Как наказать нарушителя, укравшего контент в интернете

Споры по правовым вопросам возникают в интернете чаще всего по трем основным причинам:

Важно также иметь в виду, что споры в интернете с участием физических лиц-правонарушителей рассматривают суды общей юрисдикции, у которых одно слово «интернет» вызывает панику. Поэтому чтобы не усугублять ситуацию, повысить скорость рассмотрения иска и шансы на успех, первые действия нужно грамотно выполнить до обращения в суд. Какие именно действия?

Шаг 1. Зафиксировать факт нарушения

Самый простой способ – сделать скриншот интернет-страницы (копию экрана), из содержания которого будет следовать, что те или иные материалы были размещены в сети Интернет по определенному адресу. Однако надо понимать, что скриншот сам по себе не будет являться достаточным и достоверным доказательством для суда, и его логичнее рассматривать скорее как экстренную помощь на случай, если нарушитель решит удалить «следы преступления». Кроме того, для фиксации содержания страницы с нарушением на определенную дату ее полезно внести в Интернет-архив. Это англоязычный сервис наиболее часто используется в Суде по интеллектуальным правам. Он не требует регистрации и прост в использовании.

Если же вы настроены серьезно, рекомендуется не затягивать и сходить к нотариусу, чтобы произвести нотариальный осмотр сайта. Осмотр, безусловно, стоит денег (от 10 тыс. рублей и выше в зависимости от количества страниц). Зато нотариальный протокол осмотра сайта уже будет рассматриваться в суде как весомое доказательство, фиксирующее факт правонарушения.

Дополнительным доказательством может стать также любая переписка с нарушителем, в том числе email или сообщение, выгруженное из мессенджера. Электронные письма приравниваются в суде к письменным доказательствам наравне с обычными. При этом важным условием их использования является возможность идентификации отправителя и адресата. Это возможно, если в переписке используются официальные адреса, размещенные в разделе «Контакты» и на сайтах государственных органов, либо если адрес был прямо указан в договоре с вашим контрагентом, который впоследствии стал нарушителем.

Шаг 2: Идентифицировать нарушителя

Очевидно, чтобы защитить свои права, установления одного только факта нарушения мало. Нужно еще понимать, кому предъявлять те или иные требования. Обычно в круг лиц, ответственных за нарушения прав в интернете, входят:

  • Администраторы доменных имен. Речь идет прежде всего о нарушениях, связанных с незаконным использованием чужих средств индивидуализации (в том числе товарного знака) при адресации интернет-страниц.
  • Информационные посредники: интернет-провайдеры, хостинг-провайдеры, владельцы информационных ресурсов. В данном случае мы уже говорим о спорах, связанных с незаконным размещением, предоставлением доступа или созданием технической возможности для такого доступа к информации, сведениям, объектам интеллектуальной собственности.
  • Пользователи, непосредственно размещающие материалы и информацию в интернете в нарушение прав третьих лиц.

Таким образом, для предъявления требования необходимо грамотно определить, кто является лицом, ответственным за совершение правонарушения: как минимум его имя / наименование и контактные данные.

Администратор домена несет ответственность за выбор доменного имени, за внешний вид и содержимое сайта, а также за порядок предоставления доступа пользователям. Это актуально в отношении споров по незаконному использованию товарных знаков, а также споров по незаконному размещению информации.

Установить администратора домена достаточно просто с помощью многочисленных бесплатных интернет-сервисов, например, поисковой системы Whois. С его помощью можно найти информацию об администраторе домена (физическом лице или компании), его местонахождении, адресе электронной почты, телефоне, а также сведения о сроке действия домена, регистраторе домена, хостинг-провайдере. В принципе этой информации должно быть достаточно, чтобы понимать, кому направлять требования.

Однако ситуация зачастую осложняется, если информация об администраторе домена бывает скрыта из общего доступа: вместо имени и фамилии в результатах поиска указано «private person». В таком случае, вы можете направить запрос регистратору домена, информация о котором также отражается в результатах того же поиска. В соответствии с Правилами регистрации доменных имен, он обязан предоставить вам контактную информацию об администраторе домена.

К сожалению, возможны ситуации, когда администратор домена и регистратор находятся за границей. Предъявить к ним требования по месту их нахождения становится затруднительно и слишком затратно. В таком случае нужно проверить, где находится хостинг-провайдер сайта, обеспечивающий его функционирование. Эту информацию обычно можно также найти при помощи Whois. Если провайдер работает непосредственно в России, можно попробовать обратиться в российский суд по месту его нахождения с требованием о прекращении доступа к сайту-нарушителю. Если суд ваше требование поддержит, провайдер исполнит его решение.

Также надо иметь в виду, что администратор домена может передавать домен в пользование третьему лицу, которое по факту отвечает за его функционирование и содержимое – фактическому владельцу сайта. В таком случае, имеет смысл предъявить требования и к администратору, и к владельцу. Информацию о последнем нередко можно узнать в разделе сайта «Контакты». Бывает также, что администраторы домена после получения претензии, желая снять с себя ответственность, предоставляют сведения о владельце сайта сами.

При этом необходимо оговориться, что информационные посредники несут ответственность за нарушение интеллектуальных прав в строго ограниченных пределах. Конкретнее, они не несут ответственность только в случае, если:

  • Не инициируют передачу информации.
  • Не определяют содержимое размещаемой информации.
  • Не знали о неправомерности своих действий.
  • После поступления запроса приняли необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения.

Определить информационного посредника обычно просто. Информация о нем размещается либо на самом сайте, либо ее можно получить с помощью поиска в Whois.

Что касается определения пользователя, непосредственно разместившего на сайте ту или иную информацию с нарушениями, то это сложнее. Как это делается? Каждый пользователь использует для выхода в интернет определенное устройство. У каждого такого устройства есть свой идентификатор – IP-адрес, который присваивается интернет-провайдером. Если пользователь размещал информацию на сайте, где требуется авторизация, его IP-адрес можно запросить у владельца этого ресурса (администратора, модератора). Кроме того, существуют специальные автоматизированные программы-шпионы по определению IP-адресов пользователей.

Зная IP-адрес, можно определить местонахождение устройства пользователя, а также интернет-провайдера. Однако даже если есть возможность определить с помощью IP-адреса местонахождение устройства, с которого нарушителем осуществились незаконные действия, то идентифицировать конкретного пользователя этого устройства уже гораздо сложнее. Чтобы выяснить это, нужно направить интернет-провайдеру адвокатский или судебный запрос с просьбой о предоставлении информации о лице, с которым у него заключен договор на оказание услуг связи по соответствующему IP-адресу, а также – информации по логам (зафиксированной истории) о том, какой тип трафика входил / уходил от абонента и когда.

Шаг 3: Определить, в какой суд обратиться

Как правило, необходимо обращаться в суд по месту нахождения нарушителя. Если нарушителем является компания, то в арбитражный суд, если физическое лицо, то в суд общей юрисдикции.

Если нарушаются ваши авторские и смежные права (например, права на программное обеспечение, аудиовизуальное произведение, кроме прав на фотографии), вне зависимости от местонахождения нарушителя еще до предъявления иска можно обратиться в Московский городской суд с требованием о предварительной блокировке сайта. В таком случае, вы обязаны впоследствии обратиться в тот же суд с иском к нарушителю уже в целях разрешения спора по существу.

Нередки ситуации, когда администратор сайта находится за границей. Понятно, что предъявлять требования и судиться в других странах – занятие малоприятное. Есть несколько вариантов, позволяющих этого избежать.

Если нарушается ваше право на товарный знак, который используется в чьем-то доменном имени, и спорный домен зарегистрирован в качестве домена верхнего уровня (.cat, .com, .info, .net, .org, а также некоторые географические домены верхнего уровня .nl, .es, .au, .fr, .ch, кроме .ru, .рф и .su), в таком случае есть возможность внесудебного разрешения спора. Для этого существует специальная процедура UDRP (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy), утвержденной международной корпорацией ICANN. Политика UDRP является обязательной частью любого договора о регистрации доменного имени верхнего уровня. Разрешением спора занимаются специальные арбитражные центры (например, Азиатский центр по разрешению споров о доменных именах). При этом личного участия при разрешении спора не требуется. Если по результатам заочного рассмотрения дела будет принято решение о том, что регистрация домена должна быть отменена или администрирование домена должно быть передано вам, то решение направляется соответствующему регистратору доменных имен, который должен его исполнить.

В качестве примера можно привести известное дело по спору компании «Яндекс» к владельцу домена верхнего уровня yandex.com, в результате рассмотрения которого Центр арбитража и посредничества ВОИС вынес решение о передаче данного домена в пользу компании «Яндекс».

Но что делать, если за границей находится администратор домена, зарегистрированного в зонах .ru и .рф? В таком случае, можно искусственно перенести дело на рассмотрение российского суда, выбрав суд по месту нахождения российского регистратора, указав его в качестве соответчика наряду с администратором домена.

Шаг 4: Сформулировать исковые требования

Как правило, в случае нарушения прав на вашу интеллектуальную собственность, вы можете обратиться к нарушителю со следующими требованиями:

  • Запретить дальнейшее использование объекта интеллектуальной собственности.
  • Удалить контент с сайта.
  • Заблокировать доступ к сайту (за исключением исков о нарушении прав на фотографии).
  • Взыскать убытки или денежную компенсацию в двойном размере от стоимости прав / стоимости контрафактной продукции.

Но перед тем как обращаться с какими-либо требованиями, желательно определить, стоит ли игра свеч? Конечно, ничто не мешает и даже рекомендуется для начала направить письменную претензию в адрес нарушителя с требованием удалить ваши материалы и выплатить вам денежную компенсацию. Это можно сделать даже по электронной почте (хотя лучше также – обычной почтой с уведомлением), что не влечет за собой больших денежных и временных затрат. Другой вопрос, что обычно нарушители либо игнорируют такие требования, либо сразу же удаляют материалы без выплаты денежной компенсации. Хотя справедливости ради надо отметить, что встречаются случаи, когда нарушители, посоветовавшись со своими юристами и оценив ситуацию, идут навстречу и решают урегулировать спор мирным путем, даже выплачивают деньги взамен на предоставление лицензии.

Что же делать, если нарушитель не собирается договариваться? В таком случае у вас есть два основных варианта: забыть о нарушении или идти в суд. Выбор зависит от нескольких факторов:

  • Насколько серьезным было нарушение ваших прав (на какой объект, в каком количестве, как долго).
  • На какую компенсацию вы могли бы рассчитывать.
  • Кто является нарушителем, юридическое или физическое лицо.
  • Какова платежеспособность нарушителя.
  • Где придется судиться, в России или за границей, в вашем городе или нет.
  • Сколько вы готовы потратить на судебные издержки.

Если речь идет о споре с физическим лицом, то такие дела рассматриваются в судах общей юрисдикции по месту нахождения нарушителя. Судебные процессы обычно длятся не менее полугода-года, а взыскивают за нарушения авторских прав относительно небольшие суммы компенсаций: например, 10-20 тыс. рублей за одну иллюстрацию или песню. При этом затраты на юристов могут в значительной мере превышать взысканные суммы.

Исходя из этого, обращение в суд становится предпочтительным и перспективным вариантом, если сумма требований является достаточно крупной, например, не менее 100 тыс. рублей. При этом требование заявляется к юридическому лицу, дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а ответчик находится в России либо на него можно выйти через российские организации, включая регистраторов доменного имени и хостинг-провайдера.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Москва

Эх, если бы был закон, который наказывал этих ворюг

HR-директор, Москва

Екатерина, спасибо, полезная статья!

Юрист, Великобритания

Воровство контента это еще что, а вот когда с использованием ворованного контента компании начинают дурить других людей, тут становится совсем жарко.

Аналитик, Москва

Многократно сталкивался с кражей контента. Крадйт все, включая госорганы. Крадут всЁ - фотографии, тексты, аналитику.
Самоое ужасное, когда крадут текст и искажают по своей воле. Затем это снова кто-то крадёт и искажает. Результат просто ужасен.
Я устал с этим бороться - ну хотя бы не искажали!

Редактор, Польша

Екатерина, спасибо за статью.
Не подскажете ли, есть ли инструмент подобный нотариальному осмотру сайта для случая печатной книги, когда - вопреки договору - издатель не заплатил гонорар автору?

Что делать в таком случае, если проект международный, значимый в своем кругу, издатель заграничный, оплата по договору должна быть сразу же после предоставления текста автором, но вместо этого издатель - напечатав книгу - отвечает автору на запрос о гонораре, что спонсора не нашлось, надеюсь, что в вашей стране купят достаточное для вашего гонорара количество книг...?

Буду признательна за полезные соображения.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Инна, в вашем случае речь идет об исполнении издательством обязательств по договору с вами. Это совсем иная ситуация. Тут надо смотреть сам договор и оценивать обязательства сторон. Так сложно сказать. Если все как Вы говорите, то предварительно можно сказать, что можно требовать через суд обязать выплатить гонорар и проценты за просрочку.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.