Секреты CEO: пять принципов эффективного управления

Успех компании во многом зависит от принципов управления, которые действуют в бизнесе. «Я контролирую только цифры и выполнение плана», — звучит заманчиво, но кто будет достигать этих самых цифр? Руководитель, в первую очередь, должен создать правильную команду и наладить с ней контакт, замотивировать людей.

1. Соберите прорывную команду

У многих CEO есть привычка собирать вокруг себя похожих на их людей. Комфортно, когда тебя окружают люди, понимающие с полуслова. Но это приводит к вырождению управления. Если решения принимаются без споров — это означает, что у вас недостаточно разных мнений, чтобы охватить максимально широкое поле решений.

Стремитесь набирать в команду максимально отличных друг от друга людей. Чем ярче различия, тем лучше. Идеально, когда сотрудники дополняют друг друга, и у каждого своя роль. Разные «точки сборки» позволят увидеть ситуацию со всех сторон и в диалоге найти лучшее, прорывное решение.

Ищите людей умнее себя. Это позволит выстроить сильную и динамично растущую компанию. Многие руководители опасаются людей умнее себя, потому что сотрудник может подсидеть или нарушить субординацию. Но если вы являетесь авторитетом для сотрудника, правильно устанавливаете границы и вовремя их корректируете, возможностей это сделать сильно поубавится.

При этом старайтесь сохранять баланс рациональных и творческих решений. Если ваш уклон в творческое мышление — застрянете на уровне мелкого бизнеса. Если в рациональное — упустите переломный момент и кучу возможностей.

2. Вы — отражение вашей компании

Сотрудники часто находят повод играть на ваших чувствах и отношениях. И это вредит результату. Если интерес одного сотрудника, даже ключевого, противоречит интересам компании, то вам нужно делать выбор в сторону компании.

В первую очередь, вы должны ассоциироваться у своих подчиненных с компанией, ее системой ценностей, целями и приоритетами. Быть «гарантом конституции». Только твердая уверенность в приоритетности интересов компании позволит вам принимать правильные в долгосрочной перспективе решения.

В то же время нельзя быть глухой стеной для подчиненных. Если ваши сотрудники не увидят в вас человека, правильные взаимоотношений могут не возникнуть. Секрет заключается в том, чтобы уметь вовремя переключаться с личностного общения на ролевую модель (вы директор, руководитель отдела или департамента) и обратно. Умение делать это в нужный момент — один из ключевых навыков CEO.

3. Определите «смысл жизни»

Многие руководители недооценивают роль миссии компании, потому что слышали много высокопарной чепухи, не имеющей отношения к реальной работе. Тем не менее, если миссия сформирована конкретно, она позволяет добавить нематериальной значимости в работу сотрудников.

Каждая компания в чем-то улучшает жизнь, дает новые возможности, реализует потребности. Иначе она бы не существовала на рынке. Подумайте, что именно ваша компания делает для людей. Даже если вы просто улучшаете им настроение, заявите об этом. При правильном внедрении миссии, в вашей компании будут работать те люди, для которых это важно и совпадает с их внутренним устремлением. Лучшей мотивации не существует.

4. Используйте персональный контроль

Сейчас очень популярны системы автоматизации контроля сотрудников. Порой они дают CEO ложную надежду уйти от повседневного управления персоналом.

Другое дело — плановые персональные встречи сотрудников с руководителем. Я считаю, что нужен личный контакт для контроля и безошибочного толкования работы. Если задача не выполнена, личная встреча поможет понять — была ли это ошибка или проступок (невыполнение прямого приказа, нарушение дисциплины). Каждый человек имеет право на ошибку, а за проступок должно быть обязательное наказание.

Любую систему можно обмануть, а личный контроль выявит все огрехи и даст обратную связь, что является одним из самых мощных инструментов управления. Обратная связь дает вам понимание того, как помочь сотруднику приблизить свои жизненные и карьерные ориентиры к целям и приоритетам компании.

В своей компании я использую листы поручений и контролирую их выполнение на персональных встречах со всеми сотрудниками. Это занимает больше времени, но усилия окупаются, когда видишь результаты.

5. Укрепляйте власть

Это то, что обеспечивает работу всех инструментов CEO. Любая ситуация в компании может укрепить или ослабить вашу власть. Хорошая новость в том, что понимая базовые принципы, вы сможете начать укреплять ее регулярно. А это создаст здоровую атмосферу в команде и обеспечит компании успешное будущее.

Например, многие используют денежные штрафы для наказания сотрудников. На мой взгляд, это худший из инструментов, так как он создает опасную иллюзию рыночных отношений между руководителем и подчиненным. Сотрудник может покупать некорректное поведение и нарушение приказов. Стоит ли говорить, что это не имеет ничего общего с реальной властью?

В то же время личное воздействие на сотрудника способно гораздо сильнее скорректировать его действия, так как они воздействуют на эмоциональном уровне. Это сложнее денежных штрафов, требует кучу времени и энергии. Но это действительно работает.

Ваша задача — достучаться до человека так, чтобы в следующий раз нарушение приказа было настолько некомфортным, что проще преодолеть себя и сделать работу. Правильная обратная связь укрепит вашу власть и даже замотивирует сотрудника на большие результаты. Вряд ли захочется разочаровать нарушением прямого приказа руководителя, который заботится о росте и развитии членов своей команды, является для ее авторитетом.

Самые сильные CEO в мире уже внедрили эти принципы в свою работу. Они стали основой для завоевания лидерства их компаниями.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Хорошая статья. Готов подписаться почти под каждым словом. Хотя есть ощущение, что статью писал неисправимый идеалист. Чего стоит, например, утверждение, что руководитель должен брать людей умнее себя. Для этого нужно чтобы он думал больше о бизнесе, чем о своей карьере. У меня однажды был случай, когда на финальном этапе собеседования генеральный директор прямо сказал, что я идеально подхожу по всем критериям, но он не хочет брать в компанию потенциального конкурента для себя. Компания небольшая, продажи и сервис почти неотделимы, в штаб-квартире общаться приходится с теми же людьми, а у него возраст и плохой английский) насчёт миссии тоже все сложно. В большинстве компаний это не более чем лозунг, о котором даже никто не задумывается.

Менеджер, Украина

Всегда внимательно читаю публикации посвященные эффективному управлению. Статья называется "Пять принципов эффективного управления".

1. Соберите прорывную команду
2. Вы — отражение вашей компании
3. Определите «смысл жизни»
4. Используйте персональный контроль
5. Укрепляйте власть

Все это можно отнести к принципам построения работоспособной системы. А где принципы эффективного управления? :-)

Генеральный директор, Москва
Игорь Луценко пишет:
Все это можно отнести к принципам построения работоспособной системы. А где принципы эффективного управления? :-)

Игорь, простите за глупый вопрос, но мне непонятны Ваши комментарии. Не могли бы Вы пояснить подробнее в чем ошибка автора? На мой взгляд перечисленные Вами же пять пунктов и являются необходимыми условиями (принципами) эффективного управления. А "работоспособная система“ вполне может существовать и без этих условий. И существует, кстати, во многих компаниях.

Менеджер, Украина
Игорь, простите за глупый вопрос, но мне непонятны Ваши комментарии. Не могли бы Вы пояснить подробнее в чем ошибка автора? На мой взгляд перечисленные Вами же пять пунктов и являются необходимыми условиями (принципами) эффективного управления

Максим, для реализации принципов эффективного управления необходимо в первую очередь обеспечить наличие степеней свободы системы достижения цели. Например, если токарь вытачивает деталь, нужно дать возможность токарю выбирать такую скорость, которая будет учитывать величину энергопотребления, износа резца и времени. Если установить жесткий временной норматив, эффективное управление будет невозможным в принципе.

При этом, операции контроля качества к принципам эффективного управления не относятся, поскольку это ограничение на процесс управления.

Принцип 1 - свобода выбора режима функционирования.

Также необходимо обеспечить контроль стоимости затрат, времени операции и иметь представление о стоимости готового изделия.

Принцип 2 - оценка базовых параметров, позволяющих рассчитать эффективность операции.

При этом все это не будет работать без буферной системы обеспечения целевой токарной операции на входе. То есть, токарь не должен простаивать по вине нехватки заготовок .

Принцип 3 - возможность бесперебойной работы.

С другой стороны, необходима такая система приема готовых изделий, которая не дать возможность перебоев последующих систем и одновременно перепроизводства.

Принцип 4 - Система управления запасами на выходе должна обеспечивать такой минимальный уровень запасов заготовок, который при пиковом спросе не даст дефицита готовых изделий для последующих процессов.

Принцип 5 - Та же система управления запасами на выходе должна поддерживать оптимальный верхний уровень запасов.

Если в качестве примера взять другую, например, торговую операцию, будет немного по другому, но в принципе похоже. Как видно, прорывная команда,
смысл жизни, контроль качества, укрепление власти, - все это важно, но прямого отношения к принципам эффективности не имеет :-)

Генеральный директор, Москва
Игорь Луценко пишет:
Максим, для реализации принципов эффективного управления необходимо в первую очередь обеспечить наличие степеней свободы системы достижения цели.

Игорь, кажется понял, о чем Вы говорите, хотя и не сразу :) Вы говорите об эффективности отдельного процесса. Но бизнес - это не просто набор отдельных процессов. Если бы при работе над свими проектами (повышение эффективности сервисных организаций) я использовал подобную терминологию, мне очень сложно было бы объяснить сотрудникам и заказчикам, что необходимо сделать. В данном случае, мне кажется, имеет место подмена понятий. Не настроен вести схоластических диспутов, поэтому предлагаю каждому остаться при своем мнении. Но за пояснение спасибо.

Менеджер, Украина

Максим, если Вы действительно заинтересованы в эффективном управлении сервисных организаций, то разберетесь в том, что невозможно управлять эффективностью двух и более процессов одновременно. У каждого объекта управления свои индивидуальные характеристики. Эффективное управление заключается в том, чтобы ориентировать на эффективное функционирование каждый объект, индивидуально. Тогда будет согласованное движение объектов к цели Владельца (максимальным темпам развития возможностей). И никакой схоластики :-)

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Ищите людей умнее себя.

Хм, часто используют термин - умнее глупее. А что значит умнее? Буду благодарен за консультацию. После этого можно двигаться и дальше.

Менеджер, Украина
Владимир Токарев пишет:
Цитата - Ищите людей умнее себя.

Тоже хотел задать подобный вопрос автору, но, не задал, ввиду очевидного неответа :-)

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Владимир Токарев пишет:
А что значит умнее? Буду благодарен за консультацию.

Да, пожалуйста. Вас, Владимир Фёдорович, проконсультирую и без благодарности. Тем более, что это не так уж и трудно.

Те, кто умнее, не задают таких вопросов.

(Владимир Фёдорович, ну что же Вы так "подставляетесь". :) )

Генеральный директор, Нижний Новгород
Владимир Зонзов пишет:
Те, кто умнее, не задают таких вопросов.

Это, Владимир Иванович, несколько иной "ум" - на задавать лишних вопросов, а то вдруг окажешься в дураках; не задавать вопросов - всегда спокойнее, это точно. Потому, вероятно, никто и не замечает, что "король голый".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.