из партнеров «проседает» в компетентности как управленец. Это превращается в серьезные сложности для всех остальных – кроме тех случаев, когда наиболее компетентный управленец является мажоритарием. Если же доля больше у того, у кого компетентности не хватает, профессиональный управленец-миноритарий будет страдать. Ему все время придется доказывать свою компетентность тому, кто ее оценить неспособен, но имеет возможности зарубить любую инициативу.

Executive.ru: Что делать, если очевидно, что отношения с партнером не сложились? Как сделать процесс «развода» менее болезненным и для самих партнеров, и для бизнеса в целом?

А.С.: К сожалению, здесь нет однозначного ответа. Далеко не всегда это можно сделать безболезненно. Вы можете разорваться на части, чтобы смягчить ситуацию, а другой партнер просто упрется и подаст на всех в суд.

Чтобы минимизировать ущерб, лучше всего обратиться к посредникам. Найти юриста, который может работать как медиатор. Или консультанта, который на этом специализируется. Если же партнера не удается на такое уговорить – обращайтесь к таким специалистам сами. Когда вам есть на кого опереться, будет легче пройти через развод. Как правило, даже если лишь один из партнеров работает с таким помощником, это лучше и для второго партнера, потому что задача помощника еще и держать вас за руку, когда вы хотите этой рукой как следует своему партнеру вломить.

Хотя самый лучший способ – застраховаться заранее. Перед тем, как вступить в отношения, договориться с партнером о том, как будете расходиться.

Executive.ru: Практически все российские компании жалуются на кадровый голод, нехватку профессионалов желаемой квалификации. Как вы оцениваете ситуацию на рынке труда?

А.С.: Я не слежу пристально за рынком труда, а клиенты, с которыми я работаю, как-то умудряются находить профессионалов. Если же кто-то из них жалуется на нехватку специалистов, рано или поздно мы обнаруживаем, что у такого руководителя неверно настроен его «поисковый механизм». То есть, нужных специалистов нет не потому, что их нет, а потому, что он их просто не замечает, отсеивая по каким-то неосознаваемым им критериям. И точно так же в его компании существуют фильтры, не позволяющие этим специалистам к ней даже приблизиться.

Executive.ru: Как вам кажется, можно ли решить проблему нехватки желаемых специалистов с помощью диджитализации – автоматизации HR-процессов и организации в целом?

А.С.: Наверное, в какой-то степени это поможет ее решить. Но если автоматизировать бардак, у вас появится автоматизированный бардак. Если создать программу поиска с такими вот неверными критериями, она точно так же будет выдавать неподходящих кандидатов, как и сам шеф.

Executive.ru: А что нужно сделать, чтобы такого рода автоматизация произошла правильным образом?

А.С.: Забыть про автоматизацию.

Executive.ru: Почему?

А.С.: Когда кто-то полагает, что автоматизация его спасет, это говорит лишь о том, что человек не хочет по-настоящему решать свою проблему. В автоматизации бизнес-процессов все известные мне компании, которые успешно с ней справились, сначала очень долго занимались исключительно процессами – настройкой своей работы. Лишь потом, наладив работу, они озаботились ее автоматизацией. К слову, у некоторых сама программа автоматизации могла быть написана чуть ли не в Excel – но все работало. У многих, кто покупал какую-либо готовую систему, чтобы она избавила их от бардака, система либо не приживалась, либо приживалась криво, либо все останавливалось на полпути. То же самое будет и с диджитализацией HR-процессов.

Executive.ru: Какие факторы приводят к выгоранию, усталости от бизнеса собственников компаний, партнеров, управленцев?

А.С.: Если у нас есть какая-то область, где нам приходится чем-то жертвовать во время работы, это ведет к большой потере энергии. Рано или поздно оттуда утекут все силы: и физические, и эмоциональные. И человек «выгорит». У каждого это что-то свое. Кто-то выгорает из-за токсичных партнеров и необходимости ужиматься рядом с ними. Кто-то из-за такой организации работы, где все приходится тянуть на себе. Кто-то – из-за того, что не может гордиться тем, чем занимается. А кто-то от бессилия, когда все, что он пытается сделать, тонет в окружающем его болоте.

Бывает, что усилия, которые мы сейчас тратим на работу, чуть-чуть большие, чем наши возможности восстановиться. Некоторое время организм держится за счет внутренних ресурсов, а потом подходит к некоей критической точке – и все.

Executive.ru: Какие случаи встречаются чаще по вашему опыту?

А.С.: Тот скрытый дисбаланс, когда не успеваешь полностью восстановиться – и отношения с партнерами. Если работаешь с токсичным партнером, за три-четыре года это отравляет тебя так, что приходится восстанавливаться едва ли не столько же, сколько вы проработали вместе. Но здесь вы хотя бы чувствуете свое «отравление» в процессе и уходите, когда становится невыносимо. Дисбаланс же подкрадывается незаметно.

Executive.ru: Как избежать выгорания? Что делать?

А.С.: Молодой человек, который начинает рабочую карьеру, вряд ли его избежит. Ошибки – это часть жизни. Выгорание – наша плата за них. Лишь когда у вас за плечами пара банкротств и хотя бы один успешный выход, то, наверное, можно на основании полученного опыта понять свои слабые места и защитить их. То есть ключевой момент – это исследование своих слабых мест, приводящих к выгоранию и реорганизация стиля своей жизни и работы с учетом этого знания.

Executive.ru: А что бы вы посоветовали владельцу компании, управленцу, который не смог предотвратить процесс выгорания, действительно устал от бизнеса?

А.С.: Психотерапию с хорошим специалистом. Даже не коучинг. Когда уже выгорел, тут не поможешь коучингом, нужно разбираться с более глубокими вещами. У меня стабильный результат появился через пять лет терапии. И более-менее закрепился через шесть. То есть, чтобы у меня все стало хорошо, чтобы я научился справляться, чтобы мне снова было приятно заниматься тем, чем я занимаюсь, мне понадобилось шесть лет. И это не с начала кризиса, и даже не с того момента, когда я всерьез за него взялся. А с того момента, когда я нашел себе подходящего терапевта.

То есть, если вы выгорели, у вас кризис среднего возраста или депрессия, не дающая вам работать, и у вас есть время и деньги, чтобы всерьез заняться собой, лучше займитесь прямо сейчас. Процесс будет долгий. И кстати, будьте готовы, что за время этого процесса вы расстанетесь со всеми партнерами.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Украина

В статье забыли указать основу, с которой начинается выбор бизнес - партнера.

Чтобы не ошибиться, выбирая бизнес - партнера, нужно в первую очередь ответить на главный вопрос - Что у него есть такого, чего нет (или недостаточно) у вас (какими качествами или ресурсами он обладает из того, чего вам не хватает)?

Бизнес - партнер не нужен, если просто дублирует ваши ресурсы и качества.

Затем попытаться понять: А зачем вы ему нужны в качестве - бизнес партнера?

Только имея ответы на эти вопросы можно анализировать советы, которые изложены в статье.

Начальник участка, Волгоград

Сам дважды ошибался с выбором бизнес партнеров. Сейчас для себя сформулировал 3 обязательных критерия для выбора будущих:
1. Желание обговаривать все вопросы.
2. Фиксация договоренностей на бумаге.
3. Четкое следование выработанным решениям.



Консультант, Украина

Правило трех "Д" в бизнесе: не выбирать партнерами -

1. Дам

2. Друзей

3. Дураков


Руководитель проекта, Беларусь
Юрий Петров пишет:
В статье забыли указать основу, с которой начинается выбор бизнес - партнера.

Спасибо, Юрий, нужное дополнение. Действительно, большинство партнёрств создаются, движимые скорее эмоциональными мотивами. И такие вопросы могут здорово остудить горячие головы и заставить задуматься.

Руководитель проекта, Москва

Вообще ни о чем…

В большинстве случаев и выбирать не приходится.

Стратегические решения по партнерству в 99% принимаются по ситуации и активам ее участников

Консультант, Новосибирск

Выбор партнёров часто происходит не по их реальному уровню необходимого качества, а по его завышенной самооценке, ими демонстрируемой на стадии "жених/невеста". Но бесконечно завышенную самооценку поддерживать не удаётся, поэтому кризис во взаимодействиях нарастает. Чем выше степень мухлежа "самооценка/реальное качество" - тем быстрее, за исключением номинации "Правильность", подтасовку показателей которой можно держать максимально долго.

Чтобы не обманываться в отношении реального потенциала будущего партнёра - требуется не иметь (скрытой от понимания) мотивации :

- погружения на больший уровень саморазрушения (приближающийся к личному анти-рекорду из прошлых воплощений);

- набора максимального количества линий судьбы с преждевременной смертью, унаследованных от предков, чтобы получить шанс их минимизировать, погрузившись на кармическое дно по данной теме;

- набора максимального количества проблем по индивидуальной специализации, от которой зависит уровень "Управления здоровьем".

Вместе это составляет погружение в анти-рекорд "Усложнения выживаемости". В-среднем, он составляет 11 помех с оной. Чтобы выживаемость повысить - необходимо правильно расставлять приоритеты жизненных ценностей. Это позволит быстрее привлечь в судьбу - всех проблемных кармических партнёров, и быстрее/беспроблемнее с ними расстаться.

Начальник участка, Волгоград

Виктор, Вы пользуетесь сложным для понимания синтаксисом и сложными определениями, которыми мы не владеем. Ваши мысли для понимания требуют адаптации и перевода на "менеджерский язык".
Виктор утверждает:
1. Невозможно не ошибаться в выборе партнеров, но можно минимизировать потери времени, энергии (денег), внимания им уделяемого;
2. Если Вы прожигатель жизни, хороших партнеров Вам не видать;
3. Ваша семейная история очень серьезно отражается на том какие партнеры у Вас будут, провал в выборе партнеров и недостаток ресурсов может быть связан с Вашим стремлением не решать типовые семейные ошибки, а убегать от них.
4. Проблема с выбором партнеров может быть связана также с тем что Вы занимаетесь не тем чем должны были заниматься исходя из личного потенциала.

В принципе спорить не с чем. Хотелось бы что бы все было легко и просто, а из вышенаписанного просто не получается, "печалька, господа".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина компаний доплачивают сотрудникам за лояльность

У 46% работодателей есть надбавки за стаж и бонусы за долгую работу в компании.

Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.