В поисках HR-моделей, которые позволят сделать бизнес более эффективным, сегодня компании все чаще уходят от вертикальных структур управления и переходят к горизонтальным, которые могут одновременно обеспечить инновационность, гибкость и результативность развития. Один из таких подходов – модель облачных команд, или, другими словами, сетевое управление.
Сетевое управление и плоские организационные структуры
Цифровые технологии позволили перевести коммуникации, сбор, хранение и обработку данных в облачные сервисы, что, в свою очередь, дало возможность создавать удаленные рабочие места. Это быстро растущий тренд, сегодня каждый десятый работник в мире – либо удаленный сотрудник, либо частично занятый, либо фрилансер. А многие только недавно открывшиеся компании вообще изначально создают такие структуры, в которых вся команда удаленная.
То есть речь идет о гибкой облачной модели организации труда, которая соответствует текущим потребностям бизнеса и при необходимости может оперативно изменяться под стратегические цели.
Сетевое управление предполагает построение организационных единиц, исходя не из функций бизнеса (производство, маркетинг, продажи, IT, финансы, административный персонал, топ-менеджмент и т. д.), а исходя из ключевых бизнес-процессов. Таким образом, происходит создание центров прибыли, каждый из которых является полностью автономным и работает на основе анализа отчета о прибылях и убытках (P&L). При этом каждый центр прибыли имеет свою уникальную структуру, соответствующую его задачам для реализации стратегических целей.
Структура и принципы работы облачных команд
Структура облачной команды состоит:
- из исполнителей, отвечающих за выполнение простых операций;
- из экспертов, которые выполняют узкоспециализированные и высокопрофессиональные задачи;
- из лидеров, чьи задачи являются ситуативными и зависят от конкретных задач и обозначенных результатов.
При этом среднее звено управления отсутствует, а топ-менеджмент формируется из вышеупомянутых лидеров. Если состав лидеров меняется, то меняется и состав топ-менеджмента. Генерация идей и принятие стратегически важных решений происходит коллективно, а каждый член команды может принять участие в проектах коллег и внести свои пожелания. Координация и контроль работ происходит в соответствии с четко определенными KPI каждого центра прибыли и проекта.
Так как все коммуникации проходят горизонтально, иерархия минимизируется. Сотрудники взаимодействуют между собой по принципам открытости, доверия и равенства. Оценка их труда осуществляется по результатам работы каждого сотрудника, а не общего участия в процессе работы. Социальные пакеты более персонализированы и могут быть монетизированы. Как следствие, в целом меняется система вознаграждения, оплата переходит из постоянных в переменные издержки. Если возникает необходимость в привлечении внешних консультантов-экспертов, то их, как и в вертикальных структурах, можно привлечь на временной основе для решения конкретных задач и достижения определенных результатов. Их оплата будет так же, как и у других единиц команды, привязана к четким критериям и результатам.
Навыки, необходимые лидерам облачных команд
Элементы сетевого управления существенно меняют требования к топ-менеджменту и лидерам команд. Их основные задачи – создание условий для увеличения лояльности и вовлеченности сотрудников и организация мероприятий, направленных на удержание и развитие сотрудников в пределах команды. Поскольку системы мотивации в плоских структурах отличаются более высокой персонализированностью, важно уметь находить драйвер мотивации каждого члена команды, быть готовым к управлению автономными бизнес-единицами в виде центров прибыли и безупречно разбираться в особенностях работы различных подразделений компании.
Будущее облачных команд
Эффект внедрения облачных команд в разном бизнесе будет разным. Естественно, не каждый бизнес и не во всех секторах экономики может сразу полностью перейти на сетевое управление, но его можно внедрять, постепенно распространяя на определенные направления, бизнес-процессы или проекты. Лучше всего модель облачных команд подходит для практики стартапов и быстрорастущих интернет-компаний, ведь она позволяет им изначально минимизировать систему постоянных издержек. Уже сейчас эти площадки апробируют сетевое управление, и именно они сформируют принципы и инструменты облачных команд.
Ох и проблема эти "все коммуникации, которые проходят горизонтально". По-моему, это вообще одна из основных проблем малого бизнеса - когда нет четкой схемы движения информации и распределения ресурсов от руководителя к подчиненным. Хотя и да, наверное, можно сказать, что лишняя централизация - одна из основных проблем крупного бизнеса.
Ладно, а можно уточнить, про какую организационную структуру речь? Есть компания, которая создает много ЦФО, и каждый ЦФО - это удаленная проектная команда? А кроме этого есть основная часть компании, которая работает в обычном операционном режиме. Или вся компания полностью создается из удаленных проектных команд? Если честно, я не понял, как это выглядит. Удаленные ЦФО, у каждого P&L, четко распределенные KPI - как все это связывается в реальности.
Очень "воздушный" подход. Нужна конкретика. Что нужно, чтобы это заработало и давало эффект?
И почему все так стремятся уменьшить иерархию? "Давайте всё уплощим и расплющим". Менеджмент выполняет в компании одну из самых главных ролей - заставляет всех участников большой организации работать как единый организм. Многочисленные примеры показывают, что люди не обладают достаточным самосознанием, их постоянно нужно толкать и контролировать. И первые, кто жалуется и борется с прокрастинацией - это фрилансеры-удалёнщики.
Оно и так работает в IT.
До этого никогда не слышал термин "Облачная команда". О плоской структуре я размышлял давно. В общем то причины перехода от иерархии к плоскости конечно назрели.
Топ менеджмент не выполняет своей главной задачи - принятие решения. Не выполняет по простой причине - информационная турбулентность. Обезьяна вытягивая карточку с вариантом решения равна по эффективности топам.
Спрашивается - зачем вообще тогда нужен начальник с его завышенной зарплатой? Еще одна его роль - верификация сделки. С незапамятных времен никто не верил простому человеку на слово, он должен был удостоверить сделку у дворянина, человека с благородной кровью. Кровь теперь у всех одинаковая, поэтому подпись сегодняшних дворян-топов ни стоит ничего. Украдут и не поморщатся. Другое дело правила (смарт контракт) в рамках которых настроена работа плоской структуры. Решения принимаются там. В бизнес процессе все равны. Компенсации участникам определяются уровнем компетенций и количеством операций.
С прокрастинацией проблемы решаются в такой системе легко. Я сегодня проходил мимо дверей сетевого суп.маркета. В теплом тамбуре сидело несколько безработных гастарбайтеров. Они ждали только одного - когда ктонибудь из тех кто сейчас по ту сторону дверей ошибется и его место освободиться. Процессы там простые, времени на вхождение в курс дела много не надо. Уверяю вас в любом другом бизнесе (кроме проектного), процессы так же можно упростить и обучать ими людей заранее, то есть создавая на входе небольшую очередь из тех кто готов сидеть и терпеливо ждать.
Облачная - это типа удаленная. Я думаю, вирусы так пишут. И free ПО. И википедию редактируют)
Иерархия должна отмереть как атавизм. Возможна только иерархия - по уровню проявленной любви. Кто больше проявляет-тот и начальник.