Как уберечь доменное имя? Лучшая статья (04.06‒10.06.13) в «Творчестве без купюр»

Анастасия Титаева

Нередко компании вкладывают значительные средства в разработку сайта, уделяют внимание его дизайну и наполнению. Не все компании воспринимают сайт только как свою визитную карточку. Многие связывают свой бизнес именно с раскруткой сайта в сети интернет. При этом к доменному имени вырабатывается отношение как к средству индивидуализации компании, товаров или услуг. Раскрутка сайта в сети интернет влечет за собой дополнительные вложения в сайт. В итоге вложения в продвижение сайта начинают составлять уже весьма существенные суммы.

Можно оставаться спокойными за вложения в сайт, если название доменного имени сходно с фирменным наименованием компании или с зарегистрированным товарным знаком. Но так бывает далеко не всегда. Представим, что компания раскручивает сайт, однако доменное имя отлично от фирменного наименования компании. и товарный знак под доменное имя не зарегистрирован. Вдруг неожиданно появляется кто-то посторонний, владеющий фирменным наименованием либо товарным знаком, сходным с раскрученным сайтом до степени смешения. Именно таким ситуациям и посвящается настоящая статья.

Как только с доменным именем связывают узнаваемость компании, товаров (работ, услуг), оно сразу же начинает напоминать товарный знак, фирменное наименование или коммерческое обозначение. Узнаваемость доменного имени и соотнесение его с конкретной компанией имеет серьезное значение в коммерческом обороте. Поэтому вокруг доменных имен разгораются споры.

Согласно статье 1225 ГК РФ подлежат охране такие средства индивидуализации компании, товаров (работ, услуг), как:

  • Фирменные наименования;
  • Товарные знаки и знаки обслуживания;
  • Коммерческие обозначения;
  • Наименования мест происхождения товаров.

К сожалению, доменные имена не подлежат правовой охране, несмотря на то, что, по сути, они также представляют собой средство индивидуализации компании, товаров (работ, услуг).

Каждому из охраняемых средств индивидуализации отведено свое предназначение. Так фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо (ст. 1473 ГК РФ). Товарный знак делает узнаваемыми товары (работы, услуг) (ст. 1477 ГК РФ). Коммерческое обозначение используют для указания на конкретное предприятие как на имущественный комплекс (ст. 1538 ГК РФ), то есть символика конкретного предприятия либо группы предприятий (текстовая, изобразительная, комбинированная, особая (звуковая, световая). Коммерческое обозначение может не совпадать с фирменным наименованием.

Любое из этих средств индивидуализации необходимо для того, чтобы дать возможность бизнесменам выделять свою компанию, свои товары или услуги. Каждое из них представляет собой нечто иное, как оружие в постоянной борьбе за потребителей, которое начинает действовать только с определенной даты. Фирменное наименование закрепляется за конкретной компанией с момента государственной регистрации этой компании.

Приоритет товарного знака (знака обслуживания) определяется по дате подаче заявки на регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1494 ГК РФ).

Коммерческое обозначение не требует государственной регистрации. С одной стороны, тот факт, что правовая защита не связана с обязательной регистрацией, является преимуществом коммерческого обозначения, но, с другой стороны, владельцу коммерческого знака следует позаботиться о доказательствах начала использования коммерческого знака.

Например, компания представляет собой юридическое лицо с фирменным наименованием «Диетическое питание», имеет производство по изготовлению продуктов питания. Для того чтобы сделать свои продукты узнаваемыми среди потребителей, выделить их среди другого разнообразия продуктов, компания использует коммерческое обозначение «Все только натуральное и полезное». В данном примере коммерческое обозначение не совпадает с фирменным наименованием. Часто коммерческим обозначением пользуются индивидуальные предприниматели, которые не могут иметь фирменного наименования, а регистрация торгового знака – для них хлопотная и затратная процедура.

Коммерческое обозначение должно быть связано только с конкретным предприятием (либо группой предприятий), то есть сфера защиты коммерческого обозначения имеет ограниченную территорию, и она связана только с территорией охвата деятельности предприятия. По территории защиты коммерческое обозначение проигрывает товарному знаку. Например, охрана товарного знака осуществляется по всей России, а владелец товарного знака ведет деятельность только в Москве. Но при этом может в любой момент расширить свою деятельность в пределах РФ. Защита же коммерческого обозначения имеет локальный характер.

Кроме того, право коммерческого обозначения прекращается с ликвидацией предприятия. Передать коммерческое обозначение отдельно от предприятия нельзя, оно может быть передано только вместе с тем предприятием, которое оно обозначает, то есть по договору продажи предприятия либо в порядке правопреемства (ст. 1539 ГК РФ). В этой связи товарный знак, как средство индивидуализации, более предпочтителен тем, что он может быть отделен от компании, а покупателю для того, чтобы владеть товарным знаком, не нужно приобретать все предприятие целиком.

Прежде чем начать использовать коммерческое обозначение, нужно закрепить за собой это обозначение. Достигнуть этой цели можно следующими способами:

  1. передать документы с коммерческим обозначением на хранение нотариусу с получением свидетельства об этом либо нотариальным удостоверением времени предъявления документов (статья 85, статья 97 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1);
  2. депонированием в Российском авторском обществе и получением свидетельства об этом; установлением в судебном порядке факта, имеющего юридическое значение;
  3. внесением в реестр коммерческих обозначений (Информационное письмо Роспатента от 30 января 2009 г).

Любой владелец средства индивидуализации, с которым он связывает деятельность своей компании, продажу своих товаров или услуг, будет защищать свое право на узнаваемость среди потребителей. В связи с этим, если владелец доменного имени не владеет фирменным наименованием, торговым знаком либо коммерческим обозначением, сходным с именем сайта, то не исключено, что он может стать ответчиком по иску правообладателя какого-либо из подлежащих охране средств индивидуализации.

Суд встанет на защиту владельца охраняемого средства индивидуализации независимо от того, было ли доменное имя зарегистрировано значительно раньше по времени возникновения приоритета того или иного средства индивидуализации только потому, что доменные имена не подлежат правовой охране. В связи с этим очень необдуманно инвестировать средства в сайт без того, чтобы не закрепить за собой аналогичное имя либо в виде фирменного наименования или торгового знака, либо в виде коммерческого обозначения.

В противном случае, скажем, владелец товарного знака, может потребовать по суду запрещения администрирования сайта, сходного с его товарным знаком, либо обязать передать ему права администратора сайта, выплатив ему убытки в связи с незаконным использованием его исключительного права – товарного знака. В практике регулярно возникают ситуации, когда регистрируются торговые знаки, тождественные с раскрученными и популярными сайтами, а после владельцев сайтов вынуждают выкупить товарный знак под угрозой получения судебного запрета на использование сайта.

Для признания нарушения прав правообладателю какого либо из охраняемых средств индивидуализации необходимо представить суду доводы того, что:

  • доменное имя сходно или тождественно охраняемому средству индивидуализации, которым владеет правообладатель;
  • доменное имя используется его владельцем в коммерческих целях (в хозяйственном обороте);
  • владельцу сайта не были переданы права на использование средства индивидуализации;
  • информация, представленная на сайте, будет у потребителя вызывать сходство с деятельностью, товарами (работами, услугами), в отношении которых владелец средства индивидуализации обладает охраняемыми правами.

Сходство с деятельностью, товарами (работами, услуги), в отношении которых правообладатель защищает свое средство индивидуализации, определяется следующим образом. Если правообладатель – это владелец компании, защищающий свое право использования фирменного наименования, то защита его исключительного права распространяется на те виды деятельности, которые указаны в уставе его компании. Если правообладатель – владелец товарного знака, то защита будет распространяться на те товары (работы, услуги), для которых испрошена регистрация торгового знака (приведены в свидетельстве на товарный знак).

Наиболее универсальным вариантом является регистрация товарного знака, тождественного с доменным именем. Перечень товаров (работ, услуг), испрашиваемых для регистрации товарного знака, должен совпадать с ассортиментом, предлагаемым на сайте для продажи. Если для закрепления за собой доменного имени исходить из наименее затратного подхода (но напомним, что наиболее надежный способ – регистрация товарного знака), то представляются следующие варианты:

  • Доменное имя подкреплено коммерческим обозначением, либо 
  • Доменное имя совпадает с фирменным наименованием.

Однако, не всегда все бывает безоблачно и у самих правообладателей средств индивидуализации. Встречаются ситуации, когда:

  • Зарегистрированы компании с идентичным фирменным наименованием;
  • Фирменное наименование одной компании совпадает с товарным знаком, имеющим другого владельца;
  • Фирменное наименование либо товарный знак сходен с чужим коммерческим обозначением.

Как же быть в таких ситуациях, если владельцы обладают равно одинаковыми охраняемыми правами?

Ответ содержится в пункте 6 ст. 1252 ГК РФ. Под защиту попадет то средство индивидуализации, которое возникло раньше. То есть среди равно охраняемых средств индивидуализации действует принцип старшинства. Обладатель исключительного права, которое возникло ранее, вправе требовать признания недействительным предоставления правовой охраны другому средству индивидуализации, право на которое возникло позже, в виде полного или частичного запрета на его использование.

Под частичным запретом в правовой охране средств индивидуализации понимается использование другим правообладателем сходного средства индивидуализации в отношении тех видов деятельности или в отношении тех товаров (работ, услуг), с которыми соотнесены права «старшего» правообладателя.

Подводя итог можно утверждать, что в любом случае прежде, чем вкладываться в сайт, нужно позаботиться о защите доменного имени. Только своевременная защита позволит вести борьбу за своих покупателей. Без защиты своего средства индивидуализации невозможно выиграть в конкурентной войне.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва

тут наверное всё проще. НАШ пример: сайт www.stcg.ru Знаем, что появился клон в лице непроф. консультанта - психолога. Мы-то строим системы СБЫТА (продаж). Вопрос юридически, конечно, решается. НО НАШИ-то технологии вообще никто из Консалтинг-компаний НЕ практикует:-) и НАШЕ юр.лицо я становится всё более и более популярным:-) с ув.,

Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Анастасия Титаева, Статья полностью подтверждает описание в профиле. Как в подтверждение того, что для достижения значительных результатов, важно заниматься своим делом. Ничего лишнего в статье и ничего не осталось без внимания. По заявленной теме - оговорено все! Благодарю за информацию.
Татьяна Соколова пишет: и НАШЕ юр.лицо я становится всё более и более популярным
Татьяна, тут вопрос в другом. Что будет если другой консультант станет предлагать такие же услуги как ваши, но уже под зарегистрированным/ой (ТЗ)/(ТМ). Он может попросить вас изменить доменное имя или отдать ему. Хотя, судя по названию вашего домена, думаю вы долго сопротивляться не будете, ведь можно и замену аналогичную найти. Потери могут быть только в конверсии или в кликах, как бывает, когда начинаешь раскручивать новый домен в сети.
Генеральный директор, Москва

Надеюсь, эта информация поможет Вам или Вашим знакомым.

Директор по маркетингу, Москва

''В противном случае, скажем, владелец товарного знака, может потребовать по суду запрещения администрирования сайта, сходного с его товарным знаком, либо обязать передать ему права администратора сайта''
Мы так и поступили два года назад.
А вот пример: есть крупнейшая машиностроительная корпорация Китая SANY. Они вышли на рынок России и просто завели сайт http://www.sany-rus.ru/ и не стали связываться (может быть пока) с владельцами непонятного сайта http://www.sany.ru/
Кстати, Анастасия, у Вас с доменом полный ОК)))

Генеральный директор, Москва

По поводу Sany. Ничего не известно по поводу владельца sany.ru (может быть у него есть товарный знак). Во-вторых, ничего не известно о зарегистрированных на территории России правах компании Строймаш. В третьих, нам ничего не известно о правах корпорации Sany на территории России (в частности, есть ли регистрация по мадридскому соглашению и если есть включена ли Россия). Вобщем, всё зависит от имеющихся документов.
Да, и в четвертых нам ничего не известно о видах на этот домен 97 компаний в названии которых присутствует слово ''сани'' :)

Менеджер, Украина

Добрый день.
Анастасия, а как Вы можете прокомментировать домен GMAIL.RU?
Почтовый сервис компании GOOGLE является торговым знаком? Почему бы им не поругаться со своим клоном, который предлагает платный сервис пересылки писем? Причем, я узнал о нем совершенно случайно, когда с моих слов мой адрес электронной почты был записан неверно (вместо @gmail.com записали @gmail.ru). Когда мне уже отправили кучу сообщений на несуществующий ящик - я решил зарегистрироваться на gmail.ru, чтобы сделать переадресацию на gmail.com. Но к своему большому удивлению обнаружил, что это платный сервис, рассчитанный как раз на такие случаи.

Генеральный директор, Москва

Если Вы обратили внимание, на сайте этого клона выложена копия свидетельства на товарный знак gmail.ru датированная 20.12.2005 (дата подачи заявки, приоритет устанавливается отсчитывая от этой даты) и принадлежит веб-студии (сайт которой, по их заявлению, тоже зарегистрированный знак).
Кстати, вот на этой странице http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/ можно проверять регистрации товарных знаков (по номерам).
Судя по тому, что сайт существует с 1 марта 2005 года и до сих пор не отсужен Гуглом, можно сделать вывод, что Гугл не зарегистрировал в России товарный знак gmail до 1 марта 2005. Со стороны правообладателя gmail.ru нет нарушения и общеизвестных знаков, т.к. они не претендовали на домен google.ru или googlemail.ru
Это хороший пример важности регистрировать домены (и другие товарные знаки) и не только регистрировать, но и делать это вовремя.

Менеджер, Украина

Да, честно говоря, не обратил внимание на регистрацию товарного знака.
Ради интереса проверил, как с этим же доменом обстоят дела в Украине. http://gmail.com.ua/ Домен не активен, но зарезервирован компанией Google.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.