Бывает, что руководство компании приобретает новые технологии и требует их внедрения, абсолютно упуская из вида один из важнейших факторов: люди на местах не мотивированы, а значит, не готовы к нововведениям. В результате бизнес теряет не только миллионы рублей, но и в большинстве случаев – веру в инновации как таковые. А руководители таких компаний продолжают недоумевать, почему самого факта покупки технологии оказалось недостаточно, чтобы получить запланированную отдачу.
В моей практике были примеры, когда компании элементарно не могли внедрить новое ПО. Так в одной из топ-20 российских нефтегазовых компаний не смогли сделать это по двум причинам. Сотрудники, которым установили инновационный софт, не были в нем заинтересованы. А руководство решило сэкономить и не стало приобретать у провайдера поддержку и обучение. В результате – полное отсутствие экономического эффекта, денежные потери.
Так что же нужно, чтобы новая технология не легла на полку? Что нужно, чтобы внедрение инноваций стало эффективным?
Почему важно мыслить как инноватор
Моя практика показывает, что необходимо формировать у персонала инновационную культуру, соответствующее мышление. Инновационность мышления подразумевает понимание того, что происходят быстрые изменения в каждой отрасли, и творческий человек должен не только учиться создавать новое сам, но и своевременно реагировать на создаваемое другими. Человеку с инновационным мышлением необходимо научиться адаптироваться к новым условиям, иметь желание и потребность работать с креативными решениями в команде для получения экономического результата.
При этом нужно помнить, что изменение мышления – сложная задача. Она требует много времени, воли и настойчивости руководства, глубоких преобразований бизнеса. И плюс к этому должна быть создана инфраструктура, поддерживающая генерацию и реализацию новых идей, наподобие совета по инновациям, действующем в BP.
Три кита успешного внедрения инновационного мышления – комплексность, личная заинтересованность руководства плюс вовлечение максимального количества сотрудников, а также готовность к рискам и ошибкам.
«Уровень смертности инноваций всегда будет высоким» – предупреждал гуру менеджмента Питер Друкер. От этого и надо отталкиваться, строя успешную инновационную стратегию. Всегда следует учитывать тот фактор, что сфера инноваций – это зона повышенных рисков, и при выборе инновационного курса развития бизнеса нужно быть готовым к возможным ошибкам и неудачам. Это первая константа.
Тем не менее, если выработан правильный подход, данные риски оправдывают себя. Если существует постоянная поддержка руководства, если вовлекается максимальное количество сотрудников, внедрение инновационного мышления в компании становится двусторонним процессом, требующим участия как высшего менеджмента, так и рядовых сотрудников. Это константа два.
Опыт показывает, что для эффективного внедрения инноваций и как следствие – для дальнейшей трансформации бизнеса в русле инновационного развития необходимы изменения во всех трех областях: в корпоративной стратегии и культуре, в управлении человеческими ресурсами и в бизнес-процессах компании.
Инновации нужны всем отраслям российской промышленности, где потенциал экстенсивного роста исчерпан и необходимо делать ставку на рост эффективности, в том числе за счет использования новых технологий. К примеру, более двадцати лет назад профессионалы-нефтяники заговорили о проблемах, связанных с истощением уникальных месторождений Западной Сибири. Альтернативой называли десятки, если не сотни миллиардов тонн нефти, содержащейся в нефте-материнских толщах Баженовской свиты. На тот момент практически применимых технологий добычи такой нефти в мире попросту не было, и добыча в Баженове казалась фантастикой.
Благодаря развитой культуре инноваций США первыми открыли у себя добычу сланцевого газа, объемы которой уже исчисляются в 260 млрд кубометров в год и продолжают расти. По прогнозам, этот показатель может достигнуть 485 млрд к 2040 году. В России до 2014 года разработка месторождений сланцевой нефти не обходилась без зарубежных технологий. Но так называемые санкции дали поразительный результат: у нас появились собственные технологии и оборудование для работы с запасами Баженовской свиты, о чем в сентябре 2017 года заявила «Газпром нефть». По мнению экспертов, успех достигнут во многом благодаря инновационному мышлению, вере в успех, стремлению не только разрабатывать, но и широкомасштабно внедрять новые технологии.
Тем не менее, в национальном докладе российского правительства сообщается, что в 2016 году инновационная активность компаний в России не увеличилась, несмотря на улучшение инновационной среды. Техническое отставание российских компаний по сравнению с западными во многом объясняется тем, что в нашей стране мышление людей до сих пор еще обусловлено старыми моделями, малоэффективными в современных экономических условиях.
Уровни и правила инновационной культуры
Так как руководителю компании внедрить инновационное мышление на своем предприятии? Что сделать, чтобы ускорить, улучшить, упростить внедрение инноваций? Своим клиентам мы рекомендуем использовать комплексный подход к формированию инновационного мышления, внедренный в более чем тридцати компаниях, известных сегодня как компании с инновационной культурой и стратегией.
Вовлечение персонала организации в инновационный процесс предполагает комплексный подход и включение идеи инноваций на всех уровнях поддерживающей инфраструктуры. Именно такой комплексный подход к внедрению инновационного мышления применяют наши консультанты при реализации проектов, охватывающий три основные области:
- Корпоративная культура и стратегия.
- Управление персоналом.
- Организационная структура и бизнес-процессы.
Подход к формированию инновационной культуры
Ядром системы инновационного мышления являются инновационная культура и стратегия. Всемирно известные компании, в числе которых Neste, L’Oréal, Webexpert, «Силовые машины», Enel, Möbel & Zeit провозглашают инновации в качестве одной из ключевых ценностей. Открытость и готовность к чему-то новому, нацеленность на постоянное улучшение, а также толерантное отношение к идеям сотрудников должны являться неотъемлемой частью корпоративной культуры. Ориентация на инновационные технологии для достижения стратегических целей, а также готовность постоянно инвестировать в развитие инноваций и инновационного мышления должны быть положены в основу долгосрочной стратегии компании. А управление персоналом, нацеленное на развитие инновационного мышления, должно основываться на пяти правилах.
Пять правил взращивания инноваторов
Как приверженность инновациям отражается в бизнес-ценностях
Инновации есть среди ценностей многих российских и зарубежных компаний, и существуют они не только на бумаге. Приведу примеры из их практики, соответствующие пяти правилам формирования инновационного мышления.
1. Нанимать сотрудников, готовых развиваться и работать по-новому каждый день. И не просто талантливых сотрудников, а способных воспринимать и внедрять инновационные идеи и решения. В некоторых компаниях инновационное мышление – творческие возможности, готовность развивать и генерировать новые решения, использовать новые подходы и умение – необходимые качества, которыми должен обладать технический специалист.
В топ-4 ценностей компании Neste наряду с ответственностью, сотрудничеством и результативностью включены инновации. «Neste – пионер в производстве и реализации экотоплива – вкладывает средства не только в разработку новых продуктов, технологий и бизнес-процессов, но и в развитие потенциала наших сотрудников. Кроме того, компания поощряет нестандартные подходы к работе, ведь только так рождаются по-настоящему революционные идеи», – сообщается на сайте компании.
2. Ставить задачи по созданию инноваций тогда, когда вы можете правильно их оценить. Компаниям следует выстроить системный подход к оценке инновационного вклада каждого сотрудника, а также формирование нужного отношения к поставленным задачам.
Сотрудники L'Oréal во всем мире придерживаются ценностей компании в своей повседневной работе. Одна из основополагающих среди шести – инновация. Вот, что гласят ценности компании: «Инновации являются необходимым элементом развития группы, ведь красота – это бесконечный путь к совершенству, который постоянно требует новых подходов. В L’Oréal мы понимаем, насколько это важно. Постоянное желание раздвигать границы знаний – это способ открывать новые возможности для создания поистине необычных, удивительных средств. Это также способ всегда быть на шаг впереди. Однако невозможно быть первооткрывателем, не проявляя инициативу и решительность. Поэтому компания L’Oréal всегда способствовала развитию своих сотрудников, предоставляя им свободу действий».
3. Награждать новаторов. Создателей инновационных решений необходимо поощрять, причем как материально, так и нематериально. Действенным способом мотивации является система корпоративных наград за наиболее выдающиеся инновационные предложения. Сотрудников следует стимулировать к активному участию в проектах по подготовке и внедрению инноваций. Мотивирует людей и то, чтобы выбранные инновационные технологии были внедрены в жизнь, отслежен эффект и сделаны выводы о дальнейшей применимости.
Möbel & Zeit является законодателем в области мебельных инноваций в мире. «Компанией спроектировано более 20 механизмов трансформации и принадлежит 39 патентов на изобретения и промышленные модели. Разработчиками Möbel & Zeit создан, не имеющий аналогов, механизм ERGOMAX, в котором применено семь патентов. Это самый технически сложный механизм, созданный когда-либо для мягкой мебели», – сообщает компания. И возможны такие результаты благодаря тому, что общие ценности, на основе которых работает ее команда, ориентируют ее на стремление к инновациям в комфорте.
4. Обучать, как создавать инновационные технологии и как ими пользоваться. Сложно переоценить роль обучения в развитии инновационного мышления. Сотрудники должны располагать необходимыми знаниями и навыками для активного участия в инновационном процессе. Тренинги и обучающие семинары не только помогают раскрыть потенциал сотрудников, способных генерировать новые идеи, но и обеспечивают горизонтальное распространение инноваций внутри компании – от создателей к тем, кому предстоит ими пользоваться в своей повседневной работе.
Например, в центре технического обучения, созданного на базе научно-технического подразделения компании ExxonMobil Upstream Research, ежегодно проходят обучение около 7000 сотрудников добывающих активов нефтяного гиганта.
Для внедрения инноваций сотрудники российского подразделения международной энергетической группы Enel «учатся друг у друга и ценят неудачи наравне с успехами». Они «выходят за рамки устоявшихся стереотипов и преодолевают свои страхи, чтобы найти для энергии новые применения, технологии и сделать ее доступной для большего количества людей». Так сформулирована одна из главных ценностей компании, обеспечивающая развитие.
5. Удерживать наиболее талантливых специалистов, проявившихся в роли новаторов. Хорошая практика – использование так называемой двойной карьерной лестницы. Этот управленческий инструмент позволяет сотруднику расти как управленцу или развиваться до уровня эксперта, либо совмещать оба статуса. А это и признание заслуг новаторов, и широкие возможности реализации своих идей, и дополнительные стимулы к работе в компании.
Для примера, инновации и инициативность неразделимы в ценностях Webexpert. «В нашей компании поощряется инициатива и готовность к ответственности. Мы постоянно ведем поиск новых решений – только так можно обеспечить высокое качество продуктов и услуг».
Инновационность среди общих ценностей и команды единомышленников глобальной энергомашиностроительной компании «Силовые машины»: «Мы стремимся достигать наилучшего результата, внедрять инновации и постоянные улучшения на основе лучших практик, превосходя их и создавая новые. Мы должны опережать запрос клиента и предлагать новые решения и продукты. Мы должны внедрять инновации и совершенствовать наши технологии и процессы производства».
Все перечисленные принципы относятся к одному или нескольким неотъемлемым составляющим комплексного подхода к внедрению инновационной культуры и мышления. Даже из этого краткого обзора видно, что ориентированность на инновации ложится в основу ценностей многих успешных компаний. И как гласит знаменитое правило 3M: не надо бояться ошибок, закладывайте возможность идти на риск.
***
Знания и новые идеи становятся основными факторами экономического роста во всем мире, а инвестиции в развитие системы управления человеческими ресурсами являются неотъемлемой частью общего курса развития бизнеса.
Инновационный потенциал компании напрямую связан с инновационностью мышления персонала. Для определения этого потенциала компании необходимо формирование полноценной системы оценки компетенций, которая станет основой для разработки плана развития человеческих ресурсов, охватывающего весь процесс управления персоналом – от найма новых сотрудников до создания стимулов для наиболее талантливых из них.
Зачастую, обращаясь к услугам консалтинга, владельцы бизнеса ждут готовый рецепт решения проблемы. Но универсальных кейсов не бывает. В каждом случае – это процесс, требующий исследования и анализа. С помощью консалтинговых услуг клиенты решают проблемы собственного бизнеса, возникшие в связи с внутренними или внешними факторами, а зачастую, с обоими одновременно.
Казалось бы все ясно. Хорошие примеры, ясная последовательность действий, и все-таки компаний инноваторов гораздо меньше, чем цепляющихся за свои привычки. Возможно, что есть причины более глубокие, чем незнание последовательности действий и отсутствие ценности "инновация" в корпоративной культуре?
На мой взгляд, одной из таких причин является неопределенность в ходе реализации внедрений, которая создает угрозу многим, включая высшее руководство. Одно дело говорить правильные слова, другое дело совершать правильные действия. Чтобы их совершать нужно для начала отказаться от уже привычных действий и трудности возникают здесь!
Обращаться за этим в консалтинг - бессмысленно и вредно. От слова "вообще". Эта проблема должна решаться самой компанией. Если не хватает данных для принятия решения, их можно купить в консалтинге. Если "нету тяму" для таких решений, значит нет и управленческой компетенции, что печально для компании. Тогда можно сходить в консалтинг ей подучиться. Но потом - "сама-сама".
Явный пример того, что основная тема статьи (вернее, проблемы) не в мотивации. Потом, зачем нужно перестраивать бизнес и менять его культуру, чтобы "научить" сотрудников инновационному мышлению?
Скорее культура бизнеса изначально формируется в компании в зависимости от культуры собственников и топов, а не берется откуда-то снаружи, чтобы потом ее переделывать. Если сформировалась неинновационная культура - значит, собственник так мыслил и наверняка продолжает работать так. Каким образом он будет проделывать долгий путь для того, чтобы научить сотрудников, поменять их мышление и т.п.?
Очень хорошая и правильная статья! Спасибо, Катерина! Читал и наслаждался, НО, с горечью.. Присоединюсь к Александру и продолжу мысль. Наша действительность такова, что сотрудников с инновационным мышлением в совокупности больше, чем владельцев бизнесов и топ-менеджеров, директоров, находящихся у руля компаний, в компетенции которых и входит весь спектр вопросов по обучению, развитию инновационного мышления у своих сотрудников в обязательной связке с корпоративной культурой. Вот и получается, что либо их нет, либо они неспособны реализовать в своем бизнесе эту культуру с инновационным мышлением.. Особо это прослеживается в региональных компаниях в "глубинках" нашей необъятной Родины. А приходят "федералы" со своими налаженными инновационными решениями и региональщики пасуют..Потому что не смогли подготовиться. перестроить свои внутренние БП..вот как то так.. И зачастую, когда те немногие с инновационным мышлением наемные менеджеры среднего звена и руководители направлений, проектов натыкаются на стену непонимания со стороны владельцев бизнеса и закостенелых их продвиженцев.. За свой почти 20-ти летний опыт работы в коммерции, не раз с таким сталкивался.
Добавлю ложку дегтя, Инновационное мышление у сотрудников - очень редкое исключение из общего правила и развить его очень трудно. Мало того, сотрудник с инновационным мышлением скорее предприниматель (это почти синонимы) и, скорее всего, уволится и создаст собственный бизнес.
Инновационным мышлением должны обладать владелец и Г.Д., которые обязаны инициировать проекты изменений, вовлекать в эти проекты подчиненных и контролировать этапы изменений. Это более реальная схема.
Замечательная статья, очень хорошо написано, но почему опять берутся в пример зарубежные компании? У них совершенно другое мышление. Ну, как этого можно не понимать!
Повсеместное изучение и использование российского ТРИЗ - Теории решения изобретательских задач. - это выход для всей страны в плане инноваций.
Можно продолжить аналогию, предложеную в первой иллюстрации к этой статье: колесо, где инновационная культура - наружная обойма подшипника на оси бизнеса. Наружная обойма будет хорошо "вращаться" (работать), если внутренняя обойма (другие составляющие культуры) предраспологают к этому. Чем хуже внутренняя обойма, тем труднее запустить движение колеса.
Простейший способ дифференциации - бинарное состояние культуры, соответственно, с двумя возможными значениями: культура подходящяя для инноваций, или нет. Одной из явных диференцирующих характеристик может быть повторяемость бизнес-процесса. 1) Если условием прибыльности бизнеса является точное повторение хорошо выверенной последовательности действий (конкурентное преимущество за счет минимизации издержек), то культурное ядро компании будет до последнего солдата оказывать сопротивление инновационным потугам. Инновационные начинания, даже с благими намерениями еще лучше заточить существующий процесс, упрутся в стену. Инновация невозможна без эксперимента, а эксперимент - это издержки, а издержки - контрапродуктивны в рамках основных ценностей компании. Существуют целые индустрии, которые пребывают в подобном гомеостазе по пол-века и более, несмотря на возможности улучшить производительность и потребительскую ценность продуктов в несклолько раз. 2) Если условием прибыльности бизнеса является изменение бизнес-процессов и подходов, например, для приспособления к внешним условиям, ограждения заказчика от флуктуаций рынка или ресурсообеспеченности (конкурентное преимущество за счет контроля фронтира), то такие компании будут предрасположены к инновационно-организационым мерам. В достаточно больших компаниях могут образовываться субкультуры на уровнях отделов/департаментов. Каждое из таких подразделений может по-своему реагировать на инновационно-организационые меры.
В этой связи, интересно узнать, чем заниалась упомянутая вначале статьи нефтегазовая компания (или соответственнно ее подразделение) где внедрялось ПО.
Самое лучшее обучение - это непосредственное участие в проекте. Не совсем понятна фраза стимулировать к участию :)
"Среда" всегда сопротивляется изменениям, и если организация проектов строится в рамках функциональной структуры, то практически ничего не меняется и тормоз остаётся. Меньше структурных "тормозов" у временных коллективов под каждый проект.
Автор совершенно правильно отметил необходимость формирования инновационной культуры, соответствующего мышления. Думается, что это важно не только для персонала какого- то предприятия, но и для руководителей государства, для государственных и муниципальных служащих, для общества. Начинать нужно с культуры, с идеологии.Чтобы технологическая революция, технологический рывок стали по-настоящему национальной идеей для власти и граждан.
Чтобы люди мечтали о будущем, о новых достижениях, о космосе,подводном мире, о вечной молодости, красоте, здоровье, о транспорте и городах будущего, о развитии своих способностей, о новых технологиях управления (собой, людьми, транспортом, городом, государством, миром) и о многом другом.Чтобы люди мыслили, чтобы они в определенной степени были фантастами, футурологами, предсказателями. Важно, чтобы они были еще и изобретателями, экспериментаторами, испытателями. Но еще важнее, чтобы они были предприимчивыми, умели воплотить свои идеи в жизнь. Из этого вытекает, что россиянам нужно менять свое мышление, свою культуру. Нужны новые общественные ценности и новые модели управления.