В последнее время российское законодательство все активнее пополняется нормами, позволяющими блокировать интернет-сайты по самым разным причинам. Поэтому руководству компаний, в деятельности которых интернет занимает важное место, жизненно необходимо понимать, от чего может исходить угроза блокировки их ресурса, когда и как ее можно предотвратить.
В чем заключается блокировка сайта
Краткий ответ очевиден – сайт перестает работать. Но надо заметить, что технически блокируют не сайты, а домены и сетевые адреса, по которым они находятся. Поэтому блокировка означает прекращение работоспособности всех онлайн-ресурсов, которые приписаны к домену или сетевому адресу. В том числе это касается форумов, баз знаний и других совершенно некоммерческих ресурсов, которые непосредственно к причине блокировки, возможно, не имеют никакого отношения.
Кроме того, ценность любого онлайн-ресурса определяется прежде всего его известностью. Что, в свою очередь, неразрывно связано с социализацией – то есть количеством каналов для обратной связи, самостоятельных публикаций пользователей, их общения, лайков, репостов и т.д. Когда известный сайт перестает быть доступным, его посетители вынуждены искать альтернативы. Возможно, они будут преисполнены сочувствия, но потерю своих данных в виде комментариев, статей, отзывов, блогов и даже лайков обязательно заметят, и отнесутся к этому, скорее всего, крайне негативно.
Убытки от вынужденного простоя онлайн-бизнеса не меньше, а зачастую и больше, чем у обычных офлайн-магазинов и офисов за аналогичный период времени. Поскольку время в случае блокировки сайта будет работать против вас, давайте разберемся в том, как именно это происходит и что можно сделать.
Процедура блокировки в определенных случаях различается, но зачастую выглядит примерно следующим образом:
- У Роскомнадзора появляется информация о незаконности содержимого сайта.
- Роскомнадзор определяет провайдера хостинга и направляет ему уведомление.
- Провайдер хостинга уведомляет владельца (администратора) сайта о необходимости в определенный срок удалить нелегальный контент.
- Если владелец сайта проигнорировал требование, то доступ к сайту ограничивает провайдер хостинга. Если он этого не делает, то блокировку проводят операторы связи (например, такие компании как «Ростелеком», SkyNet, «МегаФон» и т.п.) по требованию Роскомнадзора.
Может сложиться впечатление, что это длительная бюрократическая процедура. На самом деле иногда все происходит на удивление быстро. По закону у администратора сайта есть всего один рабочий (а иногда и календарный) день на удаление спорных материалов. Кроме того, даже моментальное устранение причины претензий Росмкомнадзора не поможет, если суд уже вынес решение о «вечной» блокировке.
Таким образом, два предварительных вывода:
1) Нужно приложить максимум усилий, чтобы не допустить «вечной» блокировки сайта, иначе ситуация может стать фатальной в рамках рассматриваемой проблемы и даже устранение причин блокировки не «оживит» ваш сайт (по крайней мере, по старому адресу).
2) Поскольку времени на реакцию может оказаться очень мало, лучше вообще не доводить дело до блокировки, устранив все поводы для возможных претензий заранее.
Итак, профилактика. Любимый совет врачей, юристов, автомехаников и специалистов практически в любой сфере. Раз все так тепло отзываются о профилактике, возможно, это не такая глупая мысль. Но что конкретно можно сделать? Для ответа на этот вопрос важно понимать предпосылки блокировки.
За что могут заблокировать сайт
В самом общем виде основные причины блокировки можно разделить на два вида:
- когда информация на сайте нарушает права конкретных лиц,
- и когда она нарушает публичные интересы.
Как нетрудно догадаться, во втором случае владелец интернет-ресурса поставлен законом в более сложное положение. Но пойдем по порядку.
1. Незаконное использование чужих объектов авторских и смежных прав
Сайт может быть заблокирован по инициативе правообладателя, если на нем без соответствующего разрешения или с иными нарушениями закона используются объекты авторских и смежных прав (в том числе фильмы, музыка, тексты, изображения, программное обеспечение, но не фотография – это исключение). Например, если не получена лицензия на распространение или если незаконно удалена информация об авторстве. В таком случае сайт подпадает под пакет поправок, прозванный в СМИ «антипиратским законом». В последнее время он регулярно ужесточается по отношению к нарушителям, и применяется все чаще.
Здесь следует обратить внимание на следующее:
- Правообладатель вправе не только направить в адрес администратора сайта претензию о нарушении интеллектуальных прав, но и попросить суд принять обеспечительные меры. То есть можно подать в суд заявление с просьбой о блокировке сайта на период судебного разбирательства и даже на период до 15 дней до подачи официального иска с детализацией нарушений. Для удовлетворения такого заявления судом правообладателю не нужно доказывать незаконность использования его интеллектуальной собственности – достаточно подтвердить факт незаконного использования интеллектуальной собственности в интернете и наличие своих прав на эту собственность.
- Предписание о блокировании сайта может содержаться в решении суда по иску о нарушении исключительных прав. При этом такое решение в некоторых случаях предусматривает и другие меры ответственности к владельцу сайта – например, выплату компенсации за нарушение исключительного права.
- С недавнего времени закон предусматривает «пожизненную» блокировку сайта. Суд может вынести подобное решение, если на сайте неоднократно и неправомерно размещались объекты авторских и смежных прав (пример: блокировка Мосгорсудом сайта Rutracker.org).
2. Нарушение закона о персональных данных
Возможность блокировки сайта за нарушение порядка обработки персональных данных появилась в законодательстве одновременно с запретом хранить персональные данные россиян за рубежом, который вступил в силу 1 сентября 2015 года. По всей видимости, именно для сайтов, которые не успели локализовать сервера с персональными данными в РФ, и была введена эта процедура. Но в то же время, закон не ограничивается такого рода нарушениями и говорит о том, что поводом для блокировки может стать любое нарушение порядка обработки персональных данных. Важно понимать, что обработка персональных данных – крайне широкое понятие. К ней относится, в том числе, хранение персональных данных, их накопление, уточнение и т.п.
Основанием для блокировки может стать решение суда, полученное по обращению субъекта персональных данных (то есть того гражданина, чьи данные обрабатываются). Яркий пример: решение Мещанского районного суда города Москвы о блокировке страницы сайта Lurkmore.to за использование изображения (фотографии) певца Валерия Сюткина в серии интернет-мемов. Но в этом деле речь шла не о нарушении авторских прав на фотографию, а о незаконном использовании изображения певца, которое тоже относится к персональным данным.
Порядок блокировки максимально похож на тот, который применяется при нарушении исключительных прав – владельцу сайта также предоставляется один рабочий день на устранение нарушений (чего, скорее всего, будет недостаточно в случае необходимости переноса данных в РФ).
3. Распространение «запрещенной» информации
Под запрещенной к распространению информацией понимаются, прежде всего, конкретные категории информации, определенные в законе:
- порнография с участием несовершеннолетних;
- информация об изготовлении / использовании наркотиков;
- информация о способах суицида;
- данные о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий;
- нелегальные интернет-казино.
Информацию, попадающую в этот перечень, признают запрещенной к распространению уполномоченные государственные органы, решения которых являются основанием для включения адреса сайта в реестр запрещенных онлайн-ресурсов.
Следует помнить, что запрещенными можно признать и любые другие сведения, но уже в судебном порядке. Суды, например, неоднократно выносили решения о блокировке в отношении сайтов, через которые дистанционно продавался алкоголь в нарушение закона.
Логично предположить, что суд, признавая информацию запрещенной, должен основываться на нормах закона, из которых следовала бы необходимость ограничения доступа к информации. Например, закон запрещает нарушение тайны переписки или распространение информации, составляющей коммерческую тайну – в таких случаях блокировка будет обоснованной. Однако, как показывает практика, существуют факторы, которые делают последствия регулирования в этой сфере достаточно непредсказуемыми и опасными для бизнеса. Например:
- Широкое понимание судами своих полномочий по ограничению доступа к информации. Зачастую судебные акты, где та или иная информация признавалась запрещенной, мотивировались не только положениями законов, но и, помимо прочего, тем, что блокируемые сведения, по мнению судов, «подрывали принятые моральные устои общества». Иными словами, не выработан четкий и ограниченный круг критериев, позволяющих протестировать информацию на легальность.
- Владелец сайта может и не знать о судебном процессе по блокировке. Ответчиками нередко бывают операторы связи, а не администраторы сайтов. Кроме того, процесс может проходить в порядке так называемого «особого производства»: суд просто констатирует незаконность информации без участия какого-либо лица в качестве ответчика.
4. Призывы к экстремизму и беспорядкам, а также к участию в несанкционированных публичных мероприятиях
Такого рода информация блокируется по требованию Генпрокурора РФ или его заместителей, а владелец сайта уведомляется об ограничении доступа к ресурсу постфактум – одновременно с блокировкой сайта об этом информируется провайдер хостинга, а он, в свою очередь, должен в течение 24 часов известить администратора сайта. Последний имеет возможность удалить незаконную информацию, после чего уведомить об этом Роскомнадзор, с разрешения которого операторы возобновляют доступ к заблокированному ресурсу.
5. Нарушение «организатором распространения информации» своих обязанностей
Проблема в том, что понятие «организатора распространения информации» дано в законодательстве достаточно расплывчато. Статус организатора распространения информации связан с тем, что такое лицо вовлечено в передачу электронных сообщений. Очевидно, что законом подразумеваются социальные сети, почтовые сервисы, мессенджеры, форумы и тому подобные ресурсы.
На организаторов распространения информации возлагаются специфические обязанности, в частности: хранить в течение полугода сведения о пользователях и об обмене сообщениями между ними, а также предоставлять такие сведения органам, которые ведут оперативно-разыскную деятельность. Если обязанности, возложенные на организатора распространения информации, не исполняются, то ему может поступить уведомление Роскомнадзора с указанием срока на их исполнение (минимум 15 дней). Если уведомление будет проигнорировано, то Роскомнадзор направит операторам связи решение о блокировке ресурса, а его владельца проинформирует об этом через провайдера хостинга.
Что делать
Пока работоспособности сайта ничего не угрожает, можно методично минимизировать угрозы. «В зоне риска» находятся все онлайн-ресурсы, где контент генерируется и размещается самими пользователями, и при этом не проходит серьезной премодерации (если она вообще присутствует). Опасность существует и для тех сайтов, администраторы которых не проверяют законность публикации на них материалов: текстов, видеороликов, аудиозаписей и т.п. Вторая большая группа ресурсов, которые потенциально могут быть заблокированы – сайты, содержащие информацию, которая обрабатывается с нарушением законодательства о персональных данных. Это, по сути, означает, что в зоне риска находятся практически любые сайты, предусматривающие регистрацию (создание личных кабинетов или аккаунтов) пользователей.
Можно сократить риски, отключив некоторые функции сайта. Например, новостные порталы часто закрывают комментарии к публикациям по особо острым темам, где логично ожидать повышенного накала страстей и эмоциональных обсуждений.
Сложно перестараться с получением согласий пользователей на передачу своих персональных данных для обработки и на безвозмездное использование интернет-ресурсом материалов, опубликованных пользователями. Такие оговорки часто встречаются на практике, в том числе в качестве подробных правовых документов, помещенных в разделе юридической информации. Ссылки на условия использования сайта нередко скрывают под собой развернутые, детально проработанные пользовательские соглашения, оферты, политики конфиденциальности, условия об использовании объектов авторских и смежных прав, а также другие положения, регламентирующие отношения сайта с посетителями.
Безусловно, стоит позаботиться о том, чтобы на корпоративном сайте не могло появиться сообщений, прямо противоречащих законодательству РФ – например, призывов к употреблению наркотиков, суицидам, экстремизму, беспорядкам и т.д. Но всего не предусмотреть. Поэтому главное, о чем следует позаботиться заблаговременно – отработать внутреннюю систему оповещений и назначить конкретных ответственных за немедленную реакцию на любые претензии регулирующих органов. Если проблема будет устранена в течение дня, шансы на сохранение работоспособности ресурса резко возрастут.
Кроме того, владелец сайта, наряду с хостинг-провайдером или оператором связи, могут в течение трех месяцев обжаловать решение Роскомнадзора о включении сайта в реестр запрещенных. Не исключено, что это потребуется сделать, даже если ваш сайт или конкретные страницы сайта не содержат нелегальный контент. Дело в том, что блокировки могут выполняться не совсем корректно технически (в особенности, если говорить о блокировке по сетевому адресу), и «заодно» с блокируемым ресурсом пропадает доступ к тем ресурсам, на которых размещен совершенно легальный контент. Из-за этих особенностей под угрозой, например, уже находилась «Википедия».
Есть и другие нюансы. Так, за пределами этой статьи остаются такие случаи, как запрет использования доменного имени из-за схожести с чужим товарным знаком или обязанность администратора удалить информацию, которая порочит честь или деловую репутацию другого лица. Дело в том, что такого рода нарушения, как правило, не могут быть поводом для блокировки сайта, тем более в административном порядке. Во всяком случае, не должны становиться таким поводом.
Задача владельца и администратора сайта – внимательно изучить законодательную базу и выполнять все, что может быть четко формализовано. А в остальном нужно быть готовым быстро реагировать, и знать, как именно бороться за свои права.
Спасибо автору за интересную статью. В продолжение темы хотелось бы узнать, какие юридические различия существуют между корпоративным и личным сайтом. Смею предположить, что у фирмы больше ограничений чем у человека.
Борис, спасибо!
Это зависит от того, о каких ограничениях мы говорим.
Если говорить о блокировке, то принципиального отличия здесь нет: не так важно, кому принадлежит сайт и для чего он используется, если содержимое сайта противоречит закону. Иначе было бы слишком легко защищаться от блокировок, "оформляя" сайт на физическое лицо (не говоря уже о том, что на практике физ.лица нередко выступают администраторами корпоративных сайтов).
Но в интернет-отношениях коммерческая организация действительно в большей степени подвержена рискам, чем рядовой гражданин. Например, в случае привлечения к административной ответственности штрафы для компаний традиционно в десятки, а то и в сотни раз выше, чем для граждан. Если говорить о судебных спорах по искам правообладателей, то коммерческая организация тоже находится в менее выгодном положении: например, в отличие от граждан компания не может ссылаться на отсутствие вины в нарушении чужих интеллектуальных прав. Помимо этого, если компания выступает оператором персональных данных, то у нее возникает больше обязанностей в связи с их обработкой, чем у оператора, который является физическим лицом.
Если блокировка состоялась и оспорить нет желания или возможностей, то какие варианты? Где лучше хостинг держать, в России или за ее пределами? За пределами лучше? По крайней мере сайт будет работать и можно поехать скажем в соседнюю страну и там получить с нему доступ.
Не упоминаю другой способ доступа, потому что он, кажется, запрещен?
Статью писал аматор. Если вас действительно волнует доступность и фунционал сайта - то обратитесь к профессионалам, желательно с уклоном в ИБ.
Но я только раз сталкивался с критичным требованием онлайн-бизнеса в России - это цветы. Товар специфичный - нужна реалтайм логистика и прочие фишки.
Для завода, который точит рюхи из болванок - такой солюшен не нужен.